Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 647
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
права на смерть (right to die). Члены семьи разрываются между желанием быть терпимыми к своим любимым людям и реалиями жизни, требующими постоянной эмоциональной и финансовой поддержки их «растительного» существования. Врачи также переживают конфликт между долгом поддерживать жизнь и обязанностью облегчать страдания пациента. Они часто продолжают лечение под давлением морального долга или страха формальных последствий. Однако в последние годы Совет американских медицинских ассоциаций по этическим и правовым вопросам (American
Medical Association's Council on Ethical and Judicial Affairs) сформулировал некоторые принципиальные линии поведения для врачей в подобных ситуациях. После двухлетнего рассмотрения проблемы коллегия из семи членов постановила, что прекращение врачами поддержания жизни пациентов, находящихся в необратимой коме, таких, как муж Джоанны, не является неэтичным, даже если смерть еще не близка. Более противоречивая позиция отмечается по вопросу включения пищи и воды в список того, в чем можно отказать пациенту. В каждом конкретном случае желание пациента, если его можно определить, должно учитываться, и чувство собственного достоинства больного должно быть сохранено. Решение Совета отражает растущее внимание общественности к этим вопросам. Согласно данным общенациональных опросов, от 8 до 9 из каждых 10 взрослых американцев считают, что безнадежно больные пациенты должны иметь возможность поставить врачей в известность о своем желании умереть. Врачи должны иметь возможность убрать питающие трубки, если таково желание пациента. Поскольку решение Совета носит необязательный характер, врачи могут поступать в
346
соответствии с велениями своей совести. Но выработанные положения помогают облегчить им исполнение требований членов семьи пациента прекратить лечение (Wallis, 1986). Вставка 16.2 отражает результаты опроса врачей по поводу их чувств в связи с проблемой поддержания жизни безнадежных пациентов.
Вставка 16.2. Врачи о поддержании жизни
Почти 80% американских врачей (случайная выборка) предпочитают лишить безнадежно больных и находящихся в необратимой коме пациентов системы жизнеобеспечения, если они сами или члены их семьи требуют этого. Это мнение врачей различного пола, возраста и специализации.
На более конкретный вопрос: «Будете ли вы, если потребуется, поддерживать жизнь безнадежно больных и коматозных пациентов (включая обеспечение пищей и водой)?» 58% опрошенных ответили с уверенностью, что поддержат эту альтернативу. 20% опрошенных ответили, что они склонны поддержать. Только 5% ответили, что они не отвергают эту возможность, и 10% были решительно против. Интересно, что около 70% опрошенных врачей сталкивались с подобными проблемами непосредственно.
Большинство врачей отметили, что они не имеют ясного представления о формальной стороне вопроса.
Наконец, подавляющее большинство (90%) признало, что врачам следует обсуждать возможность предсмертного волеизъявления с пациентами и членами их семей.
И с т о ч н и к : адаптировано по: Lame, G. А. (1988/1989, Winter). Euthanasia: The time is now. Free inquiry, 4–6.
Нередко члены семьи и врачи не считаются с желанием своих пожилых или больных пациентов умереть. Исследование (Conn, 1984) показало, что хотя один из трех пациентов отказался бы от медицинской поддержки, если бы он был на грани смерти, однако больных редко спрашивают об этом.
В 154 случаях, когда медики пытались восстановить работу сердца больного, только у 30 пациентов спросили их мнение по поводу предпринимаемых действий. Однако из 24 пациентов, которым удалось выжить и остаться в психически нормальном состоянии, только восемь сказали, что они предпочли бы умереть. В исследовании высказывается предположение, что врачи часто считают, что им «уже» известны желания пациентов. Только один из десяти врачей действительно обсуждал проблему возвращения к жизни со своими пациентами, а один из пяти – консультировался с членами семьи, а не с пациентами, даже когда те были в состоянии принимать решения самостоятельно. Этот факт с очевидностью свидетельствует о сверхпротекционизме по отношению к больным. Однако большинство пациентов, находятся ли они в удовлетворительном состоянии или тяжело больны, хотели бы быть информированными относительно своей судьбы и принимать участие в соответствующих решениях медиков.
Президентская комиссия по этому вопросу, состоящая из врачей, юристов, теологов и других специалистов, пришла к заключению, что дееспособный в правовом отношении пациент, понимающий альтернативы лечения и их последствия, имеет полное и абсолютное право решать свою судьбу. Если пациент недееспособен, то это решение кто-то (обычно, это член семьи) должен принять за него.
Решение президентской комиссии содействовало распространению таких практик, как, например,
изъявление воли жить (living wffl), когда больной дает указания врачам и членам семьи прекратить процедуры по поддержанию жизни в случае безысходной ситуации. На данный момент только около
15% американцев воспользовались этим правом. Для распространения практики волеизъявления новое законодательство США требует, чтобы все больницы федерального фонда, дома престарелых и хосписы информировали вновь поступающих пациентов об их праве выразить свою волю (см. образец документа во вставке 16.3).
