Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 979

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

617
Медицинская информация – это совокупность данных о пациентах и заболеваниях, образующаяся при их взаимодействии с адекватными им методами и снимающая неопределенность и неполноту предварительных знаний
[1].
Медицинской информации, как и каждой другой, свойственен динамический характер. Она формируется в момент адекватной фиксации сигнала и в зависимости от особенностей и способа обработки данных может обретать различную форму. Значительным свойством медицинской информации является интуитивное понимание ее пользователем, а именно медицинским сотрудником, который должен быть компетентен в вопросе формализации информации и соответственным образом подготовлен.
Формализация информации медицинского характера относительно конкретного пациента

это ее отражение врачом в предопределенной форме. С другой позиции, формализация

это преобразование содержания в форму. При этом формализованная медицинская информационная модель

это определенная совокупность знаков (символов), которая аккумулирует независимо от предмета моделирования.
Реализация медицинской информационной модели на компьютере сводится к ее формализации в форматы данных, с которыми умеет действовать компьютер.
Также можно говорить и о другой стороне формализации медицинской информации применительно к компьютеру. Программа на определенном языке программирования есть формализованное представление процесса обработки данных. Это коррелируется с приведенным выше определением о формализованной медицинской информационной модели, как совокупности знаков, так как компьютерная программа имеет знаковое представление.
Компьютерная программа

это модель деятельности человека, в частности врача, по обработке медицинской информации, сведенная к последовательности элементарных операций, которые выполняются согласно методам программирования с помощью средств информационных технологий. Поэтому программирование и информационные технологии есть формализация процесса обработки медицинской информации. А компьютер и область информационных технологий выступают в качестве формального исполнителя программы.
Формализация медицинской информации – это процесс представления медицинской информации об объекте, о симптоматике конкретного пациента в виде алгоритма. Это определенным образом снятие неопределенности. Таким образом, обусловливается специфика данных в результате анализа задачи, вводятся дефиниции системы условных обозначений, устанавливается принадлежность формализации информации к конкретному классу задач.
Формализованная медико-биологическая задача должна быть алгоритмизированной. Под алгоритмизацией понимается метод описания систем или процессов путем создания алгоритмов их функционирования.


618
В роли алгоритма выступают правила, которые указывают на действия, в результате выполнения которых приходят к искомому результату. Такую последовательность действий называют алгоритмическим процессом, а каждое действие

его шагом. Этап алгоритмизации в общем случае наступает лишь тогда, когда понятна постановка задачи, когда существует четкая формальная модель, в рамках которой и будет происходить решение задачи формализации знаний и информации.
Таким образом, вопрос исследования проблемы формализации знаний в медицинском вузе с позиции информационных технологий является значимым и определяющим в ходе обучения студентов в высшей медицинской школе.
Данное направление является одним из важных этапов, существенным звеном в формировании профессиональных компетенций студентов как будущих врачей.
Список литературы
1.
Королюк
И.П.
Медицинская информатика:
Учебник
/
И.П. Королюк. – 2 изд., перераб. и доп. – Самара : ООО «Офорт»: ГБОУ ВПО
«СамГМУ». 2012.

244 с; ил.
АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КАЧЕСТВОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
НА КАФЕДРЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ
Харченко А.В., Михайлова А.И., Литвинова Е.С., Дудка В.Т., Разумова М.С.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра патологической анатомии
Проблемы образования и подготовки врачебных кадров постоянно находятся в центре внимания, так как именно выпускники медицинских вузов являются наиболее ценной и значимой частью ресурсов здравоохранения. По уровню их подготовки и квалификации можно судить об эффективности медицинского образования и всей системы здравоохранения в целом.
Увеличение потребности в высококвалифицированных врачебных кадрах способствует изменению процессов образования, и ставит перед высшими учебными заведениями задачу повышения эффективности качества педагогической деятельности [2].
Главной чертой обновляющейся парадигмы образования становится переход к концепции личностно ориентированного образования. Приоритетной целью медицинского образования и критерием его эффективности является развитие личностного потенциала и реализация профессиональной составляющей будущего врача, достижение будущим специалистом определенного уровня профессиональной компетенции [1].


