Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 637
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Защитными механизмами (defense mechanisms) называются бессознательные реакции, автоматически снижающие уровень тревожности и помогающие таким образом индивиду справляться с встречающимися на его пути трудностями. Основным защитным механизмом, входящим во все другие, является подавление (repression) – недопущение неприемлемых желаний или воспоминаний в сознание. О некоторых других защитных механизмах Эго мы расскажем в гл. 4. Здесь же важно отметить, что сами по себе защитные механизмы не являются ни хорошими, ни плохими. Прежде всего, это средства, помогающие нам справляться с переживанием угрозы. Но защитные механизмы могут стать саморазрушающими, например, у людей, склонных заставлять других извиняться или обвинять их за собственные ошибки вместо того, чтобы изменять свое поведение. Кен, по крайней мере, не проявил защитных реакций по поводу своего желания переселиться в Орегон; он не стал обвинять Одру или кого-либо еще у себя на фирме. Он просто пришел к выводу, что стресс, связанный с достижением высокого положения и адвокатской деятельностью, оказался слишком тяжелым для него самого.
Оговорки, обмолвки являются другим способом, которым проявляет себя бессознательное. Сегодня такие оговорки часто называют фрейдовскими оговорками. Во вставке 2.1 можно найти дополнительную информацию об этих интересных ошибках, часто встречающихся в нашей
39 повседневной жизни.
Вставка 2.1. Оговорки
Большинство из нас знакомы с неприятным явлением, называемым фрейдовскими оговорками, когда мы говорим или пишем что-то, чего не предполагали. Являются ли эти оговорки просто случайными ошибками? Или они открывают нечто относительно наших «настоящих» или бессознательных побуждений (мотивов), как утверждал Зигмунд Фрейд? Рассмотрим такой пример. Один пациент, находившийся под влиянием сильнодействующих успокаивающих средств (heavily sedated), натолкнулся на хорошенькую медсестру и воскликнул: «Извините, мисс. Я нахожусь под сильным влиянием возбуждающих веществ (heavily seducted)».
Или посмотрите на строку в газетном объявлении о предстоящем бракосочетании (wedding): «Состязание
(wrestling) состоится в 8 часов в Первой баптистской церкви» (Feist, 1985, р. 51).
Хотя многие психологи не согласятся с фрейдовским толкованием подобных оговорок, нет сомнения, что эмоциональные факторы играют большую роль в появлении подобных языковых ошибок. Например, в одном эксперименте испытуемые – мужчины – заканчивали незавершенные фразы типа «Напряжение возросло к концу, когда симфония достигла своего ...». Когда тест предлагал экспериментатор-мужчина, большинство испытуемых дополнили фразу словами типа «финала» или «завершения». Однако когда тест предлагала привлекательная женщина-экспериментатор, в ответах стало появляться такое слово, как «кульминация» (climax). (Morris, 1988).
Можете ли вы припомнить какие-либо свои оговорки? Как вы думаете, были ли они связаны с такими причинами, как эмоции, чувства?
Главной особенностью личностной динамики является постоянный перенос или перемещение психической энергии от одной стороны личности к другой. Фрейд считал, что организм обладает определенным ограниченным запасом энергии, но она может быть сосредоточена или распределена по различным объектам. Например, если Кен рассердился на своего начальника, но боится высказать это, он может перенести свой гнев, стукнув кулаком по столу или накричав дома на Одру. Таким образом, значительная часть изменений личности состоит в преобразовании побуждений посредством перераспределения психической энергии.
Развитие личности
Поскольку Фрейд считал либидо (libido), психическую энергию сексуального влечения, основным источником энергии для личности в целом, он истолковывал развитие личности (development of
personality) как последовательное прохождение психосексуальных стадий (psychosexual stages). На каждой стадии ребенок стремится получить удовольствие от различных зон тела: рта, ануса (мед.
заднего прохода), гениталий (половых органов). То, как дети разрешают конфликты между внутренними импульсами и окружением, оказывает решающее влияние на формирование их взрослой личности. Чрезмерное или недостаточное удовлетворение соответствующих потребностей может привести к фиксации (fixation), когда личность оказывается эмоционально фиксированной
(задержанной, закрепленной) на определенной вызывающей тревожность стадии и пытается удовлетворять связанные с ней желания, подавленные или, наоборот, свободно удовлетворявшиеся в символической форме.
