Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 646
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Смерть и личностный рост
На первый взгляд представляется странным связывать смерть с ростом. Обычно смерть рассматривается как конец роста и существования. Однако в более широкой перспективе, смерть – это часть жизни, которая побуждает задуматься о смысле человеческого существования. Она кладет предел нашей жизни, напоминая, что надо посвятить себя главному. Те, кому посчастливилось быть предупрежденными о своем конце, часто рассматривают время до наступления смерти как период своего личностного роста. Также и переживание утраты любимого человека может способствовать личностному росту, помогая установить более глубокие отношения с оставшимися в живых.
Вне зависимости от того, молоды вы или стары, начиная рассматривать смерть как неизбежный компонент жизни, вы можете прожить свою жизнь полнее. Это не значит, что вы должны стремительно начать делать все то, о чем обычно мечтают люди. Наоборот, осознание того, что вам предстоит еще долгая жизнь, может помочь пережить главное в жизни – разочарования и боль, а также радость. Как сказала Джоанна: «Я начала проводить время, ощущая запах роз». Обычно те, чья жизнь не была полна, сопротивляются смерти наиболее активно. Преследуемые мыслями о разорванных связях и неисполненных грезах, они испытывают все больше беспокойства и страха перед лицом смерти.
Размышления о своей смерти не являются болезненными и могут дать новые жизненные перспективы. Например, представьте себе, как вы будете проводить время, если узнаете, что срок вашей жизни ограничен? За какие неоконченные дела •возьметесь? Каких людей захотите увидеть больше всего? Обдумывание ответов на такие вопросы поможет прояснить, что действительно важно для вас.
Нам всем следовало бы проделать это, пока еще не поздно. Как напоминает Элизабет Кюблер-Росс
(1975), самый большой урок, который может дать нам смерть, это: «Живи так, чтобы, оглянувшись назад, не сказать: "Господи, как пуста моя жизнь"».
Обзор главы
Смерть и умирание
Перспектива собственной смерти иногда так пугающа, что для полноценной жизнедеятельности необходимо некоторое отрицание смерти. Люди склонны недооценивать риск смерти по «обычным» причинам, таким, как сердечные приступы, стресс, диабет, и переоценивать роль экстраординарных, вроде несчастных случаев и убийств. Тогда как большинство людей думает о смерти от случая к случаю, старые люди думают о смерти чаще, но при этом меньше ее боятся. Меньший страх смерти обусловлен и тем, что предсмертный опыт часто ассоциируется с использованием искусственных приспособлений для сохранения жизни. Безнадежно больные обычно проходят несколько стадий умирания: отрицание; гнев; сделку со временем; депрессию и принятие смерти, причем, эти стадии
351
могут в значительной степени перекрывать друг друга. Однако каждый человек переживает процесс умирания по-своему, что зависит от личностных качеств человека и характера его болезни.
Тяжелая утрата и горе
Для человека, пережившего тяжелую утрату, важно активно включиться в проработку своих переживаний, в процесс, происходящий параллельно с процессом умирания близкого и включающий в себя большое количество сходных чувств. Люди, которые не могут справиться с переживанием горя, обнаруживают различные симптомы: от физических болезней до более серьезных психологических нарушений. Особенно вероятны трудности с переживанием утраты для одиноких людей. Адекватный процесс переживания горя включает в себя разговоры о нем, возможность разделить чувства с другими людьми, участие в соответствующих ритуалах и включение в активную деятельность, что должно постепенно облегчить горе. Психологически гибкие люди, использующие «совладающее поведение», обращенное к проблеме (а не к чувствам), и располагающие социальной поддержкой, с большей вероятностью проработают свои переживания положительным образом.
Жизнь и смерть в широкой перспективе
Сейчас, когда люди живут дольше, вероятность страданий от хронических и неизлечимых болезней выше, и чаще приходится умирать в больницах. Увеличившееся использование средств поддержания жизни ставит кардинальные вопросы о продлении жизни или предоставлении человеку возможности умереть, а не испытывать чрезмерные страдания. Людей поощряют выражать свои желания путем волеизъявления, или полагаясь на доверенное лицо. Необходимость предоставить безнадежно больным людям гуманное и оказывающее поддержку окружение привела к движению по созданию хосписов, которое, вероятно, будет развиваться в предстоящие годы. Критика индустрии похоронных служб породила движение за упрощение и удешевление похорон. Вывод заключается в том, что более реалистическое осознание смерти как неизбежной спутницы жизни не является болезненным и помогает каждому из нас посмотреть на свою жизнь в более широкой перспективе и прожить ее более полно.
