Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 989

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

595
− мероприятия по охране репродуктивного здоровья получили информационное сопровождение в Курской, Белгородской и Воронежской областях, но профилактика инфекций, передаваемых половым путем, ни в одном регионе не освещалась;
− сообщения об акциях по профилактике ВИЧ-инфекции размещены только центром медицинской профилактики Воронежской области;
− информация о противотуберкулезной акции имеется только на сайте центра медицинской профилактики Курской области;
− мероприятия по мотивации населения к профилактическим прививкам освещены только в Курской области.
Таким образом, лидерами в плане информационной активности являются центры медицинской профилактики Курской и Воронежской областей.
Сайт центра медицинской профилактики также имеет большое значение как источник методических материалов, которые могут быть использованы слушателями для самостоятельной работы, а вне цикла – непосредственно в практической деятельности. Проведённое исследование показало, что материалы информационного и методического характера по профилактике употребления психоактивных веществ и курения размещены центрами Курской,
Белгородской, Воронежской областей и г. Тамбова, а по профилактике инфекций представлены только в Курске и Белгороде. Официально рекомендованные учебные пособия при этом представлены только на сайтах центров медицинской профилактики Курской, Белгородской и Липецкой областей.
Заключение. Врачи осознают высокую востребованность знаний по профилактике социально значимых заболеваний среди молодежи в своей практической деятельности. Изучение соответствующих тем в существующих циклах повышения квалификации ведет к росту интереса к превентивной тематике. Следовательно, обучение по вопросам охраны здоровья молодежи будет востребовано в рамках непрерывного медицинского образования.
Наиболее удобной и востребованной формой проведения тематических циклов является сочетание аудиторной и дистанционной форм обучения. В качестве сетевого ресурса для дополнительной самостоятельной работы слушателей могут быть рекомендованы официальные сайты центров медицинской профилактики Курской и Воронежской областей.
Список литературы
1.
Борисов, Д.А. О концепции непрерывного медицинского образования, изложенной в проекте приказа Минздрава России о дополнительном профессиональном образовании врачей // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. – 2016. – № 3. – С. 50-53.
2.
Есауленко И.Э., Сущенко А.В., Чайкина Н.Н. Об итогах реализации пилотного проекта по непрерывному медицинскому образованию с применением дистанционного обучения в системе «MOODLE» // Научно- медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2016. – № 63. – С. 119-125.


596 3.
Ластовецкий, А.Г. Механизм реализации контроля за качеством //
Экономика здравоохранения. – 1998. – № 3. – С. 31-34.
4.
Пашина И.В., Алферова М.Е. Пути повышения качества образовательных услуг слушателей курсов профессиональной переподготовки по организации здравоохранения и общественному здоровью // Университетская наука: взгляд в будущее: сборник научных трудов по материалам
Международной научной конференции, посвященной 83-летию Курского государственного медицинского университета. – Курск: КГМУ, 2018. – С. 492-
494.
5.
Тимошилов, В.И. Законодательное регулирование профилактики социально обусловленных заболеваний среди молодежи: анализ правовой базы в регионах Центрального федерального округа и научно обоснованные законодательные инициативы: монография. – Курск: ФГБОУ ВО КГМУ
Минздрава России, 2018. – С. 67-80.
РОЛЬ И ВАЖНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ПОДГОТОВКЕ
ВРАЧА-ПЕДИАТРА
Толкачева И.В., Кулабухов А.С., Шульгина Л.Н.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра сестринского дела
На современном этапе практической подготовке специалистов с высшим медицинским образованием (ВМО) уделяется большое внимание. В Курском государственном медицинском университете
(КГМУ) обучение по специальности «Педиатрия» начато в 2000 году.
Сестринское дело (СД) является базовой дисциплиной в подготовке среднего медицинского персонала (СМП) и в обучении врачей занимало незначительную часть учебного времени. Но в силу того, что одним из вариантов решения проблемы недостатка сестринских кадров в нашей стране стало привлечение в сестринскую профессию лиц, освоивших образовательную программу ВМО по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико- профилактическое дело» или «Стоматология» в объеме 3 курсов, значимость данной дисциплины для врачей не вызывает сомнения [3]. Это и обусловило актуальность нашего исследования, определило его цель.
Цель исследования: изучить возможности и необходимость получения профессиональных умений и навыков выполнения манипуляций и процедур
СМП в практической подготовке врача-педиатра.