На первом году жизни ребенок находится на оральной стадии (oral stage) развития (лат. oris – рот), когда основным источником удовлетворения желаний Ид является рот. Поскольку детям необходимо питаться грудным молоком (или из бутылки), их рот быстро становится органом удовлетворения потребности в сосании и в определенной степени агрессивных импульсов. Различные способы, которыми ребенок добивается удовлетворения с помощью сосания или хватания, закладывают основания для формирования черт позднейшей взрослой личности, таких, как стяжательство или цепкость. Фиксация на этой стадии может привести к формированию пассивной личности, связанной с пристрастием к еде, курению или пьянству или саркастической личности, которая всегда все критикует, не предлагая в то же время ничего своего.
На втором году жизни ребенок переходит на анальную стадию (anal stage), когда основным источником его удовольствия становится испускание или задержание каловых масс. Оказавшись между стремлением к удовольствиям, которых требует Ид, и требованиями родителей, ребенок может испытывать сильную тревожность и конфликт. Фиксация на раннем периоде этой стадии может вызвать тенденцию к беспорядочному, неорганизованному поведению. Напротив, фиксация на позднем периоде порождает упорное стремление к порядку.
40
От трех до пяти-шести лет ребенок проходит фаллическую стадию (phallic stage), когда он испытывает чувственное удовольствие, трогая свои половые органы. Здесь также недостаточное или чрезмерное удовлетворение могут привести к позднейшим трудностям, таким, как чувство вины, связанное с сексуальностью или, наоборот, стремлением к сексу для снятия напряжения. Фаллическая стадия особенно важна, так как связана с появлением в этот период Эдипова комплекса у мальчиков и
комплекса Электры у девочек. В греческих мифах рассказывается о царе Эдипе, который нечаянно убивает человека, который оказывается его отцом, и женится на женщине, которая, как потом обнаруживается, была его матерью. Электра, легендарная дочь царя Агамемнона, тосковала по нему после его смерти и составила заговор против его убийц – своей матери и ее любовника. Интересно, что
Одра была похожа на мать Кена – такая же высокая, темноволосая, сердечная, очень умная, но не склонная к нежности.
Подобно греческим героям дети на фаллической стадии испытывают сексуальное влечение к родителю противоположного пола и ревнуют к другому родителю. Подсознательный конфликт вызывает сильную тревожность у детей обоего пола, хотя в должное время в большинстве случаев он разрешается так же самопроизвольно, как и возникает. Вместо того чтобы пытаться обладать родителем противоположного пола и рисковать потерять любовь другого родителя, ребенок начинает сознавать свое сходство с родителем своего пола. Таким образом, ребенок усваивает сексуальную ориентацию родителей, их манеру обращения и ценности. В дальнейшем разрешение Эдипова комплекса приводит к формированию Супер-эго. Примером людей, страдающих от неразрешенного Эдипова комплекса, являются Дон Жуан, который «любил их и жил ими», не пытаясь по настоящему сблизиться со своими возлюбленными, и женщины-кокетки, продолжающие испытывать чувство вины, связанное с сексом.
Промежуток между 5 и 12 годами занимает латентная стадия (latency period). В это время интересы ребенка направлены на другие области, не связанные с эрогенным удовлетворением, ранние сексуальные переживания забываются, а сексуальные влечения оказываются относительно слабыми.
Мальчиками Пол и Кен были типичными представителями этой стадии. Они не проявляли совершенно никакого интереса к представительницам противоположного пола; считали девочек глупыми и всеми способами избегали общения с ними.
Генитальная стадия (genital stage) начинается в подростковом возрасте в период полового созревания, примерно с 12 лет. В этот период сексуальные интересы индивида пробуждаются и сосредотачиваются на удовлетворении, связанном с генитальной, или сексуальной, активностью. У хорошо приспособленного индивида опыт оральной, анальной и фаллической стадий оказывается включенным в опыт, относящийся к генитальной стадии, и человек становится способным к подлинным любовным отношениям и взрослому сексуальному удовлетворению. Кен, например, перерос свою неприязнь к девочкам и был счастлив, встретив в юности Одру. Однако многие взрослые проблемы сексуального влечения происходят из фиксаций на ранних стадиях – оральной, анальной или фаллической. В качестве примеров этого можно привести людей, цинично относящихся к сексу и стремящихся к удовольствиям ради удовольствий, или тех, кто совершенно избегает сексуальных отношений.
