Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 654
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
331
касается старых женщин, особенно принадлежащих к расовым меньшинствам (F. Leonard & Loeb, 1992).
Вследствие стремления к независимости и возможности вести частную жизнь небольшой процент пожилых людей живут с кем нибудь, и только примерно один из восьми остается со своими взрослыми детьми. Другие просто живут неподалеку от них и часто их навещают. В некоторых случаях родители могут помогать взрослым детям в воспитании внуков, а те, в свою очередь, оказывать родителям финансовую и эмоциональную поддержку во время их болезни. Таким образом, как уже было сказано, только небольшой процент стариков живет в домах престарелых. Другие предпочитают жить самостоятельно или прибегать к услугам помощников.
Поскольку в большинстве случаев женщины живут дольше своих мужей, среди пожилых американцев больше вдов, чем вдовцов. В США около половины женщин становятся вдовами в 60 лет с небольшим и 80% – когда им за 70. Среди пожилых людей старше 65 лет в три раза больше вдов, чем вдовцов. Женщины лучше адаптируются к потере супруга, чем мужчины. Хотя, как упоминалось выше, мужчины устроены лучше в финансовом отношении, они испытывают большие трудности при выполнении рутинной домашней работы, более одиноки и менее счастливы, чем вдовы и одинокие пожилые женщины. Те, кто прожил одиноко прежнюю жизнь, чаще более удовлетворены своей жизнью в поздней зрелости, чем вдовы и вдовцы тех же лет, возможно, потому что они избрали одинокий стиль жизни и уже успели к нему привыкнуть.
Женщинам обычно легче заводить знакомства в пожилом возрасте отчасти потому, что они были больше включены в социум раньше; кроме того, в пожилом возрасте существует диспропорция полов, о которой мы уже говорили. По мере сокращения с возрастом числа социальных контактов особенно значимыми для представителей обоих полов становятся друзья. Растет число случаев, когда люди, чьи соседи не меняются до старости, поддерживают отношения со своими друзьями из прошлого.
Некоторые друзья могут умереть; но менее обширные социальные взаимоотношения пожилых такие же крепкие, как и у более молодых людей (Lang & Cartensen, 1994). Те, кто сменил место жительства, может завести новых знакомых. Друзья могут играть столь же важную роль, что и родственники, защищая нас от одиночества в старости. Возможно, поэтому некоторые люди, имеющие друзей такого же возраста, предпочитают жить в собственных домах или совместно; часто на солнечном побережье
Юга (Crispell & Frey, 1993).
Пенсионные годы
Когда Конгресс повысил обязательный пенсионный возраст с 65 до 70 лет в бизнесе и промышленности, некоторые чиновники были обеспокоены, что это негативно скажется на мобильности корпораций. Но страхи не оправдались, и новый пенсионный возрастной ценз был принят повсеместно (McLean, 1988). Многие, однако, продолжают выходить на пенсию в 65 лет, хотя прежняя тенденция к снижению пенсионного возраста начинает меняться на обратную. Также компании осознают выгоды от использования людей старшего возраста в качестве рабочей силы (Olivero, 1989).
Опыт отставки, который различен у разных людей, обычно зависит от некоторых обстоятельств.
Первое и самое главное – это отношение человека к отставке. Обычно, чем более она добровольна, тем легче происходит приспособление к новому образу жизни. Другое важное условие благополучия пенсионного периода жизни – хорошее здоровье. Некоторые жалобы пенсионеров касаются именно плохого здоровья, а не отставки самой по себе. Помимо этого в пенсионном возрасте очень важен нормальный доход. При том, что реальный доход является наиболее значимым фактором,
«субъективная удовлетворенность» доходом тоже имеет значение. Хотя доход пенсионеров уменьшается, они обычно имеют и меньшие расходы (например, выплаты по закладным). Поэтому доход пенсионеров вполне соответствует их новому образу жизни. Зена, например, была счастлива, что ее страховка, а также страховка ее мужа были выплачены, когда ей было 65. В то же время лица с более высоким доходом обычно по выходе на пенсию имеют более приятную жизнь.
С увеличением количества пожилых людей в США возрастает значимость более гуманной политики по отношению к ним. Представители различных областей общественной жизни (правительства, науки, бизнеса, государственных учреждений, медицины) начали обсуждение ключевых вопросов пенсионной политики: предпенсионное планирование, альтернативные модели занятости для пожилых (например, частичная занятость или деятельность, требующая более медленного темпа) и поэтапная отставка. И
Зена и ее муж, имели оптимистичные планы на будущее; у многих таких планов нет. В обществе возрастает осознание того факта, что, чем большее число пожилых людей будет рассматривать свои
332
поздние годы как продуктивные, тем больше выиграет каждый член общества.