Вставка 16.3. Моя воля, адресованная семье, врачу, юристу и всем, кого это может касаться
Смерть столь же реальна, как и рождение. Так же, как рост, зрелость и старость, она представляет собой один из несомненных фактов жизни. Если наступит время, когда я не смогу больше принимать участие в решении моей собственной судьбы, пусть этот документ, составленный, пока я еще нахожусь в здравом уме, послужит изъявлением моих желаний и указаний.
Если сложится ситуация, не оставляющая надежд на выход из экстремального физического или психического состояния, я изъявляю свою волю на то, чтобы мне позволили умереть и не поддерживали жизнь медикаментами, искусственными средствами или «героическими усилиями». Я, тем не менее, прошу проявлять ко мне милосердие и назначать лекарства, способные уменьшить страдания, даже если это укоротит оставшуюся мне жизнь.
Это заявление сделано после тщательных раздумий и в соответствии с моими убеждениями и верой. Я хочу,
347
чтобы выраженные здесь желания были удовлетворены полностью (насколько это позволено законом). Я надеюсь, что в рамках существующего законодательства, те, кому адресована моя Воля, будут считать себя морально связанными моим волеизъявлением.
(Далее могут быть приведены необязательные специфические положения договора)
Долговременные полномочия доверенного лица (возможные)
Я (фамилия, имя) __________ извещаю своего фактического поверенного на случай необходимости принятия решения о лечении. Власть поверенного остается действительной в том случае, если я стану неспособным (ой) принять решение самостоятельно.
Возможное нотариальное заверение:
«Присягнувший и здесь подписавшийся _____ день _____ месяц _______ год»
Название нотариальной конторы (печать)
Подпись ______ Дата __________
Свидетель _________
Адрес ___________
Свидетель _________
Адрес ___________
Копия документа передана __________
Некоторые законы о праве человека на смерть (right-to-die) пытаются переложить ответственность за их соблюдение на врачей, а те, в свою очередь «заставляют» принимать решение самого пациента, если они не согласны с его волей. Поскольку в юридических документах не могут быть учтены все возможные обстоятельства, многие специалисты предпочитают опираться на власть поверенного
(power attorney). Иначе говоря, определенный человек (родственник, друг или доверенное лицо) в случае недееспособности подопечного уполномочивается принимать за него медицинские, финансовые и другие решения. По крайне мере, хри четверти штатов Америки уже имеют законы, подтверждающие власть поверенного в подобных ситуациях. И воля пациента, и власть поверенного при достаточных на то основаниях могут быть отменены; прежде всего это касается власти поверенного.
Другая юридическая процедура, заслуживающая внимания, – это составление дарственных актов на сохранные органы. Многие люди умирают внезапно при трагических обстоятельствах, как, например, брат Марка. В подобных случаях страдает, главным образом, мозг, но другие органы (сердце, печень и глаза) могут остаться неповрежденными. Жертвы катастроф являются возможными донорами для передачи своих органов другим людям; подобные случаи предполагают немедленную трансплантацию.
Многие штаты имеют соответствующую юридическую базу, дающую гарантию того, что ваши здоровые органы будут принесены в дар. Дарственная похожа на образец документа, приведенного во вставке 16.4.
Вставка 16.4. Универсальная донорская карта
____________________
(имя донора)
В надежде помочь другим людям, я, выше названный (ая), приношу этот анатомический дар, который в случае его медицинской приемлемости, будет иметь место после моей смерти. Ниже перечисляется то, что я приношу в дар: а)____________________ любой необходимый орган или его части б)____________________ только следующие органы или их части
_______________________________________
(перечисляются отдельные органы или их части) в целях трансплантации, лечения, медицинских исследований и обучения: в) _______ все мое тело, если это необходимо для анатомических исследований. Ограничения и особые желания, если таковые имеются: ______________________________________
(перечисляются особые ограничения)
Подписывается донором и двумя свидетелями в присутствии каждого:
______________
___________________
Подпись донора
Дата рождения донора
______________
___________________
Дата подписания
Город и штат
______________
___________________
348
Свидетель
Свидетель
Естественная смерть
Одним из отрицательных последствий общественного движения в поддержку права на смерть является то, что оно может бессознательно настраивать людей на быструю смерть. Часто говорят, что смерть – это большая проблема не для умирающего, а для тех, кто остается жить. По этой причине быстрая смерть от сердечного приступа или в автомобильной аварии может оказаться меньшим стрессовым фактором для близких людей, чем продолжительная болезнь. На первый взгляд представляется, что только умирающий должен быть избавлен от страданий вследствие неизлечимой болезни. На самом деле его близким тоже следует облегчить тяжесть забот об инвалиде или само наблюдение медленного процесса умирания. Быстрая смерть помогает избежать социальных обязательств, таких, как ухаживание за тяжело больными и стариками. По иронии судьбы отрицание необходимости борьбы за жизнь может склонить нас к «неестественно» ускоренному процессу смерти.
