Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 987

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

601 2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 31.05.02 «Педиатрия» (уровень специалитета) https://fgosvo.ru
3. Толкачева, И.В.
Сестринское дело как важная дисциплина в подготовке врача общей практики / И.В. Толкачева, А.С. Кулабухов, И.А. Николаева,
Л.Н. Шульгина // Лидерство и инновации – путь к новым достижениям: материалы Всероссийского конгресса 17-19 октября 2017 г. – Санкт-Петербург.
– С. 134-139.
РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Трофимова И.Н.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Медико-фармацевтический колледж
Профессиональная подготовка специалистов в среднем заведении происходит в целостном педагогическом процессе. Это не механическое объединение обучения, воспитания, образования, развития студентов, а функционирование всей системы, связанной с решением педагогических задач.
Наряду с традиционными методами обучения широко применяются активные для подготовки специалистов, что способствует интенсификации образователь- ного процесса, формированию профессионально значимых знаний, умений, навыков и качеств личности.
Профессионализм педагога заключается в свободном владении важными составляющими: педагогикой, психологией и технологиями обучения и воспитания в профессиональном заведении. Преподаватель выступает не только как специалист своей дисциплины, но и как профессионал в деле организации образовательного процесса, одно из проявлений которого является – свободное и продуманное использование активных методов обучения в соответствии с особенностями обучаемых, целями каждого вида учебной работы, характером изучаемого материала.
В медико-фармацевтическом колледже, согласно стандартам нового поколения, большое внимание уделяется использованию в учебном процессе активных методов обучения. На своих занятиях я также стараюсь использовать разнообразные методы обучения.
Некоторые из таких методов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Активные методы обучения, используемые на занятии
Метод обучения
Вид занятия
Деятельность студента
«Туристический маршрут»
Лекция
Самостоятельная работа на занятии
Поисковое пространство Комбинированное Работа малыми группами


602
Контрольно- корректирующее обучение
Лекция
Индивидуальная работа с раздаточным материалом
Мультимедийное обучение
Лекция
Совместная деятельность студента с преподавателем
Компьютерное обучение контрольно-корректирую- щей технологией
Лекция
Индивидуальная работа на компьютере
Метод проекта
Семинарское интегрированное занятие
Работа малыми группами, индивидуальная, групповая
Урок «Счастливый случай»
Итоговое теоретическое занятие
Работа в командах, индивидуальна, групповая
Урок-мастерская
Комбинированное занятие
Работа малыми группами, индивидуальная
Кейс-метод
Комбинированное занятие
Работа в командах, индивидуальная, групповая работа малыми группами.
Каждая из приведенных выше технологий – это наработанный опыт на протяжении многих лет преподавания, реализуемый на практике, что является важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Главным в любом занятии является системность, структурность и самое главное – эффективность.
При использовании каждого выбранного метода обучения должны учитываться: с какой группой обучающихся будет проводиться занятие, активность группы. Для активных студентов вводятся задания для реализации этой активности, пассивным студентам приходится давать такие задания, чтобы также показать свой скрытый потенциал. Все это подвергается анализу, учитывается мнение студентов.
В процессе своей более 30-летней педагогической деятельности в колледже, приходится решать вопросы: Как? Какими способами? Посредством чего? заинтересовать студента предметом процессам обучения, а соответственно получить определенный результат. Использование различных технологических приемов разрешает поставленные вопросы, и учитывает главные качества:
– систематичность;
– структурность;
– эффективность.
Главное достоинство различных методов в обучении в том, что опыт полученный при решении учебных задач: усвоение различными приемами нового материала; решение практических задач, студент может перенести на внешний мир, будущую свою деятельность, так как усваиваются поведенческие функции, идет побуждение к активной учебной и практической деятельности, что вызывает в дальнейшем деятельное желание постоянно получать знания и

