Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 658
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
321
молодые люди испытывают трудности при отделении от дома вследствие нежелания родителей их отпустить. Такие родители могут ссылаться на проблемы юношей в школе или их наркотическую зависимость, в то время как на самом деле они получают бессознательное удовлетворение от того, что все еще востребованы как родители. Для молодых людей уход из дома также неодназначен. С одной стороны, они могут чувствовать раздражение и обиду по отношению к родителям за попытки контроля над ними, но с другой стороны, могут ощущать беспокойство по поводу своей готовности самостоятельно достичь успеха.
Любопытная вещь случилась в прошлом десятилетии. Как птицы возвращаются в свои гнезда, так многие молодые люди воссоединились с родителями после своего отсутствия в течение ряда лет (см. табл. 15.1). Увеличение «Нестеров» (nesters, от англ, nest – гнездо), как их называют некоторые социальные работники, частично является следствием роста численности этой возрастной группы в американском обществе. Единственная дочь Зены Жонелли воссоединилась с Зеной после развода, осуществив «перегруппировку», как она это назвала. По оценкам демографов, сейчас 5% американцев воспитывают внуков. Еще больше взрослых вырастили внуков вместе со своими собственными младшими детьми. Однако многое в этом вопросе определилось экономическим давлением нескольких последних лет. Экономические условия не позволяют молодым людям иметь собственные квартиры или дома. Многие выпускники высшей школы и колледжей испытывают трудности при поиске подходящей работы.
Таблица 15.1.
Организация жизни мужчин и женщин в возрасте до 35 лет (в %)
Возраст и пол Всего (1000) Одинокие С супругом С родителями / родственниками С неродственниками
Мужчины
15-19 лет
9008 1
1 95 4
20–24 года
9221 6
17 60 17 25–34 года
20873 11 51 23 15
Женщины
15-19 лет
8722 1
3 91 5
20–24 года
9338 5
28 52 51 25–34 года
21073 7
58 26 9
И с т о ч н и к : U.S. Bureau of the Census. (1995) Statistical Abstract of the United States, 1995 (115th ed.).
Washington, DC: U.S. Government Printing Office, p. 56.
Как можно было ожидать, имеются доводы как за, так и против подобного положения дел.
Увеличивающиеся расходы на питание иногда непосильны для молодых людей, хотя некоторые из них имеют достаточно хорошо оплачиваемую работу. В то же время родители считают нормальным вопрос:
«Где ты был (а) этой ночью?». Как-то Зена спросила об этом Жонелли, и та была глубоко возмущена этим вопросом. Как бы то ни было, молодежь и их родители считают, что период «расставания с домом» – это подходящее время для их разделения и одновременно усиления связей до того момента, как сын или дочь оставят дом снова, на этот раз, обычно счастливо.
Выбор карьеры
Важная развивающая задача периода ранней зрелости – выбор карьеры и соответствующая подготовка к ней. Выбирая карьеру, людям данного возраста приходится решать две противоречащие друг другу задачи. Одна из них – это открытие и изучение возможностей взрослого мира. Другая задача
– создание стабильной жизненной структуры с целью преуспеть в каком-либо деле. Молодые люди часто мучаются над принятием важных решений, которые они должны сделать на этой стадии, сомневаясь в правильности своего выбора и возможности его изменить. Нормальным является некоторое разочарование в отношении своих возможностей для успешной карьеры, например, когда успехи в учебе оставляют желать лучшего. Вследствие таких разочарований многие молодые люди откладывают свое поступление в колледж на несколько лет.
В отличие от молодежи прошлых лет нынешние юноши и девушки смелее решают вопрос о пребывании в колледже. Они могут временно (или навсегда) выйти из него по финансовым
322
соображениям или для того, чтобы уточнить свои карьерные планы. Даже после окончания учебы для многих молодых людей ранняя зрелость продолжает быть временем жизненных перемен и экспериментирования. Типичным для данного возраста является смена нескольких краткосрочных работ перед тем, как определиться с более перспективным занятием.
По мере взросления в планы молодых мужчин входит работа и содержание семьи. В то же время девушки в гораздо меньшей степени считают, что должны поддерживать свои семьи. Однако те, кто работает и работает много, могут столкнуться с конфликтом приоритетов семьи и работы. В отличие от периода юности и ранней зрелости Зены в наши дни молодые американки часто работают до замужества и не торопятся выйти замуж; совмещают работу с супружеством; и возвращаются на работу после рождения детей. Гораздо чаще, чем когда-либо раньше, они учатся в колледжах, высших и профессиональных школах. Окончившие колледж женщины обычно совмещают карьеру и супружество.
