Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 984
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
607 большому клиническому опыту и аналитическим способностям блестящего диагноста XIX века Г.А. Захарьина. Известный французский клиницист
А. Юшар в предисловии к французскому изданию клинических лекций
Г.А. Захарьина писал: «Школа Захарьина опирается на наблюдение, на точные знания анамнеза и этиологии, на расспрос больного, возведённый на высоту искусства». Искусные клиницисты, пользуясь только этими методами исследования, поражали всех своими диагностическими способностями.
Академик В.Х. Василенко, по учебникам которого обучаются студенты, был величайшим ученым, замечательным врачом, прекрасным диагностом, в совершенстве владел методикой расспроса и непосредственного исследования больного. Так, у больного с предполагаемой опухолью неясной локализации он за несколько минут распознал хронический перитонит, инкапсулированные абсцессы в брюшной полости несмотря на то, что все «классические» симптомы перитонита отсутствовали, во время оперативного вмешательства диагноз подтвердился. У 25-летней женщины выявил фиброэластоз эндокарда в шестидесятые годы XX века, когда еще не было ультразвуковой и компьютерной диагностической аппаратуры [1]. Каждый обучающийся на кафедре пропедевтики внутренних болезней должен овладеть методами клинического исследования и мышления. Знать для врача – значит уметь, но важно не только приобрести знания, но и научиться мыслить.
Формирование и воспитание личности врача – длительный и достаточно трудный процесс. Он начинается с момента выбора профессии и продолжается в течение всей его жизни. Безусловно, каждый будущий врач должен иметь призвание к своей профессии. Оно проявляется глубоким осознанием высокой ответственности за жизнь больного человека, готовностью пойти ради него на подвиг и самопожертвование. Любой специалист без призвания к профессиональной деятельности не может квалифицированно выполнять свои обязанности.
Человек, вступающий на путь врачебной деятельности, должен обладать определенными чертами характера, в частности, такими как доброта, отзывчивость, способность к состраданию и милосердию, огромная выдержка и терпение, наблюдательность, умение глубоко мыслить и рассуждать. На лекциях и практических занятиях преподаватели неоднократно это подчеркивают.
К. Паустовский в свое время сказал: «Врачевание – не ремесло и не занятие, а выполнение долга». Долг состоит, прежде всего, в том, чтобы честно и хорошо выполнять свои обязанности. Долг – это честь, доблесть, благородство души, совесть и внутреннее, нравственное достоинство человека [3]. Только в труде, в преодолении трудностей формируются хорошие профессиональные навыки, настоящий характер, воспитывается на всю жизнь высшая нравственность.
Чтобы быть хорошим врачом, нужно любить свою профессию и любить тех, кого лечишь.
Мы должны с большим уважением относиться к богатейшему опыту клинической медицины, поэтому стараемся привлечь студентов к научно- исследовательской работе, важным направлением которой является изучение
608 исторического наследия, знакомство с жизнью и научными достижениями основоположников отечественной медицины.
Знание истории своей отчизны и своей специальности необходимо любому специалисту, поскольку это является важной составной частью культуры человека. Знание истории своей специальности – это не только дань уважения прошлому, но и воспитание любви к своей профессии. Незнание прошлого – источник различных ошибок, которых можно было бы избе- жать [3].
Студенты с большим интересом готовят сообщения по разным историческим тематикам, представляют интересные доклады на заседаниях научного студенческого кружка и на итоговых студенческих конференциях.
Данную работу мы считаем важной для повышения культуры и расширения кругозора будущего врача, более глубокого понимания истоков развития выбранной профессии.
1 ... 68 69 70 71 72 73 74 75 ... 79
Заключение. После окончания 6 семестра студенты лечебного факультета сдают экзамен по пропедевтике внутренних болезней. Когда мы видим живой блеск в их глазах, слышим хорошие ответы, понимаем, что работали не зря. Но среди обучавшихся есть и такие студенты, которые, не пройдя рубежный контроль, покидают вуз, осознавая, что медицина не станет главным делом их жизни.
Преподаватели кафедры пропедевтики внутренних болезней прилагают огромные усилия в воспитании и обучении студентов первого, второго и третьего курсов лечебного факультета, закладывая основы деонтологии, нравственности, без чего невозможно профессиональное становление врача любой специальности.
Список литературы
1. Голочевская, В.С. Вспоминая Владимира Харитоновича Василенко /
В.С. Голочевская. – М., 1997. – 213 с.
2. Иванишкина, Е.В. Роль учебной практики в профессиональной подготовке будущего врача /Е.В. Иванишкина, Е.Л. Цепова, О.И. Удовикова
//Инновации в образовании и медицине. Материалы Всероссийской научно- практической конференции. – Махачкала, 2015. – С. 55-57.
3. Лисовский, В.А. Главы неизданной книги «Рецепты искусства врачевания». Часть 1. Врачебное призвание и врачебный долг. Процессы познания, обучения и воспитания врача / В.А. Лисовский, В.Ю. Голофеевский
//Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. – 2016. – № 2 (76). –
С. 76-87.
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
НА КАФЕДРЕ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ФАРМАЦИИ
Урусова Т.И., Резцова Т.В., Ульянов В.О.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
609
Кафедра управления и экономики фармации
Никогда не прекращайте вашей
самообразовательной работы
и не забывайте, что, сколько бы
вы ни учились, сколько бы вы ни
знали, знанию и образованию нет
ни границ, ни пределов.