603 применять их на практике.
Использование различных приемов помогает понять и лучше запомнить учебный материал, и создает эмоциональное отношение к изучаемому, повышает интерес.
Творческая активность обучающихся повышается, происходит снятие неуверенности, стеснительности, эмоциональной напряженности и возрастает интерес, к новой форме проведения занятия, к решению неординарных проблем.
Все методы обучения позволяют преподавателю контролировать результаты учебно-воспитательного процесса обучения.
Одно и то же занятие, проведенное данной технологией, по-разному усваивается в разных группах. Учитывая это, объем предлагаемого материала, закрепляющие моменты, периодически приходится заменять. Используя некоторые технологии, например контрольно-корректирующую, на первый взгляд бросается пассивность преподавателя, так как занятия направлены на самостоятельность студентов. На самом деле приходится следить за работой студентов со стороны, координировать их деятельность, хотя за этой видимой пассивностью лежит большая предварительная работа.
Постоянно приходится обновлять учебно-методическое обеспечение дисциплины. Остается только то, что дает положительный результат, дополняет индивидуальный опыт.
Одним из распространенных приемов проверки качества обучения являются тесты. При любых технологиях мы их применяем на всех этапах занятия: в начале, в середине или конце занятия. Задания даются по возрастающей трудности, подбираются с профессиональной направленностью.
Каждый студент особенный, и моя задача – сберечь это, развить самоценную личность, склонности и таланты, расширить возможности каждого обучающегося.
Все вышеперечисленное позволяет преподавателю определить основу выбранной технологии и представить свою авторскую переработку. Выработать свой вариант проекта технологии, рассмотрев большое количество версий, описанных в научно-методической литературе.
Список литературы
1. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения / В.В. Гузеев.
– М., 2001. – С. 120 2. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. пособие / Н.А. Морева. – 2-е изд. – М., 2001. – С. 148 3. Педагогические технологии: учеб. пособие / под общей ред. В.С. Ку- кушина. – Ростов н/Д, 2002. – С. 400
ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА


604
НА КАФЕДРЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ СГМУ
Удовикова О.И., Иванишкина Е.В., Хибин Л.С.
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Смоленск
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
Введение. Повышение качества подготовки будущих врачей во все времена являлось важнейшей задачей высшей школы. Современный выпускник вуза должен быть хорошо подготовленным специалистом, умеющим приобретать новые знания, принимать самостоятельные решения, контролировать свою деятельность. В связи с этим главная цель клинических кафедр – подготовка конкурентоспособного, профессионально компетентного специалиста и создание условий для его профессионального развития в процессе обучения. При этом нельзя забывать о том, что важной основой подготовки врача является духовно-нравственная составляющая.
К сожалению, в настоящее время в среде молодежи роль высших моральных ценностей существенно ослаблена. Тревожит падение престижа врачей, которые сильно увлекаются инструментальными и лабораторными методами обследования, нередко игнорируют данные анамнеза и результаты физического исследования больного, утратили индивидуальный подход к пациенту, стремятся лечить болезнь, а не больного, практически отстранились от проведения профилактических, оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Нередко врачи допускают грубость, равнодушие и невнимание к тем, кто ожидает их помощи. Некоторые доктора активно занимаются коммерческой деятельностью в медицине, что может способствовать развитию циничности и корыстолюбия, а деньги иногда вытесняют разум, совесть и честь
[3]. В итоге резко снизились авторитет врача и уважение к нему, уровень искусства врачевания. Поэтому в современных условиях вопросы деонтологического и нравственного воспитания студентов-медиков приобретают особое значение.
Цель работы. Представить опыт работы преподавателей кафедры пропедевтики внутренних болезней
Смоленского государственного медицинского университета по деонтологическим аспектам обучения студентов лечебного факультета.
Методы исследования. Для достижения цели работы использовались методы теоретического анализа и обобщения, анализ практического опыта.
Результаты и их обсуждение. Уже на первом курсе при обучении студентов на клинических кафедрах приходится решать серьезную задачу – адаптировать вчерашнего школьника к его новой деятельности в условиях вуза и обеспечить с первых дней профессиональную направленность подготовки.
Учебная практика «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» у студентов 1 курса является обязательным предметом основной образовательной программы. Целью раздела
«Уход за больными терапевтического профиля», преподаваемого на кафедре пропедевтики