Счастливая старость
Кто поступает лучше, чтобы обеспечить себе приятную старость – человек, продолжающий активно работать и вести активную социальную жизнь, или тот, кто отдыхает в шезлонге у своего крыльца?
Приверженцы теории активной старости полагают, что, чем более активным остается человек, тем лучше он приспособлен и более удовлетворен вне зависимости от возраста. Напротив, сторонники теории свободной (от работы) старости считают, что с возрастом люди стремятся освободиться от общества, причем, психологическая потребность в этом обычно появляется примерно на 10 лет раньше, чем социальная. Зена, например, была рада читать, сидя в кресле, а также по своему собственному желанию работать на прежнем месте в муниципальной больнице. Она была то свободна, то занята в зависимости от дня недели.
Как показывает пример с Зеной, нет универсального способа счастливой старости, и разные люди выбирают различные пути. Было выявлено (Bernice Neugarten, 1986), что каждый стремится выбрать тот стиль старения, который в наибольшей степени соответствует его личностному складу, потребностям и интересам. Энергичный, много работающий человек будет продолжать браться за новые проекты, тогда как более созерцательный может предпочесть работе чтение. Бернис Ньюгартен (Bernice Neugarten,
1986) обнаружила, что для одних пожилых людей активность является более значимой, чем для других.
Например, высоко интегрированные личности обычно приспосабливаются к старости лучше, независимо от того, насколько деятельны они были, а вот менее интегрированные демонстрируют хорошую приспособленность только при высоком уровне активности.
Важным также является сохранение чувства внутреннего удовлетворения по мере продвижения по жизненному пути. Вспомним, что, по Эриксону (1968), развивающей задачей поздней зрелости является укрепление чувства интегративности, осознания того, что жизнь в целом была значима и удовлетворительна. Те, чей жизненный опыт состоит из фрустраций и страданий, испытывают больше тревог, нежели удовлетворения, переживая разочарование и депрессию. В действительности люди обычно переживают и опыт интеграции Эго, и разочарования, но, чем здоровее личность, тем больше будет преобладать самопринятие и удовлетворение.
Пожилые люди получают представление о еврей жизни в целом, занимаясь обозрением жизни (life
review). Это естественный процесс, «запускаемый» осознанием того факта, что жизнь прожита и подошла к концу. Хотя он ведет к мудрости и безмятежности, в нем могут присутствовать и некоторые негативные стороны, такие, как сожаление, чувство вины, подавленности или навязчивые размышления о прошедших событиях. Процесс заключается в реминисценции, или воспоминании (reminiscence),
т.е. в погружении в себя и размышлении о прошедших событиях и их значении. Некоторые люди вспоминают «для себя», другие получают больше удовольствия, вовлекая в этот процесс других, рисуя семейное древо, или рассказывая детям и внукам о значимых моментах истории семьи. Такие реминисценции составляют последний смысл их жизни – оставить свое прошлое семье и друзьям.
Обзор главы
Развитие во взрослом возрасте
Мы начали с того, что в настоящее время развитие человека понимается как процесс, происходящий на протяжении всей его жизни и включающий в себя как биологические изменения, так и психологический рост. Люди с годами и опытом совершенствуют навыки своего поведения в стрессогенных ситуациях и достигают большей индивидуальности. Хотя мы следовали общепринятой практике описания зрелого развития в терминах трех больших стадий – ранней, средней и поздней зрелости, – их возрастные границы расплывчаты, и индивидуальные модели развития значительно варьируют в рамках каждой стадии.
Ранняя зрелость
Переход к зрелости более сложен и длителен, чем это обычно принято считать, особенно в настоящее время, когда продолжительное образование часто тормозит финансовую независимость. Уход или
333
переезд из родительского дома включает в себя достижение эмоциональной и психологической автономии. Отъезд в колледж для многих представителей данного возраста является естественным способом вступления в зрелый возраст. Установление близких отношений со сверстниками представляет собой важную составляющую этого периода жизни, а образующиеся супружеские пары, на первый взгляд, кажутся наиболее счастливыми. Юным супругам приходится хорошо обдумать вопрос, хотят ли они иметь детей, и если хотят, то когда. Многие пары заводят первого ребенка, когда им около 30 или немного больше.