Однако ситуация быстрой стимулированной смерти связана с отсутствием ответов на ключевые вопросы: «Насколько стар пожилой человек? Насколько пациент действительно болен? Когда допустимо позволить умереть человеку, живущему с помощью искусственных сердца и легких? Когда прекращение жизни имеет смысл?»
Вероятно, самое простое что мы можем сделать для естественной смерти, это помочь людям умереть так, как им свойственно, в их собственном темпе и духе. Например, молодому человеку с активным, общительным характером, не желающему приспосабливаться к состоянию инвалида, следовало бы позволить умереть достойным образом. Другие люди в сходных обстоятельствах, предпочитающие приспособиться к своим ограниченным возможностям, должны были бы поощряться и получать поддержку в своем старании идти по жизни дальше.
Создание хосписов для безнадежно больных, в которых смерть должна проходить достойно, является гигантским шагом на пути к гуманистическому обществу, способному оказывать поддержку таким людям. В Средние века хоспис был приютом для странников, которым больше некуда было идти. В наши дни хоспис (hospice) – это место, где заботятся о людях, чья жизнь подошла к концу. Как упоминалось выше, многие страдания неизлечимо больных – это результат организации ухода, той безличной атмосферы и чувства изоляции, в которых они пребывают в больнице. Напротив, хоспис – это сообщество, помогающее людям жить, а не просто существовать в процессе их умирания.
Термин «хоспис» обычно относится к системе, которая включает в себя физический уход за безнадежно больными и домашнюю заботу о них. В некоторых случаях больные могут провести свои последние дни дома, так чтобы о них заботились близкие люди или специально обученные добровольцы. Кроме помощи в таких практических вопросах, как обезболивание и приготовление пищи, персонал хосписа оказывает эмоциональную поддержку больному и дает советы членам его семьи. Целью работы является сохранение в больном человеке и поддерживающем его сообществе, в котором он может умереть, чувства собственного достоинства. Зародившись в Англии, движение хосписов распространилось по другим странам, включая несколько тысяч программ в США и Канаде.
Увеличение числа пожилых людей и рост цен на госпитализацию таковы, что в течение ближайших лет весьма вероятно усиление роли хосписов. Однако необходимо помнить, что хосписы приемлемы не для каждого. Таламантес, Лоулер и Эспино (Talamantes, Lawler and Espino, 1995) выявили, что, например, американцы, являющиеся выходцами из латиноамериканских стран, не любят пользоваться услугами хосписов, так как они имеют достаточно тесные связи со своим сообществом, у них другие культурные ценности, и, кроме того, существует языковой барьер.
Многие люди предпочитают умирать дома. В американском обществе много семей, а также друзей и других людей, которые способны заботиться об умирающих. Во вставке 16.5 обсуждается, кто эти люди и как они могут оказать поддержку и себе тоже.
Вставка 16.5. Ангелы-хранители
Пожилые, умирающие от СПИДа и рака, и просто беспомощные люди часто нуждаются в заботе других людей дающих помощь. Некоторые требуют постоянного ухода, другим необходима забота в период выздоровления.
Друзья и родственники, которые хотят оказать помощь, становятся такими добрыми ангелами. Они не являются профессионалами, как, например, домашние сиделки, хотя часто выполняют те же самые обязанности. В настоящее время около 34 миллионов одиноких стариков не могут самостоятельно ходить в магазины, мыться
349
или готовить. Помощники часто выступают в роли шоферов, заполняют страховые формы, дают лекарства, заботятся о финансовых делах и выполняют обязанности врача. О дной из причин стремительного увеличения числа помощников является то, что все больше американцев х о-тят умереть у себя дома. А это бывает невозможно без помощи добровольцев.
Кто эти ангелы-хранители, идущие на помощь? Свыше 22,4 миллионов американских домовладельцев опубликовали данные о том, что в их домах есть люди, которые не могут себя обслуживать. Помощниками таких людей часто являются члены их с емей, но не всегда. Ими могут быть соседи, друзья, члены церковной общины, члены благотворительного общества Кайвенис-клуб* или кто-либо еще. Фактически в Соединенных Штатах больше бесплатных помощников, чем платных (или профессионалов). В первую очередь помощь оказывается членам семьи, но некоторые помогают соседям, друзьям, а иногда скитальцам, например бездомным или убежавшим из дома детям.
Некоторые помощники все, или почти все, свое время отдают этому делу. Когда нуждающийся в помощи – это член семьи, часто эта обязанность падает на старшую дочь. Для большинства женщин, работающих вне дома
– это огромный стресс. Все больше к помощи привлекаются дети.