Интерпретация результатов
Ранжирование факторов жизненного риска, полученное при массовом опросе и опросе экспертов (илл.
16.1).
Род занятий / вид технологий
Массовый опрос
Эксперты
Оружие
3 4
Курение
4 2
Аэрозоли
14 26
Альпинизм
15 29
Радиация
22 7
Игра в футбол (в старших классах или колледже)
23 27
Прививки
30 25
Плавание
19 10
Пищевые красители
26 21
Ядерная энергия
1 20
Борьба с огнем
11 18
Железнодорожный транспорт
24 19
Прием антибиотиков
28 24
Пестициды
9 8
Работа полицейского
8 17
Моторные средства передвижения
2 1
Алкогольные напитки
6 3
Домашние приборы
29 22
Хирургические вмешательства
10 5
Коммерческая авиация
17 16
Езда на мотоцикле
5 6
352
Пищевые консерванты
25 14
Езда на велосипеде
15 16
Большие сооружения
12 13
Государственная (персональная) авиация
7 12
Охота
13 23
Электрические газонокосилки
27 28
Электрическая (неядерная) энергия
18 9
Контрацептивы
20 11
Лыжный спорт
21 30
Примечательно, что оценки, полученные при массовом опросе и опросе экспертов, в некоторых отношениях весьма близки. Обе группы оценили риск от мотоциклетной езды, курения и оружия как
«высокий», а от электрических газонокосилок и футбола – как «менее высокий», хотя в других отношениях их оценки серьезно расходятся. Наибольшие различия касаются ядерной энергии, которая получила 1 балл при массовом опросе и 20 баллов у экспертов. Напротив, рентгеновские лучи, используемые при медицинском обследовании обычными людьми оцениваются как значительно менее опасные для жизни, чем специалистами.
Тест для самопроверки
1. В сравнении с молодыми, пожилые люди склонны а. бояться смерти больше в. становиться менее религиозными б. думать о смерти чаще д. думать о смерти реже
2. Опыт предсмертного состояния обычно а. чаще отмечается у приверженцев той или в. более типичен для мужчин, нежели женщин иной религии б. более типичен для выпускников колледжа г. одинаково типичен как для верующих, так и для атеистов
3. Согласно Элизабет Кюблер-Росс, вторая стадия процесса умирания представляет собой а. депрессию в. гнев б. сделку со временем г. отрицание смерти
4. Интенсивное переживание горя проявляется в утаивании его физических симптомов с наибольшей вероятностью у а. пожилых людей в. представителей юношеского возраста б. представителей ранней зрелости г. людей средней зрелости
5. Уровень смертности выше среднего в сравнении с другими представителями этой возрастной группы у а. вдов старше 55 лет в. выпускников колледжей б. семейных людей г. вдовцов старше 55 лет
6. Конструктивное переживание горя включает в себя а. его подавление в. «проговаривание» б. избегание мыслей о смерти г. стремление забыть свою потерю
7. Несмотря на то, что в среднем один из трех пациентов склонен в случае неизлечимой болезни отвергать всякое медицинское вмешательство а. пациентов редко спрашивают об их желании в. они редко выражают свои желания б. они обычно изменяют свое мнение г. они не имеют на это формального права
8. Хосписы – это поддерживающие сообщества, которые помогают пациентам а. жить так долго, как это возможно в. оставаться в больнице до конца б. жить и умереть с достоинством г. умереть так быстро, как это возможно
9. Погребальные церемонии в Америке в наши дни осуществляются, преимущественно, для а. оставшихся в живых родственников в. для более широких слоев общества б. содержателей похоронных бюро г. покойного
353 10. Осознание того, что смерть есть неотъемлемый компонент жизни а. обычно ускоряет смерть человека в. может придать жизни новый смысл б. есть нездоровая мысль г. обычно ведет к депрессии
Упражнения
1. Субъективные жизненные ожидания*. Простое знание возраста человека еще не говорит о том, как он представляет свое будущее. Чтобы получить эту информацию, выполните следующие упражнения. Вы можете предложить их также своим друзьям и другим желающим.
