Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования донецкий национальный университет Институт физической культуры и спорта Кафедра спортивных игр Направление подго.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
прибегают к агрессивным формам поведения, желая привлечь на себя внимание, показать, что он изменился, повзрослел, что у него есть свои права и обязанности. Так же по мнению уже упомянутых мною авторов, столь большому проявлению агрессивности способствуют недостатки воспитания, осуществляемые в различных институтах социализации, в том числе не только семьи, школы, но и СМИ.
Для определения уровня физической подготовленности обучающихся была выбрана программа «Президентские состязания», разработанная и рекомендованная Ю. Н. Вавиловым, которая включает 6 тестов для оценки максимальной силы, силовой выносливости, гибкости и общей выносливости. Она рассчитана на всех ребят, обучающихся в школе, независимо от их двигательной одаренности.
Реализуя данную программу, были использованы следующие тестовые испытания:
До начала тестирования было приготовлено всё необходимое — протокол для фиксирования результатов, место для проведения тестирования, все необходимое оборудование, секундомер и т. д.
Накануне проведения тестирования учащимся экспериментальной и контрольной групп была объяснена его суть и цель, разобрана техника выполнения каждого теста, проведены показательные тренировочные занятия. После проведения исследования физической подготовленности участников до начала эксперимента, результаты были внесены в таблицу 3.7.
Таблица 3.7 – Показатели физической подготовленности экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента
Показатели тестовых испытаний, внесенные в таблицу 3.7, были выбраны из предложенных нормативов на 2021-2022 учебный год, представленных в таблице 3.8
Таблица 3.8 - Оценивание состояния физической подготовленности обучающихся на 2021-2022 учебный год
Формулы для вычисления физической кондиции (ФК):
О (отжимание) = (Р – НВП)/НВП;
П (прыжки в длину с места) = (Р – НВП)/НВП;
ПТ (поднимание туловища) = (Р – НВП)/НВП;
ПП (подтягивание на перекладине) = (Р – НВП)/НВП;
Н (наклон вперед) = (Р – НВП)/НВП;
Б (бег на дистанции) = (Р – НВП)/НВП, где Р — результат в соответствующих тестах; НВП — норматив из табл. 3.8, соответствующий данному тесту, возрасту и полу. Полученные расчеты позволяют оценить общий уровень физической подготовленности (ОУФП):
ОУФП = (О + П + ПТ + ПП + Н + Б)/6
Полученные данные уровня физической кондиции, приведены в таблице 3.9
Таблица 3.9 – Уровень физической кондиции экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента
Далее рассчитаем общий уровень физической подготовки по каждой группе:
ОУФП (экспериментальная группа) = (-0,166) + 0,013 + 0,003 + (-0,043) + + 0,008 + 0,007 = -0,178
ОУФП (контрольная группа) = (-0,159) + (-0,277) + (-0,192) + (-0,182) + + 0,134 = -0,676
Полученные расчеты позволяют оценить общий уровень физической подготовленности. Оценка уровня физической подготовленности:
• от 0,61 и выше — супер:
• от 0,21 до 0,60 — отлично;
• от -0,20 до 0,20 — хорошо;
• от -0,60 до -0,21 — удовлетворительно;
• от -1,00 до -0,61 — неудовлетворительно;
• от -1,01 и ниже — опасная зона.
Таким образом мы видим, что уровень физической подготовленности в экспериментальной группе является хорошим, а в контрольной неудовлетворительным.
3.2. Снижение агрессивности у детей среднего школьного возраста средствами физической культуры
Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе. Стихийно складывающиеся компании сверстников объединяют подростков, близких по уровню развития, интересам. Группа закрепляет и даже культивирует девиантные ценности и способы поведения, оказывает сильное влияние на личностное развитие подростков, становясь регулятором их поведения. В качестве профилактических мер по проявлению агрессии у подростков психологи рекомендуют релаксацию, физкультурно-спортивную деятельность.