Когда женщина работает вне семьи, супруги чаще склонны к равноправию, и можно предположить, таким образом, что они будут более счастливы в своей семейной жизни. Некоторые исследования демонстрируют отсутствие различий в этом отношении между работающими женами и домохозяйками.
В одном из них указывается, что женщины, которым приходится работать, при том, что они не хотят этого, имеют тенденцию быть несчастливыми (Perry-Jenkins, Seery & Crowter, 1992).
Карьера и финансовая защищенность для многих современных молодых людей в США (по сравнению с их родителями) стали наиболее важными ценностями. Этот факт наглядно выступает при анализе структуры ценностей у студентов колледжей за последние 25 лет (Dey, Astin & Korn, 1991).
Например, в 1967 г. более 80% поступивших в колледж студентов считали, что развитие «философии жизни» представляет собой главную цель, и меньше половины из них полагали, что «быть успешным в финансовом отношении» столь же важно. Однако 25 лет спустя соотношение ценностей стало обратным (см. илл. 15.1). Сейчас вдвое больше студентов Соединенных Штатов, чем 20 лет назад, ориентированы на биологию (для получения медицинского образования), бизнес или экономику.
Меньшее число специализируется в области гуманитарных и социальных наук. Многие молодые люди решают отложить создание собственной семьи (или вообще от нее отказаться) в пользу работы, стремясь получать хорошее жалованье и сделать карьеру как можно быстрее. Однако этому образцу следуют не все. Многие студенты и другая молодежь планируют иметь семью и хотят достичь в жизни большего, чем просто деньги. Многие из них обеспокоены социальными вопросами, такими, как охрана окружающей среды, и отвергают грубый материализм современности (Gross & Scott, 1990).
Илл. 15.1. Жизненные цели студентов колледжей США первых лет обучения 1967–1992
И с т о ч н и к и : адаптированные данные из: Dey, E. L., Astin, A. W. & Korn, W. S. (1991,
September). The American Freshman: Twenty Year Trends. Los Angeles: Higher Education Research
Institute and University of California; Dey, E. L., Astin, A. W., Korn, W. S. & Riggs, E. R. (1991,
December; 1992, December). The American Freshman: National Norms for Fall 1991 and 1992. Los
323
Angeles: Higher Education Research Institute, University of California.
Установление близких отношений
Важная развивающая задача периода ранней зрелости – формирование близких отношений с ровесниками. Психолог Эрик Эриксон (Eric Erikson, 1974), о котором шла речь в гл. 2, утверждает, что успех в установлении отношений во многом зависит от того, насколько хорошо был решен в юности вопрос «обретения себя», своей идентичности (лат. identificare – отождествлять, уподоблять). Не уверенные в себе или плохо осознающие свои цели молодые люди могут бояться «потерять себя» в близких отношениях. Поэтому они завязывают только поверхностные, зависимые или нестабильные отношения. Уверенность в себе и ясные цели облегчают эмоциональные связи и установление близких отношений, например, при вступлении в брак. Можно указать, по крайней мере, на одно исследование связи первоначального чувства идентичности у мужчин и женщин с особенностями их последующей супружеской жизни (Kahn, Zimmerman, Csikszentmihalyi & Getzels, 1985). Было установлено, что устойчивость идентификации (себя с кем-либо или с самим собой в разное время) в ранней зрелости предвещает благополучие и стабильность супружеских отношений в середине жизни. Так, у молодого мужчины с устойчивой идентификацией вероятность вступления в брак выше, чем у его сверстника с низким уровнем идентификации, имеющим тенденцию остаться холостяком. У молодой женщины со сформированной самоидентичностью меньше вероятность развода.
Каким образом двое людей пройдут через годы супружеской жизни, во многом зависит также от их эмоциональной вовлеченности и включенности во взаимные отношения. В большинстве случаев в отношения вовлечен преимущественно кто-то один. При этом более эмоционально включенный партнер является более уязвимым и несчастливым. Взаимоотношения, не ровные в эмоциональном плане, не только менее удовлетворительны, но также и менее стабильны.
1 ... 41 42 43 44 45 46 47 48 ... 54
Образование семьи
Ранняя зрелость – это также и время образования семьи. Супругам предстоит обдумать, хотят ли они иметь детей и, если хотят, то когда. Результатом является сознательный подход к деторождению.
