Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 650
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
депрессии (depression). Понимая, что подавленное состояние – это естественная реакция на угрозу потери жизни, очень важно позволить людям пережить и выразить свое горе. Отрицание негативных чувств и призыв «ободриться» – это худшее из того, что могут сделать близкие в данный момент. Таким образом, для членов семьи, друзей и для медперсонала важно научиться принимать свои чувства по поводу смерти, так же как уметь помочь умирающему принять его приближающуюся кончину.
Конечная стадия – это принятие (acceptance) смерти, хотя не все умирающие достигают ее. В это время большинство умирающих уже отделяют себя от живых и просят оставить рядом с собой лишь немногих посетителей; но никто не хочет умирать в одиночестве. Хотя большинство людей хотело бы умереть дома, чаще приходится умирать в больнице. По существу большая часть боли в процессе умирания – это духовные страдания, особенно страх расставания с любимыми людьми.
Элизабет Кюблер-Росс (1975, 1993) первая отметила, что умирание не есть однозначно протекающий процесс и что многие люди не проходят все описанные стадии. Для некоторых гнев остается главным чувством, тогда как другие до конца пребывают в депрессии, как муж Джоанны, хотя он и умер быстро.
Многие специалисты идут дальше, утверждая, что индивидуальные различия более значимы для характеристики процесса умирания, чем выделение определенных стадий (см. например, Согг, 1993).
Таким образом, для каждого человека переживание процесса умирания уникально; на него влияют возраст, пол и индивидуальные особенности, а также культурное окружение и характер заболевания.
Другая классическая модель процесса умирания – это модель Менселла Петтисона (Е. Mansell
Pattison, 1977). Он выделил три большие фазы, опыт прохождения которых у каждого человека различен. Исходно люди «простраивают» свою линию жизни (life trajectory), представляющую собой предвосхищение продолжительности жизни и того, как она будет прожита. Однако когда жизненная траектория нарушается серьезными травмами или болезнями, люди осознают вероятность того, что смерть наступит раньше, чем они ее ожидали. Промежуток между временем, когда человек обнаруживает, что умрет раньше, чем он предполагал, и временем самой смерти называется периодом
между жизнью-смертью (living-dying interval), который состоит из трех фаз развития личности.
1. Острая фаза (acute phase). Осознание приближающейся смерти создает значительное беспокойство и стресс. Людям обычно требуется
большая эмоциональная поддержка и помощь, чтобы рационально подойти к приближающейся смерти.
2. Хроническая (затяжная) фаза (chronic phase). На этой стадии люди сталкиваются со страхом смерти. Появляется и много других эмоций: например страх неизвестного, страх одиночества, страдание в связи чувством потери тесной связи с семьей и друзьями (чувством утраты идентичности).
3. Конечная фаза (terminal phase). Надежды на улучшение сменяются осознанием возможного ухудшения, умирающие испытывают чувство отделения от других людей и покоряются смерти.
То, каким образом человек переживает период между жизнью-смертью, существенно определяется
«сценарием» умирания (dying trajectory), т.е. продолжительностью и формой процессов умирания.
Петтисон (1977) выделил четыре основные сценария. Первый – когда конец жизни близок и определен, например, когда человеку говорят: «Вам осталось жить всего несколько месяцев». Второй – когда смерть близка, но точное ее время остается неизвестным. Третий – не ясно наступит ли смерть вообще, что зависит от успеха хирургической операции и ряда других обстоятельств. Четвертый – возможность смерти тоже остается неопределенной. Это такие случаи, когда имеются некоторые хронические заболевания, например, сердца. В любом случае то, как человек столкнется со смертью и пройдет через этот опыт, зависит от различных обстоятельств: от личностных особенностей и особенностей процесса умирания. Хотя члены семьи, друзья и коллеги по работе не могут решить саму проблему неизбежности смерти, они могут оказать значительную поддержку умирающему и облегчить его страдания, связанные с процессом умирания.
342
Тяжелая утрата и горе
Потеря любимого человека или друга – это потеря части нас самих. Это очень тяжелый опыт, который обозначается по-разному: как тяжелая утрата, горе или траур. Тяжелая утрата (bereavement)
– это общий термин для обозначения переживания потери. Термин «горе» (grief) относится к интенсивному эмоциональному страданию, которое сопутствует переживанию потери, а траур
(mourning) – к внешнему выражению тяжелой утраты и горя.
