Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 991

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

589
В настоящее время задачей высшего медицинского учреждения является подготовка практического врача, который способен быстро диагностировать, назначать адекватную терапию и проводить профилактику заболевания. До сих пор эта задача является актуальной из-за отсутствия четких представлений об особенностях интеллектуальной деятельности и формирования клинического мышления современного врача. Будущий врач должен обладать разносторонним мышлением, проявляющимся в быстром анализе полученных данных, выбора правильной тактики диагностики и адекватного лечения у конкретного пациента.
В связи с этим в данной работе отражен опыт формирования интеллектуальных возможностей и особенностей профессионального мышления у будущих врачей.
В широком смысле интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) – это совокупность всех познавательных функций индивида. В более узком смысле – мышление, высший познавательный процесс. В формировании этого понятия заложен процесс, идущий от накопления знаний до достижения автоматизации когнитивных процессов.
Таким образом происходит преобразование знания в умение через приобретаемый опыт и применение накопленных знаний. Развитие интеллекта является когнитивным процессом, который включает в себя все изменения, происходящие на протяжении всей жизни человека. Понятие интеллекта и мышления имеет существенное разграничение для исследования и анализа мыслительной деятельности человека.
В этих понятиях отражены умственные возможности врача, осуществляющие сбор, оценку информации, запуск различных форм логической деятельности и конкретные действия, благодаря которым врач назначает адекватное лечение и исключает возможные ошибки [1].
Практикующий врач в процессе постановки диагноза и назначения лечения пациенту использует известную формулу общего пути познания: "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике". Сбор жалоб, анамнеза, анализ клинико-инструментальных методов исследования у конкретного пациента в данном случае является живым созерцанием. Это эмпирический этап диагностического процесса, осуществляемый в виде непосредственного чувственного восприятия тех или иных данных. Нередко опытный врач уже на этом этапе, без логического анализа, "по интуиции" может поставить верный диагноз, что не противоречит сущности этапа "живого созерцания", а лишь свидетельствует о большом опыте врача, об огромном числе накопленных им ассоциаций [2].
Второй этап диагностического процесса включает в себя абстрактное мышление и завершается построением формально-логического диагноза. Этот этап характеризуется переходом от чувственного к абстрактному, а затем к конкретному. При этом происходит создание образа конкретной болезни и его сопоставление с ранее имевшимися теоретическими накопленными знаниями.
Это является ответственной частью диагностического процесса, так как, соединяя различные этапы познания врачом пациента, происходит определение


590 дальнейшей тактики лечения больного. Именно на этом этапе проверяются возможности логического мышления врача и выявляются совершенные ошибки при постановке диагноза [2, 3].
С учетом этого на кафедре клинической иммунологии, аллергологии и фтизиопульмонологии КГМУ на протяжении многих лет анализируются подходы, способствующие формированию профессионального мышления будущего врача. Одним из таких подходов является участие студентов в профессорском обходе больных, где проводится демонстрация больных с редкими заболеваниями, подробный разбор наиболее сложных в дифференциально-диагностическом отношении пациентов и возможных врачебных ошибок на различных этапах диагностики и лечения. Кроме этого, на практических занятиях предусмотрена самостоятельная курация тематических больных студентами с последующим клиническим разбором, подробным анализом диагностической и терапевтической тактики.
Одной из весьма эффективной формы формирования клинического мышления будущего врача является проведение клинико-анатомических конференций, на которых в качестве лечащего врача, рецензента и патологоанатома по конкретному случаю (истории болезни) выступают студенты. Как показывает опыт, такие конференции вызывают большой интерес у студентов, которые активно вступают в дискуссию, анализируют конкретную клиническую ситуацию, высказывают и обосновывают свое мнение. Это дает возможность преподавателю оценить знания и умения студентов, выявить ошибки, поставить задачи к их исправлению.
На кафедре большое внимание в подготовке будущего специалиста уделяется вопросам деонтологии и морального облика врача, а также формирования здорового образа жизни. С этой целью проводятся деонтологические конференции, на которых студенты выступают с докладами, активно обсуждают принципы взаимоотношений между коллегами, больными, высказывают свое мнение о манере общения, внешнем облике врача. Стало традицией проводить беседы с больными по наиболее актуальным вопросам, таким как гипоаллергенный быт, профилактика различных заболеваний. При подготовке к таким беседам будущие врачи в интересной и доступной форме рассказывают пациентам о развитии многих заболеваний и мерах их профилактики, делая акцент на влияние вредных привычек (алкоголь, табакокурение, наркотики, урогенитальные инфекции) на их здоровье. Это является одной из форм развития клинического мышления и приобретения дополнительных знаний по общим медицинским проблемам и по актуальным вопросам клинической иммунологии и аллергологии.
Таким образом, основная цель профессионального обучения будущего врача заключается в формировании творческого врачебного мышления как основы профессиональной деятельности. Для будущего специалиста необходимо раскрыть сущность такого сложного процесса, как заболевание человека. Выполнение этой задачи доступно с помощью формирования