Помощники иногда сами нуждаются в помощи. Им требуется как некоторое медицинское обучение, так и эмоциональная и социальная поддержка. Помощники подвержены и эмоциональному, и физическому истощению. Для содействия помощникам возникают местные группы поддержки. Такие группы дают советы, оказывают эмоциональную поддержку и часто обеспечивают «передышку», когда кто-то из ее членов выполняет обязанности помощника несколько часов в неделю. Существует также широкая сеть национальных организаций, которые публикуют еженедельные письма с новостями, продают необходимые продукты и обеспечивают полезной информацией. Если вы являетесь помощником или собираетесь им стать, вы можете присоединиться к
Ассоциации национального сообщества помощников (National Family Caregivers Association). Адрес: 9621 E.
Bexhill Dr., Kensington, MD 20895. Существует также специализированные национальные группы для тех, кто оказывает помощь больным СПИДом, страдающим болезнью Альцгеймера, физически беспомощным, старикам и другим, нуждающимся в особой помощи. Многие из этих организаций имеют доступные веб-сайты.
И с т о ч н и к : Адаптировано по: France, D. (1997, May/June). The new compassion. Modem Maturity, 33–40, 80.
* Благотворительное общество Kiwanis club, основанное в 1915 г., оказывает поддержку детям и молодым людям (Прим.
перев.).
Похоронные и другие службы
Для осознания семьей покойного и обществом факта смерти осуществляются ритуалы перехода, которые, как правило, имеют форму похорон (fimeral) – церемоний и ритуалов погребения или кремации покойного. Такие ритуалы обеспечивают возможность людям держать себя в форме и получить необходимую поддержку.
В давние времена, когда вера в жизнь после смерти кардинальным образом влияла на человека, похоронные процедуры были предназначены, прежде всего, для покойного. Смерть рассматривалась как переход на небеса или к вечной жизни. Поэтому некоторые древние народы погребали не только тела, но также и личные вещи умершего, которые могли оказаться ему полезными во время
«путешествия». Возможно, вы слышали о египетских пирамидах, в которых вместе с умершим помещались его вещи, чтобы служить ему во время пути в другую жизнь и в новой жизни после смерти.
Однако в сегодняшнем американском обществе, освобожденном от церковного влияния, сущность подобных ритуалов имеет гуманистическую и материалистическую направленность. Хотя похороны посвящены памяти покойного, церемония совершается в большей степени для тех, кто его пережил.
Похороны могут стать поводом воздать почести, которых покойный не удостоился при жизни. Иногда семьи усопших ведут так называемые статусные игры, выбирая дорогие бронзовые гробы, богато украшенные надгробия и престижное место на кладбище. Таким образом, похороны становятся все расточительнее и дороже. Похоронная индустрия подвергается критике за эксплуатацию чувств людей в своих интересах. Однако ее защитники указывают на то, что семьи покойных частично сами виноваты в своих расходах, так как их действия основываются больше на эмоциях, чем на разуме. Так, по причине ли почитания покойного, из чувства вины или тщеславия, но продолжает совершаться множество дорогостоящих похоронных ритуалов.
Похороны в США иногда занимают четвертое место в перечне расходов, следуя за покупкой дома, машины и свадьбой. Средняя стоимость похорон в настоящее время составляет около 5 тыс. долларов, хотя легко можно потратить и больше. Одна из подруг Джоанны была в шоке, когда получила счет
350
более чем на 4 тыс. долларов за похороны мужа. Как и многие другие, она не предполагала делать все на высшем уровне, с использованием хора, зала ожидания и места для парковки автомобилей. Но, как и остальные, она оплатила счет, чувствуя, что у нее нет выбора. Однако в настоящее время, под давлением правил, директора похоронных служб должны посылать счета, разбитые на отдельные пункты, и предоставлять информацию относительно стоимости гроба и различных похоронных процедур. Там, где это не требуется по законам штата, они должны предлагать бальзамирование только как возможность. В случае кремации директора похоронных служб должны указать клиенту, что гроб не является обязательным ритуальным атрибутом и предоставить возможность покупки простого деревянного ящика или другого контейнера для использования в похоронах. Важно подчеркнуть, что решение, которое принимается в подобной ситуации, – это наше решение, и мы должны быть уверены, что на нас не оказывалось никакого давления.
Движение за упрощение похоронных процедур проявляется также и в создании по всей стране некоммерческих похоронных и мемориальных обществ. Их члены имеют доступ к специальным руководствам и могут определить, что они хотят делать со своими телами и какой вид захоронения выбрать. Эта информация помогает людям закончить жизнь так, чтобы это соответствовало их жизненному стилю и ценностям. Например, Чарлз Линдберг (Charles Lindbergh) завещал похоронить себя без бальзамирования и почестей в течение 8 часов после своей смерти на маленьком церковном кладбище на Гавайях. При его погребении присутствовали только жена и сын.
