Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 977

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

627
✓ выбор лучшей перспективы для профессионального развития;
✓ презентацию резюме напрямую работодателям;
✓ получение экспресс-консультации о мерах социальной поддержки молодых специалистов;
✓ и даже оформление предварительных договоров с работодателем и обмен контактными данными!
Работодатели, которые принимают очное участие в Ярмарке вакансий, получают возможность достичь как минимум двух целей:
✓ привлечение потенциальных медицинских работников на замещение открытых вакансий;
✓ и презентация широкому кругу заинтересованных лиц HR-брендинг лечебного учреждения для создания успешного имиджа работодателя.
Событие подобного формата активно и эффективно содействует трудоустройству выпускников и ординаторов, поскольку позволяет получить исчерпывающую информацию о состоянии современного рынка труда, о тех организациях и учреждениях практического здравоохранения и социального обслуживания на территории России, которые испытывают кадровый дефицит, а также о программах социальной поддержки молодых специалистов. Обратная связь в виде положительных отзывов работодателей свидетельствует о том, что
Курский государственный медицинский университет, опираясь на богатые традиции, многолетний опыт педагогической и научной деятельности, ежегодно готовит высокопрофессиональных специалистов, способных к продуктивному и качественному сотрудничеству и карьерному росту.
Ярмарка вакансий обеспечивает логическое завершение целенаправленного и всестороннего процесса взаимодействия нашего образовательного учреждения с работодателями в рамках системы качества подготовки выпускников, перспектив их трудоустройства и дальнейшего карьерного роста.
Список литературы
1.
Курская область по уровню обеспеченности врачебными кадрами занимает
5 место в
ЦФО
(дата публикации
01.03.2018)
// http://adm.rkursk.ru/index.php?id=13&mat_id=76839.
2.
Организация системы здравоохранения. Медицинское страхование: некоторые важные факты и показатели за 6 лет (дата публикации 11.04.2018) // http://government.ru/info/32120.
3.
Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному
Собранию (дата публикации 01.03.2018) // http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957.
4.
Хмелевская И.Г., Чальцева Т.А. КГМУ в кадровом обеспечении здравоохранения // Вести Курского медуниверситета. Специальный выпуск от
09.02.2018. – С. 11-12.

628
ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»
В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
Е.С. Черноморцева
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра анатомии человека
Введение. С целью установления соответствия уровня подготовки студентов требованиям стандарта по реализуемому направлению и профилю подготовки, а также для совершенствования организации учебного процесса и контроля качества освоения профессиональных образовательных программ, реализуемых в Курском государственном медицинском университете, на кафедре анатомии человека своевременно разработан и утвержден фонд оценочных средств (ФОС) для проведения промежуточной аттестации по анатомии человека для лечебного факультета (специальность 31.05.01
«Лечебное дело»).
Методы. Формирование ФОС потребовало от разработчиков знаний методик контроля, теории педагогических измерений с целью выбора содержания и вида контролирующих заданий на разных этапах обучения студентов, умений структурировать содержание учебного материала на основе компетентностного подхода, стандартизации контрольно-оценочных процедур.
Основная особенность федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения – ориентация на результат образования, выраженный через компетентности специалистов.
Оценивание направлено на систематическое установление соответствия между планируемыми и достигнутыми результатами обучения. Акцент образовательного процесса на кафедре анатомии человека переносится на контрольно-оценочную составляющую, которая позволяет систематически отслеживать, диагностировать, корректировать процесс обучения.
Для создания ФОС нами использовались следующие принципы оценки компетенций: соответствие содержания материалов уровню и стадии обучения, валидные контрольные измерительные материалы, четко сформулированные критерии оценки, максимально объективные процедуры и методы оценки, четко обозначенные рекомендации действий по выставлению итоговой оценки оценки.
Результаты. Согласно Положению о фондах оценочных средств (ФГБОУ
ВО КГМУ Минздрава России от 2016 г.), ФОС для промежуточной аттестации на по анатомии человека включает в себя: 1) перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы, 2) описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, 3) описание шкал оценивания, 4) типовые контрольные задания и материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков или опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в


629 процессе освоения образовательной программы, 4) перечень методических материалов, определяющих процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Фонд оценочных средств по анатомии человека (специальность «Лечебное дело») как система оценивания включает в себя три раздела. Первый
− это паспорт ФОС для проведения промежуточной аттестации. Второй