1. Я надеюсь дожить до возраста (обведите свой ответ)
25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 95 100 2. Я хочу дожить до возраста (обведите свой ответ)
25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 95 100
Существуют ли расхождения между пожеланиями и ожиданиями? Если да, то каковы возможные причины? Есть ли разница в ответах представителей разных возрастов? Обычно выясняется, что по достижении среднего возраста ожидания и пожелания дожить до более позднего возраста оказываются выше, чем у молодых людей. Обнаружили ли вы то же самое? В случаях, когда ожидания ниже средних показателей для определенного возраста, есть ли для этого достаточные основания? Не столкнулись ли вы с тем, что некоторые люди боятся обозначать возраст своей смерти, полагая, что это может каким-либо образом спровоцировать ее в указанный момент?
2. Ваше отношение к смерти. Проанализируйте свое отношение к смерти. Прежде всего опишите свой опыт столкновения со смертью, например, потерю друга или любимого; возраст, в котором это случилось, и так далее. Затем опишите некоторые из испытываемых вами чувств по отношению к смерти. Включите сюда свои ответы на вопросы первого упражнения.
3. Смерть и измененные состояния сознания. Некоторые люди наблюдали сходство переживаний в процессе умирания и состоянием сознания перед тем, как заснуть. Постарайтесь как-нибудь
«ухватить» эту стадию засыпания и отметьте свои психологические реакции. Было ли это спокойное состояние? Как вы считаете, вы естественно вошли в него? Что вы чувствовали после стадии потери контроля, или воли?
4. Осознание опыта тяжелой утраты. Вспомните свой личный опыт тяжелой утраты друга или любимого человека. Опишите его примерно на страничку. В какой степени ваш опыт включал проработку переживания горя, о которой говорилось в данной главе? В чем ваш опыт был уникален?
Наконец, как переживание горя повлияло на вашу жизнь? Сделало ли оно вас более осторожным или, возможно, ожесточенным по отношению к жизни? Или же это в конце концов привело к конструктивным переживаниям, дающим ощущение более полной жизни и более полноценного взаимодействия с другими людьми?
5. Распоряжения о своем теле. Если у вас есть выбор, какие распоряжения вы хотели бы отдать в отношении своего тела? Хотите ли вы бальзамирования с последующим погребением? Или вы предпочитаете кремацию? Что бы вы хотели, чтобы было сделано с вашим пеплом? Некоторые хотят, чтобы их пепел был развеян над водой, или над их любимым местом на земле; другие предпочитают, чтобы их пепел покоился в мавзолее, или был погребен в урне. Иногда люди оставляют письменные пожелания членам своей семьи. Думали ли вы над вопросом донорства органов своего тела? Если да, то каких? Заинтересованы ли вы в том, чтобы оставить свое тело для медицинских целей?
6. Напишите свой некролог. Это не так странно, как может показаться. Большинство газетных редакций имеют некрологи, написанные еще при жизни знаменитостей и национальных героев, а затем их тексты корректируются с учетом времени смерти. Попытайтесь написать свой некролог на два или три абзаца. В дополнение к обычной информации (имя, возраст, профессиональный статус) укажите некоторые из своих достижений. Какую общественную деятельность вы укажете? Кто ваши близкие?
Укажите, как вы хотите быть похоронены. В какой день и в какое время вы хотите быть похоронены?
Где должна происходить служба? Не предпочтете ли вы сделать благотворительные взносы, вместо покупки цветов? Где вы хотите быть похоронены или как должны поступить с вашим пеплом?
* R.J. Kastenbaum, Death, Society, and Human Experience, 2nd ed. (St. Louis: C.V. Mosby, 1981).
354
Вопросы для самопознания
1. Случалось ли вам думать о своей смерти?
2. Приходилось ли вам бороться со смертью?
3. Боитесь ли вы умереть?
4. Как часто вы думаете о ком-то, кто уже умер?
5. Есть ли что-либо, что вы особенно хотели бы сделать до своей смерти? Почему вы еще не сделали этого?
6. Можете ли вы вспомнить свое первое переживание утраты? Чья была эта смерть?
7. Было ли у вас конструктивное переживание горя?
8. Изъявили ли вы свою предсмертную волю?
9. Как бы вы хотели быть похоронены?
10. Как вы считаете, что с нами будет после смерти?
Для углубленного изучения
-
Blackmore, S.J. (1993). Dying to live: Near-death experiences. Buffalo, NY: Prometheus Books.