619
Учебный процесс требует постоянного развития и совершенствования, создает условия для саморазвития личности, актуализации творческих способностей, профессиональной и социальной самореализации, поскольку главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и быстрота принятия решения.
В связи с этим акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого в огромной мере зависит от заинтересованности самого студента и от того, как усваивается предмет.
Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования содержания учебного материала и методов обучения. Задачами преподавателя при этом являются как формирование у обучающихся потребности в постоянном самообразовании и самосовершенствовании, так и оказание помощи в обучении и поиске новой информации [3].
Организация учебного процесса на кафедре патологической анатомии заключается в постоянном совершенствовании профилизации преподавания с учетом специфики факультетов.
Многолетний опыт работы по преподаванию патологической анатомии на педиатрическом факультете накоплен с учетом меняющихся запросов обучения в высшей медицинской школе и обновляющихся учебных программ и планов.
Целью работы стало изучение удовлетворенности студентов педиатрического факультета качеством и организацией преподавания патологической анатомии на кафедре.
Задачи исследования:
1. Провестианкетирование студентов 4 и 5 курсов педиатрического факультета по вопросам организации и реализации образовательного процесса на кафедре.
2. Проанализировать полученные результаты удовлетворенности студентов качеством преподавания патологической анатомия на педиатрическом факультете.
3. Дать комплексную оценку качеству образовательного процесса на педиатрическом факультете на основе обратной связи.
Материалы
и
методы
исследования.
Проведено анонимное анкетирование 149 студентов 4 и 5 курсов педиатрического факультета.
Участникам опроса предлагалось оценить по десятибалльной шкале удовлетворенность лекционным материалом (объемом лекций, доступностью и понятностью изложения лекций, наглядностью лекционного материала), доступностью и понятностью изложения материала на практических занятиях, оснащенностью практических занятий. Студенты также оценивали качество тестовых заданий, ситуационных задач, организацию индивидуальной работы с преподавателем, систему оценки знаний и соответствие своим ожиданиям знаний, полученных на практических занятиях. Кроме этого нас интересовала удовлетворенность обучающихся методами организации, системой оценки и контролем за выполнением самостоятельной работы, а также обеспеченностью учебно-методической литературой и электронными пособиями.


