Файл: Я. Л. Обухов символдрама кататимноимагинативная психотерапия детей и подростков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1041

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.2. Какиетрудностивозникаютвходе психотерапиидетейиподростков?

2.1.Чтотакоесимволдрамаивчемеепреимущество?

2.2.Описаниеметода

2.3.Стандартныемотивы

2.3.1. Мотив “цветок”

2.3.2. Мотив “дерево”

2.3.3. Мотив “три дерева”

2.3.4. Мотив “семья животных”

2.3.7.1. Луг

2.3.7.2. Подъем в гору

2.3.7.3. Следование вдоль ручья

2.3.7.4. Обследование дома

2.3.7.5. Встреча с особо значимым лицом

2.3.7.6. Наблюдение опушки леса

2.3.7.7. Лодка

2.3.7.8. Пещера

3.1. Первыйконтактсребенком

3.1.2. Сбор анамнеза

3.2.Техникапроведенияпсихотерапии

3.2.1. Предварительные условия

3.2.2. Сидя или лежа?

3.2.3. Как объяснить ребенку действия психотерапевта?

3.2.4. Обязательно ли закрывать глаза?

3.2.5. Расслабление и двигательная гиперактивность

3.2.6. Голос и интонации психотерапевта

3.2.7. Предварительная беседа и последующее обсуждение

3.3.Работасрисунком

3.3.1. Символика цвета

3.3.2. Символика чисел

4.1. Показания и противопоказания

4.1.1. Показания для применения символдрамы

4.1.2. Противопоказания для применения символдрамы

4.1.3. Возраст

4.2.Эффективностьметода

Вместо заключения

Луг зеленый

Метод символдрамы на “русской почве”

позволяет сделать вывод об экстравертированном или интровертированном типе личности [10]. Следует попросить описать царящую в этом помещении атмосферу, мебель и интерьер. В некоторых случаях можно предложить пациенту соответствующие атрибуты, такие как “уютно”, “современно”, “симпатично”, “легко” или, наоборот, “мрачно”, “неуютно”, “отталкивающе”, “старомодно” и т. п.

Особое значение придается спальне, символизирующей интимно-сексуальную сферу личности, что становится важным в работе с подростками. В спальне следует описать кровать: односпальная она или двуспальная; если двуспальная, то состоит ли она из одной широкой (“французской”) кровати или из двух отдельных кроватей; если в комнате несколько кроватей, то как они расположены друг относительно друга. Следует спросить, каким покрывалом накрыта кровать, какого оно цвета. Если двуспальная кровать состоит из двух отдельных кроватей, то важно - накрыта ли она одним большим или двумя отдельными покрывалами. Важное значение имеет постельное белье на кровати. Чистое оно или грязное; если чистое, то спали ли уже на нем или оно только что из стирки. Все эти критерии характеризуют зрелость и готовность пациента к интимным отношениям, а также позволяют судить о той внутренней дистанции, которая необходима пациенту в интимных отношениях.

Далее следует попросить пациента посмотреть, что находится в шкафах, на ночных столиках или в тумбочках. Если, например, девушка‑подросток обнаружит в шкафу старомодное платье, которое подошло бы разве что ее родителям, то из этого можно заключить, что она вытесняет для себя сексуальные или похожие на брак отношения.

Эдипальная проблематика, т. е. эмоциональная привязанность сына к матери, а дочери к отцу [8], может проявляться в смешении одежды или обуви пациентки с одеждой или обувью более старшего мужчины, который мог бы стать ее отцом, и, наоборот, одежды молодого мужчины с платьями более старшей женщины. Особое внимание следует обратить на обувь, эротическое значение которой выражается в ее особой модности и элегантности. И наоборот, вытеснение эротической составляющей выражается в том, что обувь может быть неуклюжей, поношенной и непривлекательной.

В ящиках ночного столика находятся всевозможные личные принадлежности, через которые можно получить сведения о владельце данной кровати.


Если пациент уверен, что одежда, обувь или другие предметы принадлежат какому‑то другому человеку, то это свидетельствует о сильных тенденциях вытеснения и объектной зависимости от определенных интроектов.

Осматривая чердак и подвал, пациент может обнаружить старый сундук, ящик или шкаф. Можно попросить пациента исследовать их содержимое. В них могут быть особо значимые в прошлом предметы, такие как старая игрушка, старые платья, семейные альбомы, книжки с картинками и другие предметы воспоминаний. При рассмотрении этих вещей можно выйти на важные для всего хода психотерапии воспоминания.

Можно спросить, хотел бы пациент сам жить в этом доме. Некоторые пациенты могут даже рассматривать развешенные на стенах картины, что также служит диагностическим материалом. Другой диагностический критерий - это чрезмерная чистота и порядок в доме или в отдельных его помещениях. Он может говорить об антианальной установке, обуславливающей навязчивое стремление к чистоте, что, в свою очередь, связано с навязчивыми чертами личности [3, 8].