Исследование опыта предсмертного состояния: действительно ли есть подобные явления?
-
Kramer, Н., & Kramer, К. (1993). Conversations at midnight: Coming to terms with dying and death. New
York: W Morrow and Co. Книга по психологическим вопросам смерти для неизлечимо больных и их близких
-
Kubler-Ross, E. (1993). On death and dying. New York: Collier Books. Посвящена классическим стадиям умирания
-
Moorey, J. (1995). Living with grief and mourning. New York: St. Martin's Press. Руководство для переживших тяжелую утрату, помогающее справиться со своим горем
-
Weenolsen, P. (19%). The art of dying: Haw to leave this world with di&iity and grace, at peace with
yourself and your loved ones. New York: St. Martin's Press. Книга, содержащая большой материал относительно того, как умереть без гнева и не впадая в депрессию
Веб-сайты и Интернет
http://www.faneral.net/info/brvres.html: Сайт, содержащий разнообразную информацию для тех, кто пережил тяжелую утрату: как справиться с горем, служба социальной поддержки, суицид и другие важные темы.
http://www.ca-probate.com/links.htm: Сайт создан для содействия людям в планировании финансовых дел, содержит также и другие сведения по вопросам смерти и умирания.
http://www.soros.org/death.html: Связан с агентствами фонда Сороса, занимающимся исследованиями смерти в Америке.
http://www.newciv.org/gibinatdeath/ndhbook-html: Сайт, поддерживаемый английским Центром естественной смерти. Центр поддерживает концепцию, согласно которой существуют лучшие, нежели традиционные, способы умирания и переживания горя. Содержит информацию по волеизъявлению, эфтаназии, организации похорон и т.п.
http://www.fimeral.net/info/ftiinfo.html: Сайт, посвященный похоронным службам и содержащий сопутствующую информацию: цены на похоронные ритуалы, как умереть с достоинством, переживание тяжелой утраты и т.п.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
acceptance (примирение, принятие) Конечная стадия смерти и умирания, когда умирающие люди обосабливаются от других людей и смиряются с надвигающейся смертью.
achievement motivation (мотивация достижения) Стремление к сохранению или увеличению своей компетенции и результативности, обычно в силу сочетания внутренних мотивов и внешних побудителей.
На первый взгляд представляется странным связывать смерть с ростом. Обычно смерть рассматривается как конец роста и существования. Однако в более широкой перспективе, смерть – это часть жизни, которая побуждает задуматься о смысле человеческого существования. Она кладет предел нашей жизни, напоминая, что надо посвятить себя главному. Те, кому посчастливилось быть предупрежденными о своем конце, часто рассматривают время до наступления смерти как период своего личностного роста. Также и переживание утраты любимого человека может способствовать личностному росту, помогая установить более глубокие отношения с оставшимися в живых.
Вне зависимости от того, молоды вы или стары, начиная рассматривать смерть как неизбежный компонент жизни, вы можете прожить свою жизнь полнее. Это не значит, что вы должны стремительно начать делать все то, о чем обычно мечтают люди. Наоборот, осознание того, что вам предстоит еще долгая жизнь, может помочь пережить главное в жизни – разочарования и боль, а также радость. Как сказала Джоанна: «Я начала проводить время, ощущая запах роз». Обычно те, чья жизнь не была полна, сопротивляются смерти наиболее активно. Преследуемые мыслями о разорванных связях и неисполненных грезах, они испытывают все больше беспокойства и страха перед лицом смерти.
Размышления о своей смерти не являются болезненными и могут дать новые жизненные перспективы. Например, представьте себе, как вы будете проводить время, если узнаете, что срок вашей жизни ограничен? За какие неоконченные дела •возьметесь? Каких людей захотите увидеть больше всего? Обдумывание ответов на такие вопросы поможет прояснить, что действительно важно для вас.
Нам всем следовало бы проделать это, пока еще не поздно. Как напоминает Элизабет Кюблер-Росс
(1975), самый большой урок, который может дать нам смерть, это: «Живи так, чтобы, оглянувшись назад, не сказать: "Господи, как пуста моя жизнь"».