591 мышления содержательно-постигающего (теоретического) типа, так как потребность в таком мышлении возникает из самой клинической практики.
Именно теоретический тип мышления дает преимущество врачу при решении диагностических, лечебных и профилактических профессиональных задач.
1   ...   66   67   68   69   70   71   72   73   ...   79

Список литературы
1.
Алешин С.В. О психофизиологической природе интеллекта: в поисках работающей концепции // Физиология человека. – 2000. – № 5. –
С. 114-116.
2.
Быков А.К. Пути совершенствования патриотического воспитания студентов педагогических вузов // Педагогическое образование и наука. – 2010. –
№ 5. – С. 8-13.
3.
Венславский В.Б. Ориентиры воспитания в современном вузе //
Студенчество. Диалоги о воспитании. – 2012. – № 1. – С.11-14.
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
ЦЕНТРОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В ОБУЧЕНИИ ВРАЧЕЙ
ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ
Тимошилов В.И.
1
, Сененко А.Ш.
2
1
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
2
ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации
здравоохранения» Минздрава России, г. Москва
Обязанность врачей обладать знаниями и осуществлять деятельность по профилактике социально значимых заболеваний и формированию здорового образа жизни содержится в профессиональных стандартах и квалификационных характеристиках, но необходимость регулярного прохождения повышения квалификации регламентирована только в отношении основной специальности медицинского работника. Напрямую на уровне приказа Минздрава необходимость обучения по вопросам превентивной деятельности определена только для врачей центров здоровья, центров, отделений и кабинетов медицинской профилактики. При этом внедряемая на федеральном уровне модель непрерывного медицинского образования позволяет предлагать врачам курсы превентологической тематики для включения в индивидуальные 5-летние образовательные траектории [1, 5].
Современные подходы к проведению циклов повышения квалификации предусматривают развитие обучения без отрыва от работы и использование в учебном процессе методических материалов и ресурсов нескольких организаций. Минимизация отрыва от работы достигается использованием

592 дистанционных образовательных технологий и электронных учебных пособий, а сотрудничество с другими организациями осуществимо в виде сетевой формы обучения, выездных занятий и стажировок, самостоятельной работы слушателей с использованием широкого круга ресурсов и материалов [2, 4].
С учетом принципов менеджмента качества, в планировании образовательных мероприятий необходимо ориентироваться на запросы их целевой аудитории, изучаемые в ходе специальных исследований [3, 5].
Цель исследования – оценка перспектив обучения врачей по вопросам профилактики социально обусловленных заболеваний среди молодежи с использованием дистанционных образовательных технологий и ресурсов центров медицинской профилактики регионов Черноземья.
Материалы и методы исследования. Достижение цели исследования предусматривало решение следующих задач:
− оценка востребованности врачами знаний по вопросам профилактики социально обусловленных заболеваний среди молодежи в практической деятельности;
− выяснение степени готовности врачей к использованию дистанционных образовательных технологий;
− рассмотрение наполняемости интернет-ресурсов центров медицинской профилактики регионов Центрально-Черноземной зоны.
Для изучения интереса врачей к образовательным проектам и различным формам их реализации был проведен опрос 212 врачей, из числа которых 62,3% составили специалисты первичного звена, 16% - врачи центров и кабинетов медицинской профилактики, 12,7% - руководители медицинских организаций и структурных подразделений. Востребованность знаний по профилактике заболеваний в практической деятельности оценивалась респондентами по 10- балльной шкале, предпочитаемая форма обучения выбиралась между полностью аудиторной, дистанционной и их сочетанием. В обработке результатов использованы экстенсивные показатели и средние величины, для оценки достоверности разности – критерий Стьюдента и χ
2
Содержание официальных сайтов центров медицинской профилактики оценивалось по факту наличия на них материалов определенной тематики.
Результаты и их обсуждение. Результаты опроса показали достаточно высокую востребованность врачами знаний по вопросам профилактики социально обусловленных заболеваний среди молодежи: средневзвешенный показатель составил 7,8±0,25 (p≤0,05). Анализ распределения ответов показал, что преобладающей позицией является оценка востребованности материала на уровне выше среднего: оценки в 7 – 9 баллов дали 54,7% специалистов, а 20,3% обозначили потребность как решающую.
Сопоставление распределения оценок между врачами, проходившими в течение последних 5 лет тематическое обучение, и не имеющими актуального образовательного опыта, показало наличие достоверной разности (p≤0,01)
(рис. 1). Следовательно, образовательный опыт является значимым фактором,