Вследствие того, что смерть относится к универсальному ритуалу перехода, во многих обществах есть траурные обряды, которые помогают переживанию горя. До недавнего времени американская культура предписывала вдовам одеваться в черное, а вдовцам носить на рукаве черные повязки. Эти знаки оправдывали проявления горя, давали возможность людям, понесшим утрату, обсуждать свою потерю и, таким образом, получать необходимую поддержку. Однако в последние годы эти традиции были модифицированы или от них вообще отказались. Поминальные обряды и визиты соболезнования были заменены короткими похоронными и поминальными службами. Сегодня потерпевшие утрату стремятся вернуться к обычной одежде и привычной деятельности как можно быстрее.
Переживание горя
Некоторые современные обычаи ориентированы на «работу с горем» – проработку чувств, связанных с потерей. Переживание горя (grief work) состоит в эмоциональном освобождении от умершего, привыкании к жизни без этого человека, возврату к обычной деятельности и формированию новых взаимоотношений. Переживание горя – это процесс, происходящий параллельно с опытом умирания, включающий в себя много похожих эмоций. В том, как люди переживают горе, много индивидуальных различий. Во вставке 16.1 приводится типичное описание опыта подобного рода.
Вставка 16.1. Прощание
Две женщины были очень похожи друг на друга. Обеим было за 50, у обеих были взрослые дети, и, как и у
Джоанны, у обеих недавно умерли мужья; но они сильно различались в одном важном отношении. Одна чувствовала опустошенность и жалела себя. Другая, хотя и переживала утрату, начала строить новую жизнь, заполняя свои дни встречами с друзьями и всевозможной деятельностью. Эта женщина научилась тому, как нужно говорить: «Прощай».
Действительно, жизнь – это череда расставаний, среди которых смерть – главное прощание из всех. Родители, которые могут спокойно проститься с детьми, когда те уезжают учиться или вступают в брак, лучше подготовлены к переживанию смерти любимых людей. Тот, кто переживает разлуку лучше, обычно обладает устойчивым чувством самоидентичности, имеет другие интересы и не рассматривает себя только в роли родителя или супруга. К моменту, когда их дети достигают 20 лет, здоровые родители научаются тому, как «позволить им уйти». Подобным образом и супруг со здоровым подходом к жизни способен сказать: «Я могу сделать это сам, если я должен».
Как вы справились с расставанием, например, при переезде из дома или при разрыве с другом или возлюбленным? Научились ли вы говорить: «Прощай»?
При столкновении со смертью мы испытываем шок и не верим в нее, особенно, если смерть случилась неожиданно. Когда же мы ее предвидим (например, в случае неизлечимой болезни), наши чувства будут смягчены, и мы будем переживать некоторое облегчение. Так, Джоанна испытала чувство облегчения после долгих месяцев ухаживания за своим несчастным мужем, хотя затем оно трансформировалось в чувство вины.
После того как первый шок проходит, мы все снова и снова вспоминаем о своей утрате. Этот период для Марка, когда умер его брат, оказался наиболее беспокойным. Марк был эмоционально очень близок с братом. Так случилось, что Марк не испытывал удовольствия от общения с друзьями брата, особенно в тех занятиях, которые напоминали ему покойного. Он пропустил целый сезон футбольных игр, продал машину, в которой они ездили вместе с братом, и порвал свои дружеские отношения с его подругой.
Появление негативных эмоций, таких, как гнев и чувство вины, весьма вероятно для этой стадии. Мы можем обвинять Бога, судьбу, или тех, кто ухаживал за покойным. Нередко мы обвиняем умершего за то, что он нас покинул, особенно в случае его добровольного ухода из жизни. Брат Марка не совершал самоубийства, он погиб в автомобильной катастрофе. Тем не менее, несомненно, что у Марка были и до сих пор остаются трудности с тем, чтобы справиться с переживаниями смерти брата. Мы можем
343
испытывать чувство вины также из-за того, что, когда умерший был еще жив, мы что-то «не то» говорили, делали или чувствовали. Часть нашей вины может быть следствием «вины выжившего»,
чувства, возникающего просто потому, что мы еще живы, а другого уже нет.
При сильном эмоциональном переживании горя часто происходит утаивание его физических проявлений, особенно у пожилых людей. Наиболее общие признаки горя в первые месяцы после утраты: плач, депрессия, отсутствие аппетита и трудности концентрации внимания как на работе, так и дома. По счастью для Джоанны у нее эти симптомы сохранялись недолго. Многие люди после утраты близкого человека полагаются на сон и транквилизаторы. Однако, с точки зрения хорошего семейного врача, подобные симптомы являются нормальной составляющей переживания горя.