Некоторые пары решают этот вопрос целенаправленно. Часто супруги склонны отложить рождение ребенка на довольно длительное время (в сравнении с парами 50-х годов). Когда Зена и ее муж поженились (им было немного больше 20 лет), они решили не откладывать рождение детей; Зена должна была оставить свое образование и продвижение по службе до тех пор, пока младший из детей не пойдет в школу. В наши дни многие пары заводят первого ребенка около 30 лет или даже позднее.
Пары, которые рано обзавелись детьми, как это сделали Зена и ее муж, имеют те преимущества, что их собственный рост проходит параллельно развитию детей, и родители сравнительно рано становятся от них свободными. Главной же проблемой для Зены и ее мужа было отсутствие личной свободы в первые годы супружества. С другой стороны, пары, которые откладывают рождение детей, видят преимущества в возможности укрепить супружеские отношения, продвинуться по службе и в целом вырасти до того, как появятся дети. Обычным минусом в этом случае является конфликт между карьерными целями и задачей воспитания детей. Изменение способов воспитания детей в США в последние несколько десятилетий, происшедшее вследствие того, что большинство матерей стало работать вне дома, отражает илл. 15.2. Из-за занятости многих матерей общество вынуждено было предложить способы воспитания, альтернативные домашнему.
Для Зены и ее мужа вопрос о детях просто не стоял. Супружеские пары того времени хотели иметь детей – в идеале мальчика и девочку, так, чтобы первенцем был мальчик. В наши дни наличие детей влияет на супружеские пары по-разному. Положительная сторона, как отмечают многие пары, состоит в том, что наличие детей укрепляет чувство ответственности и зрелости. Они также отмечают удовлетворение от сопереживания чувствам своих детей и участия в опыте их научения, что придает осмысленность жизни взрослых. Отрицательная сторона заключается в том, что забота о маленьких детях в дополнение к трудностям семейной жизни оставляет родителям мало времени для самих себя.
Как о том свидетельствуют сами супруги, даже в бездетных семьях возможно большое количество стрессовых (трудных) ситуаций.
324
Илл. 15.2. Изменение способов воспитания детей до пяти лет работающими матерями, 1965,1988
и 1991.
И с т о ч н и к и : U.S. Bureau of the Census. (1987). Statistical Abstract of the United States,
1988 (108th ed). Washington, DC: U. S. Government Printing Office, p. 357; U. S. Bureau of the
Census. (1995). Statistical Abstract of the United States, 1995 (115th ed.). Washington, DC: U.S.
Government Printing Office, p. 390.
Средняя зрелость
Иногда в конце третьего – в середине четвертого десятка лет происходит переход от ранней, или подготовительной, зрелости к средней зрелости (middle adulthood) (Sheehy, 1995), часто именуемой многими специалистами по психологии развития серединой жизни. Как мужчины, так и женщины начинают смотреть на себя по-другому, видя новые возможности и цели, с одной стороны, и ограничения – с другой. Они входят в переходный период середины жизни (midlife transition).
Переходный период зрелости
По существу новый период личностного развития иногда начинается с осознания того, что половина жизни уже прожита. Человек постепенно уделяет меньше внимания своему «возрасту» и начинает думать больше в терминах «прошедшего времени». Некоторые стремятся скрывать характерные возрастные изменения или же компенсировать их, усиленно пытаясь выглядеть моложе. Например, американцы в 1990 г. потратили от 3 до 4 млрд долларов на пластическую хирургию для того, чтобы сохранить свою внешность более привлекательной и выглядеть моложе (Consumer Reports, 1992).
Бывает, что по достижении «возраста середины жизни» происходят и другие существенные изменения, которые также нельзя оставить без внимания. Родители выходят на пенсию, начинают болеть и затем умирают; смерть уносит многих друзей и знакомых. Таким образом, в этот период по разным поводам смерть напоминает о себе. Дети вырастают и покидают дом, и супруги больше, чем раньше осознают ошибки, допущенные при их воспитании. Для Зены годы средней зрелости были трудным временем; не только умерла ее мать, но и стал немощным отец, а любимый муж умер от рака. Таким образом, переходный период середины жизни для некоторых людей бывает тяжелым, что, в свою очередь, может привести к переживаниям сожаления об утраченной молодости. Но, как показали последние исследования, это не обязательно для всех. Во вставке 15.2 рассказывается о благополучном бытии в зрелые годы и поразительных фактах счастливой жизни в среднем возрасте.
