Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 978

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

622 возрастными психологическими особенностями. Одной из таких характеристик является селективность восприятия, значение которой кратно возрастает в период обучения профессиональным знаниям в вузе, имеющим, в отличие от
«общих» школьных, узкую предметную направленность. Крайне актуальна такая способность в сложном многолетнем процессе медицинского образования.
При этом отмечается, что многие из работающих сегодня врачей и другие категории медицинских работников не имели возможности получить подготовку в сфере использования информационных технологий и в условиях их активного внедрения в медицину возникла острая необходимость в восполнении этого пробела. При массовой компьютеризации и информатизации учреждений здравоохранения задача подготовки медицинских работников, владеющих информационными технологиями сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере профессиональной деятельности крайне актуальна [6, С.
79].
Однако не только умение использовать технологию, но и концентрация обучающегося на конкретной информации, ее дифференциация на актуальную, первичную и второстепенную, а также способность свободно оперировать усвоенными знаниями, являются залогом успешности формирования надлежащих компетенций врача. Например, В.В. Ратиев определяет подобный феномен как «культуру информационного потребления», включая в ее структуру как социокультурные, так и ментально-духовные основания обработки и интерпретации информации [5, С. 84].
Кроме того, важно, чтобы в процессе развития информационной потребности и навыков селекции информации при ее восприятии, у студента могли сформироваться устойчивые критерии отбора информации. Согласно российским и зарубежным исследованиям возрастной периодизации, данные механизмы заключены в онтогенезе развития личности и основаны на смене ведущих потребностей и видов деятельности. Обязательным условием здесь выступает требование к личности студента не только воспринимать и различать информационные потоки, но и осознавать, понимать основания такого различения [3, С. 246].
Следовательно, формирование информационной культуры врача уже в вузе предполагает развитие, как определенных психологических черт личности, так и собственно навыков применения информационных технологий. Это предполагает построение соответствующей уровню задачи информационно- коммуникативной среды и в самих вузах, и в медицинских учреждениях.
Значительные сложности с последним иллюстрируют, например, результаты реализации пилотного проекта непрерывного медицинского образования с применением дистанционного обучения в системе Moodle. Авторы отмечают, что даже в регионах с высоким уровнем оснащения, где более 90% рабочих мест врача компьютеризированы, всего 45% из них получали доступ к Интернету на работе. Это существенно затрудняло реализацию самой сути дистанционного обучения на рабочем месте. Также отмечает, что почти все врачи-участники эксперимента имели возможность выхода в Интернет дома, где уже могли бы


623 получить доступ к образовательным ресурсам Проекта. При этом анкетирование участников пилотного проекта выявило у врачей проблемы с самими навыками пользователя компьютера, где оценили их как «хорошие» лишь 28% из общего числа, что затруднило работу обучающихся с электронными ресурсами. В свою очередь, почти половина анкетируемых (46%) отметили сложности при работе с так называемыми «электронными портфолио» [1, С. 122]. Все это отмечалось на фоне того, что в процессе обучения слушателям оказывалась консультационная поддержка в режимах on-line и off-line и все они прошли повышение квалификации по работе в системе Moodle (72 часа) с целью разработки соответствующих электронных учебных курсов.
Подобное положение дел свидетельствует о том, что принимаемые на сегодняшний день меры по развитию будущих и действующих врачей явно недостаточны и требуют координации в соответствие с мировыми темпами развития информатизации медицины.
1   ...   71   72   73   74   75   76   77   78   79

Список литературы
1.
Есауленко И.Э., Сущенко А.В., Чайкина Н.Н. Об итогах реализации пилотного проекта по непрерывному медицинскому образованию с применением дистанционного обучения в системе Moodle // Научно- медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2016. – № 63. – С. 119-125.
2.
Каменский, Е.Г. Коррупционная культура: сущность, формирование и трансляция (на примере высшего образования) [Текст]: монография. Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2015. – 315 с.
3.
Краснова О.В., Краснов А.А. Информационно-кибернетические теории как пример продуктивного применения информационного подхода в исследовании процесса развития личности // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2013. – № 3 (7). – С. 244-251.
4.
Николаева Е.М., Николаев М. С. Социальное становление личности в условиях коммодификации: инфляция социальной реальности // Ученые записки
Петрозаводского государственного университета. – 2013. – № 1. –
С. 78-83.
5.
Ратиев, В.В. Проблемы информатизации культуры в советском и российском обществе // Общество: политика, экономика, право. – 2007. – № 1. –
С. 84.
6.
Сидоренко, Т.А. Информационно-коммуникативные технологии в обучении специалистов со средним медицинским образованием // Вестник
Марийского государственного университета. – 2012. – № 9. – С. 79-80.
7.
Социоантропологические измерения конвергентных технологий /
Аршинов В.И., Асеева И.А., Буданов В.Г., Гребенщикова Е.Г., Гримов О.А.,
Москалев И.Е., Пирожкова С.В., Сущин М.А., Чеклецов В.В. // Философские науки. – 2015. – № 11. – С. 135-147.