После Фрейда
Многие последователи Фрейда были оригинальными мыслителями, переосмыслившими и дополнившими его представления. Хотя послефрейдовское мышление развивалось в различных направлениях, две тенденции кажутся нам особенно важными. Прежде всего более пристальное внимание было обращено на Эго, Многие из позднейших представителей психодинамического подхода перестали сосредотачиваться исключительно на сексе, подсознательном и детерминистском аспектах фрейдовского подхода. Вместо этого они подчеркивали значение целей и направления, которые человек сам задает своему развитию. Карл Юнг (Carl Jung) утверждал, что назначение инсайта (догадки,
озарения) состоит не только в том, чтобы добиться рационального контроля над Ид как источником психической энергии. Оно также состоит в том, чтобы индивид открыл для себя и развил свою личностную целостность и своеобразие. Хайнц Хартман (Heinz Hartman) подчеркивал, что Эго развивается независимо от Ид и имеет собственные функции. Он утверждал, что многие познавательные процессы, такие, как память, восприятие или обучение являются «свободными от конфликтов». Соответственно психодинамический подход к поведению должен исследовать не только функции, связанные с разрешением конфликтов и защитными механизмами, но также Эго и
41 взаимосвязи между свободными от конфликтов процессами.
Второе направление пересмотра взглядов Фрейда было связано с более позитивным рассмотрением социального взаимодействия между людьми. Фрейд истолковывал социальное взаимодействие ребенка с точки зрения желаний, порождаемых Ид. Позднейшие мыслители, в частности Гарри Стэк Салливен
(Harry Stack Sullivan) и Карен Хорни (Karen Horney) подчеркивали важность социальных отношений самих по себе. Эрик Эриксон (Eric Erikson) (см. вставку 2.2), предложил собственную теорию с большим количеством периодов развития, чем у Фрейда, а также сделал акцент не на внутренних психических, а на социальных конфликтах.
В позднейший период (St. Clair et al., 1986) внимание исследователей привлекла теория «объект- отношения», которая показывает как ранние образцы отношений Я с другими оказывают решающее влияние на межличностные отношения во взрослом возрасте. Эти изменения психоаналитической теории обогатили психодинамический подход и сблизили его с другими областями психологии, занимающимися познавательными процессами или изучением влияний среды.
Критика и оценка
Многие идеи Фрейда подвергались серьезной критике при его жизни. Позднее, на пике популярности, его взгляды получили широкое и часто некритическое применение. Критическая оценка психоанализа в последние годы привела к противоположному результату, связанному с отказом от достижений Фрейда и непониманием его вклада. Проблема состоит в том, что творчество Фрейда не представляет собой нечто, что может быть принято или отброшено в целом. Это сложная система взглядов, содержащая много важных идей, часть из которых заслуживает внимания, другие должны быть отброшены, а третьи пересмотрены (Cramer, 1991).
Главное критическое замечание состоит в том, что большинство положений психоанализа недостаточно определенны и умозрительны, их трудно проверить. Как можно доказать или опровергнуть утверждение, что сексуальные влечения имеют инстинктивную природу или что абстрактное понятие типа бессознательного соответствует чему-либо в действительности, тем более что по определению люди не могут сознавать его? Большинство теоретиков отказались от понятия инстинкта и рассматривают половое влечение, скорее, как сложную смесь биологических, психологических и социальных составляющих, связанных со многими другими побуждениями.
Связанное с первым, второе возражение состоит также в том, что взгляды Фрейда были основаны на его клинической практике, истолковании конкретных случаев психологических расстройств и не были подтверждены экспериментально. В противоположность этому сегодняшняя психология охватывает и клинический и экспериментальный подходы. Она стремится к составлению репрезентативных
(представительных, достаточно больших) выборок испытуемых и к применению методов опытного подтверждения (верификации) данных. Например, современные исследования показали, что сны выполняют множество разнообразных функций, помимо функции символической реализации желаний
(fulfilment), как считал Фрейд, в частности связанные с обслуживанием памяти, решением проблем и неврологической разрядкой (Hobson, 1988). Наконец, еще одно возражение связано с тем, что Фрейд предложил редукционистскую интерпретацию человеческого поведения. Любую сторону поведения он истолковывал с точки зрения роли животных инстинктов, детского опыта и детерминирующих сил. Как мы видели, многие из этих возражений были учтены последователями Фрейда, внесшими свои изменения в психоанализ.
Вставка 2.2. Восемь стадий психосоциального развития по Эриксону
Эрик Эриксон расширил сферу применения психодинамического подхода, переосмыслив психосексуальную теорию развития Фрейда и превратив ее в более общую теорию развития личности. Если Фрейда интересовало психосексуальное развитие ребенка в семье, то Эриксон принимает в расчет психосоциальные отношения индивида в более широком социальном окружении. И в то время как фрейдовские стадии охватывали только период от рождения до половой зрелости, стадии развития по Эриксону охватывают также взрослый возраст и старость. Каждая из восьми стадий представляет двойственную возможность: приобретения какой-либо позитивной способности или переживания связанной с этим угрозы или уязвимости. В результате формируется единая личность, состоящая из сильных и слабых сторон, приобретенных на каждой из стадий личностного развития.