Обзор главы
Смерть и умирание
Перспектива собственной смерти иногда так пугающа, что для полноценной жизнедеятельности необходимо некоторое отрицание смерти. Люди склонны недооценивать риск смерти по «обычным» причинам, таким, как сердечные приступы, стресс, диабет, и переоценивать роль экстраординарных, вроде несчастных случаев и убийств. Тогда как большинство людей думает о смерти от случая к случаю, старые люди думают о смерти чаще, но при этом меньше ее боятся. Меньший страх смерти обусловлен и тем, что предсмертный опыт часто ассоциируется с использованием искусственных приспособлений для сохранения жизни. Безнадежно больные обычно проходят несколько стадий умирания: отрицание; гнев; сделку со временем; депрессию и принятие смерти, причем, эти стадии
351
могут в значительной степени перекрывать друг друга. Однако каждый человек переживает процесс умирания по-своему, что зависит от личностных качеств человека и характера его болезни.
Тяжелая утрата и горе
Для человека, пережившего тяжелую утрату, важно активно включиться в проработку своих переживаний, в процесс, происходящий параллельно с процессом умирания близкого и включающий в себя большое количество сходных чувств. Люди, которые не могут справиться с переживанием горя, обнаруживают различные симптомы: от физических болезней до более серьезных психологических нарушений. Особенно вероятны трудности с переживанием утраты для одиноких людей. Адекватный процесс переживания горя включает в себя разговоры о нем, возможность разделить чувства с другими людьми, участие в соответствующих ритуалах и включение в активную деятельность, что должно постепенно облегчить горе. Психологически гибкие люди, использующие «совладающее поведение», обращенное к проблеме (а не к чувствам), и располагающие социальной поддержкой, с большей вероятностью проработают свои переживания положительным образом.
Жизнь и смерть в широкой перспективе
Сейчас, когда люди живут дольше, вероятность страданий от хронических и неизлечимых болезней выше, и чаще приходится умирать в больницах. Увеличившееся использование средств поддержания жизни ставит кардинальные вопросы о продлении жизни или предоставлении человеку возможности умереть, а не испытывать чрезмерные страдания. Людей поощряют выражать свои желания путем волеизъявления, или полагаясь на доверенное лицо. Необходимость предоставить безнадежно больным людям гуманное и оказывающее поддержку окружение привела к движению по созданию хосписов, которое, вероятно, будет развиваться в предстоящие годы. Критика индустрии похоронных служб породила движение за упрощение и удешевление похорон. Вывод заключается в том, что более реалистическое осознание смерти как неизбежной спутницы жизни не является болезненным и помогает каждому из нас посмотреть на свою жизнь в более широкой перспективе и прожить ее более полно.
Интерпретация результатов
Ранжирование факторов жизненного риска, полученное при массовом опросе и опросе экспертов (илл.
16.1).
Род занятий / вид технологий
Массовый опрос
Эксперты
Оружие
3 4
Курение
4 2
Аэрозоли
14 26
Альпинизм
15 29
Радиация
22 7
Игра в футбол (в старших классах или колледже)
23 27
Прививки
30 25
Плавание
19 10
Пищевые красители
26 21
Ядерная энергия
1 20
Борьба с огнем
11 18
Железнодорожный транспорт
24 19
Прием антибиотиков
28 24
Пестициды
9 8
Работа полицейского
8 17
Моторные средства передвижения
2 1
Алкогольные напитки
6 3
Домашние приборы
29 22
Хирургические вмешательства
10 5
Коммерческая авиация
17 16
Езда на мотоцикле
5 6
352
Пищевые консерванты
25 14
Езда на велосипеде
15 16
Большие сооружения
12 13
Государственная (персональная) авиация
7 12
Охота
13 23
Электрические газонокосилки
27 28
Электрическая (неядерная) энергия
18 9
Контрацептивы
20 11
Лыжный спорт
21 30
Примечательно, что оценки, полученные при массовом опросе и опросе экспертов, в некоторых отношениях весьма близки. Обе группы оценили риск от мотоциклетной езды, курения и оружия как
«высокий», а от электрических газонокосилок и футбола – как «менее высокий», хотя в других отношениях их оценки серьезно расходятся. Наибольшие различия касаются ядерной энергии, которая получила 1 балл при массовом опросе и 20 баллов у экспертов. Напротив, рентгеновские лучи, используемые при медицинском обследовании обычными людьми оцениваются как значительно менее опасные для жизни, чем специалистами.