Если осмотр дома не удается довести до конца в течение одного сеанса символдрамы, то оставшуюся часть дома следует исследовать на следующем сеансе. Однако, ввиду сложности мотива дома, его не следует вводить слишком рано. Психотерапевту следует также вначале воздерживаться от толкования и анализа значения образа дома для пациента.

Как и в мотиве горы, образ дома изменяется в процессе психотерапии, а также под воздействием сильных переживаний, например, влюбленности. В ходе благоприятного развития психотерапии образ дома становится все более гармоничным и совершенным.

2.3.7.5. Встреча с особо значимым лицом


В этом мотиве пациенту предлагается представить эмоционально наиболее значимое лицо. Таким человеком может быть мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра, любимый человек, кумир, учитель и т. д. Значимое лицо можно представить как в реальном, так и в символическом облачении, например, в образе животного, дерева и т. п.

Появление значимого лица в образе в реальном виде может вызывать сопротивление. Напряжение сопротивления смягчается, если значимое лицо представлено в символическом облачении.

Местом встречи со значимым лицом может быть реальное место или луг. Сам ландшафт символизирует различные стороны объектных отношений. Луг, ручей, округлая гора, лиственные деревья, море, а также кухня в доме символизируют материнский женский мир, источник символизируют материнскую грудь, остроконечная гора и хвойный лес символизируют отцовско-мужской мир, пещера символизирует утробу матери и женские гениталии.

Дерево или группа деревьев также может служить символическим воплощением значимого лица (см. разделы 2.3.2. Мотив дерево и 2.3.3. Мотив три дерева). Положение деревьев друг относительно друга отражает динамику взаимоотношений внутри семьи.

Значимое лицо может быть представлено в образе также каким‑то животным или семьей животных (см. раздел 2.3.4. Мотив семья животных). Материнская репрезентация связана прежде всего с образом коровы, отцовская репрезентация - с образом слона. Поведение животных по отношению к пациенту при попытках приблизиться к ним, прикоснуться к ним и заговорить с ними дает содержательную информацию и позволяет понять бессознательные установки по отношению к значимому лицу.

Техника проведения мотива значимого лица предполагает суггестивное предложение пациенту представить на лугу корову (мать) или слона (отца). Или пациента просят посмотреть вдаль и говорят, что сейчас оттуда появится какой‑нибудь человек (не определяя кто именно) или кто‑то из конкретных
значимых лиц (например, отец, учитель, любимый человек и т. п.). Пациента просят рассмотреть приближающуюся фигуру. Если у пациента возникает страх, можно предложить ему спрятаться за кустом. Следует расспросить пациента о том, какие чувства возникают у него по отношению к этой фигуре. Важно также спросить, как появившееся животное или человек относится к пациенту.

Способ и форма контакта пациента с появившимся животным или человеком позволяет сделать диагностические выводы об отношениях со значимым лицом. Например, корова на лугу может быть чистая и опрятная - или грязная, запущенная, с колючками репейника и пятнами засохшего навоза на теле. К пациенту корова может проявлять интерес, может быть равнодушной, а может враждебно выставить ему навстречу рога. Все это характеризует отношение пациента с матерью.

Приводимый ниже пример из практики Х. Лёйнера [18, с. 25] показывает, как через символическое представление образа отца в форме слона по‑разному проявляется отношение двух братьев к одному и тому же значимому лицу - к отцу.
Пример

Два брата - Эрвин, 11 лет, нежный астеник, и Хайнц, 10 лет, коренастый и самостоятельный мальчик, - по-разному переживают своего строгого и раздражительного отца.

Когда Эрвин представил себе луг, его просят спрятаться за кустом и посмотреть, как из дали появится слон. Слон, словно буря, с топотом появляется на лугу, издавая поднятым вверх хоботом страшные трубные звуки. Он замечает мальчика и устремляется на него. Эрвин бросается бежать, пытаясь скрыться от настигающего его слона в деревне. Слон преследует его и там. Эрвину удается вбежать в старый крестьянский дом и запереть за собой дверь. Но слон разбивает хоботом верхнюю секцию фанерной двери, просовывает в образовавшуюся дыру хобот и пытается схватить прижавшегося в ужасе к стене Эрвина.

У Хайнца, который хоть и младше своего брата по биологическому возрасту, но “старше” его психологически, ситуация развивается иначе. Когда слон с топотом появляется на лугу, ландшафт преобразуется в воображении
Хайнца в африканские джунгли. Появляются негры с копьями и гонят слона в приготовленную западню. При помощи веревок они спутывают ноги разъяренного слона, так что в беспомощном состоянии он весь становится в их власти.

Представленные сцены обсуждались затем с мальчиками, с целью проработать аналогичные ситуации дома и найти способы их разрешения.