Medical Association's Council on Ethical and Judicial Affairs) сформулировал некоторые принципиальные линии поведения для врачей в подобных ситуациях. После двухлетнего рассмотрения проблемы коллегия из семи членов постановила, что прекращение врачами поддержания жизни пациентов, находящихся в необратимой коме, таких, как муж Джоанны, не является неэтичным, даже если смерть еще не близка. Более противоречивая позиция отмечается по вопросу включения пищи и воды в список того, в чем можно отказать пациенту. В каждом конкретном случае желание пациента, если его можно определить, должно учитываться, и чувство собственного достоинства больного должно быть сохранено. Решение Совета отражает растущее внимание общественности к этим вопросам. Согласно данным общенациональных опросов, от 8 до 9 из каждых 10 взрослых американцев считают, что безнадежно больные пациенты должны иметь возможность поставить врачей в известность о своем желании умереть. Врачи должны иметь возможность убрать питающие трубки, если таково желание пациента. Поскольку решение Совета носит необязательный характер, врачи могут поступать в
346
соответствии с велениями своей совести. Но выработанные положения помогают облегчить им исполнение требований членов семьи пациента прекратить лечение (Wallis, 1986). Вставка 16.2 отражает результаты опроса врачей по поводу их чувств в связи с проблемой поддержания жизни безнадежных пациентов.
Вставка 16.2. Врачи о поддержании жизни
Почти 80% американских врачей (случайная выборка) предпочитают лишить безнадежно больных и находящихся в необратимой коме пациентов системы жизнеобеспечения, если они сами или члены их семьи требуют этого. Это мнение врачей различного пола, возраста и специализации.
На более конкретный вопрос: «Будете ли вы, если потребуется, поддерживать жизнь безнадежно больных и коматозных пациентов (включая обеспечение пищей и водой)?» 58% опрошенных ответили с уверенностью, что поддержат эту альтернативу. 20% опрошенных ответили, что они склонны поддержать. Только 5% ответили, что они не отвергают эту возможность, и 10% были решительно против. Интересно, что около 70% опрошенных врачей сталкивались с подобными проблемами непосредственно.
Большинство врачей отметили, что они не имеют ясного представления о формальной стороне вопроса.
Наконец, подавляющее большинство (90%) признало, что врачам следует обсуждать возможность предсмертного волеизъявления с пациентами и членами их семей.
И с т о ч н и к : адаптировано по: Lame, G. А. (1988/1989, Winter). Euthanasia: The time is now. Free inquiry, 4–6.
Нередко члены семьи и врачи не считаются с желанием своих пожилых или больных пациентов умереть. Исследование (Conn, 1984) показало, что хотя один из трех пациентов отказался бы от медицинской поддержки, если бы он был на грани смерти, однако больных редко спрашивают об этом.
В 154 случаях, когда медики пытались восстановить работу сердца больного, только у 30 пациентов спросили их мнение по поводу предпринимаемых действий. Однако из 24 пациентов, которым удалось выжить и остаться в психически нормальном состоянии, только восемь сказали, что они предпочли бы умереть. В исследовании высказывается предположение, что врачи часто считают, что им «уже» известны желания пациентов. Только один из десяти врачей действительно обсуждал проблему возвращения к жизни со своими пациентами, а один из пяти – консультировался с членами семьи, а не с пациентами, даже когда те были в состоянии принимать решения самостоятельно. Этот факт с очевидностью свидетельствует о сверхпротекционизме по отношению к больным. Однако большинство пациентов, находятся ли они в удовлетворительном состоянии или тяжело больны, хотели бы быть информированными относительно своей судьбы и принимать участие в соответствующих решениях медиков.
Президентская комиссия по этому вопросу, состоящая из врачей, юристов, теологов и других специалистов, пришла к заключению, что дееспособный в правовом отношении пациент, понимающий альтернативы лечения и их последствия, имеет полное и абсолютное право решать свою судьбу. Если пациент недееспособен, то это решение кто-то (обычно, это член семьи) должен принять за него.
Решение президентской комиссии содействовало распространению таких практик, как, например,
изъявление воли жить (living wffl), когда больной дает указания врачам и членам семьи прекратить процедуры по поддержанию жизни в случае безысходной ситуации. На данный момент только около
15% американцев воспользовались этим правом. Для распространения практики волеизъявления новое законодательство США требует, чтобы все больницы федерального фонда, дома престарелых и хосписы информировали вновь поступающих пациентов об их праве выразить свою волю (см. образец документа во вставке 16.3).
