Файл: Усынина Изалия Нургалеевна Научный к пед н., доцент Крыжановская Надежда Васильевна Челябинск 2017 3 Оглавление Введение Глава I. Теоретическое исследование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

40
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего
эксперимента
В исследовании принимали участие дети из МКУ СО «Социальный приют для детей и подростков «Возрождение» Калининского района г. Челябинска, дети старшего возраста с ЗПР (5-7 лет) в составе 15 человек, из которых 7 мальчиков, 8 девочек.
Направлением деятельности МКУ СО «Социальный приют для детей и подростков «Возрождение» является социальное обслуживание детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Категории населения, которым предоставляются социальные услуги: несовершеннолетние (от 3 до 18 лет), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Основной задачей МКУ СО «Социальный приют для детей и подростков
«Возрождение» Калининского района г. Челябинска является оказание семьям и детям, находящихся в социально опасном положении или попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия улучшению их социального и материального положения, а также психического статуса.
Целью социально-психологического сопровождения является восстановление или сохранение психологического здоровья и социального статуса детей и подростков, профилактика аддиктивного поведения, стабилизация эмоционального состояния и личностный рост. Приют осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями социальной политики, образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями города Челябинска.
Предметом деятельности МКУСО Приют «Возрождение» является обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, перевозка несовершеннолетних к месту их постоянного проживания.

41
В приюте оборудованы 5 групп: группа приемного отделения (для детей, вновь поступивших), группа для детей дошкольного возраста(3-6 лет), группа для детей начальной школы(7-11лет), группа мальчиков(12-18лет), группа девочек(12-
18лет). В каждой группе созданы благоприятные условия для занятий, отдыха и досуга воспитанников.
Психодиагностическое исследование эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, проведённое с воспитанниками детского социального приюта, показало следующее.
В ходе констатирующего эксперимента по методике Цветовой тест М.
Люшера были получены следующие результаты (см. Приложение 2, табл. 1 ).
Цветовой тест М Люшера выявил наличие тревожности и стресса высокой степени у
8 испытуемых(54%),основные цвета которых занимали преимущественно позиции с 5-8, а дополнительные цвета подняты на позиции 1-
5. У 5 испытуемых(33%) была выявлена тревожность средней степени, где основные цвета были опущены до 7 позиции. У 2 испытуемых(13%) не было обнаружено негативных эмоциональных переживаний, основные цвета занимали первые 5 позиций.
Представим эти результаты в виде рисунка 3.
Рисунок 3 – Результаты исследования по методике Цветовой тест
(М. Люшер) на констатирующем этапе.
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
СТЕПЕНИ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРЕССА
Основной
Основной
Основной
К
о
л
ич
е
ст
во
ч
е
л
о
век,
в
%
НИЗКАЯ
СРЕДНЯЯ
ВЫСОКАЯ


42
Состояние тревожности у воспитанников детского социального приюта исследовалось нами с помощью методики «Тест тревожности» Р. Тэммла, М.
Дорки и В. Амена. Протоколы индивидуальных показателей представлены в
Приложении 2 (см. таблицу 2).
Распределение испытуемых с разными уровнями тревожности представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Результаты исследования по методике «Тест тревожности»
(Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) на констатирующем этапе
Согласно данным, представленным на рисунке 4, из 15 воспитанников детского социального приюта, принимавших участие в исследовании, у 9 испытуемых (60%) показатели индекса тревожности соответствуют высокому уровню. У 5 обследованных воспитанников приюта (33%) имеет место средний уровень тревожности. У 1испытуемого (7%) – низкий уровень тревожности.
В ходе констатирующего эксперимента по методике «Рисунок несуществующего животного» М.3. Друкаревича были получены следующие результаты (см. Приложение 2, табл. 3).
Методика «Рисунок несуществующего животного» выявила низкий уровень тревожности и страхов у 3 испытуемых(20%). Средний уровень тревожности и страхов у 4 испытуемых(26%), в рисунках которых был обнаружен тревожный характер линий, сильный или слабый нажим на карандаш. У 8 испытуемых(54%) выявлен высокий уровень тревожности, эти дети не смогли нарисовать
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
УРОВНИ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХА
Основной
Основной
Основной
К
о
л
ич
е
ст
во
ч
е
л
о
век,
в
%
НИЗКИЙ
СРЕДНИЙ
ВЫСОКИЙ

43 несуществующее животное или отказались рисовать, проявив агрессивный настрой по отношению к заданию.
Наглядное отображение представлено ниже на рисунке 5.
Рисунок 5 – Результаты исследования по методике «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич) на констатирующем этапе.
Сводная таблица полученных результатов представлена в Приложении 2
(см. таблицу 4).
Таким образом, обобщая полученные данные нулевого среза, мы установили, что 8 воспитанников приюта (что составляет 53% от общего числа обследованных детей) имеют высокий уровень тревожности и страха. У 6 воспитанников приюта (40%) – уровень тревожности оценивается как средний.
Низкий уровень тревожности выявлен лишь у одного воспитанника приюта (7%).
Проведенное нами исследование показало, что у детей с задержкой психического развития имеются особенности эмоционально-волевой сферы, а уровень эмоционального развития снижен. Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости проведения психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы. На основе полученных данных нулевого среза нами сформирована группа, включающая в себя 8 детей, с которыми будет проводиться коррекционная работа.
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
УРОВНИ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХА
Основной
Основной
Основной
К
о
л
ич
е
ст
во
ч
е
л
о
век,
в
%
НИЗКИЙ
СРЕДНИЙ
ВЫСОКИЙ