Согласно Э. Эриксону (1968), главная жизненная задача этого периода – достижение чувства
325
генеративности, продуктивности (generativity), которое состоит в меньшей сосредоточенности на себе и большей заботе о других, в том числе о подрастающем поколении. Осознание того, что половина жизни уже прошла, заставляет задуматься о том, что делать с оставшейся половиной. Такое
«самовопрошание» может привести к изменениям в работе, супружеской жизни, личных взаимоотношениях. Часто возникают новые жизненные интересы, люди начинают участвовать в общественной и политической деятельности, стремясь улучшить условия существования в мире. Также возможно осознание «противоположной», нереализованной части личности. Например, мужчина, ранее мотивированный преимущественно своими деловыми интересами, теперь может проявить сильную заинтересованность в помощи другим. Или женщина, исполнявшая роль матери, может вернуться к продолжению своего образования с дальнейшей перспективой исследовательской деятельности.
Середина жизни – это время совершенствования наработанных навыков и развития новых интересов и ценностей. Отсутствие внутренней работы может привести к чрезмерному сосредоточению на себе самом, застою или даже соматической болезни. Действительно исследование показало, что множественная идентичность (multiple identities) и разносторонние интересы являются мощным противодействием в отношении психических и телесных (соматических) заболеваний в зрелости.
Множественная самоидентификации также обеспечивает дополнительные возможности самоуважения в периоды личностной перестройки (Sheehy, 1995).
Физиологические и психологические изменения
Наиболее очевидные признаки среднего возраста – это определенные изменения внешности. Люди имеют тенденцию полнеть, особенно после 40, и седеть. Мужчины начинают лысеть. Все эти изменения отражают замедление физиологических процессов в целом, результатом чего является уменьшение сил и запаса жизненной энергии. Люди начинают быстрее уставать, и им требуется больше времени, чтобы оправиться от утомления или болезни.
В то же время имеются некоторые улучшения общего состояния здоровья. Так, в этот период люди меньше подвержены простуде, аллергии, незначительным заболеваниям, а также несчастным случаям.
Однако возрастает риск хронических или серьезных заболеваний, таких, как диабет, сердечные приступы, инсульты и рак. Вспомним, что муж Зены умер от рака как раз в середине жизни. В результате в этот жизненный период возрастает внимание к своему здоровью и иногда прилагается много сил, чтобы «держать себя в форме».
Познавательные (когнитивные) способности также изменяются, что зависит от индивидуальных особенностей и умственной активности личности. Примерно в возрасте около 50 лет люди начинают все больше отличаться друг от друга. Другими словами, познавательные способности снижаются с различной скоростью у разных людей. Некоторые познавательные способности ухудшаются, а другие остаются стабильными или даже улучшаются (Schrof, 1994). Одной из первых ухудшается пространственная ориентация. Эта способность помогает нам передвигаться в трехмерном мире.
Например, с ее помощью мы помним, где припарковали машину. Другая способность, которая может ухудшаться, – это способность к отвлеченному (абстрактному) мышлению. Благодаря этой способности мы делаем умозаключения, подобные следующему: «Яблоко относится к груше, как собака к чему-либо из ниже перечисленного: (1) автомобиль, (2) дерево, (3) луна, (4) кошка». Наконец, в середине жизни может также ухудшиться память (Schrof, 1994). Например, Зена и ее муж в зрелые годы быстрее, чем в молодости, по прошествии нескольких дней забывали острое словцо из шутки.
Вставка 15.2. Благополучная зрелость
Многие люди считают, что зрелый период жизни будет меньше их удовлетворять, чем ранняя зрелость в 20–30 лет. Они рассматривают среднюю зрелость, как. нестабильный период и старость – как менее привлекательные годы жизни. Такой отрицательный образ противоречит самоотчетам представителей старшего возраста.
Интересно, что люди, достигшие средней зрелости, и те, кому за 60, демонстрируют уровень счастья и удовлетворенности, близкий к таковому у 20–30-летних. При всей несхожести людей очень небольшие различия по чувству благоподучности являются прямым следствием возраста. Интервьюирование жителей в 16 странах, включая 10 европейских, показывает, что возрастные различия представляются чем-то тривиальным в отношении удовлетворенностью жизнью (Inglehart, 1990).
В то же время удивительная стабильность чувства благополучности в течение жизни может частично быть следствием эмоциональных изменений, происходящих с возрастом. Коста и другие (Costa et al., 1987) выявили, что с годами чувства людей становятся более зрелыми. Реже переживаются возбуждение и восторг, но также