Вставка 16.3. Моя воля, адресованная семье, врачу, юристу и всем, кого это может касаться
Смерть столь же реальна, как и рождение. Так же, как рост, зрелость и старость, она представляет собой один из несомненных фактов жизни. Если наступит время, когда я не смогу больше принимать участие в решении моей собственной судьбы, пусть этот документ, составленный, пока я еще нахожусь в здравом уме, послужит изъявлением моих желаний и указаний.
Если сложится ситуация, не оставляющая надежд на выход из экстремального физического или психического состояния, я изъявляю свою волю на то, чтобы мне позволили умереть и не поддерживали жизнь медикаментами, искусственными средствами или «героическими усилиями». Я, тем не менее, прошу проявлять ко мне милосердие и назначать лекарства, способные уменьшить страдания, даже если это укоротит оставшуюся мне жизнь.
Это заявление сделано после тщательных раздумий и в соответствии с моими убеждениями и верой. Я хочу,
347
чтобы выраженные здесь желания были удовлетворены полностью (насколько это позволено законом). Я надеюсь, что в рамках существующего законодательства, те, кому адресована моя Воля, будут считать себя морально связанными моим волеизъявлением.
(Далее могут быть приведены необязательные специфические положения договора)
Долговременные полномочия доверенного лица (возможные)
Я (фамилия, имя) __________ извещаю своего фактического поверенного на случай необходимости принятия решения о лечении. Власть поверенного остается действительной в том случае, если я стану неспособным (ой) принять решение самостоятельно.
Возможное нотариальное заверение:
«Присягнувший и здесь подписавшийся _____ день _____ месяц _______ год»
Название нотариальной конторы (печать)
Подпись ______ Дата __________
Свидетель _________
Адрес ___________
Свидетель _________
Адрес ___________
Копия документа передана __________
Некоторые законы о праве человека на смерть (right-to-die) пытаются переложить ответственность за их соблюдение на врачей, а те, в свою очередь «заставляют» принимать решение самого пациента, если они не согласны с его волей. Поскольку в юридических документах не могут быть учтены все возможные обстоятельства, многие специалисты предпочитают опираться на власть поверенного
(power attorney). Иначе говоря, определенный человек (родственник, друг или доверенное лицо) в случае недееспособности подопечного уполномочивается принимать за него медицинские, финансовые и другие решения. По крайне мере, хри четверти штатов Америки уже имеют законы, подтверждающие власть поверенного в подобных ситуациях. И воля пациента, и власть поверенного при достаточных на то основаниях могут быть отменены; прежде всего это касается власти поверенного.
Другая юридическая процедура, заслуживающая внимания, – это составление дарственных актов на сохранные органы. Многие люди умирают внезапно при трагических обстоятельствах, как, например, брат Марка. В подобных случаях страдает, главным образом, мозг, но другие органы (сердце, печень и глаза) могут остаться неповрежденными. Жертвы катастроф являются возможными донорами для передачи своих органов другим людям; подобные случаи предполагают немедленную трансплантацию.
Многие штаты имеют соответствующую юридическую базу, дающую гарантию того, что ваши здоровые органы будут принесены в дар. Дарственная похожа на образец документа, приведенного во вставке 16.4.
Вставка 16.4. Универсальная донорская карта
____________________
(имя донора)
В надежде помочь другим людям, я, выше названный (ая), приношу этот анатомический дар, который в случае его медицинской приемлемости, будет иметь место после моей смерти. Ниже перечисляется то, что я приношу в дар: а)____________________ любой необходимый орган или его части б)____________________ только следующие органы или их части
_______________________________________
(перечисляются отдельные органы или их части) в целях трансплантации, лечения, медицинских исследований и обучения: в) _______ все мое тело, если это необходимо для анатомических исследований. Ограничения и особые желания, если таковые имеются: ______________________________________
(перечисляются особые ограничения)
Подписывается донором и двумя свидетелями в присутствии каждого:
______________
___________________
Подпись донора
Дата рождения донора
______________
___________________
Дата подписания
Город и штат
______________
___________________
348
Свидетель
Свидетель
Естественная смерть
Одним из отрицательных последствий общественного движения в поддержку права на смерть является то, что оно может бессознательно настраивать людей на быструю смерть. Часто говорят, что смерть – это большая проблема не для умирающего, а для тех, кто остается жить. По этой причине быстрая смерть от сердечного приступа или в автомобильной аварии может оказаться меньшим стрессовым фактором для близких людей, чем продолжительная болезнь. На первый взгляд представляется, что только умирающий должен быть избавлен от страданий вследствие неизлечимой болезни. На самом деле его близким тоже следует облегчить тяжесть забот об инвалиде или само наблюдение медленного процесса умирания. Быстрая смерть помогает избежать социальных обязательств, таких, как ухаживание за тяжело больными и стариками. По иронии судьбы отрицание необходимости борьбы за жизнь может склонить нас к «неестественно» ускоренному процессу смерти.