набор комплексов оценочных средств. Заключительный раздел

методические материалы для проведения промежуточной аттестации по дисциплине анатомия человека, а также критерии и шкалы оценивания.
Вторая часть ФОС (комплекты оценочных средств) нами дополнена пятью подразделами, а именно: 1) полной базой типовых тестовых заданий для экзамена (244 тестовых вопроса), 2) списком вопросов для устного этапа экзамена в количестве 226, 3) переченью лекционных вопросов для устной части экзамена (191 вопроса), 4) банком профессионально-ориентированных ситуационных задач (комплект рентгенограмм с указанием анатомических образований, необходимых для идентификации и их названия на латинском языке) для устного этапа экзамена по анатомии человека (35 рентгенограмм),
5) списком органов, их отделов и частей для практической части экзамена (1122 анатомические структуры).
В процессе разработки, экспертизы и утверждении фонда оценочных средств по дисциплине анатомии человека для лечебного факультета нами обеспечено соответствие его содержания основным результатам обучения и главным задачам будущей профессиональной деятельности врача. При этом, нами принималось во внимание и было взято за основу следующее: ФГОС ВПО по анатомии человека; учебный план; рабочая программа дисциплины, реализуемая по ФГОС ВПО; образовательные технологии, используемые в учебном процессе; современные научные представления; достижения науки, культуры, техники и технологии.
Фонд оценочных средств текущего контроля прошел внутреннюю экспертизу, ФОС для аттестации – внутреннюю и внешнюю. После прохождения экспертизы принято решение об утверждении ФОС. Для текущего контроля – на заседании кафедры анатомии человека, для промежуточной аттестации – на заседании методического совета лечебного и педиатрического факультетов, для итоговой аттестации – на заседании Центрального методического совета КГМУ.
Заключение. На базе ФОС для лечебного факультета нами были разработаны фонды оценочных средств для международного, педиатрического, фармацевтического, медико-профилактического, стоматологического факультетов, факультета клинической психологии.
Таким образом, ФОС позволяет качественно оценить уровень подготовки студента, адекватно отразить результаты освоения основной образовательной программы, компетенции, приобретенные им в течение всего периода обучения и измерить уровень достижения установленных результатов обучения на кафедре анатомии человека КГМУ.
1   ...   71   72   73   74   75   76   77   78   79

Список литературы

630 1.
Зудин, В.Л. Фонд оценочных средств как фактор повышения качества обучения / В.Л. Зудин, А.Г. Маланов, В.Ф. Шевчук // Вестник ФГОУ
ВПО МГАУ. – 2013.

№ 4. – С. 25-33.
2.
Мантулина Л.А., Черноморцева Е.С. Организация, проведение и результаты промежуточной аттестации на кафедре анатомии человека за период
2011-2016 гг. // Всероссийская научно-учебная конференция с международным участием «Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов», посвященная 82-й годовщине КГМУ. (3 февраля 2017 г.). Курск. – С. 400-403.
3.
Реутова О.В., Стафеева А.В. Формирование фонда оценочных средств в реализации программы универсального бакалавриата // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.
4.
Черноморцева, Е.С. Возможности мультимедийных презентаций в лекционном курсе по анатомии человека для иностранных студентов // Сборник научных статей «Интегративные тенденции в медицине и образовании.

Курск.

2017.

Том 4. – С. 114-117.
5.
Черноморцева, Е.С. Опыт разработки фонда оценочных средств на кафедре анатомии КГМУ // Сборник научных статей «Интегративные тенденции в медицине и образовании».

Курск.

2018.

Том 1. – С. 125-127.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ
ПРИ ЧТЕНИИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЛЕКЦИЙ
ПО ХИМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Чернышева Л.В.
УО «Гомельский государственный медицинский университет»,
г. Гомель
Кафедра общей, биоорганической и биологической химии
Введение. В современном мире все более возрастающее значение приобретают телекоммуникационные и информационные технологии. Многие сферы жизни общества уже немыслимы без участия подобных систем, а в некоторых отраслях экономики и управления они уже играют определяющую роль. Так, молодое поколение не представляет свою жизнь без мобильных телефонов, компьютеров, планшетов и т.д. Поэтому уже несколько лет широко внедряются инновационные технологии обучения с использованием различных технических средств, способных повысить качество профессионального образования. К одной из таких технологий можно отнести мультимедийное сопровождение лекций, представляющее собой презентацию в виде совокупности слайдов, создаваемых программой МО Power Point.
Практика использования мультимедийной презентации на лекциях в вузах получила особенно широкое распространение за последние пять лет.
Подтверждением сказанному являются научные работы, в которых представлен методический опыт использования мультимедийного сопровождения лекций.
Основные результаты. Назначение каждой лекции ― предоставить студенту теоретическую основу курса, заинтересовать его конкретной учебной