Во время занятий спортом происходит самовыражение подростка через победы и достижения, что помогает избавиться от внутреннего дискомфорта и недовольства самим собой, устранив, таким образом, первопричину агрессии. В спортивных видах деятельности подросток имеет возможность сделать эмоциональный выплеск, выброс энергии. Исследованиями установлено, что девушки и юноши подростки, дополнительно занимающиеся физической культурой и спортом, имеют показатель агрессии ниже, более чем в три раза по сравнению со сверстниками, не занимающимися физкультурно-спортивной деятельностью. Спортсмен умеет контролировать свои эмоции в зависимости от официальных правил проведения соревнований и несет ответственность во время игры не только за свои действия, но и за действия всей команды. В физкультурно-спортивной деятельности происходит формирование саморегуляции подростка. Он становится более эмоционально устойчивым, коммуникативным, толерантным, приобретает адекватную самооценку и адекватную оценку других людей. Все это способствует к снижению агрессивных проявлений в повседневной жизнедеятельности.
Для определения уровня физической подготовленности обучающихся была выбрана программа «Президентские состязания», разработанная и рекомендованная Ю. Н. Вавиловым, которая включает 6 тестов для оценки максимальной силы, силовой выносливости, гибкости и общей выносливости. Она рассчитана на всех ребят, обучающихся в школе, независимо от их двигательной одаренности.
Реализуя данную программу, были использованы следующие тестовые испытания:
-
сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание); -
прыжки в длину с места на гимнастический мат; -
поднимание туловища из положения лежа на спине; -
подтягивание на перекладине (низкая для девочек, высокая для мальчиков); -
наклон вперед из положения сидя; -
бег на дистанцию 1000 м – мальчики, 500 м - девочки
До начала тестирования было приготовлено всё необходимое — протокол для фиксирования результатов, место для проведения тестирования, все необходимое оборудование, секундомер и т. д.
Накануне проведения тестирования учащимся экспериментальной и контрольной групп была объяснена его суть и цель, разобрана техника выполнения каждого теста, проведены показательные тренировочные занятия. После проведения исследования физической подготовленности участников до начала эксперимента, результаты были внесены в таблицу 3.7.
Таблица 3.7 – Показатели физической подготовленности экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА | |||||||
№ | Ф.И. | ПОКАЗАТЕЛИ | |||||
| | Отжимание | Прыжок в длину | Подъем туловища | Подтягивание на перекладине | Наклон вперед | Бег 1000м, 500м |
1 | С. Б. | 16 | 210 | 26 | 9 | 10 | 3.45,0 |
2 | Т. Р. | 27 | 215 | 32 | 15 | 15 | 3.10,0 |
3 | К. Д. | 25 | 215 | 30 | 13 | 15 | 3.15,0 |
4 | Л. М. | 11 | 180 | 26 | 14 | 20 | 2.10,0 |
5 | О. Е. | 13 | 185 | 30 | 16 | 18 | 2.05,0 |
6 | С. Е. | 10 | 170 | 25 | 14 | 15 | 2.35,0 |
7 | М. Е. | 10 | 175 | 26 | 14 | 20 | 2.07,0 |
8 | П. Т. | 14 | 190 | 29 | 20 | 19 | 2.04,0 |
9 | У. М. | 16 | 190 | 30 | 21 | 18 | 2.05,0 |
10 | К. Д. | 16 | 185 | 30 | 19 | 20 | 2.00,0 |
Среднее значение | 15,8 | 191,5 | 28,4 | 15,5 | 17 | 2.54,0 | |
КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА | |||||||