Средняя зрелость
Иногда между концом своего четвертого и серединой пятого десятка лет люди переживают переход середины жизни. Это время личностного роста, который приходит вместе с осознанием того факта, что половина жизни уже прожита. Наиболее очевидные признаки этого периода составляют определенные физические изменения, такие, как седина и возможное замедление психических реакций. Иногда, как у мужчин, так и у женщин, в период середины жизни происходят изменения в карьере, целью которых является реализация неисполненных желаний. Многие женщины поступают на работу вне дома или продолжают свое образование. Биологические и психологические изменения, сопутствующие потере репродуктивной способности, несут новые тревоги и новые возможности представителям обоих полов.
Вступая в свой шестой десяток, мужчины и женщины могут пережить период новой стабильности в супружеских отношениях.
Поздняя зрелость
Около 30 миллионов, или 12% всех американцев, в настоящее время находятся в возрасте 65 лет и старше. В литературе, касающейся данного периода, выделяются стадии ранней и поздней старости.
Для представителей поздней старости характерны большая дряхлость и меньшая активность. По мере старения функционирование телесных процессов постепенно снижается. При этом способность к формальному интеллекту или другие познавательные функции, которые определяются в основном научением, с возрастом могут продолжать улучшаться. На протяжении периода зрелости адаптивные возможности имеют тенденцию оставаться стабильными. Удовлетворенность жизнью в пенсионный период определяется многими обстоятельствами, такими, как отношение к уходу с работы, здоровье, доход и вовлеченность в значимую деятельность. Однако нет универсального способа счастливой старости, и каждый выбирает свой собственный. Это индивидуальный процесс. Благополучие в старости определяется включенностью в социальные отношения, сохранением чувства контроля, приятными воспоминаниями.
Интерпретация результатов
Вопросник «Что вы знаете о старении?»
1. Верно. Различные характеристики слуха, зрения и осязания снижаются в пожилом возрасте. Во многих случаях уменьшается также чувствительность вкусовой и обонятельной сенсбрных систем.
2. Неверно. Люди теряют очень мало нервных клеток (примерно 7%). Процесс начинается около 30 лет, и в этом возрасте потери существеннее, чем в последующие годы.
3. Верно. У пожилых водителей случается меньше дорожных происшествий, чем у 30-летних, но больше, чем у людей среднего возраста.
4. Неверно. Люди пожилого возраста столь же сильно, если не больше, различаются между собой, как и люди других возрастов.
5. Верно. Вследствие аккумуляции антител с возрастом люди меньше страдают от кратковременных заболеваний, таких, как обычная простуда. Однако ослабление иммунной системы делает их более подверженными жизненно опасным заболеваниям, таким, как рак и пневмония.
6. Неверно. Способность узнавания мало (или совсем) не снижается с возрастом, в противоположность заметному снижению способности припоминания.
7. Верно. Замедление реакций у пожилых людей – один из наиболее хорошо установленных фактов.
8. Неверно. Только около 5% 65-летних живет в домах престарелых в этом возрасте.
334
9. Неверно. Хотя пожилые люди в большей степени осознают неизбежность смерти, они меньше боятся ее, чем представители других возрастных групп.
10. Верно. Вдов в США почти в три раза больше, чем вдовцов.
Тест для самопроверки
1. Укажите, что является развивающей задачей периода ранней зрелости: а. отделение от родительской семьи в. установление близких отношений б. выбор карьеры г. все перечисленное выше
2. Какая из молодых супружеских пар наименее счастлива в своей супружеской жизни? а. оба партнера сконцентрированы на работе в. женщина полностью посвящает себя дому б. мужчина погружен в работу г. женщина работает, но предпочитает быть домохозяйкой
3. В сравнении с прошлым молодые люди в наше время а. образуют семью позднее в. образуют семью, в которой работает только мужчина б. имеют больше детей г. имеют больше детей-девочек
4. Согласно Эриксону, главная развивающая задача периода средней зрелости – это а. формирование чувства идентичности в. близкие отношения в противоположность
(целостности, в противоположность изоляции множественности б. генеративность в противоположность застою г. интегрированность в противоположность разочарованию
5. Для представителей среднего возраста наиболее характерны: а. большая подверженность простуде и аллергии в. уменьшение хронических заболеваний б. значительные потери памяти г. изменения внешности
6. Снижение оплодотворяющей способности спермы и уменьшение сексуальной энергии у мужчин среднего возраста – это а. климакс в. мужская менопауза б. менопауза г. сексуальное старение
7. Средняя зрелость обозначается как стадия а. самопринятия в. интегрированности б. разочарования г. генеративности
8. К 65 годам а. половина мужчин становится вдовцами в. половина женщин становится вдовами б. три четверти женщин живут одни г. одна четверть мужчин находится в разводе
9. Для адаптации к пенсионному периоду жизни наиболее важен следующий фактор: а. здоровье в. уровень дохода б. была ли оставлена работа по собственному г. все перечисленные желанию
10. Исследование старости Бернис Ньюгартен показало, что а. пенсионеры нуждаются в занятости в. нет универсального способа быть счастливым в старости б. наиболее счастливы те, кто исключен из г. Размышление по поводу собственной жизни не общественных связей приносит пользы здоровью
Упражнения
1. Как вы развиваетесь в период взрослой жизни? Дайте краткое описание своему развитию с момента юности. В чем вы изменились как личность или остались прежним(ей)? Прокомментируйте факторы,
335
внесшие вклад в ваш личностный рост, такие, как успех в обучении, разочарование в любви или новые обязанности на работе.