Однако ситуация быстрой стимулированной смерти связана с отсутствием ответов на ключевые вопросы: «Насколько стар пожилой человек? Насколько пациент действительно болен? Когда допустимо позволить умереть человеку, живущему с помощью искусственных сердца и легких? Когда прекращение жизни имеет смысл?»
Вероятно, самое простое что мы можем сделать для естественной смерти, это помочь людям умереть так, как им свойственно, в их собственном темпе и духе. Например, молодому человеку с активным, общительным характером, не желающему приспосабливаться к состоянию инвалида, следовало бы позволить умереть достойным образом. Другие люди в сходных обстоятельствах, предпочитающие приспособиться к своим ограниченным возможностям, должны были бы поощряться и получать поддержку в своем старании идти по жизни дальше.
Создание хосписов для безнадежно больных, в которых смерть должна проходить достойно, является гигантским шагом на пути к гуманистическому обществу, способному оказывать поддержку таким людям. В Средние века хоспис был приютом для странников, которым больше некуда было идти. В наши дни хоспис (hospice) – это место, где заботятся о людях, чья жизнь подошла к концу. Как упоминалось выше, многие страдания неизлечимо больных – это результат организации ухода, той безличной атмосферы и чувства изоляции, в которых они пребывают в больнице. Напротив, хоспис – это сообщество, помогающее людям жить, а не просто существовать в процессе их умирания.
Термин «хоспис» обычно относится к системе, которая включает в себя физический уход за безнадежно больными и домашнюю заботу о них. В некоторых случаях больные могут провести свои последние дни дома, так чтобы о них заботились близкие люди или специально обученные добровольцы. Кроме помощи в таких практических вопросах, как обезболивание и приготовление пищи, персонал хосписа оказывает эмоциональную поддержку больному и дает советы членам его семьи. Целью работы является сохранение в больном человеке и поддерживающем его сообществе, в котором он может умереть, чувства собственного достоинства. Зародившись в Англии, движение хосписов распространилось по другим странам, включая несколько тысяч программ в США и Канаде.
Увеличение числа пожилых людей и рост цен на госпитализацию таковы, что в течение ближайших лет весьма вероятно усиление роли хосписов. Однако необходимо помнить, что хосписы приемлемы не для каждого. Таламантес, Лоулер и Эспино (Talamantes, Lawler and Espino, 1995) выявили, что, например, американцы, являющиеся выходцами из латиноамериканских стран, не любят пользоваться услугами хосписов, так как они имеют достаточно тесные связи со своим сообществом, у них другие культурные ценности, и, кроме того, существует языковой барьер.
Многие люди предпочитают умирать дома. В американском обществе много семей, а также друзей и других людей, которые способны заботиться об умирающих. Во вставке 16.5 обсуждается, кто эти люди и как они могут оказать поддержку и себе тоже.
Вставка 16.5. Ангелы-хранители
Пожилые, умирающие от СПИДа и рака, и просто беспомощные люди часто нуждаются в заботе других людей дающих помощь. Некоторые требуют постоянного ухода, другим необходима забота в период выздоровления.
Друзья и родственники, которые хотят оказать помощь, становятся такими добрыми ангелами. Они не являются профессионалами, как, например, домашние сиделки, хотя часто выполняют те же самые обязанности. В настоящее время около 34 миллионов одиноких стариков не могут самостоятельно ходить в магазины, мыться
349
или готовить. Помощники часто выступают в роли шоферов, заполняют страховые формы, дают лекарства, заботятся о финансовых делах и выполняют обязанности врача. О дной из причин стремительного увеличения числа помощников является то, что все больше американцев х о-тят умереть у себя дома. А это бывает невозможно без помощи добровольцев.
Кто эти ангелы-хранители, идущие на помощь? Свыше 22,4 миллионов американских домовладельцев опубликовали данные о том, что в их домах есть люди, которые не могут себя обслуживать. Помощниками таких людей часто являются члены их с емей, но не всегда. Ими могут быть соседи, друзья, члены церковной общины, члены благотворительного общества Кайвенис-клуб* или кто-либо еще. Фактически в Соединенных Штатах больше бесплатных помощников, чем платных (или профессионалов). В первую очередь помощь оказывается членам семьи, но некоторые помогают соседям, друзьям, а иногда скитальцам, например бездомным или убежавшим из дома детям.
Некоторые помощники все, или почти все, свое время отдают этому делу. Когда нуждающийся в помощи – это член семьи, часто эта обязанность падает на старшую дочь. Для большинства женщин, работающих вне дома
– это огромный стресс. Все больше к помощи привлекаются дети.