№ | Ф.И. | ПОКАЗАТЕЛИ | |||||
| | Отжимание | Прыжок в длину | Подъем туловища | Подтягивание на перекладине | Наклон вперед | Бег 1000м (м), 500м (д) |
1 | Т. Д. | 25 | 185 | 30 | 9 | 10 | 3.50,0 |
2 | Д. И. | 25 | 210 | 30 | 15 | 12 | 3.30,0 |
3 | К. А. | 21 | 200 | 27 | 13 | 9 | 4.00,0 |
4 | О. М. | 18 | 185 | 25 | 14 | 8 | 4.05,0 |
5 | В. Е. | 10 | 170 | 26 | 16 | 15 | 2.20,0 |
6 | Т. К. | 10 | 160 | 24 | 14 | 13 | 2.25,0 |
7 | М. Е. | 13 | 170 | 26 | 14 | 15 | 2.00,0 |
8 | Ч. Е. | 21 | 200 | 27 | 20 | 8 | 4.05,0 |
9 | Т. В. | 21 | 195 | 25 | 21 | 9 | 4.15,0 |
10 | К. Я. | 18 | 180 | 25 | 19 | 8 | 4.15,0 |
Среднее значение | 18,2 | 185,5 | 26,5 | 17 | 10,7 | 3.17,0 |
Показатели тестовых испытаний, внесенные в таблицу 3.7, были выбраны из предложенных нормативов на 2021-2022 учебный год, представленных в таблице 3.8
Таблица 3.8 - Оценивание состояния физической подготовленности обучающихся на 2021-2022 учебный год
Физические качества, двигательные умения и навыки | Виды испытаний | Пол | Критерии оценивания физической подготовленности | |||
2 | 3 | 4 | 5 | |||
Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места (см.) | Д | 130 | 145 | 165 | 180 |
М | 150 | 165 | 185 | 210 | ||
Поднимание туловища из положения лёжа на спине (кол. раз за 30 сек.) | Д | 22 | 24 | 26 | 28 | |
М | 23 | 25 | 27 | 29 | ||
Выносливость | Бег 500м. (мин., сек) | Д | 2.50,0 | 2.25,0 | 2.10,0 | 2.05,0 |
Бег 1000м (мин., сек) | М | 4.30,0 | 4.15,0 | 4.00,0 | 3.32,0 | |
| Подтягивание на перекладине: низкая – девочки, высокая – мальчики | Д | 10 | 13 | 16 | 19 |
М | 6 | 8 | 9 | 11 | ||
| Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа | Д | 8 | 10 | 13 | 16 |
М | 13 | 18 | 21 | 25 | ||
Гибкость | Наклон вперёд из положения сидя | Д | 3 | 8 | 13 | 18 |
М | -1 | 3 | 8 | 14 |
Формулы для вычисления физической кондиции (ФК):
О (отжимание) = (Р – НВП)/НВП;
П (прыжки в длину с места) = (Р – НВП)/НВП;
ПТ (поднимание туловища) = (Р – НВП)/НВП;
ПП (подтягивание на перекладине) = (Р – НВП)/НВП;
Н (наклон вперед) = (Р – НВП)/НВП;
Б (бег на дистанции) = (Р – НВП)/НВП, где Р — результат в соответствующих тестах; НВП — норматив из табл. 3.8, соответствующий данному тесту, возрасту и полу. Полученные расчеты позволяют оценить общий уровень физической подготовленности (ОУФП):
ОУФП = (О + П + ПТ + ПП + Н + Б)/6
Полученные данные уровня физической кондиции, приведены в таблице 3.9
Таблица 3.9 – Уровень физической кондиции экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА | |||||||
№ | Ф.И. | ПОКАЗАТЕЛИ | |||||
| | О | П | ПТ | ПП | Н | Б |
1 | С. Б. | -0,360 | 0,000 | -0,103 | -0,182 | -0,286 | 0,039 |
2 | Т. Р. | 0,080 | 0,024 | 0,103 | 0,364 | 0,071 | -0,066 |
3 | К. Д. | 0,000 | 0,024 | 0,034 | 0,182 | 0,071 | -0,051 |
4 | Л. М. | -0,313 | 0,000 | -0,071 | -0,263 | 0,111 | 0,024 |
5 | О. Е. | -0,188 | 0,028 | 0,071 | -0,158 | 0,000 | 0,000 |
6 | С. Е. | -0,375 | -0,056 | -0,107 | -0,263 | -0,167 | 0,146 |
7 | М. Е. | -0,375 | -0,028 | -0,071 | -0,263 | 0,111 | 0,010 |
8 | П. Т. | -0,125 | 0,056 | 0,036 | 0,053 | 0,056 | -0,005 |
9 | У. М. | 0,000 | 0,056 | 0,071 | 0,105 | 0,000 | 0,000 |
10 | К. Д. | 0,000 | 0,056 | 0,071 | 0,105 | 0,000 | 0,000 |
Среднее значение | -0,166 | 0,013 | 0,003 | -0,043 | 0,008 | 0,007 | |
КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА | |||||||
№ | Ф.И. | ПОКАЗАТЕЛИ | |||||
| | О | П | ПТ | ПП | Н | Б |
1 | Т. Д. | 0,000 | -0,119 | 0,034 | -0,091 | -0,286 | 0,054 |
2 | Д. И. | 0,000 | 0,000 | 0,034 | 0,091 | 0,071 | -0,006 |
3 | К. А. | -0,160 | -0,048 | -0,069 | -0,182 | 0,000 | 0,205 |
4 | О. М. | -0,280 | -0,119 | -0,138 | -0,273 | -0,357 | 0,220 |
5 | В. Е. | -0,375 | -0,056 | -0,071 | -0,211 | -0,222 | 0,073 |
6 | Т. К. | -0,375 | -0,111 | -0,143 | -0,316 | -0,167 | 0,098 |
7 | М. Е. | 0,313 | -0,056 | -0,071 | -0,211 | 0,000 | -0,024 |
8 | Ч. Е. | -0,160 | -0,048 | -0,069 | -0,273 | -0,071 | 0,220 |
9 | Т. В. | -0,280 | -0,071 | -0,138 | -0,182 | -0,357 | 0,250 |
10 | К. Я. | -0,272 | -0,143 | -0,138 | -0,273 | -0,429 | 0,250 |
Среднее значение | -0,159 | -0,077 | -0,077 | -0,192 | -0,182 | 0,134 |
Далее рассчитаем общий уровень физической подготовки по каждой группе:
ОУФП (экспериментальная группа) = (-0,166) + 0,013 + 0,003 + (-0,043) + + 0,008 + 0,007 = -0,178
ОУФП (контрольная группа) = (-0,159) + (-0,277) + (-0,192) + (-0,182) + + 0,134 = -0,676
Полученные расчеты позволяют оценить общий уровень физической подготовленности. Оценка уровня физической подготовленности:
• от 0,61 и выше — супер:
• от 0,21 до 0,60 — отлично;
• от -0,20 до 0,20 — хорошо;
• от -0,60 до -0,21 — удовлетворительно;
• от -1,00 до -0,61 — неудовлетворительно;
• от -1,01 и ниже — опасная зона.
Таким образом мы видим, что уровень физической подготовленности в экспериментальной группе является хорошим, а в контрольной неудовлетворительным.
3.2. Снижение агрессивности у детей среднего школьного возраста средствами физической культуры
Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе. Стихийно складывающиеся компании сверстников объединяют подростков, близких по уровню развития, интересам. Группа закрепляет и даже культивирует девиантные ценности и способы поведения, оказывает сильное влияние на личностное развитие подростков, становясь регулятором их поведения. В качестве профилактических мер по проявлению агрессии у подростков психологи рекомендуют релаксацию, физкультурно-спортивную деятельность.
Во время занятий спортом происходит самовыражение подростка через победы и достижения, что помогает избавиться от внутреннего дискомфорта и недовольства самим собой, устранив, таким образом, первопричину агрессии. В спортивных видах деятельности подросток имеет возможность сделать эмоциональный выплеск, выброс энергии. Исследованиями установлено, что девушки и юноши подростки, дополнительно занимающиеся физической культурой и спортом, имеют показатель агрессии ниже, более чем в три раза по сравнению со сверстниками, не занимающимися физкультурно-спортивной деятельностью. Спортсмен умеет контролировать свои эмоции в зависимости от официальных правил проведения соревнований и несет ответственность во время игры не только за свои действия, но и за действия всей команды. В физкультурно-спортивной деятельности происходит формирование саморегуляции подростка. Он становится более эмоционально устойчивым, коммуникативным, толерантным, приобретает адекватную самооценку и адекватную оценку других людей. Все это способствует к снижению агрессивных проявлений в повседневной жизнедеятельности.