Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования донецкий национальный университет Институт физической культуры и спорта Кафедра спортивных игр Направление подго.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, физкультурно-спортивная деятельность является средством профилактики агрессивного поведения подростков.
На протяжении 5-ти месяцев 10 подростков экспериментальной группы занимались физической культурой в рамках школьной программы, и дополнительно раз в неделю посещали внеурочные занятия физической культуры. Темой проведения внеурочных занятий была мною выбрана гимнастика.
Уроки гимнастики имеют большие возможности для решения воспитательных задач, таких как дисциплинированность, внимательность, аккуратность, коллективизм, настойчивость в преодолении трудностей, эстетика движений и т. д. Оздоровительные и воспитательные задачи должны решаться в неразрывной связи с образовательными.
Оздоровительные задачи:
-
Формирование у детей правильной осанки; -
Соблюдение гигиенических условий проведения занятий и мер предупреждения травматизма; -
Обучение правильному дыханию при их выполнении гимнастических упражнений; -
Обучение учащихся методам самоконтроля и оценки состояния здоровья.
Воспитательные задачи:
-
Воспитание уверенности, выдержки и самостоятельности; -
Воспитание привычки вести здоровый образ жизни; -
Формирование активности, взаимопомощи, навыков самоконтроля [39].
Содержание занятий гимнастикой с детьми включает разнообразные средства. Для проведения внеурочных занятий мы остановились на йоге и ритмической гимнастике, танцевальной, где используются различные современные танцевальные стили и направления (салса, диско, фанк, хип-хоп). В нынешнее время, одной из наилучших профилактик ликвидации такого явления, как эмоциональное напряжение принято считать музыкально-ритмические движения. Они повышают трудоспособность, дают энергичность, стимулируют выработку пищеварительных соков, улучшают темп дыхания и сердцебиения. Ритмическая гимнастика имеет большую роль в коррекции эмоциональной сферы, так как она подразумевает выражение переживаний, эмоциональных состояний, различных проблем при помощи движений, мимики, пантомимики; позволяет ребенку проявлять себя и общаться без помощи слов. Большая двигательная активность на фоне эмоционального подъема при выполнении
музыкально-ритмической гимнастики несет огромный оздоровительный заряд. Значение музыкальных ритмов для снижения эмоционального напряжения огромно, И.Р. Тархановым еще в прошлом веке было доказано, что ритмичные движения и мажорная музыка увеличивают работоспособность мышц, активизируют все внутренние физиологические процессы организма, а также ускоряют работу мозга, позволяя ему отдохнуть от напряжения [23].
Существует большое количество рекомендаций по подбору соответствующих ритмов, способствующих регуляции психологического и физического состояния человека. Но прослушивание музыки и движение в такт музыки имеют существенное отличие. Т.С. Лисицкая выделяла, что особенность ритмической гимнастики заключается в гармоничном соединении дозируемой двигательной активности, которая свойственна бегу, воздействия на мышцы и суставы, которое присуще спортивной гимнастике, и эмоциональность, установленная современными музыкальными ритмами. В этом ее преимущество, как средства профилактики психоэмоционального напряжения по сравнению с другими видами физкультурной деятельности [25].
Ритмическая гимнастика нами рассматривалась и была использована, как средство снятия эмоционального напряжения у детей среднего школьного возраста. Достаточным условием она становилась тогда, когда осуществлялась при непосредственном педагогическом руководстве, создавалась эмоционально-положительная обстановка, не разрушалась инициатива, самостоятельность, творчество и свобода выбора ребенка.
Ритмическую гимнастику мы применяли в основной части урока. Основные базовые элементы ритмической гимнастики строятся на основе современных направлений танца, например, стиля Hip-Hop, поэтому учащимся экспериментальной группы было предложено познакомиться именно с этим стилем танца. Хип-хоп считается одним из самых естественных стилей танца, потому как такт музыкальных битов напоминает биение человеческого сердца, а сами движения, не смотря на сложность исполнения
, являются довольно простыми, можно сказать повседневными. Стиль очень активный, энергичный и динамичный. Он подразумевает акцентирование внимания на какой-либо определенной части тела (ногах, руках, голове) [30].
Целью наших занятий было познакомить учащихся с основными этапами развития Хип-хоп культуры, показать основные шаги, работу корпуса («кач»), разучить движения на координацию; применить полученные знания в практике.
Задачи:
-
дать возможность учащимся получить физическую и умственную подготовку в данном стиле танца; -
развить координацию, творческие способности, повысить тонус мышц; -
помочь в овладении и закреплении двигательных навыков и умений с использованием элементов танца Hip-Hop; -
развивать и совершенствовать физические и психомоторные качества детей, обеспечивающие высокую дееспособность; -
развитие выносливости и постановки дыхания; -
психологическое раскрепощение учащихся; -
формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений; -
воспитывать морально-волевые и эстетические качества; -
воспитывать сознательное и активное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.
Занятия проводились раз в неделю по 2 часа (академических). Уроки разнообразны по форме и содержанию. Формы обучения ориентированы на инновационные технологии в мире танцевальной аэробики:
-
коммуникативно-направленная групповая работа (танцевальная, силовая, смешанная); -
игровые, интервальные, круговые тренировки-занятия; -
занятия на гимнастических коврах по стретчингу; -
танцевальные баттлы; -
творческие занятия по составлению сольных, дуэтных, групповых композиций, подготовка номеров для выступлений.