624
ЯРМАРКА ВАКАНСИЙ В КГМУ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА
УСПЕШНОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА
Чальцева Т.А., Пыжова О.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра философии
В российской системе здравоохранения основной задачей кадровой политики является рациональное управление кадровым потенциалом отрасли в условиях кадрового дефицита. На этой основе разработана концепция подготовки медицинских и фармацевтических кадров в новых социально- политических и экономических условиях, заложенная государственной политикой в области образования. Развитие кадрового потенциала медицинских учреждений должно строиться на непрерывном характере взаимодействия работодателей и образовательных организаций СПО и ВО, что будет являться залогом стабильности и успешности развития российской системы здравоохранения в целом [4].
В ежегодном послании Федеральному собранию 01 марта 2018 года президент Владимир Путин уделил особое внимание здравоохранению, подчеркнув, что важнейшей задачей является доступность современной, качественной медицинской помощи, ориентированной на самые высокие мировые стандарты. Расходы на эту область должны быть увеличены вдвое, в том числе на ликвидацию кадрового дефицита [3].
На очередном заседании кабинета министров России, состоявшемся 10 апреля текущего года, по инициативе министра здравоохранения Вероники
Скворцовой Правительством утверждены меры по кадровой политике в области отечественной медицины. При этом Вероника Скворцова уточнила, что планомерно и комплексно реализуемые региональные кадровые программы позволили частично снизить кадровый дефицит, а также создать условия для планомерного роста профессиональных знаний и умений медицинских работников [2].
Как отмечает председатель регионального комитета здравоохранения
Ольга Новикова, Курская область по обеспеченности врачебными кадрами находится на пятом месте в своём федеральном округе, но на этом фоне все равно ощущается резкая нехватка участковых педиатров, терапевтов и врачей скорой медицинской помощи. В сельской местности отмечается дефицит хирургов, анестезиологов-реаниматологов, рентгенологов и фельдшеров [1].
На решение обозначенных проблем и нацелен Приоритетный проект
Минздрава России «Новые кадры современного здравоохранения».
Наш вуз, благодаря апробированной временем организации обучения врачей в тесной связи с лечебной работой в учреждениях здравоохранения, располагает достаточно точным комплексом требований, которыми должны обладать молодые врачи, приступающие к самостоятельной работе в больницах и поликлиниках. Сложившаяся система медицинского образования КГМУ имеет богатые традиции, научную основу, большой практический опыт, современные