На завершающей стадии переживания горя мы обычно примиряемся с нашей потерей и возвращаемся к обычной деятельности. Эта стадия может продолжаться от нескольких месяцев до года и более, в зависимости от того, насколько мы были близки с умершим, а также от обстоятельств его смерти. Последние исследования показали, что в среднем для нормальной стадии переживания горя требуется примерно год (Lindstrom, 1995). После того как переживания утихают, вероятно появление приятных воспоминаний о покойном. В некоторых случаях мы никогда не смиряемся с потерей, если это родители, дети, супруг. Но чем более полно переживание горя, тем с большей вероятностью мы сможем продвигаться по жизни дальше. Тот, кто не способен на это, задерживает процесс «работы горя».
Непроработанное горе
Психологические реакции (psychological reactions). Непроработанное горе (unresolved grief)
может выражаться в разных формах – в виде необъяснимых соматических болезней или психологических симптомов. Ряд психологических реакций очевидным образом связан с потерей.
Например, из-за непроработанного горя некоторые люди не могут возвращаться в дом, больницу или комнату, где умер близкий человек. В других случаях его проявления носят более скрытый характер.
Подруга Марка выражала сожаление по поводу того, что, когда умер ее отец, она не испытывала горя.
Она вспоминала, что никогда не плакала и не «переживала» так, как это обычно бывает. Только позднее выяснилось, что процесс переживания тяжелой утраты происходил у нее вне семьи: никто из родных не говорил с ней о смерти отца, и ей не позволили участвовать в похоронной церемонии. Спустя годы женщина поняла, что большая часть обиды на мать и ее тревоги относительно быстрой езды мужа были связаны с непроработанным переживанием смерти отца. Когда она выплеснула наружу сдерживаемые рыдания и гнев, то постепенно пережила свое горе, что привело к более удовлетворительным отношениям с матерью и мужем.
С другой стороны, некоторые люди поступают как раз наоборот. Вместо того чтобы думать о смерти своих любимых слишком мало, они думают о своем горе и потерянных близких чересчур много.
Исследования показали, что мысли о смерти, сосредоточенность на них, могут быть вредными. Люди, думающие или постоянно пересказывающие детали смерти близкого человека, особенно при наличии у них других стрессогенных факторов и незначительной социальной поддержки, более подавлены и пессимистичны, чем те, кто не предается подобным размышлениям (Nolen-Hoeksema, Parker, & Larson,
1994).
Соматические реакции (physical reactions). Те, кто живет в одиночестве, особенно, если у них нет близких друзей, имеют больше трудностей с переживанием своего горя. Они в большей степени склонны к различным заболеваниям: сердечным, инсультам, циррозам печени, гипертонии и раку, а также к преждевременной смерти. Например, в зависимости от возраста человека, болезни сердца от двух до пяти раз чаще встречаются среди разведенных, одиноких, овдовевших, чем среди семейных.
Мужчины с большей вероятностью умирают в течение нескольких месяцев после смерти жены, тогда как на жизнь женщин смерть их мужей влияет меньше. Хотя в показателях смертности для людей, потерявших супруга в старости, и семейных людей тех же лет существует лишь небольшая разница: в последующие годы овдовевшие мужчины в большей степени подвергаются риску смерти, чем их женатые ровесники. Смертность вдовцов от 55 до 65 лет на 60% выше, чем женатых мужчин того же возраста. Наиболее вероятное объяснение этого факта состоит в том, что мужчины, оставшись одни, сталкиваются с большими жизненными изменениями, чем женщины, возможно, вследствие того, что жены являются большей опорой для мужей, как эмоционально, так и в плане житейских дел. Женщины стремятся получить большую поддержку при совладании со своим горем, чем мужчины. Однако, если
344
вдовцы женятся еще раз, их показатели смертности даже ниже, чем у их женатых ровесников, которые никогда не теряли супругу.
