Файл: Государственное образовательное учреждение высшего образования московской области государственный социальногуманитарный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ии задания требуется значительная помощь взрослого.

У 30 % испытуемых выявлены затруднения при содержании ситуации, недостаточно сформированы навыки прогнозирования развития ситуации, ориентируясь на нравственные нормы. В связи с полученными результатами появилась необходимость провести беседы, игры, в которых дети могли расширить свои этические представления, научились бы прогнозировать и анализировать социальные ситуации в соответствии с нравственными нормами поведения и нравственными качествами и предвидеть их результат. Причина, объясняющая выявленный факт может быть связана с тем, что дети не всегда могут отличить положительный поступок от отрицательного и дать ему соответствующую моральную оценку, что было выявлено по следующему показателю.

Таблица 9.

Умение дифференцировать и оценивать положительные и отрицательные поступки (контр
ольный этап)


Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

20 %

50 %

30%


Работа велась по умению сформулировать положительные и отрицательные поступки. Было определено, что 20 % испытуемых правильно определяют все предложенные поступки, ориентируясь на содержание ситуации, где дают оценку поступкам с позиции нравственных норм. 50 % испытуемых правильно определяют большинство предложенных поступков, при помощи взрослого справляются с заданием, дают оценку поступкам с позиции нравственных норм только в некоторых случаях. Таким образом, значительная часть испытуемых 30 % испытывают затруднения при дифференциации поступков и в их оценке.

Далее нами была использована методика «Изучение эмоционального поведения при восприятии литературных произведений» (см. Приложение 4).

Таблица 10.

Эмоциональная оценка событий (контр

ольный этап)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

30 %

40 %

30%


По данному показателю определено, что 30 % испытуемых имеют достаточно высокий уровень. Дети правильно оценивают события. Делятся своими переживаниями и дают оценку делясь, суждениями с товарищами, активно обсуждают персонажей и их поступки. 40 % имеют средний уровень, где дети правильно оценивают ситуацию, делятся своими переживаниями и эмоциями под воздействием взрослого. И 30 % имеют низкий показатель. По результатам данного исследования можно сделать вывод, что у детей слабо развито эмоциональное поведение. Дети в редких случаях пробуют ставить себя на место героев.

В целом нами были получены следующие результаты оценки уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников на контрольном этапе (см. рис. 2).




Рис. 2. Уровень сформированности нравственных качеств у младших школьников на контрольном этапе
Из диаграммы видно, что 30 ребят - 60 % показали высокое осознание нравственных качеств, 15 ребят - 30 % показали среднее осознание нравственных качеств, и лишь маленький процент испытуемых на контрольном этапе 5 ребят - 10 % показал низкий уровень осознания нравственных качеств.

Дети правильно дифференцируют нравственные качества, дают им оценку и аргументируют ответ, правильно оценивают события, проявляют помощь, делятся своими переживаниями и дают оценку, делясь, суждениями с товарищами, активно обсуждают персонажей и их поступки. Таким образом, мы можем сказать, что в проверенной нами группе у детей хороший уровень осознания нравственных качеств.

п/п

Фамилия, имя

Методика 1

Методика 2

Методика 3

Методика 4

Общий балл

1

А. Дмитрий

0

3

1

1

5

2

Б. Виктория

2

4

1

2

9

3

Б. Вероника

0

1

0

1

2

4

В. Дмитрий

0

0

0

0

0

5

В. Софья

2

3

1

2

8

6

Г. Алексаендра

2

4

1

2

9

7

Г. Рамиль

0

0

0

0

0

8

Д. Маргарита

2

3

1

1

7

9

Дуняшева Анастасия

1

2

1

1

5

10

Е. Кирилл

2

4

2

2

10

11

Е. Анастасия

2

4

2

2

10

12

К. Сергей

1

1

0

1

3

13

К. Константин

2

4

2

1

9

14

К. Елизавета

0

1

1

0

2

15

Л. Максим

1

2

1

1

5

16

М. Елизавета

1

1

2

2

6

17

П. Анастасия

1

3

1

1

6

18

П. Артем

2

4

2

2

10

19

Р. Эмиль

0

0

0

0

0

20

С. Максим

1

1

2

1

5

21

С. Семен

1

3

0

2

6

22

С. Юлия

1

3

0

2

6

23

С. Иван

0

0

0

0

0

24

С. Виктория

0

1

0

1

2

25

С. Макар

2

4

2

1

9

26

К. Алёна

1

4

1

0

6

27

Д. Вячеслав

0

1

1

0

2

28

Т. Александр

1

4

2

2

9

29

Т. Елизавета

1

4

2

1

8

30

Ч. Руслан

1

4

1

1

7

31

П. Михаил

0

2

0

0

2

32

Р. Георгий

1

4

1

2

8

33

К. Арсений

0

1

1

0

2

34

А. Мухаммед

0

2

0

1

3

35

Б. Александр

0

1

1

0

2

36

Б. Кирилл

0

1

0

1

2

37

В. Анастасия

1

4

1

1

7

38

В. Софья

1

4

1

2

8

39

Г. Арина

0

 

0

1

1

40

Ж. Никита

0

3

1

1

5

41

И. Марина

0

3

1

1

5

42

К. Тимофей

0

1

1

0

2

43

К. Дарья

0

3

1

1

5

44

К. Мария

0

3

1

2

6

45

П. Георгий

0

2

0

0

2

46

Р. Артем

0

0

0

0

0

47

С. Андрей

0

1

1

0

2

48

С. Милена

0

2

1

0

3

49

У. Максим

0

2

1

2

5

50

Ш. Владислав

2

4

2

2

10



Выводы по второй главе

Для подтверждения гипотезы исследования нами была проведена опытнокспериментальная работа по формированию нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения. Она состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.

В рамках констатирующего этапа нами были выбраны диагностические методики, оценивающие уровень сформированности нравственных качеств у младших школьников. Полученные результаты актуализировали необходимость проведения работы по формированию нравственных качеств у младших школьников.

На формирующем этапе нами было проведено 16 уроков литературного чтения. Учитывая основные положения гипотезы исследования, в работе мы опирались на материал народного фольклора, а также вовлекли младших школьников в проект совместно с их родителями.

На контрольном этапе опытнокспериментальной работы ис