605 внутренних болезней, является обучение студентов навыкам ухода за терапевтическими больными. Работа с больными немыслима без знания основ медицинской деонтологии, этики, без изучения положений «Кодекса чести студента СГМУ». Этим вопросам и посвящается первая лекция по учебной практике. Мы говорим студентам о правилах поведения в клинике и во время занятий, о внешнем виде будущих врачей, о медицинском этикете, о внешней и внутренней культуре, о взаимоотношениях в коллективе, с сотрудниками учреждения, с больными и их родственниками, о необходимости сохранения врачебной тайны, о ятрогенных заболеваниях. Первая лекция по деонтологическим аспектам ухода за больными и возвращение к этим вопросам на каждом практическом занятии закладывают у студентов нравственные основы их будущей профессиональной деятельности
Уход за больными, как самостоятельный раздел медицины, подчинен одной цели – служению больному человеку, облегчению его страданий. Эта благородная цель является основой медицинской специальности и объединяет работу всего медицинского персонала – от санитарки до врача.
Каждый, кто избирает медицинскую специальность, может проверить себя именно в те минуты, когда ухаживает за больным. Если нет сострадания к нему, если жалобы больного вместо сочувствия вызывают раздражение, лучше изменить профессию. Случайных людей в медицине не должно быть.
Большинство студентов 1 курса во время учебной практики овладевают теоретическими знаниями и навыками по уходу за больными терапевтического профиля. Приобретенные практические умения в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в период сестринских производственных практик, создавая базу для формирования новых знаний и умений.
Преподаватели на каждом занятии проводят большую воспитательную работу со студентами, закладывая основы морали, профессионального долга врача. На своем примере они учат студентов искусству общения с больными.
На втором и третьем курсах студенты лечебного факультета изучают пропедевтику внутренних болезней. В курсе пропедевтики внутренних болезней рассматриваются симптомы и признаки болезней, методы их выявления; студент овладевает логикой построения диагноза. Преподавание симптоматологии и диагностики неразрывно связано с изучением частной патологии. Студенты знакомятся также с важнейшими лабораторными и инструментальными исследованиями. Пропедевтика внутренних болезней является базовой дисциплиной, которая закладывает основу для дальнейшего изучения не только терапии, но и других клинических дисциплин. Обучение студентов врачебному искусству и воспитание у них высоких морально-этических качеств должно быть основой педагогического процесса на клинической кафедре.
Очень большое значение в формировании мотивации обучения имеет личность преподавателя, его тактичное и доброжелательное отношение к студентам, которые должны увидеть в преподавателе прежде всего наставника и учителя. Важное значение имеет уровень профессиональной подготовки самого преподавателя и его готовность передать, продемонстрировать свои знания и


606 умения с использованием разнообразных форм и приемов. Первое знакомство обучающихся с преподавателем, первое занятие по пропедевтике внутренних болезней значительно влияют на отношение студентов к предмету в целом.
Подобно тому, что правильная диагностика – это половина успешного лечения, так и достаточно сформированная мотивация обучения – это залог хорошей подготовки специалиста.
С первых дней изучения пропедевтики внутренних болезней студенты продолжают овладевать правилами врачебной деонтологии. Классические методы физического исследования больных являются базисными в сложном процессе диагностического поиска и опираются на расспрос, осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию. Освоение врачебной техники исследования больных на практических занятиях включает изучение жалоб, усвоение навыков сбора анамнеза и проведения физического исследования по системам. Первичное закрепление практических навыков по исследованию больного проводится на здоровых студентах, что имеет определенное деонтологическое значение. При изучении частной патологии будущие врачи больше работают с больными, приобретая первый бесценный опыт. Во время практических занятий у студентов есть возможность общаться с преподавателем, получать консультации по трудным теоретическим разделам, участвовать в реализации целей и задач конкретной учебной темы, приобретать практические навыки по освоению профессиональных методик. Этот вид обучения позволяет также проводить большую работу по нравственному и профессиональному воспитанию молодежи.
Преподаватель вуза должен быть мастером своего дела – не только квалифицированным специалистом в своей области, но и прекрасным педагогом, в совершенстве владеющим педагогическими приемами. Он должен иметь глубокие знания, большой клинический опыт, тактичность, уважение к личности студента. Авторитет преподавателя, общий моральный дух в коллективе, личные примеры взрослых коллег имеют решающее значение для воспитания и становления будущего специалиста.
Огромную роль в процессе клинической подготовки студентов и оценке их знаний играет курация больного. На кафедре пропедевтики внутренних болезней курация проводится впервые. До курации больного допускаются студенты, не имеющие задолженности по практическим навыкам. Выделяется целое занятие для самостоятельной работы студентов, которые должны подробно расспросить больного, провести физическое исследование, сформулировать клинический диагноз и обосновать его, продумать план дополнительных исследований и ожидаемые результаты, продумать прогноз для жизни, труда и выздоровления больного, в дальнейшем оформить в виде студенческой истории болезни. Эта работа практически подводит итог тому, что усвоил и чему научился студент за период обучения на кафедре.
Наши учителя всегда придавали исключительно большое значение клинической подготовке врачей, которой должны быть подчинены все формы обучения. Системой сбора анамнеза мы обязаны гениальной наблюдательности,