Все практические занятия проводились под музыкальное сопровождение, каждый стиль рассматривался отдельно, начиная с танцевальной разминки, изучения основных базовых элементов стиля, принципов движения, заканчивая составлением, изучением и отработкой композиции по изучаемому стилю танца Hip-Hop. Основными составляющими любого хип-хоп танца являются качание корпусом – «кач» и различные шаги. Чтобы выполнять их правильно, каждому ученику было необходимо поработать над своей гибкостью и чувством ритма. Для наглядного примера также использовались видеоматериалы. На занятиях вместе с учащимися мы изучали композиции различных стилей
Hip-Hop в сольном, дуэтном и командном исполнении. Таким образом, дети учились взаимодействовать друг с другом, слышать и чувствовать друг друга, что положительно сказывалось на атмосфере в группе.
На занятиях мы использовали следующие формы и методы изложения нового учебного материала:
-
Показ движений педагогом; -
Изучение движения от медленного к быстрому темпу; -
Переход от техники исполнения элемента до техники исполнения составленных танцевальных связок (от простого к сложному); -
Работа с группой в целом, при необходимости индивидуализация.
Метод мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: настрой учащихся на демонстрацию готового танца в конце занятия.
Чтобы выученные элементы хип-хопа прочнее уложились в памяти, мы использовали их для постановки танца. Если учениками допускались различные ошибки, мы вместе прорабатывали каждый не получившийся элемент несколько раз.
Высокая интенсивность и энергозатратность тренировок обеспечила получение видимых результатов уже в первый месяц наших занятий. Нами было отмечено, что после занятий у детей появлялось чувство бодрости, исчезла вялость и скованность движений. У агрессивных детей или детей с плохим настроением негативные эмоции практически исчезали, ребята становились более открытыми и дружелюбными как с педагогом, так и со сверстниками, что положительно сказывается на дисциплине всей группы. Так же было замечено, что дети с нетерпением ждут таких занятий, и элементы хип-хоп – аэробики начали проявляться и в самостоятельной деятельности детей на прогулке. У неуверенных в себе детях начали проявляться такие качества, как смелость и творческий подход, ведь если у ребенка хорошо получаются упражнения, то возникает ощущение свободы и легкости движения. Ребенок радуется точности выполнения, а музыкальное сопровождение эмоционально обогащает детей, дает возможность полнее понять движение и лучше его выполнять.
Т.к. для основной части занятия нами был выбран достаточно активный вид танца, подготовительную и заключительную части занятия было решено сделать спокойными и расслабляющими. Поэтому была взята практика йоги для выравнивания психического состояния за счет физического напряжения, т.е. мозговая деятельность снижалась за счет физической работы.
Йога одна из древнейших наук, само слово означает «соединять». Вся системе йоги делится на 8 ступеней. Согласно им, человек следуя по этим ступеням обретает здоровье, становится мудрым. На начальных этапах работы с учащимися нужно было объяснить несложные правила безопасности при выполнении упражнений йоги, а именно:
1. Дышать нужно глубоко, ритмично и непрерывно через нос.
2. Не следует задерживать дыхание, так как это приводит к напряжению в теле.
3. Во всех позах сидеть или стоять прямо, чтобы тело принимало правильное положение.
4. Распределение веса тела должно быть равномерным.
5. При появлении острой боли – сообщить педагогу и упражнение не выполнять [12].
Йоги рассматривают человеческое тело как некую энергетическую структуру, состоящую из органического тела и «собранных» на нем оболочек. Йоги разработали целый класс техник, специально предназначенных для управления распределением энергии в нервной системе. Техники этого типа основаны на управлении дыханием и называются «пранаямой» - «искусством управления Силой». В йоговской тренировке выполнение гимнастических упражнений обязательно совмещается с практикой техник управления дыханием [16].
В основе технологического алгоритма йоги лежит система физических упражнений, состоящих из элементов, именуемых асанами.
Каждая асана есть особое гимнастическое упражнение, которое при правильном выполнении оказывает гармоничное тренирующее воздействие на ткани опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. Особенность асан в том, что их выполнение не только не приводит к расходу энергии, но и за счет включения в работу особых физиологических механизмов, заставляет тело накапливать ее в огромных количествах [8].
Кроме того, за счет вполне определенного рисунка распределения растягивания, сжатия, сокращения и скручивания тканей, каждая асана оказывает свойственное только ей глубокое воздействие на распределение потенциалов и токов в периферической нервной системе и спинном мозге, и прорабатывает компоненты эндокринной системы. А это, в свою очередь, кардинально влияет на процессы, протекающие в головном мозге [8].
Влияние на организм асан зависит от следующих факторов: сильного растяжения нервных стволов и мышечных рецепторов, усиления кровотока в определенном органе (или органах) в результате изменения положения тела. При возбуждении рецепторов возникает поток импульсов в центральной нервной системе (ЦНС), стимулирующий деятельность соответствующих нервных центров и внутренних органов.