Успешное переживание горя
Итак, как мы видели, лучше пройти через полный опыт переживания тяжелой утраты, каким бы болезненным он ни был, чем пережить его слишком быстро, или слишком предаваясь мыслям о своем горе. С этой точки зрения Джоанна лучше справилась с переживаниями своей потери, чем Марк, даже спустя годы. Существуют и позитивные аспекты горя. Так, горе может быть научающим опытом, который способствует личностному росту. Иногда говорят, что мы до конца не ценим то, что еще не потеряли, и это особенно точно относится к человеческим отношениям. Пока человек еще с нами, мы часто испытываем неоднозначные чувства по отношению к нему: то любовь, то раздражение. Однако горе помогает нам ретроспективно оценить любимых и друзей полнее. Переживание горя способствует также тому, что отношения с живыми близкими становятся для нас дороже. Короче говоря, успешное
переживание горя (good grief) означает, что утрата научила нас чему-то и способствовала личностному росту.
Существует несколько способов конструктивного переживания горя: выговориться, выразить свои чувства и осуществить какие-либо действия. Хотя бывает очень тяжело говорить о смерти любимого человека в течение первых нескольких недель, именно «проговаривание» может оказаться наиболее плодотворным. Нужно помнить, что главными являются чувства по поводу утраты. Некоторые вещи могут звучать тривиально или казаться со стороны незначимыми, например, «наконец, он не испытывает страданий», но как бы то ни было, друг должен стараться выслушать и помочь понесшему утрату высказаться как можно полнее.
Предоставление возможности и поощрение в выражении чувств также может быть плодотворным.
Люди склонны испытывать меньше затруднений, когда они могут «излить себя» в компании нескольких близких друзей. Это особенно относится к тем, кто «умеет хранить тайну». Мужчины обычно чувствуют больше трудностей в переживании утраты, поскольку выражение эмоций со стороны мужчин принято рассматривать как проявление их слабости. Важно также осознавать, что способы выражения эмоций носят индивидуальный характер и различаются у разных людей. Некоторым увлажненные глаза и теплое рукопожатие приносят такое облегчение, как будто они вплотную подошли к выражению своего горя. Другие могут открыто рыдать, не испытывая неловкости. Третьи склонны к более театральному и временами даже истерическому выражению горя: они кричат, рвут на себе волосы и одежду.
Третий способ переживания горя – это осуществление каких-либо действий. В некоторых случаях даже просто физическая нагрузка помогает облегчить напряжение и тяжесть утраты, по крайней мере, временно. Дать выход горю позволяют похоронные ритуалы. Хлопоты по делам покойного тоже могут оказать терапевтический эффект и быть полезными в переживании горя. В качестве управляющей делами своего мужа Джоанна столкнулась с огромным количеством корреспонденции и множеством дел. Сначала она рассматривала их как тяжелую ношу, но вскоре поняла, что это одна из немногих реальных вещей, которые она может сделать для своего покойного мужа и их взрослых детей. Такая работа стала для Джоанны способом выражения любви и уважения к мужу и помогла ей пережить горе.
Исследования подтверждают этот взгляд. Гибкие и стойкие в жизни люди в большей степени используют «совладающее поведение», фиксированное на проблеме, а не на чувствах; имея адекватную социальную поддержку, они с гораздо меньшей вероятностью будут подвержены депрессии и склонны оправляться от своего горя быстрее (Caserta & Lund, 1992; Nolen-Hoeksema и др., 1994).
345
Люди, разделяющие свое горе с другими, легче переносят горе, связанное с утратой близкого человека
Жизнь и смерть в широкой перспективе
В 1900 г. больше половины смертей приходилось на детский возраст (Fulton, 1987). Дети умирали от болезней и голода. В наши дни, когда средняя продолжительность жизни превысила 75 лет, все больше людей страдают от хронических заболеваний (различные формы рака, болезни сердца и почек). При этом смерть наступает постепенно и люди обычно умирают в больнице. Больницы это – большие, безликие учреждения, предназначенные для лечения острых заболеваний и продления жизни. Таким образом, изменение условий, в которых наступает смерть, ставит новые этические вопросы, такие, как использование различных средств для спасения жизни и право на достойную смерть. Исследование этих вопросов может помочь лучше понять проблемы жизни и смерти.
Право на смерть
Джоанна помнит, каким был ее муж в первые годы после брака. Это был веселый, много работающий, общительный человек. За полгода до смерти у него был обнаружен рак, постепенно приведший его в состояние комы. Состояние мужа Джоанны ухудшалось так быстро, что он даже не смог сказать ей о своих последних желаниях. Так как поблизости не было никакого хосписа, его последние дни прошли в больнице, где его кормили через трубочку и внутривенно вводили обезболивающие лекарства. Джоанна, так же, как и ее взрослые дети, хотела, чтобы трубку для питания убрали. Все они считали, что муж Джоанны не хочет продолжать такое существование.