625 технологии обучения и результативные мотивационные механизмы в системе контроля знаний и навыков. Это позволяет эффективно осуществлять подготовку и переподготовку медицинских кадров в нашем образовательном учреждении, давая выпускникам необходимый исходный профессиональный уровень и формируя готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию. При этом становится очевидной актуальность комплексного подхода в планировании такой подготовки, а также в системе содействия трудоустройству выпускников для КГМУ как ведущего вуза
Курского региона. Именно поэтому трудоустройство выпускников после обучения является важным этапом не только для самих студентов Курского государственного медицинского университета, но и для вуза, так как востребованность его выпускников и уровень их трудоустройства является одним из основных критериев престижности современного вуза.
Выпускники Курского государственного медицинского университета востребованы в сферах здравоохранения, медицинской науки, в учреждениях управления и социальной защиты, бизнесе, экономике. По оценкам работодателей уровень подготовки специалистов КГМУ позволяет его выпускникам быть востребованными на рынке труда, своевременно и качественно осваивать различные участки работы, стимулировать их служебный рост и дальнейшее профессиональное продвижение.
В этой связи содействие трудоустройству выпускников, развитие их карьерного роста, решение проблемы кадрового дефицита в системе здравоохранения традиционно являются одними из основных приоритетов деятельности нашего университета. Своеобразным итогом всесторонней работы центра трудоустройства выпускников КГМУ уже традиционно является проведение такого масштабного мероприятия, как «Ярмарка вакансий», состоявшаяся в 2018 году уже восьмой по счету. В период с 2011 г. по 2018 г. очное участие в мероприятии приняли около 792 представителей лечебно- профилактических учреждения, более 3000 – заочное. География трудоустройства выпускников КГМУ, по данным Минобрнауки РФ, насчитывает уже 50 регионов РФ. Так, в Ярмарке вакансий в разные годы КГМУ принял работодателей из Курской, Белгородской, Брянской, Владимирской,
Воронежской, Липецкой, Московской, Мурманской, Орловской, Тульской,
Свердловской, Калининградской и другие областей, а также из республик Коми и Татарстана. Мы уверены, что это далеко не предел, и количество регионов- участников будет только увеличиваться, тем более что вуз предоставляет для этого все возможности и совершенствует подобные встречи, налаживая приобретенные контакты и поддерживая проверенные временем связи с центральными органами здравоохранения областей, краев и республик России.
Благодаря участию работодателей в Ярмарке банк вакансий, созданный на сайте ЦТВ КГМУ специально для выпускников и ординаторов, ежегодно обновляется и растет. Сегодня мы уже имеем банк из более 6 тыс. вакансий для выпускников КГМУ и надеемся расширять данный показатель. В то же время ежегодно по итогам проведения такого мероприятия мы отмечаем тенденцию к повышению интереса работодателей к выпускникам КГМУ, что является


626 показателем высокого уровня подготовки специалистов, выпускаемых нашим вузом.
Как правило, перед началом мероприятия для работодателей устраивается экскурсия по университету, включающая в себя посещение Музея истории
КГМУ, а также Центра аккредитации и симуляционного обучения. Специально для «Ярмарки вакансий» центром трудоустройства выпускников совместно с центром информационной политики КГМУ были подготовлены фильмы об основных специальностях подготовки кадров в Курском государственном медицинском университете и о материально-технической базе вуза, которые успешно внедрены в профориентационное направление работы вуза.
Современные технологии, использованные при создании видеороликов о КГМУ, позволили продемонстрировать новые грани презентации достижений вуза как на всероссийском, так и на международном уровне.
Традиционно мероприятие предусматривает торжественное открытие, переходящие в формат выставок-презентаций работодателей из лечебно- профилактических учреждений, управлений
Роспотребнадзора, фармацевтических кампаний, органов исполнительной власти и социальных служб разных субъектов Российской Федерации, включающей в себя видеофильмы, мультимедийные презентации и красочные буклеты и т.д. Данная организация мероприятия обеспечивает непосредственное общение работодателей с выпускниками и ординаторами о вакантных должностях, условиях работы и о мерах социальной поддержки для молодых специалистов.
Студенты выпускных курсов, в свою очередь, имеют уникальную возможность презентовать работодателям наработанное за годы обучения портфолио и предложить резюме, задать вопросы, получить информацию о дефицитных специальностях, возможностях послевузовского образования и дальнейшего трудоустройства с учетом потребности интересуемого учреждения. А многие ординаторы в ходе личного общения с представителями практического здравоохранения оставляют им свои контакты и даже договариваются о дальнейшем трудоустройстве. Кроме того, формат проведения Ярмарки вакансий позволяет по запросу работодателей организовывать узко направленные коллективные встречи в формате телемоста.
Стоит отметить тенденцию к расширению круга заинтересованных в подобном мероприятии работодателей и удовлетворенность выпускников
Ярмаркой вакансий. Все больший интерес к Ярмарке проявляют не только выпускники и ординаторы, но и студенты младших курсов, которые в ходе решения проблемы выбора будущей специальности, получают возможность провести самостоятельный мониторинг дефицитных специальностей.
Мероприятие освещается местными СМИ и широко пропагандируется в социальных сетях не только студентами, выпускниками и ординаторами, но и самими работодателями по всей России.
Таким образом, формат организации и проведения Ярмарки вакансий
предоставляет обучающимся достаточно широкие возможности:
✓ личное общение с представителями учреждений;
✓ обсуждение многих вопросов, связанных с профессиональной карьерой;