Помощники иногда сами нуждаются в помощи. Им требуется как некоторое медицинское обучение, так и эмоциональная и социальная поддержка. Помощники подвержены и эмоциональному, и физическому истощению. Для содействия помощникам возникают местные группы поддержки. Такие группы дают советы, оказывают эмоциональную поддержку и часто обеспечивают «передышку», когда кто-то из ее членов выполняет обязанности помощника несколько часов в неделю. Существует также широкая сеть национальных организаций, которые публикуют еженедельные письма с новостями, продают необходимые продукты и обеспечивают полезной информацией. Если вы являетесь помощником или собираетесь им стать, вы можете присоединиться к
Ассоциации национального сообщества помощников (National Family Caregivers Association). Адрес: 9621 E.
Bexhill Dr., Kensington, MD 20895. Существует также специализированные национальные группы для тех, кто оказывает помощь больным СПИДом, страдающим болезнью Альцгеймера, физически беспомощным, старикам и другим, нуждающимся в особой помощи. Многие из этих организаций имеют доступные веб-сайты.
И с т о ч н и к : Адаптировано по: France, D. (1997, May/June). The new compassion. Modem Maturity, 33–40, 80.
* Благотворительное общество Kiwanis club, основанное в 1915 г., оказывает поддержку детям и молодым людям (Прим.
перев.).
Похоронные и другие службы
Для осознания семьей покойного и обществом факта смерти осуществляются ритуалы перехода, которые, как правило, имеют форму похорон (fimeral) – церемоний и ритуалов погребения или кремации покойного. Такие ритуалы обеспечивают возможность людям держать себя в форме и получить необходимую поддержку.
В давние времена, когда вера в жизнь после смерти кардинальным образом влияла на человека, похоронные процедуры были предназначены, прежде всего, для покойного. Смерть рассматривалась как переход на небеса или к вечной жизни. Поэтому некоторые древние народы погребали не только тела, но также и личные вещи умершего, которые могли оказаться ему полезными во время
«путешествия». Возможно, вы слышали о египетских пирамидах, в которых вместе с умершим помещались его вещи, чтобы служить ему во время пути в другую жизнь и в новой жизни после смерти.
Однако в сегодняшнем американском обществе, освобожденном от церковного влияния, сущность подобных ритуалов имеет гуманистическую и материалистическую направленность. Хотя похороны посвящены памяти покойного, церемония совершается в большей степени для тех, кто его пережил.
Похороны могут стать поводом воздать почести, которых покойный не удостоился при жизни. Иногда семьи усопших ведут так называемые статусные игры, выбирая дорогие бронзовые гробы, богато украшенные надгробия и престижное место на кладбище. Таким образом, похороны становятся все расточительнее и дороже. Похоронная индустрия подвергается критике за эксплуатацию чувств людей в своих интересах. Однако ее защитники указывают на то, что семьи покойных частично сами виноваты в своих расходах, так как их действия основываются больше на эмоциях, чем на разуме. Так, по причине ли почитания покойного, из чувства вины или тщеславия, но продолжает совершаться множество дорогостоящих похоронных ритуалов.
Похороны в США иногда занимают четвертое место в перечне расходов, следуя за покупкой дома, машины и свадьбой. Средняя стоимость похорон в настоящее время составляет около 5 тыс. долларов, хотя легко можно потратить и больше. Одна из подруг Джоанны была в шоке, когда получила счет
350
более чем на 4 тыс. долларов за похороны мужа. Как и многие другие, она не предполагала делать все на высшем уровне, с использованием хора, зала ожидания и места для парковки автомобилей. Но, как и остальные, она оплатила счет, чувствуя, что у нее нет выбора. Однако в настоящее время, под давлением правил, директора похоронных служб должны посылать счета, разбитые на отдельные пункты, и предоставлять информацию относительно стоимости гроба и различных похоронных процедур. Там, где это не требуется по законам штата, они должны предлагать бальзамирование только как возможность. В случае кремации директора похоронных служб должны указать клиенту, что гроб не является обязательным ритуальным атрибутом и предоставить возможность покупки простого деревянного ящика или другого контейнера для использования в похоронах. Важно подчеркнуть, что решение, которое принимается в подобной ситуации, – это наше решение, и мы должны быть уверены, что на нас не оказывалось никакого давления.
Движение за упрощение похоронных процедур проявляется также и в создании по всей стране некоммерческих похоронных и мемориальных обществ. Их члены имеют доступ к специальным руководствам и могут определить, что они хотят делать со своими телами и какой вид захоронения выбрать. Эта информация помогает людям закончить жизнь так, чтобы это соответствовало их жизненному стилю и ценностям. Например, Чарлз Линдберг (Charles Lindbergh) завещал похоронить себя без бальзамирования и почестей в течение 8 часов после своей смерти на маленьком церковном кладбище на Гавайях. При его погребении присутствовали только жена и сын.
1 ... 46 47 48 49 50 51 52 53 54