2. Отделение от родительской семьи. Опишите свой опыт отделения от семьи. Если вы еще остаетесь в родительском доме, как протекает ваше проживание – мирно или бурно? Если вы, постоянно или иногда приезжая из колледжа на каникулы, живете дома, когда вы планируете стать полностью независимым(ой)? Как помогают вам в этом ваши родители?
3. Наставники. Перечислите всех людей, которые повлияли на ваше профессиональное развитие, начиная с обучения в высшей школе. Как каждый из этих людей выполнял роль вашего наставника, например, поощрял или поддерживал вашу профессиональную деятельность материально? Какое значение имел этот человек для вашей карьеры? Могли бы вы рекомендовать его другим? Как вы считаете, имеет ли значение пол наставника; в чем особенности поведения мужчин и женщин – наставников?
4. Период середины жизни. Если вы находитесь в переходном периоде средней зрелости или уже завершили этот этап, опишите на одной-двух страницах свой опыт. В какой степени это было стрессовое или кризисное время для вас? Как вы пересмотрели свою жизнь и личностно изменились?
5. Вдовы и вдовцы. Выберите кого-нибудь из пожилых людей, переживших своего супруга (включая и себя, если это подходит в данном случае) и прокомментируйте, как этот человек приспособился к жизни в одиночестве. Что было для него или нее (для вас) наиболее трудным? Привело ли переживание утраты к личностному росту?
6. Счастливая старость. Выберите кого-нибудь в своей семье, кто достиг поздней зрелости, например тетю, дядю, или бабушку с дедушкой. А может быть, это подходит к вам самим? Затем прокомментируйте, насколько счастливо протекает старость этого человека. В какой степени он остается активным или он начинает отходить от общения с людьми из своего окружения? Есть ли что-то особенное в его старости? Как ваши взаимоотношения с этим человеком повлияли на ваше понимание старости?
Вопросы для самопознания
1. Как проходило ваше созревание с годами и опытом?
2. Согласитесь ли вы, что отделение от родительской семьи подразумевает большее, нежели отъезд из родительского дома?
3. Каковы были ваши родители в вашем возрасте?
4. К какой возрастной стадии вы принадлежите сейчас? Расходится ли ваш реальный возраст с вашим восприятием себя или «любимым» возрастом?
5. Считаете ли вы, что период середины жизни не должен быть кризисом? Почему?
6. Считаете ли вы, что люди в средней и поздней зрелости более активны в настоящее время, чем раньше? В чем это выражается?
7. Какой тип пожилых людей был вам ближе, когда вы были ребенком? Сформировал ли этот опыт ваши стереотипы в отношении пожилых людей? Если нет, то что сформировало ваши стереотипы?
8. Что вы предполагаете делать, выйдя на пенсию?
9. Считаете ли вы, что личностные черты становятся более выраженными с возрастом?
10. Как вы думаете, будете ли вы в старости жить в доме престарелых или дома?
Для углубленного изучения
-
Colarusso, С. (1994). Fulfillment in adulthood: Paths to the pinnacle of life. New York: Plenum Press.
Книга предлагает оптимистический взгляд на различные пути достижения достойной зрелости.
-
Eskin, В. А. (1995). Mid-ltfe can wait: How to stay young and healthy after 35. New York: Ballantine
Books. Как следует из названия, в книге даются советы тем, кто стоит на пороге середины жизни и хочет остаться здоровым.
-
Garrod, A., Smulyan, L., Powers, S. I., & Kilkenny, R. (1992). Adolescent portraits: Identity, relationships,
and challenges. Boston: AUyn & Bacon. Студенты колледжей из различных общественных слоев описывают свой переход к зрелости и то, как они сталкивались с возможностями и проблемами нашей исторической эпохи.
-
Pifer, А, & Bronte, L. (Eds.). (1986). Our aging society. New York W. W. Norton. Новый взгляд ведущих