Тяжелые пациенты – среди американцев их около 10 тыс. – ставят членов своей семьи и врачей перед этической дилеммой
Конечная стадия – это принятие (acceptance) смерти, хотя не все умирающие достигают ее. В это время большинство умирающих уже отделяют себя от живых и просят оставить рядом с собой лишь немногих посетителей; но никто не хочет умирать в одиночестве. Хотя большинство людей хотело бы умереть дома, чаще приходится умирать в больнице. По существу большая часть боли в процессе умирания – это духовные страдания, особенно страх расставания с любимыми людьми.
Элизабет Кюблер-Росс (1975, 1993) первая отметила, что умирание не есть однозначно протекающий процесс и что многие люди не проходят все описанные стадии. Для некоторых гнев остается главным чувством, тогда как другие до конца пребывают в депрессии, как муж Джоанны, хотя он и умер быстро.
Многие специалисты идут дальше, утверждая, что индивидуальные различия более значимы для характеристики процесса умирания, чем выделение определенных стадий (см. например, Согг, 1993).
Таким образом, для каждого человека переживание процесса умирания уникально; на него влияют возраст, пол и индивидуальные особенности, а также культурное окружение и характер заболевания.
Другая классическая модель процесса умирания – это модель Менселла Петтисона (Е. Mansell
Pattison, 1977). Он выделил три большие фазы, опыт прохождения которых у каждого человека различен. Исходно люди «простраивают» свою линию жизни (life trajectory), представляющую собой предвосхищение продолжительности жизни и того, как она будет прожита. Однако когда жизненная траектория нарушается серьезными травмами или болезнями, люди осознают вероятность того, что смерть наступит раньше, чем они ее ожидали. Промежуток между временем, когда человек обнаруживает, что умрет раньше, чем он предполагал, и временем самой смерти называется периодом
между жизнью-смертью (living-dying interval), который состоит из трех фаз развития личности.
1. Острая фаза (acute phase). Осознание приближающейся смерти создает значительное беспокойство и стресс. Людям обычно требуется
большая эмоциональная поддержка и помощь, чтобы рационально подойти к приближающейся смерти.
2. Хроническая (затяжная) фаза (chronic phase). На этой стадии люди сталкиваются со страхом смерти. Появляется и много других эмоций: например страх неизвестного, страх одиночества, страдание в связи чувством потери тесной связи с семьей и друзьями (чувством утраты идентичности).
3. Конечная фаза (terminal phase). Надежды на улучшение сменяются осознанием возможного ухудшения, умирающие испытывают чувство отделения от других людей и покоряются смерти.
То, каким образом человек переживает период между жизнью-смертью, существенно определяется
«сценарием» умирания (dying trajectory), т.е. продолжительностью и формой процессов умирания.
Петтисон (1977) выделил четыре основные сценария. Первый – когда конец жизни близок и определен, например, когда человеку говорят: «Вам осталось жить всего несколько месяцев». Второй – когда смерть близка, но точное ее время остается неизвестным. Третий – не ясно наступит ли смерть вообще, что зависит от успеха хирургической операции и ряда других обстоятельств. Четвертый – возможность смерти тоже остается неопределенной. Это такие случаи, когда имеются некоторые хронические заболевания, например, сердца. В любом случае то, как человек столкнется со смертью и пройдет через этот опыт, зависит от различных обстоятельств: от личностных особенностей и особенностей процесса умирания. Хотя члены семьи, друзья и коллеги по работе не могут решить саму проблему неизбежности смерти, они могут оказать значительную поддержку умирающему и облегчить его страдания, связанные с процессом умирания.
342
Тяжелая утрата и горе
Потеря любимого человека или друга – это потеря части нас самих. Это очень тяжелый опыт, который обозначается по-разному: как тяжелая утрата, горе или траур. Тяжелая утрата (bereavement)
– это общий термин для обозначения переживания потери. Термин «горе» (grief) относится к интенсивному эмоциональному страданию, которое сопутствует переживанию потери, а траур
(mourning) – к внешнему выражению тяжелой утраты и горя.
