Файл: Государственное образовательное учреждение высшего образования московской области государственный социальногуманитарный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
пользовалась диагностика, применяемая нами ранее на констатирующем этапе. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной работы с младшими школьниками по формированию у них нравственных качеств на уроках литературного чтения, что подтверждает гипотезу нашего исследования.

Заключение

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования культуры поведения, ответственный период в нравственном становлении личности. Нравственная культура личности младшего школьника имеет трехкомпонентную структуру, включающую когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты.

Формирование нравственных качеств младших школьников происходит на уроках литературного чтения. Для выявления уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы с учащимися на нравст
венные темы.

В нашем исследовании мы исходили из того, что процесс формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения будет осуществляться более эффективно при условии использования воспитательного потенциала фольклорной педагогики, а также за счет вовлечения младших школьников в проектную деятельность совместно с родителями, что было отражено в гипотезе нашего исследования.

Для подтверждения гипотезы исследования нами была проведена опытнокспериментальная работа по формированию нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения, которая состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что в классе преобладает средний уровень сформированности нравственных качеств. Лишь небольшой процент (20%) детей может правильно дифференцировать нравственные ка

чества, дать им оценку и аргументировать свой ответ, а остальные дети находятся на среднем и низком уровне оценивания нравственных качеств. Большой процент детей допускают значительные ошибки при характеристике и осознания нравственных проявлений и поступков, нравственных качеств, это происходит не только потому, что дети незнакомы с данной нравственной нормой или качеством потому, что в их опыте данная характеристика встречалась реже, и на ней не акцентировалось должного внимания. В недостаточной мере у детей развиты такие нравственные качества как сопереживание.

Анализ полученных результатов дал основание провести работу по формированию нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения. Для работы по каждой теме нами было предусмотрено методическое сопровождение, включающее критерии, показатели, диагностические задания по всем компонентам развития нравственных ка
честв. Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы показал, что дети стали более правильно дифференцировать нравственные качества, дают им правильную оценку, правильно оценивают события, проявляют помощь, делятся своими переживаниями, делясь, суждениями с товарищами, обсуждая персонажей и их поступки.

Список используемой литературы
1. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. – М.: Педагогика, 2015. – 224 с.

2. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие для педагогов / А.Я. Ветохина [и др.]. – СПб. 2014. – 192 с.

3. "Вопросы дополнительного профессионального образования" Научно-практический журнал. – 2015. - №2(4).

4. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: методич. рекомендации / Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. – Омск: ОГИПИ, 2015.

5. Выготский Л. С. Педология подростка. - М, 2016.-С. 163-167.

6. Да
нилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М., 2014. – 256 с.

7. Зубра А.С. Культура личности как духовная ценность: Пособие для педагогов, воспитателей, учителей, студентов. – Мн.: Универсе, 2015.- 184 с.

8. Курзова Н.А. В.А. Сухомлинский о формировании нравственной культуры личности: Автореф. дис. … - Л., 2017. – 10 с.

9. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 2016. – 464 с.

10. Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду: методические рекомендации / Л.А. Лялина. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.

11. Нравственно воспитание личности: Учебно – методические рекомендации. / сост. Левчук 3. [ и др.] – Брест: Бел ГУ, 2014.

12. Основы духовной культуры ( энциклопедический словарь педагога ).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2016.

13. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 2016.

14. Рангелова Е.М. Нравственн