597
Методы исследования: экономико-статистические; социологический онлайн-опрос.
Объекты исследования: годовые статистические материалы деканата
ФПО КГМУ (выписки из протоколов экзамена для получения допуска к осуществлению медицинской деятельности на должностях СМП для лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ ВМО); обучающиеся ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России по специальности
«Педиатрия» (80).
На первом этапе нами разработана концепция исследования, представленная на рисунке 1.
На 1 этапе рассмотрена модификация образовательных стандартов подготовки врача-педиатра и содержание базы для получения навыков выполнения манипуляций по уходу за больными.
На 2 этапе изучается динамика, определяется тенденция и возможность прогнозирования желания обучающихся на получение допуска к осуществлению медицинской деятельности на должностях СМП. Анализ проводится на основе статистических данных за 3 года.
Третий этап представлен онлайн анкетированием обучающихся по специальности «Педиатрия», по результатам которого оценивается важность дисциплины «Сестринское дело» в будущей профессиональной деятельности врача-педиатра.
Рис. 1 – Концепция исследования
Модификация образовательных стандартов подготовки врача-педиатра и содержание теоретической и практической базы для получения профессиональных умений и навыков выполнения манипуляций и процедур
СМП представлена в таблице 1. Как видно из таблицы 1, в период с 2000 по модификация образовательных стандартов подготовки врача-педиатра и содержание базы для получения навыков выполнения манипуляций по уходу за больными
I ЭТАП
динамика, тенденция и возможность прогнозирования желания обучающихся по специальности «Педиатрия» на получение допуска к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала
II ЭТАП
социологическое исследование обучающихся по специальности «Педиатрия»
Концепция исследования
III ЭТАП

598 настоящее время ВМО врача-педиатра было представлено 3 образовательными стандартами. Первый государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности «Педиатрия» введен в 2000 году и базовыми дисциплинами подготовки профессиональных умений и навыков выполнения манипуляций и процедур СМП являлись пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми, детские хирургические болезни с ортопедией, реанимацией и анестезиологией и общим уходом за больными, учебная и производственная практики (помощник младшего и среднего медицинского персонала). Данные дисциплины осваивались на кафедрах педиатрии, хирургических болезней и сестринского дела.
После принятия в 2010 году ФГОС ВПО по специальности «Педиатрия» манипуляции СМП изучались на учебной и производственной практиках
(помощник младшего медицинского персонала, палатной и процедурной медицинской сестры). Несмотря на отсутствие в ФГОС по инициативе администрации университета дисциплина «Общий уход за больными» появилась в учебном плане подготовки врача-педиатра в виде «Общий уход за больными
(терапия)» с количеством часов 29 (8 ч лекций, 10 ч практических занятий и 11 ч самостоятельной работы) и «Общий уход за больными (хирургия)» 27 часов (6 ч лекций, 12 ч практических занятий и 9 ч самостоятельной работы). Занятия проводились на кафедре сестринского дела.
Таблица 1
Образовательные стандарты в подготовке врача-педиатра
№ п/п
Наименование стандарта
Год утверждения
База для сестринской подготовки специалиста
1.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности
040200
«Педиатрия»
2000
ДС.Ф.01
Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми
ДС.Ф.04
Детские хирургические болезни с ортопедией, реанимацией и анестезиологией и общим уходом за больными
6.5. Учебная практика: санитарская, сестринская.
Производственная практика помощник младшего и среднего медицинского персонала.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт
2010
С.5.Учебная практика:


599 высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности)
060103
«Педиатрия»
(квалификация
(степень)
«специалист») общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического профиля, общий уход за больными взрослыми и детьми хирургического профиля.
Производственная практика: помощник младшего медицинского персонала, палатной и процедурной медицинской сестры.
3.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности
31.05.02
«Педиатрия»
(уровень специалитета)
2015
Блок 2. Практики, в том числе научно- исследовательская работа.
В действующем в настоящее время ФГОС ВО «Педиатрия» обучение манипуляциям СМП возможно через реализацию блока 2 - Практики, в том числе научно-исследовательская работа. Благодаря наличию вариативной части стандарта в учебный план 2 курса предложена дисциплина по выбору
«Сестринское дело».
На 2 этапе изучена динамика, определена тенденция и возможность прогнозирования желания обучающихся педиатрического факультета на получение допуска к осуществлению медицинской деятельности на должностях
СМП (таблица 2).
Таблица 2
Динамика получения допуска к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала в КГМУ за период 2014-2016 гг.
1   ...   67   68   69   70   71   72   73   74   ...   79

Факультет
2014
2015
2016
среднее
за 3 года
абс.знач. доля,
%
абс.знач. доля,
%
абс.знач
.
доля
, %
лечебный
87 58,0 136 75,2 96 60,8 64,6 педиатрический
27 18,0 21 11,6 14 8,8 12,8 медико- профилактический
6 4,0 5
2,7 7
4,4 3,7 стоматологический
13 8,7 6
3,3 1
0,6 4,2 фармацевтический
14 9,3 10 5,5 40 25,4 13,4 выпускники
3 2,0 3
1,7
-
1,24
Итого
150
100,0
181
100,0
158
100,0

600
Анализ количества обучающихся педиатрического факультета проведен с использованием различных методик расчета (вариационная статистика, экстраполяции сложившихся тенденций, основанной на аналитическом выравнивании). Статистический анализ показателей показал, что коэффициент вариации её динамики 8,04%, т.е. находится в пределах нормы (К
v
до 10%). Этот факт свидетельствует об однородности статистического ряда и позволяет использовать метод экстраполяции тенденций для определения прогнозного количества желающих получить допуск.
На третьем этапе проведено онлайн анкетирование обучающихся по специальности «Педиатрия». 95,8% респондентов считают знания и умения, полученные на дисциплине «сестринское дело», необходимыми для врача- педиатра. Причины утвердительности данного ответа разнообразны: от умения выполнять сестринские манипуляции в случае необходимости, возможности контроля деятельности медицинской сестры, до пригодности сестринских манипуляций в обычной повседневной жизни. Треть опрошенных утверждают, что «хороший врач должен в совершенстве владеть знаниями и умениями МС.
Только тогда он может считаться квалифицированным специалистом».
На вопрос «Планируете ли вы после окончания 3 курса получить допуск
МС для работы в ЛПУ на должностях СМП?» 84% обучающихся ответили положительно. Считают свой объем знаний и умений достаточным для выполнения функциональных обязанностей МС 60% респондентов.
Исследование показало, что 56% обучающихся заинтересованы в научно- исследовательской деятельности в сестринской сфере. Среди достоинств дисциплины «сестринское дело» указаны: первое знакомство с работой медицинского учреждения, получение практического опыта выполнения манипуляций в лечебном учреждении, приобретение опыта общения с пациентами, понимание важности медицинской профессии. Кроме достоинств отмечены некоторые недостатки. Четверть респондентов отметили (30%), что им недостаточно 3-часового занятия для качественного овладения темой и особенно практическими умениями и владениям (54%). Максимально эффективным методом обучения, позволяющим овладеть предметом, 94% обучающихся считают симуляционное обучение на муляжах. В заключение опроса респонденты высказали предложения по улучшению преподавания дисциплины
«сестринское дело», которые преподавательский состав кафедры сестринского дела КГМУ учтет в организации учебного процесса.
Таким образом, в результате исследования изучена роль и важность профессиональных умений и навыков СМП в подготовке врача-педиатра.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности)
060103 «Педиатрия» (квалификация (степень) «специалист»)/https://fgosvo.ru