1. Доверие – неверие. Если на первом году жизни физические и эмоциональные потребности ребенка удовлетворяются, то он научается верить окружающим его людям. Если нет, индивид становится тревожным и
42 недоверчивым к своему окружению.
2. Автономия – сомнение и стыд. Если родители ободряют ребенка, побуждая его ходить, говорить и справляться с другими вещами самостоятельно на втором и третьем году жизни, у ребенка развивается соответствующая возрасту самостоятельность. Если же родители слишком многое запрещают или чрезмерно опекают ребенка, он начинает чувствовать неуверенность в себе и стыд.
3. Инициатива – чувство вины. На протяжении четвертого и пятого годов жизни дети с готовностью отправляются путешествовать и заводят новых друзей. Если родители поддерживают эти усилия, детям будет нравиться исследовать свое окружение. Однако если такое поведение резко пресекается или наказывается, дети могут стать пассивными и испытывать чувство вины по поводу собственных инициатив.
4. Умелость – неумелость. Примерно в возрасте 6–11 лет детям очень нравится приобретать различные навыки дома, в школе, в играх. Чем более компетентными они становятся в своем взаимодействии с окружением, тем лучше они чувствуют себя в личностном отношении. Неоправданные фрустрадии и провалы порождают чувство неполноценности и незначительности.
5. Идентичность – смешение ролей. В подростковом возрасте, примерно между 12 и 18 годами, индивиды глубоко переосмысливают собственную идентичность (от лат. identicus – тождественный, одинаковый) с учетом происходящих в это время физических, психологических и социальных изменений. Чем более успешно это происходит, тем более сильная личностная идентичность формируется. Чем больше трудности, с которыми сталкивается подросток, тем более неопределенны формирующиеся у него представления о том, кто он и кем он может стать.
6. Близость – изоляция. Поскольку семейные связи в возрасте ранней зрелости ослабевают, индивиды нуждаются в формировании приносящих удовлетворение, тесных отношениях с ровесниками обоего пола.
Неспособность установить такие отношения с друзьями, включая возлюбленных или супруга, приводит к тяжелому чувству изоляции или одиночества.
7. Генерация – стагнация. В среднем возрасте индивиды особенно склонны проявлять генерацию – способность видеть дальше собственного Я, семьи и работы, и способствовать благополучию других людей. Люди, которым это удается, продолжают оставаться продуктивными и счастливыми. Те, кому это не удается, все больше погружаются в самих себя.
8. Целостность – отчаяние. В позднем взрослом возрасте индивиды часто начинают оглядываться назад на прожитую жизнь в целом. В той степени, в которой они прожили удовлетворяющую их жизнь, они будут чувствовать себя счастливыми в пожилом возрасте. Но если они чувствуют, что их жизнь была разочарованием и неудачей, их может ждать отчаяние.
И с т о ч н и к : Erikson Е. Н. (1963). Childhood and Society (2nd ed). NewYork: W. W. Norton.
Необходимо все же подчеркнуть, что идеи Фрейда и психодинамического подхода в целом внесли значительный вклад в наше понимание человеческого поведения. 1) Этот подход привлек внимание к внутренней жизни, к памяти, снам, фантазиям и «повседневным» ошибкам. Он привлек внимание к
«психологическому возрасту», в котором мы принимаем как данное адаптивное значение ценности самосознания и самопознания. 2) Фрейд помог увидеть за непонятностью болезненных психических проявлений действие тех же самых импульсов и механизмов развития, которые управляют и нормальным поведением. Принципиальное различие состоит лишь в том, что в случае психологического нарушения имеет место одностороннее распределение психической энергии, когда
Эго оказывается подавленным Ид или Супер-эго. 3) Использование осознания, предложенное Фрейдом, породило, помимо практики ортодоксального психоанализа, целый веер различных инсайт-терапий, таких, как групповая терапия, терапия супружеских отношений, семейная терапия. Наконец, влияние фрейдовского мышления вышло далеко за пределы профессиональной психологии, так что понятия
подавления, бессознательного, Эго и рационализации практически вошли в повседневный обиход.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 54
Как применить этот подход к себе
В соответствии с психодинамическим подходом каждым из нас управляют мотивы, потребности и
конфликты, которые мы не в состоянии полностью осознать. Соответственно временами нас одолевает неуверенность и двойственные чувства относительно того, хотим ли мы, например, поддерживать какие-либо отношения, оставаться на какой-либо работе или нет. Один из вопросов, наиболее часто задаваемых психологами, таков: «Можете ли вы любить и ненавидеть одного и того же человека?»