Вследствие того, что смерть относится к универсальному ритуалу перехода, во многих обществах есть траурные обряды, которые помогают переживанию горя. До недавнего времени американская культура предписывала вдовам одеваться в черное, а вдовцам носить на рукаве черные повязки. Эти знаки оправдывали проявления горя, давали возможность людям, понесшим утрату, обсуждать свою потерю и, таким образом, получать необходимую поддержку. Однако в последние годы эти традиции были модифицированы или от них вообще отказались. Поминальные обряды и визиты соболезнования были заменены короткими похоронными и поминальными службами. Сегодня потерпевшие утрату стремятся вернуться к обычной одежде и привычной деятельности как можно быстрее.
Переживание горя
Некоторые современные обычаи ориентированы на «работу с горем» – проработку чувств, связанных с потерей. Переживание горя (grief work) состоит в эмоциональном освобождении от умершего, привыкании к жизни без этого человека, возврату к обычной деятельности и формированию новых взаимоотношений. Переживание горя – это процесс, происходящий параллельно с опытом умирания, включающий в себя много похожих эмоций. В том, как люди переживают горе, много индивидуальных различий. Во вставке 16.1 приводится типичное описание опыта подобного рода.
Вставка 16.1. Прощание
Две женщины были очень похожи друг на друга. Обеим было за 50, у обеих были взрослые дети, и, как и у
Джоанны, у обеих недавно умерли мужья; но они сильно различались в одном важном отношении. Одна чувствовала опустошенность и жалела себя. Другая, хотя и переживала утрату, начала строить новую жизнь, заполняя свои дни встречами с друзьями и всевозможной деятельностью. Эта женщина научилась тому, как нужно говорить: «Прощай».
Действительно, жизнь – это череда расставаний, среди которых смерть – главное прощание из всех. Родители, которые могут спокойно проститься с детьми, когда те уезжают учиться или вступают в брак, лучше подготовлены к переживанию смерти любимых людей. Тот, кто переживает разлуку лучше, обычно обладает устойчивым чувством самоидентичности, имеет другие интересы и не рассматривает себя только в роли родителя или супруга. К моменту, когда их дети достигают 20 лет, здоровые родители научаются тому, как «позволить им уйти». Подобным образом и супруг со здоровым подходом к жизни способен сказать: «Я могу сделать это сам, если я должен».
Как вы справились с расставанием, например, при переезде из дома или при разрыве с другом или возлюбленным? Научились ли вы говорить: «Прощай»?
При столкновении со смертью мы испытываем шок и не верим в нее, особенно, если смерть случилась неожиданно. Когда же мы ее предвидим (например, в случае неизлечимой болезни), наши чувства будут смягчены, и мы будем переживать некоторое облегчение. Так, Джоанна испытала чувство облегчения после долгих месяцев ухаживания за своим несчастным мужем, хотя затем оно трансформировалось в чувство вины.
После того как первый шок проходит, мы все снова и снова вспоминаем о своей утрате. Этот период для Марка, когда умер его брат, оказался наиболее беспокойным. Марк был эмоционально очень близок с братом. Так случилось, что Марк не испытывал удовольствия от общения с друзьями брата, особенно в тех занятиях, которые напоминали ему покойного. Он пропустил целый сезон футбольных игр, продал машину, в которой они ездили вместе с братом, и порвал свои дружеские отношения с его подругой.
Появление негативных эмоций, таких, как гнев и чувство вины, весьма вероятно для этой стадии. Мы можем обвинять Бога, судьбу, или тех, кто ухаживал за покойным. Нередко мы обвиняем умершего за то, что он нас покинул, особенно в случае его добровольного ухода из жизни. Брат Марка не совершал самоубийства, он погиб в автомобильной катастрофе. Тем не менее, несомненно, что у Марка были и до сих пор остаются трудности с тем, чтобы справиться с переживаниями смерти брата. Мы можем
343
испытывать чувство вины также из-за того, что, когда умерший был еще жив, мы что-то «не то» говорили, делали или чувствовали. Часть нашей вины может быть следствием «вины выжившего»,
чувства, возникающего просто потому, что мы еще живы, а другого уже нет.
При сильном эмоциональном переживании горя часто происходит утаивание его физических проявлений, особенно у пожилых людей. Наиболее общие признаки горя в первые месяцы после утраты: плач, депрессия, отсутствие аппетита и трудности концентрации внимания как на работе, так и дома. По счастью для Джоанны у нее эти симптомы сохранялись недолго. Многие люди после утраты близкого человека полагаются на сон и транквилизаторы. Однако, с точки зрения хорошего семейного врача, подобные симптомы являются нормальной составляющей переживания горя.
