Файл: Государственное образовательное учреждение высшего образования московской области государственный социальногуманитарный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ая культура ученика. – Мн.: БРУ, 2015.

15. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. – М.: Просвещение, 2015. – 160 с.

16. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990.

Приложение 1.

Параметры, показатели, критерии, диагностические задания изучения нравственных качеств

Показатели

Критерии

Диагностические методики

Когнитивный компонент

Знание нравственных норм поведения;

представления детей о нравственно - волевых качествах;

уровень осознания детьми

нравственных норм

Сформированность

представлений о нравственных качествах


Осознанность,

адекватность

самостоятельность


«Изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах»

С ребенком проводится беседа, в которой ему необходимо ответить

На ряд вопросов.

«Изучение осознания детьми нравственных норм» Ребенку предлагается закончить рассказ.

Ребенку показывают картинки с изображением хороших и плохих поступков и предлагаютраспределить их по подгруппам и дать оценку

Поведенческий компонент

Наличие способов

выражения сочувствия к другим людям


Адекватность

самостоятельность

устойчивость

ситуативность


«Изучение проявления помощи другому человеку» Ребенку предлагается :

-«реальный выбор», в котором предлагают закрасить картинку

(самостоятельно;

помочь ребенку, у

которого не получается)

-«вербальный выбор»

Здесь ребенка ставят в ситуацию выбора с помощью рассказа о

ребенке, у которого не получается что-то

Эмоциональный компонент

Наличие эмоциональных

откликов на проявление

нравственных качеств.

Наличие нравственных

качеств сочувствия и

переживания


Адекватность

дифференцировка

осознанность


«Изучение влияния выразительной

стороны иллюстрации на отношение ребёнка к герою».

Ребенку предлагается

опорой на иллюстрацию.

«Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений»

Идет наблюдение за восприятием ребенка при чтении сказки



Приложение 2.

«Изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах»

Цель: Выявить уровень представлений детей о нравственно-волевых качествах.

Проведение исследования:

Ребенку индивидуально задается ряд вопросов:

1. Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

2. Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

3. Кого можно назвать справедливым (несправедливым)очему?

4. Кого можно назвать щедрым (жадным) ? Почему?

5. Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Процедура подсчета:

Показатель: Сформированность представлений о нравственном качестве.

- умение дифференцировать, оценивать и аргументировать нравственные качества.

Критерии:

Осознанность:

1. Ребенок имеет четкое и верное представление о нравственном качестве. Ориентируется на нравственное качество, аргументируя свой ответ - 2 балла.

2. Ре

бенок имеет общее представление о нравственном качестве, соотносит с самим собой, не всегда аргументируя свой ответ - 1 балл.

3. Ребенок не имеет представления о нравственном качестве. Не соотносит его с собой. Ребенок не аргументирует свой ответ - 0 баллов.

Высокий: ребенок понимает содержание и смысл нравственного качества, правильно оценивает и аргументирует свой ответ. Ребенок не испытывает затруднений в ответах на вопросы.

Средний: ребенок имеет общее представление о нравственном качестве. Соотносит данное качество с самим собой. Не всегда аргу-ментирует свой ответ. Ребенку требуются дополнительные вопросы для уточнения нравственного качества.

Низкий: ребенок в большинстве случаев не понимает содержание и смысл нравственного качества. Не соотносит данное качество с собой. Не аргументирует свой ответ. Дает неправильную оценку нравственного качества.

Приложение 3.

«Изучение осознани
я детьми нравственных норм»

Цель: Выявить уровень развития этических представлений у детей. Осознания нравственных норм.

Проведение исследования: эксперимент проводится индивидуально.

Процедура подсчета:

Показатель: умение дифференцировать и оценивать положительные и отрицательные поступки. Ребенок справляется с заданием при незначительной помощи взрослого.

Критерии: адекватность, самостоятельность, осознанность.

Адекватность и самостоятельность:

- ребенок правильно дифференцирует все предложенные поступки без помощи взрослого- 2 балла.

- ребенок правильно дифференцирует большинство из предложенных поступков, при незначительной помощи взрослого выполняет все задания правильно - 1 балл.

- ребенок делает значительное количество ошибок, дифференцируя предложенные поступки. Выполняя задание, нуждается в значительной помощи взрослого - 0 баллов.

Осоз
нанность:

- ребенок, ориентируясь на содержание и смысл ситуации, дает оценку поступкам с позиции нравственной нормы - 2 балла.

- ребенок ориентируется на содержание и смысл ситуации, дает оценку нравственной норме только в некоторых случаях - 1 балл.

- ребенок не может дать оценку соц. Ситуации - 0 баллов.

Таким образом, по параметрам «Этические представления», были определены уровни.

Высокий: ребенок понимает содержание и смысл соц. ситуации, может адекватно продолжить ее, ориентируясь на нравственные нормы, аргументируя свой ответ. Правильно дифференцирует все предложенные поступки.

Ориентируясь на содержание и смысл ситуации, дает оценку по ступкам с позиции нравственных норм. Ребенок справляется совсем заданием без помощи взрослого.

Средний: ребенок понимает содержание и смысл предложенных социальных ситуаций, может спрогнозировать их развитие. Ориентируясь на нравственные нормы, имею