Н.А. Рубакин
Получение достойного и качественного образования – важная жизненная задача для многих людей. Современные интерактивные образовательные технологии позволяют достичь этой цели быстрее и эффективнее.
Интерактивные методы обучения начали использоваться в образовательном процессе в начале 90-х годов 20 века и не потеряли свою актуальность в настоящее время.
Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact». «Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивность – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо
(человеком) или чем-либо (например, компьютером). Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов [3].
Положительной стороной этого подхода к преподаванию предмета является то, что в процессе обучения студенты приобретают навыки коммуникации и взаимодействия, работы в команде. Это происходит потому, что студенты в ходе практического занятия взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей, которая стоит перед преподавателем, состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Организуя интерактивные занятия, преподаватель должен придерживаться следующих основных правил:
– необходимо психологически настроить своих подопечных на активное участие в занятии: для этого можно проводить разминки, использовать разнообразные методы поощрения;
– нужно побуждать студентов к самостоятельному поиску решения поставленной задачи;
– обязательно создание комфортной среды для открытого, равноправного взаимодействия участников обучения;
– преподавателю следует установить правила взаимодействия между студентами во время интерактивного занятия;
610
– студентам должны быть предоставлены необходимые источники информации для решения поставленной задачи [2].
По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа различных источников информации [3].
Применение интерактивных методов обучения связано также с переходом на компетентностный подход при организации процесса обучения, который предусматривает широкое использование в учебном процессе активных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций).
Интерактивные методы обучения широко применяются на кафедре управления и экономики фармации. Например, деловые игры; метод иллюстраций, основанный на демонстрации таблиц, схем, фотографий оборудования и оснащения аптечных организаций; метод демонстраций – показ ситуационных задач в виде кинофильмов.
Методы способствуют формированию у студентов базовых компетенций и стимулируют использовать полученные теоретические знания при решении практических ситуаций, наглядно представленных с помощью информационных и коммуникационных технологий.
В настоящее время роль информационных технологий в высшем профессиональном образовании все более возрастает, что обусловлено развитием всеобщей компьютеризации, широкими возможностями выхода студентов и преподавателей в Интернет.
Информационные технологии используются на кафедре для предоставления информационных материалов, необходимых для самоподготовки студентов к занятиям и в меньшей степени в процессе проведения самого занятия.
Студент сталкивается в Интернете с обилием информации по практически любой теме предмета, и в этом потоке ему бывает сложно подобрать необходимый материал, отвечающий современному состоянию изучаемого объекта или явления. Для решения этой проблемы на кафедре создаются подборки материалов на электронных носителях, где необходимая информация структурирована по темам предмета, а доступ к ней студентам значительно облегчен.
Информационные материалы на электронном носителе позволяют студентам получать простой и быстрый доступ к основным информационным источникам по управлению и экономике фармации. Студент также сам выбирает, когда и в каком месте обучаться.
На стадии внедрения находятся информационные материалы, подготовленные с помощью такого инструмента как iSpring. iSpring – это набор профессиональных средств, предназначенных для создания электронных текстов и видеоуроков.
611
На кафедре управления и экономики фармации проведены исследования, инструментарием которых послужил социологической опрос среди студентов 4 и 5 курсов фармацевтического факультета темой, которого явилось отношение студентов к информационным технологиям в обучении и к онлайн-образованию.
В ходе анализа результатов опроса было выявлено следующее:
− почти 90% опрошенных в процессе подготовки к занятию предпочитают и учебные пособия на бумажных носителях, и интернет-ресурсы. Причем 60% хотели бы прослушивать онлайн лекции и участвовать в онлайн семинарах и иметь доступ к онлайн-общению с преподавателем;
− 87% студентов хотели бы отрабатывать занятия в онлайн-режиме и присутствовать на занятии во время болезни;
− 86% опрошенных студентов хотели бы получать онлайн-консультации или необходимую информацию от деканата по интересующим вопросам;
− 87% опрошенных студентов считают возможным темы дисциплины, не связанные с приобретением практических навыков и умений, изучать в онлайн- режиме;
− 55% студентов, принявших участие в опросе, против замены традиционного образования онлайн-образованием и 72% выразили желание контактировать с преподавателем в процессе обучения.
Естественно в связи с глобальным ростом влияния Интернета на все стороны жизни человека роль информационных технологий в процессе обучения будет возрастать. Но, на наш взгляд, необходимо четкое разграничение областей обучения, где Интернет необходим, и где лучше придерживаться традиционных методов обучения.
Список литературы
1. Куприянова М. Памятка для преподавателей по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения [Электронный ресурс]: https://pandia.ru/text/77/486/3828.php
2. Мадыбаева В. Интерактивный урок. Применение новых технологий в образовании [Электронный ресурс]: FB.ru: http://fb.ru/article/232466/interaktivnyiy-urok-primenenie-novyih-tehnogogiy-v- obrazovanii
3. Сафонова Л.Ю. Методы интерактивного обучения. Методические указания /Л.Ю. Сафонова.
−
Великие Луки, 2015.
−
86 с.
ЭЛЕМЕНТЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ
СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Фетисова Е.В., Новичкова Т.А., Снегирева Л.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра физики, информатики и математики