Большинство терапевтов, принадлежащих к психодинамическому подходу, ответили бы «да», учитывая существование бессознательного и частые конфликты устремлений, внутренне присущих человеческой природе.
43
Однако то, как мы решаем проблемы повседневной жизни и строим взаимоотношения с другими людьми, в значительной мере зависит от того, как нас воспитывали. Это значит, что каждый из нас стремится действовать в соответствии со своим психическим складом или взрослой личностью.
Личностные особенности, в свою очередь, развиваются, проходя ряд стадий, в результате которых ранний опыт может оказать решающее влияние и на наше сегодняшнее функционирование, особенно если наш детский опыт был отмечен каким-либо тяжелым переживанием или нежелательными взаимоотношениями с другими.
В то же самое время наличие «проблем» – совершенно нормальное явление. Их имел даже Фрейд, страдавший сильными головными болями, никотиновой зависимостью и имевший другие симптомы, которые он сам называл «невротическими» (Е. Jones, 1953). Однако все разнообразные симптомы недостаточного приспособления, у Фрейда или у нас самих, имеют общую особенность: Эго индивида и защитные механизмы слабеют, делая личность более уязвимой и менее приспособленной к жизни. В крайних случаях защитные механизмы личности повреждаются, и Эго захлестывают архаические импульсы и тревожность, что может привести к серьезным психологическим нарушениям.
Наилучшее приспособление (adjustment) достигается только формированием более сильного Эго, которое учится жить в мире, а не предается фантазиям о жизни. По существу это связано с большим самопониманием и владением собой, которые могут способствовать построению осмысленных отношений между нашими глубинными влечениями, желаниями и общественными требованиями. Наша цель должна состоять в том, чтобы максимизировать удовлетворение собственных потребностей, минимизировав в то же время чувство вины и неудачи. Но в лучшем случае это предполагает на практике целую серию уступок, скорее, помогающих справиться с внутренне конфликтующими силами жизни, чем достичь некоторого идеального состояния самоактуализации. Не случайно Фрейд заметил, что если мы способны «любить и работать» – установить удовлетворяющие нас отношения с другими людьми и найти осмысленную работу – можно уже считать, что нам повезло.
Социально-когнитивный подход (social-cognitive perspective) – широкий термин, охватывающий поведенческие и социальные теории научения, а также когнитивную психологию (лат. cognitio – познание, знание). Ранние поведенческие теории были основаны на научных лабораторных методах наблюдения за поведением. В силу этого они исследовали, главным образом, научение видам поведения; этот подход часто называют теориями научения (learning theory) и бихевиоризмом
(behaviorism). Некоторые психологи, подобно Долларду и Миллеру (Dollard and Miller, 1950), размышляли над тем, как соединить основные идеи Фрейда с лабораторным подходом, и уделяли главное внимание человеческому поведению. Однако большинство теоретиков, занимавшихся научением, следуя за пионерскими усилиями Джона Уотсона (John Watson) и Б. Ф. Скиннера (В. F.
Skinner), сосредоточились, в частности, на механизмах поведения, на подкреплении, которые исключали бы человеческое сознание. Поэтому большинство их открытий было связано с изучением поведения животных и более элементарных типов научения.
Однако в последние годы поведенческие исследования все в большей степени обращаются к сложным видам человеческого поведения и реальным жизненным проблемам. Понятия теории научения расширяются и объединяются с идеями и находками в других областях психологии, особенно в когнитивной психологии. В результате все большее внимание уделяется взаимодействию между индивидами и их окружением, а также тому, как развитие когнитивных способностей влияет на обучение и поведение.
Теории социального научения
Альберт Бандура (Albert Bandura, 1986) и другие показали, что большая часть того, что мы знаем и можем делать, усваивается в ходе научения через наблюдение (observational learning). Это означает, что мы наблюдаем за другими людьми, или «моделями», событиями, и научаемся чему-либо без всякого непосредственного вознаграждения или подкрепления. Подобное научение зависит от четырех факторов: внимания, запоминания, воспроизведения и мотивации. Очевидно, что важно обратить внимание и внимательно следить за отличительными особенностями того поведения, модель которого мы видим. Подобное поведение не сможет оказать на нас никакого влияния, если мы не сможем