631 дисциплиной, сформировать ту фундаментальную основу понятий, методологий и практик их применения, которые станут ориентирами для самостоятельной работы над курсом. Лекция как форма обучения ценна не только как способ доставки информации до студента, но и как метод эмоционального воздействия преподавателя, повышающий познавательную активность обучающегося [1].
Именно мультимедийная лекция, включающая цифровые фотоизображения, форматированный текст, компьютерные рисунки и анимацию, аудио-, видео-, фотографический ряд обеспечивает эффективное и заинтересованное восприятие информации у студентов [2, 3].
Традиционная лекция («мел+доска») при изучении химических дисциплин
«Общая химия», «Биоорганическая химия» и «Аналитическая химия» в медицинском вузе малоэффективна в современных условиях. Ведь теоретический материал по данным дисциплинам изобилует математическими формулами, схемами, механизмами реакций, алгоритмами решения задач. С другой стороны, при чтении лекций по данным дисциплинам лектору приходится прибегать к нелинейному изложению с возвратом на уже рассмотренные темы. Кроме того, на традиционной лекции лектору приходится многократно повторять и разъяснять наиболее трудные вопросы курса [4].
Использование мультимедийных технических средств помогает избежать вышеперечисленные трудности и существенно расширяет возможности лектора, то есть:
• появляется возможность разнообразить формы (текстовая, звуковая, графическая, схематическая и видеоинформация) подачи материала, что приводит к лучшему усвоению учебного материала и повышает интерес аудитории к лекции;
• включение анимации (динамические иллюстрации), которые демонстрируют механизмы протекания изучаемых химических процессов, взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ;
• использование тех или иных динамических эффектов, иллюстрирующих взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ: индуктивный, мезомерный эффекты;
• увеличение объема представляемой на лекции информации, которое выражается не столько в количестве рассмотренных тем, сколько в глубине рассмотрения и анализа материала;
• повышение интереса студентов к рассматриваемому материалу, стимулируемое как используемыми медиаэффектами, так и умением лектора сбалансировать ритм подачи материала, дать профессиональный комментарий отображаемому на экране, увлечь аудиторию рассматриваемой проблемой с использованием периодических вопросов, дискуссией со студентами [2, 3].
Следует заметить, что мультимедийная лекция позволяет вовлечь студентов в обсуждение рассматриваемых вопросов в ходе лекции, а также продемонстрировать результаты студенческих работ в ходе лекции. Например, при рассмотрении темы «Химическая кинетика и катализ», в ходе лекции был подготовлен видеофрагмент по итогам научно-исследовательской работы студентов по теме «Кинетическая характеристика окислительного разложения


632 витамина С в плодовоовощной продукции» [6]. При рассмотрении вопросов химической термодинамики, на которую отводится 5 лекционных часов в курсе
«Общая химия» в медицинском вузе, на одной из лекций была подготовлена презентация по итогам студенческой научной работы «Термодинамический и микробиологический подходы к характеристике моющей активности мыла» [5].
Такой подход при проведении лекции:
• способствует повышению мотивации к изучению химических дисциплин у студентов;
• подготовка собственного выступления в ходе лекций стимулирует самообразование студентов, а также способствует развитию навыков учебного сотрудничества;
• повышает объем общения лектора с аудиторией после демонстрации видеоотчетов студентов о своих научных работах;
• студенты в ходе лекций приобретают навыки общественных выступлений, ведения дискуссий.
Как результат такой работы, студенты научного кафедрального кружка активно принимают участие в подготовке вузовских студенческих конференций, а в дальнейшем продолжают работать в научных кружках клинических кафедр.
Привлечение студентов в работу на лекции позволяет уже к 7-8 лекции использовать мультимедийную лекцию-конференцию. Когда студенты заранее знают тему и имеют распечатанный основной материал лекции. В ходе такой лекции лектором озвучиваются лишь некоторые важнейшие моменты темы или наиболее сложные. В ходе объяснения студенты на своих распечатках делают пометки, записи и т. д. Вторую половину лекции студенты задают вопросы по материалу лекции.
При изучении «Биоорганической химии» (весенний семестр) проводится
мультимедийная лекция с процедурой пауз. То есть, лектор заранее разбивает материал лекции на логически завершенные части и продумывает для студентов задания, которые они будут выполнять в паузах между чтением лекции.
Изложение одной части не должно превышать 15-17 минут, а выполнение задания 3-4 минуты.
Процедура лекции состоит из нескольких этапов изложения материала и пауз. Необходимо помнить, что задания не должны быть объемными. И для их выполнения используется материал новой лекции, кроме того заданием может быть составление схемы химического процесса, подбор вопросов по материалу лекции, которые затем задаются лектору.
Заключение. Перспективными направлениями развития мультимедийных лекций, мы считаем, должны стать интеграция мультимедийных средств представления материала с системами выполнения лабораторных и практических занятий, а также с системами контроля знаний в единые учебно- методические комплексы.
Список литературы