Тест для самопроверки
1. В сравнении с молодыми, пожилые люди склонны а. бояться смерти больше в. становиться менее религиозными б. думать о смерти чаще д. думать о смерти реже
2. Опыт предсмертного состояния обычно а. чаще отмечается у приверженцев той или в. более типичен для мужчин, нежели женщин иной религии б. более типичен для выпускников колледжа г. одинаково типичен как для верующих, так и для атеистов
3. Согласно Элизабет Кюблер-Росс, вторая стадия процесса умирания представляет собой а. депрессию в. гнев б. сделку со временем г. отрицание смерти
4. Интенсивное переживание горя проявляется в утаивании его физических симптомов с наибольшей вероятностью у а. пожилых людей в. представителей юношеского возраста б. представителей ранней зрелости г. людей средней зрелости
5. Уровень смертности выше среднего в сравнении с другими представителями этой возрастной группы у а. вдов старше 55 лет в. выпускников колледжей б. семейных людей г. вдовцов старше 55 лет
6. Конструктивное переживание горя включает в себя а. его подавление в. «проговаривание» б. избегание мыслей о смерти г. стремление забыть свою потерю
7. Несмотря на то, что в среднем один из трех пациентов склонен в случае неизлечимой болезни отвергать всякое медицинское вмешательство а. пациентов редко спрашивают об их желании в. они редко выражают свои желания б. они обычно изменяют свое мнение г. они не имеют на это формального права
8. Хосписы – это поддерживающие сообщества, которые помогают пациентам а. жить так долго, как это возможно в. оставаться в больнице до конца б. жить и умереть с достоинством г. умереть так быстро, как это возможно
9. Погребальные церемонии в Америке в наши дни осуществляются, преимущественно, для а. оставшихся в живых родственников в. для более широких слоев общества б. содержателей похоронных бюро г. покойного
353 10. Осознание того, что смерть есть неотъемлемый компонент жизни а. обычно ускоряет смерть человека в. может придать жизни новый смысл б. есть нездоровая мысль г. обычно ведет к депрессии
Упражнения
1. Субъективные жизненные ожидания*. Простое знание возраста человека еще не говорит о том, как он представляет свое будущее. Чтобы получить эту информацию, выполните следующие упражнения. Вы можете предложить их также своим друзьям и другим желающим.
1. Я надеюсь дожить до возраста (обведите свой ответ)
25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 95 100 2. Я хочу дожить до возраста (обведите свой ответ)
25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 95 100
Существуют ли расхождения между пожеланиями и ожиданиями? Если да, то каковы возможные причины? Есть ли разница в ответах представителей разных возрастов? Обычно выясняется, что по достижении среднего возраста ожидания и пожелания дожить до более позднего возраста оказываются выше, чем у молодых людей. Обнаружили ли вы то же самое? В случаях, когда ожидания ниже средних показателей для определенного возраста, есть ли для этого достаточные основания? Не столкнулись ли вы с тем, что некоторые люди боятся обозначать возраст своей смерти, полагая, что это может каким-либо образом спровоцировать ее в указанный момент?
2. Ваше отношение к смерти. Проанализируйте свое отношение к смерти. Прежде всего опишите свой опыт столкновения со смертью, например, потерю друга или любимого; возраст, в котором это случилось, и так далее. Затем опишите некоторые из испытываемых вами чувств по отношению к смерти. Включите сюда свои ответы на вопросы первого упражнения.
3. Смерть и измененные состояния сознания. Некоторые люди наблюдали сходство переживаний в процессе умирания и состоянием сознания перед тем, как заснуть. Постарайтесь как-нибудь
«ухватить» эту стадию засыпания и отметьте свои психологические реакции. Было ли это спокойное состояние? Как вы считаете, вы естественно вошли в него? Что вы чувствовали после стадии потери контроля, или воли?
4. Осознание опыта тяжелой утраты. Вспомните свой личный опыт тяжелой утраты друга или любимого человека. Опишите его примерно на страничку. В какой степени ваш опыт включал проработку переживания горя, о которой говорилось в данной главе? В чем ваш опыт был уникален?
Наконец, как переживание горя повлияло на вашу жизнь? Сделало ли оно вас более осторожным или, возможно, ожесточенным по отношению к жизни? Или же это в конце концов привело к конструктивным переживаниям, дающим ощущение более полной жизни и более полноценного взаимодействия с другими людьми?