620
Оценка респондентами каждого конкретного показателя анкеты в баллах от 6 до 10 включительно рассматривалась нами как положительная удовлетворенность (выше средней степени).
Результаты исследования. Удовлетворенность выше средней степени актуальностью лекционного материала составила 78,2% среди студентов 4 курса и 66% среди студентов 5 курса. Доступностью и понятностью изложения лекций опрашиваемые удовлетворены следующим образом: студенты 4 курса – 78,3%, 5 курса – 73,1%. Выразительностью речи лектора среди студентов 4 курса удовлетворены 86,7%, а 5 курса – 68,6%. Также высоко оценена культура общения на лекции: студентами 4 курса – 83,4%, 5 курса – 74,1%. Наглядность лекционного материала (использование мультимедийных средств) оценивается студентами в следующем соотношении: 4 курс – 83,3%, 5 курс – 76,4%.
Довольно высоко оценены доступность и понятность изложения материала на практических занятиях (4 курс – 88,3%, 5 курс – 70,8%), а также оснащенность практических занятий таблицами, мультимедийными средствами, макро- и микропрепаратами: 4 курс – 81,7% и 5 курс – 70,7%.
Удовлетворенность качеством тестовых заданий опрошенные студенты 4 курса оценили выше средней степени в 78,4%, 5 курса – в 77,4%, а качеством ситуационных задач выражена студентами в следующем соотношении: 4 курс –
88,3%, 5 курс – 76,3%.
Анкетирование выявило, что 81,7% студентов 4 курса и 81,9% студентов 5 курса положительно оценили возможность непосредственной беседы с преподавателем на практическом занятии. Организацию индивидуальной работы с преподавателем на практических занятиях – 86,7% студентов 4 курса и
73,9% студентов 5 курса. Культурой общения преподавателя на практических занятиях удовлетворены 86,6% студентов 4 курса и 76,3% студентов 5 курса.
Установлено, что системой оценки знаний на практических занятиях удовлетворенность выше средней степени отметили 88,4% студентов 4 курса и
70,7% студентов 5 курса, а соответствие полученных на практических занятиях знаний своим ожиданиям положительно оценили 85% студентов 4 курса и 74,1% студентов 5 курса.
Методами организации самостоятельной работы удовлетворены среди студентов 4 курса – 86,6% респондентов, среди студентов 5 курса – 69,5% респондентов. Оценка контроля за выполнением самостоятельной работы достаточно высока (4 курс – 88,4%, 5 курс – 74,2%), так же как и удовлетворенность системой оценки самостоятельной работы (4 курс – 88,3%, 5 курс – 71,9%). Аналогична оценка удовлетворенности методическим обеспечением самостоятельной работы: 4 курс – 85%, 5 курс – 79,6%.
Исходя из данных анкетирования установлено, что доступность учебной и учебно-методической литературы по патологической анатомии оценивается как удовлетворенность выше средней степени 86,7% студентов 4 курса и 69,6% студентов 5 курса. Удовлетворенность наличием электронных пособий по дисциплине несколько выше: 4 курс – 90%, 5 курс – 72,9%.


621
Выводы. Проведенный анализ результатов анонимного анкетирования показал, что положительную оценку (удовлетворенность выше средней степени) качеству и организации преподавания дисциплины «Патологическая анатомия» студенты 4 курса педиатрического факультета дали в 88,7% от общего количества опрошенных, а студенты 5 курса – в 73,4%. В большей степени студенты удовлетворены актуальностью и доступностью изложения материала на лекциях, а также и организацией и качеством практических занятий.
Несколько в меньшей степени респонденты удовлетворены обеспеченностью учебной и учебно-методической литературой по дисциплине, что свидетельствует о необходимости продолжить работу на кафедре по созданию учебных пособий, в том числе с использованием современных мультимедийных средств, для изучения патологической анатомии студентами педиатрического факультета.
Список литературы
1.
Гаранина, Р.М. Реализация личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов медицинского вуза в процессе освоения теоретических дисциплин. Дис. … канд. пед. н. Уфа. – Изд-во БГПУ им. Акмуллы, 2012.

256 с.
2.
Плотникова, И.Е. Проблемы и перспективы профессиональной подготовки врачей в условиях перехода на образовательные стандарты третьего поколения // Культура физическая и здоровье.

2013.

№ 4.

С. 99-101.
3.
Плотникова, И.Е. Реализация компетентностного подхода в системе повышения квалификации научно-педагогических работников медицинского вуза // Наука и бизнес: пути развития.

2014.

№ 6.

С. 11-14.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ
Харченко В.В.
1
, Иванов В.А.
1
, Михин В.П.
2
,
Харченко А.В.
2
,
Шарова В.Г.
2
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра анатомии человека
1
Кафедра внутренних болезней № 2
2
Сегодня отмечается, что самостоятельная акцентуация медийной среды обусловлена крайне возросшей ее ролью в современном обществе [2]. Само медийное пространство является онтологической матрицей существования личности и формирует специфические особенности ее социализации, в основе которой лежит алертный тип адаптивности, то есть готовность оперативно реагировать на вызовы окружающей среды [4].
При этом возможности индивида ориентироваться в информационном пространстве [7] во многом определяются как социокультурными, так и