На завершающей стадии переживания горя мы обычно примиряемся с нашей потерей и возвращаемся к обычной деятельности. Эта стадия может продолжаться от нескольких месяцев до года и более, в зависимости от того, насколько мы были близки с умершим, а также от обстоятельств его смерти. Последние исследования показали, что в среднем для нормальной стадии переживания горя требуется примерно год (Lindstrom, 1995). После того как переживания утихают, вероятно появление приятных воспоминаний о покойном. В некоторых случаях мы никогда не смиряемся с потерей, если это родители, дети, супруг. Но чем более полно переживание горя, тем с большей вероятностью мы сможем продвигаться по жизни дальше. Тот, кто не способен на это, задерживает процесс «работы горя».
Непроработанное горе
Психологические реакции (psychological reactions). Непроработанное горе (unresolved grief)
может выражаться в разных формах – в виде необъяснимых соматических болезней или психологических симптомов. Ряд психологических реакций очевидным образом связан с потерей.
Например, из-за непроработанного горя некоторые люди не могут возвращаться в дом, больницу или комнату, где умер близкий человек. В других случаях его проявления носят более скрытый характер.
Подруга Марка выражала сожаление по поводу того, что, когда умер ее отец, она не испытывала горя.
Она вспоминала, что никогда не плакала и не «переживала» так, как это обычно бывает. Только позднее выяснилось, что процесс переживания тяжелой утраты происходил у нее вне семьи: никто из родных не говорил с ней о смерти отца, и ей не позволили участвовать в похоронной церемонии. Спустя годы женщина поняла, что большая часть обиды на мать и ее тревоги относительно быстрой езды мужа были связаны с непроработанным переживанием смерти отца. Когда она выплеснула наружу сдерживаемые рыдания и гнев, то постепенно пережила свое горе, что привело к более удовлетворительным отношениям с матерью и мужем.
С другой стороны, некоторые люди поступают как раз наоборот. Вместо того чтобы думать о смерти своих любимых слишком мало, они думают о своем горе и потерянных близких чересчур много.
Исследования показали, что мысли о смерти, сосредоточенность на них, могут быть вредными. Люди, думающие или постоянно пересказывающие детали смерти близкого человека, особенно при наличии у них других стрессогенных факторов и незначительной социальной поддержки, более подавлены и пессимистичны, чем те, кто не предается подобным размышлениям (Nolen-Hoeksema, Parker, & Larson,
1994).
Соматические реакции (physical reactions). Те, кто живет в одиночестве, особенно, если у них нет близких друзей, имеют больше трудностей с переживанием своего горя. Они в большей степени склонны к различным заболеваниям: сердечным, инсультам, циррозам печени, гипертонии и раку, а также к преждевременной смерти. Например, в зависимости от возраста человека, болезни сердца от двух до пяти раз чаще встречаются среди разведенных, одиноких, овдовевших, чем среди семейных.
Мужчины с большей вероятностью умирают в течение нескольких месяцев после смерти жены, тогда как на жизнь женщин смерть их мужей влияет меньше. Хотя в показателях смертности для людей, потерявших супруга в старости, и семейных людей тех же лет существует лишь небольшая разница: в последующие годы овдовевшие мужчины в большей степени подвергаются риску смерти, чем их женатые ровесники. Смертность вдовцов от 55 до 65 лет на 60% выше, чем женатых мужчин того же возраста. Наиболее вероятное объяснение этого факта состоит в том, что мужчины, оставшись одни, сталкиваются с большими жизненными изменениями, чем женщины, возможно, вследствие того, что жены являются большей опорой для мужей, как эмоционально, так и в плане житейских дел. Женщины стремятся получить большую поддержку при совладании со своим горем, чем мужчины. Однако, если
344
вдовцы женятся еще раз, их показатели смертности даже ниже, чем у их женатых ровесников, которые никогда не теряли супругу.
Успешное переживание горя
Итак, как мы видели, лучше пройти через полный опыт переживания тяжелой утраты, каким бы болезненным он ни был, чем пережить его слишком быстро, или слишком предаваясь мыслям о своем горе. С этой точки зрения Джоанна лучше справилась с переживаниями своей потери, чем Марк, даже спустя годы. Существуют и позитивные аспекты горя. Так, горе может быть научающим опытом, который способствует личностному росту. Иногда говорят, что мы до конца не ценим то, что еще не потеряли, и это особенно точно относится к человеческим отношениям. Пока человек еще с нами, мы часто испытываем неоднозначные чувства по отношению к нему: то любовь, то раздражение. Однако горе помогает нам ретроспективно оценить любимых и друзей полнее. Переживание горя способствует также тому, что отношения с живыми близкими становятся для нас дороже. Короче говоря, успешное
переживание горя (good grief) означает, что утрата научила нас чему-то и способствовала личностному росту.