44
Выводы по II главе
Организация и проведение исследования уровня развития эмоционально- волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
Исследование проходило в 3 этапа: поисково-подготовительный, опытно- экспериментальный и контрольно-обобщающий. В работе использовались следующие методы исследования: теоретические
(анализ психолого- педагогической литературы, обобщение, синтез, моделирование, целеполагание), эмпирические (констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование), статистико-математические (Т-критерий Вилкоксона). Для решения задач исследования применялись следующие методики: Цветовой тест (М. Люшер), тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки), методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич).
Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента.
В исследовании принимали участие дети из МКУ СО «Социальный приют для детей и подростков «Возрождение» Калининского района г. Челябинска, дети старшего возраста с ЗПР (5-7 лет) в составе 15 человек, из которых 7 мальчиков, 8 девочек.
Психодиагностическое исследование эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, на констатирующем этапе показало следующее:
Обобщая полученные данные нулевого среза, мы установили, что 8 воспитанников приюта (что составляет 53% от общего числа обследованных детей) имеют высокий уровень тревожности и страха. У 6 воспитанников приюта
(40%) – уровень тревожности оценивается как средний. Низкий уровень тревожности выявлен лишь у одного воспитанника приюта (7%).
Проведенное нами исследование показало, что у детей с задержкой психического развития имеются особенности эмоционально-волевой сферы, а уровень эмоционального развития снижен. Исходя из этого, можно сделать вывод

45 о необходимости проведения психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы, путем снижения уровня тревожности и страха.
На основе полученных данных нулевого среза нами сформирована группа, включающая в себя 8 детей, с которыми будет проводиться коррекционная работа.

46
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Глава III. Экспериментальная работа по психолого-педагогической
коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с
задержкой психического развития
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции эмоционально-
волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития
Следующим этапом нашей работы стало определение плана работы по коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи формирующего этапа экспериментальной работы:
1.
Разработать и апробировать программу психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
2.
Провести коррекционную работу по данной программе на базе МКУ
СО «Социальный приют для детей и подростков «Возрождение» Калининского района г. Челябинска;
3.
Проанализировать результаты коррекционной работы.
4.
Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, анализа программ коррекции эмоционально-волевой сферы (Н.В. Ротарь, Т.В. Карцевой
«Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст», И.А. Ермакова «Психологические игры и упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста», И.Ярушиной «Программа социально-психологической и коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста», Тренинг по сказкотерапии: сборник программ по сказкотерапии под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой,) и с опорой на модель

47 психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития, нами была разработана программа психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
Цель данной программы – психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития путем снижения уровня тревожности, страха, а также снятия эмоционального и телесного напряжения.
Задачи программы:
1.
Создание условий для преодоления тревожности, зажатости и безынициативности;
2.
Обучение детей способам осознания и отреагирования эмоций;
3.
Способствование повышению самооценки у детей;
4.
Способствование повышению общей коммуникативной культуры детей;
5.
Способствование развитию умений решать проблемные ситуации;
6.
Создание условий для принятия самостоятельных решений.
Форма организации коррекционных занятий — групповая в количестве 8 человек. Формирование группы происходит на основе результатов нулевого среза.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия — 30 минут. Программа рассчитана на 5 недель (см. Приложение 3).
Целевая группа: дети старшего возраста(5-7 лет).
Программа включает в себя три блока занятий.
1. Подготовительный блок.
Задачи:

образование группы как целого, структурирование группы;

формирование положительного настроя на занятия;

формирование эмоциональной поддержки членов группы.
2. Основной блок.
Задачи:


48

развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации;

эмоциональное реагирование и вытеснение негативных переживаний;

обучение ребенка самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования.
3. Закрепляющий блок.
Задачи:

развитие способности самостоятельно принимать решения, формирование внутренней позиции;

формирование адекватных отношений к себе и окружающим.
Каждое занятие построено по следующему алгоритму:
1.
Ритуал приветствия. Целью его проведения является настрой на работу, сплочение группы, создание условий для дружеского взаимодействия.
2.
Психогимнастические упражнения, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и раскрепощение участников группы в начале занятия.
3.
Проигрывание проблемных ситуаций. Развитие умений решать проблемные ситуации.
4.
Рефлексия.
Благодаря ей происходит ассимиляция опыта, полученного каждым участником на протяжении занятий.
5.
Релаксация. Целью релаксации является мышечное расслабление, снятие психического напряжения.
6.
Ритуал прощания. Использование позитивных установок для создания положительного настроя.
Методы и техники, используемые в программе:
1.
Релаксация.Сосредоточение на своём внутреннем мире, на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях, освобождение от излишнегои нервного напряжения.
2.
Сказкотерапия. Проигрывание проблемных ситуаций. Развитие умений решать проблемные ситуации. Проживая сюжет сказки, ребенок

49 преодолевает барьеры общения с другими детьми, находит адекватное телесное выражение эмоциям и чувствам.
3.
Функциональная музыка.Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
4.
Игротерапия.Используется для повышения уверенности в себе, снижения страхов.
5.
Психогимнастика.Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности. Невербальный метод психологической коррекции.
Предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики, танца, игры.
6.
Арт-терапия - психотерапевтический метод, основанный на использовании художественного творчества. При таком методе происходит развитие умения понимать и выражать свои чувства и впечатления через рисунок, цвет.
Тематическое планирование программы по коррекции эмоционально- волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития
1. Подготовительный блок
Цели:

образование группы как целого, структурирование группы.

формирование положительного настроя на занятия.

эмоциональной поддержки членов группы.
Занятие 1 1. Приветствие «Моё имя»
Цель: настрой на работу, сплочение группы, создание условий для дружеского взаимодействия.
2. Упражнение «Любимый герой»
Цель: формирование положительного настроя на занятия.
3.Упражнение «Герои сказок приходят на помощь»