5. Распоряжения о своем теле. Если у вас есть выбор, какие распоряжения вы хотели бы отдать в отношении своего тела? Хотите ли вы бальзамирования с последующим погребением? Или вы предпочитаете кремацию? Что бы вы хотели, чтобы было сделано с вашим пеплом? Некоторые хотят, чтобы их пепел был развеян над водой, или над их любимым местом на земле; другие предпочитают, чтобы их пепел покоился в мавзолее, или был погребен в урне. Иногда люди оставляют письменные пожелания членам своей семьи. Думали ли вы над вопросом донорства органов своего тела? Если да, то каких? Заинтересованы ли вы в том, чтобы оставить свое тело для медицинских целей?
6. Напишите свой некролог. Это не так странно, как может показаться. Большинство газетных редакций имеют некрологи, написанные еще при жизни знаменитостей и национальных героев, а затем их тексты корректируются с учетом времени смерти. Попытайтесь написать свой некролог на два или три абзаца. В дополнение к обычной информации (имя, возраст, профессиональный статус) укажите некоторые из своих достижений. Какую общественную деятельность вы укажете? Кто ваши близкие?
Укажите, как вы хотите быть похоронены. В какой день и в какое время вы хотите быть похоронены?
Где должна происходить служба? Не предпочтете ли вы сделать благотворительные взносы, вместо покупки цветов? Где вы хотите быть похоронены или как должны поступить с вашим пеплом?
* R.J. Kastenbaum, Death, Society, and Human Experience, 2nd ed. (St. Louis: C.V. Mosby, 1981).
354
Вопросы для самопознания
1. Случалось ли вам думать о своей смерти?
2. Приходилось ли вам бороться со смертью?
3. Боитесь ли вы умереть?
4. Как часто вы думаете о ком-то, кто уже умер?
5. Есть ли что-либо, что вы особенно хотели бы сделать до своей смерти? Почему вы еще не сделали этого?
6. Можете ли вы вспомнить свое первое переживание утраты? Чья была эта смерть?
7. Было ли у вас конструктивное переживание горя?
8. Изъявили ли вы свою предсмертную волю?
9. Как бы вы хотели быть похоронены?
10. Как вы считаете, что с нами будет после смерти?
Для углубленного изучения
-
Blackmore, S.J. (1993). Dying to live: Near-death experiences. Buffalo, NY: Prometheus Books.
Исследование опыта предсмертного состояния: действительно ли есть подобные явления?
-
Kramer, Н., & Kramer, К. (1993). Conversations at midnight: Coming to terms with dying and death. New
York: W Morrow and Co. Книга по психологическим вопросам смерти для неизлечимо больных и их близких
-
Kubler-Ross, E. (1993). On death and dying. New York: Collier Books. Посвящена классическим стадиям умирания
-
Moorey, J. (1995). Living with grief and mourning. New York: St. Martin's Press. Руководство для переживших тяжелую утрату, помогающее справиться со своим горем
-
Weenolsen, P. (19%). The art of dying: Haw to leave this world with di&iity and grace, at peace with
yourself and your loved ones. New York: St. Martin's Press. Книга, содержащая большой материал относительно того, как умереть без гнева и не впадая в депрессию
Веб-сайты и Интернет
http://www.faneral.net/info/brvres.html: Сайт, содержащий разнообразную информацию для тех, кто пережил тяжелую утрату: как справиться с горем, служба социальной поддержки, суицид и другие важные темы.
http://www.ca-probate.com/links.htm: Сайт создан для содействия людям в планировании финансовых дел, содержит также и другие сведения по вопросам смерти и умирания.
http://www.soros.org/death.html: Связан с агентствами фонда Сороса, занимающимся исследованиями смерти в Америке.
http://www.newciv.org/gibinatdeath/ndhbook-html: Сайт, поддерживаемый английским Центром естественной смерти. Центр поддерживает концепцию, согласно которой существуют лучшие, нежели традиционные, способы умирания и переживания горя. Содержит информацию по волеизъявлению, эфтаназии, организации похорон и т.п.
http://www.fimeral.net/info/ftiinfo.html: Сайт, посвященный похоронным службам и содержащий сопутствующую информацию: цены на похоронные ритуалы, как умереть с достоинством, переживание тяжелой утраты и т.п.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
acceptance (примирение, принятие) Конечная стадия смерти и умирания, когда умирающие люди обосабливаются от других людей и смиряются с надвигающейся смертью.
achievement motivation (мотивация достижения) Стремление к сохранению или увеличению своей компетенции и результативности, обычно в силу сочетания внутренних мотивов и внешних побудителей.