Существует несколько способов конструктивного переживания горя: выговориться, выразить свои чувства и осуществить какие-либо действия. Хотя бывает очень тяжело говорить о смерти любимого человека в течение первых нескольких недель, именно «проговаривание» может оказаться наиболее плодотворным. Нужно помнить, что главными являются чувства по поводу утраты. Некоторые вещи могут звучать тривиально или казаться со стороны незначимыми, например, «наконец, он не испытывает страданий», но как бы то ни было, друг должен стараться выслушать и помочь понесшему утрату высказаться как можно полнее.
Предоставление возможности и поощрение в выражении чувств также может быть плодотворным.
Люди склонны испытывать меньше затруднений, когда они могут «излить себя» в компании нескольких близких друзей. Это особенно относится к тем, кто «умеет хранить тайну». Мужчины обычно чувствуют больше трудностей в переживании утраты, поскольку выражение эмоций со стороны мужчин принято рассматривать как проявление их слабости. Важно также осознавать, что способы выражения эмоций носят индивидуальный характер и различаются у разных людей. Некоторым увлажненные глаза и теплое рукопожатие приносят такое облегчение, как будто они вплотную подошли к выражению своего горя. Другие могут открыто рыдать, не испытывая неловкости. Третьи склонны к более театральному и временами даже истерическому выражению горя: они кричат, рвут на себе волосы и одежду.
Третий способ переживания горя – это осуществление каких-либо действий. В некоторых случаях даже просто физическая нагрузка помогает облегчить напряжение и тяжесть утраты, по крайней мере, временно. Дать выход горю позволяют похоронные ритуалы. Хлопоты по делам покойного тоже могут оказать терапевтический эффект и быть полезными в переживании горя. В качестве управляющей делами своего мужа Джоанна столкнулась с огромным количеством корреспонденции и множеством дел. Сначала она рассматривала их как тяжелую ношу, но вскоре поняла, что это одна из немногих реальных вещей, которые она может сделать для своего покойного мужа и их взрослых детей. Такая работа стала для Джоанны способом выражения любви и уважения к мужу и помогла ей пережить горе.
Исследования подтверждают этот взгляд. Гибкие и стойкие в жизни люди в большей степени используют «совладающее поведение», фиксированное на проблеме, а не на чувствах; имея адекватную социальную поддержку, они с гораздо меньшей вероятностью будут подвержены депрессии и склонны оправляться от своего горя быстрее (Caserta & Lund, 1992; Nolen-Hoeksema и др., 1994).
345
Люди, разделяющие свое горе с другими, легче переносят горе, связанное с утратой близкого человека
Жизнь и смерть в широкой перспективе
В 1900 г. больше половины смертей приходилось на детский возраст (Fulton, 1987). Дети умирали от болезней и голода. В наши дни, когда средняя продолжительность жизни превысила 75 лет, все больше людей страдают от хронических заболеваний (различные формы рака, болезни сердца и почек). При этом смерть наступает постепенно и люди обычно умирают в больнице. Больницы это – большие, безликие учреждения, предназначенные для лечения острых заболеваний и продления жизни. Таким образом, изменение условий, в которых наступает смерть, ставит новые этические вопросы, такие, как использование различных средств для спасения жизни и право на достойную смерть. Исследование этих вопросов может помочь лучше понять проблемы жизни и смерти.
Право на смерть
Джоанна помнит, каким был ее муж в первые годы после брака. Это был веселый, много работающий, общительный человек. За полгода до смерти у него был обнаружен рак, постепенно приведший его в состояние комы. Состояние мужа Джоанны ухудшалось так быстро, что он даже не смог сказать ей о своих последних желаниях. Так как поблизости не было никакого хосписа, его последние дни прошли в больнице, где его кормили через трубочку и внутривенно вводили обезболивающие лекарства. Джоанна, так же, как и ее взрослые дети, хотела, чтобы трубку для питания убрали. Все они считали, что муж Джоанны не хочет продолжать такое существование.
Тяжелые пациенты – среди американцев их около 10 тыс. – ставят членов своей семьи и врачей перед этической дилеммой
1 ... 44 45 46 47 48 49 50 51 ... 54