593 меняющим восприятие врачами актуальности знаний по превентивной медицине и мотивацию к дальнейшему обучению по данной теме.
Рис. 1. Распределение оценок востребованности материала в практической деятельности.
Сопоставление числа респондентов, выставивших конкретные оценки, показало, что среди прошедших обучение незначительно (p>0,05) ниже доля оценивших востребованность материала ниже среднего уровня, достоверно ниже
(p≤0,05) доля средних оценок, а доли оценок на уровне выше среднего и приоритетном – достоверно выше (p≤0,05). Следовательно, тематическое обучение позволяет специалистам осознать актуальность профессионального подхода к профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни.
Результаты оценки готовности врачей к прохождению дистанционного обучения показывают, что в той или иной форме внедрения таких технологий заинтересованы 88,7% специалистов, но более половины (60,8%) опрошенных выступают за сочетание аудиторных занятий и удаленного доступа к электронным образовательным ресурсам. При этом среди прошедших обучение выше заинтересованность в чисто дистанционной форме последующих курсов: распространенность соответствующих ответов достоверно (p≤0,05) выше
(рис. 2). Интерес к сочетанию форм обучения под влиянием образовательного опыта снижается (p≤0,05). Доли сторонников традиционной аудиторной формы обучения среди обученных и не обученных различаются незначительно (p>0,05), и данная категория респондентов является самой малочисленной. Также следует отметить, что среди сторонников полностью аудиторных циклов не оказалось ни одного организатора здравоохранения.
0,0%
10,0%
20,0%
30,0%
40,0%
50,0%
60,0%
70,0%
Низкая
Средняя
Выше среднего
Приоритетная
Не обученные
Обученные

594
Рис. 2. Предпочтительные формы обучения по вопросам профилактики социально обусловленных заболеваний среди молодежи.
По данным официальных сайтов органов управления здравоохранением установлено, что центры медицинской профилактики как самостоятельные государственные учреждения действуют в Курской, Воронежской, Белгородской и Липецкой областях. В Тамбовской области существует центр медицинской профилактики на уровне г. Тамбова, а по субъекту РФ в целом его функции выполняют подразделения организации, чей основной профиль связан с лечебной физкультурой и медицинской реабилитацией. Это является более низким положением соответствующей структуры в системе здравоохранения и административной организации в целом.
Позиционируя центр медицинской профилактики как орган информационного обмена и методической координации превентивной деятельности, мы проанализировали содержание официальных интернет- ресурсов таких учреждений в регионах Черноземья за 2017-2018 гг.
Официальные сайты имеют все подобные структуры, а в Воронежской области деятельности профилактического центра дополнительно посвящен и раздел сайта департамента здравоохранения.
Анализ освещения на официальных сайтах центров медицинской профилактики проведенных ими в 2017-2018 гг. мероприятий дал следующие результаты:
− сообщения о мероприятиях по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами и борьбе с курением размещены центрами медицинской профилактики Курской, Липецкой и Воронежской областей;
− меры профилактики психических расстройств, не связанных с употреблением психоактивных веществ, и психосоматической патологии освещены только в Воронежской области;
0,0%
10,0%
20,0%
30,0%
40,0%
50,0%
60,0%
70,0%
80,0%
90,0%
Не обученные
Обученные