Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 999
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
105
В основе современной концепции образования лежит понимание ее направленности на формирование самого человека. Подготовка человека для осуществления «внешних нужд» (производства, экономики, науки, политики и т.д.) является тупиковой ветвью формирования личности. Создание всесторонне развитого человека способного к системному мышлению, логическому и иррациональному образу действий, абстрагированию, способности к взаимосвязи наглядного и абстрактного должно быть результатом деятельности обучения.
В функции современного вуза в новых экономических условиях и на перспективу заложены формирование у студента абстрактного мышления, трансляция студентам универсальных знаний; профессионально- ориентированная подготовка, формирование устойчивых практических навыков.
Важнейшей задачей для страны является воспроизводство интеллектуальной элиты, определяющей основные направления развития государства; создание корпоративного сообщества, обеспечивающего взаимодействие и развитие выпускников на протяжении всей жизни.
Однако данные различных социологических опросов говорят о том, что большинство студентов считают главной целью обучения в вузе хорошую профессиональную подготовку. В стандарте образования уровень знаний и умений студентов представлен понятиями способность и готовность. Выпускник вуза должен практически сразу осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, быть квалифицированным специалистом. Сами понятия
«качество подготовки»,
«качество образования» сегодня рассматриваются с разных позиций, при этом выступая в качестве синонимов.
Преподаватели вузов должны не только хорошо знать все усложняющееся и непрерывно изменяющееся содержание современной науки, но и уметь совместить соответствующие разделы дисциплины с оптимальной для студентов формой изложения. Приоритетными направлениями по повышению качества подготовки специалистов в отечественной высшей школе являются информатизация и компьютеризация образовательной среды. В этом направлении интересным для обсуждения представляются два фактора, влияющих на качество образования:
1) приверженность построения образовательных программ и преподавания традиционным методам индустриального общества в условиях развития информационного общества;
2) недостаточно эффективное внедрение новых информационных технологий в практику профессиональной подготовки.
Внедрение и широкое использование новых информационных технологий в основном понимают как инструмент управления качеством подготовки студентов, а именно компьютерный контроль восприятия материала и оценка знаний. Однако универсальные возможности информационных технологий позволяют включать их в качестве средства обучения.
Перед сотрудниками кафедры стоит важная задача по поиску способов и форм подачи и закрепления материала, позволяющих не снижая теоретической
106 значимости давать необходимую практическую, в том числе учебную информацию. Необходим подход, позволяющий формировать систему знаний.
Для этого наилучшим образом подходят базовые дисциплины химии
(неорганическая, органическая, физическая), имеющие глубочайшие научные корни и традиции изложения материала. Основная задача этих дисциплин в медицинском вузе – формирование комплекса медико-химических знаний и образа мышления, позволяющих понять главные механизмы химических процессов, лежащих в основе медико-биологических процессов, разработать критерии управления ими.
На первый взгляд рассмотрение теории химических процессов не может быть визуализировано в полной мере. Но химические свойства базируются на химической структуре, которую можно представить в форме рисунка, графика или трехмерной модели. Интернет богат видеоматериалами по теории химии: можно найти лекции, мультимедиа публикации, в том числе трехмерные модели некоторых молекул. В интернете также можно найти программные ресурсы для рисования и построения молекул, в том числе 3D.
На нашей кафедре развивается проект «Квантово – химическое моделирование». Проект имеет научные и обучающие цели. Обучение навыкам моделирования студентов биотехнологов и химиков – технологов внесет инновационность в программы обучения и поднимет выпускников на новый конкурентый уровень. Возможности построения объемной модели молекул и моделирования их физико-химических характеристик применимы в новых научных направлениях (например, направление Drug design – разработка лекарственных средств и другие в химии, медицинской химии, физико- химической медицины, фармации) для конструирования лекарственных препаратов с заданными свойствами, разработки биофизико-химических схем процессов в организме человека и определения способов их коррекции.
В качестве примера использования программного обеспечения приведем пример расчета пептида и составляющих его аминокислот с использованием пакета программ Gaussian. Построены 3D модели молекулярных структур, определены заряды на атомах пептида и оценено их состояние в составе отдельных аминокислот. Рассчитаны энергии межатомных связей, что позволило выявить наиболее активные из них и, соответственно, вероятные участки взаимодействия при их структурной модификации. В качестве расчетных спектральных характеристик получены УФ спектральные полосы отдельных аминокислот и общие спектры пептида KED. Их сопоставление с экспериментальными данными позволило скорректировать наши структурные представления. Таким образом, нами получена квантово-механическая модель пептида KED, определены его энергетические характеристики, выявлены наиболее вероятные участки для структурной модификации, показана возможность спектрального сопоставления для корректировки расчетов, что позволит наметить пути к совершенствованию его биологической активности.
В качестве гносеологического эксперимента нескольким группам студентов розданы тематические задания, отчет о которых должен быть
107 представлен в конце семестра, например: «Термодинамический подход к формированию двойного электрического слоя» или
«Кинетические представления о гетерогенной системе жидкость-жидкость». В рамках данного индивидуального подхода предусматривается широкая вариативность заданий и ожидаемых результатов.
С этими же целями студентам предлагается участие в исследованиях по научным направлениям кафедры: гемостатика, регенерация тканей, оксидантная и антимикробная активность тяжелых металлов, невынашиваемость беременности. Особенность работ состоит в возможности разработки собственных проектов по решению проблем современных медицины, фармации и биотехнологии.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Быстрова С.В., Денисова Н.Г.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра фармации ФПО
Введение. Важнейшим направлением совершенствования системы здравоохранения на современном этапе является повышение уровня и качества лекарственного обеспечения населения Российской Федерации, которое позволит в перспективе увеличить производительность труда, продолжительность и качество жизни граждан, обеспечить равную доступность необходимых лекарственных препаратов для всех социальных групп вне зависимости от региона проживания. Проблема доступности определяется не только ценовыми, но и пространственно-временными факторами, что особенно актуально при оказании лекарственной помощи жителям отдаленных сельских районов, в которых отсутствуют аптечные организации. Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» регламентированы требования к процессу розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной
(семейной) практики и установлена необходимость получения медицинскими работниками указанных структур соответствующего дополнительного профессионального образования [1].
При осуществлении комплексной профессиональной (одновременно медицинской и фармацевтической) деятельности специалиста обособленного подразделения медицинской организации (ОП МО) в настоящее время требуются внедрение и активное использование современных информационно- коммуникационных технологий (ИКТ): электронный документооборот, доступ к
108 профессиональным базам данных, совершенствование профессиональных знаний и навыков, возможность повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий и др. [3].
Целью данного исследования явилось изучение степени готовности и отношение медицинских работников ОП МО к использованию в профессиональной медицинской и фармацевтической деятельности ИКТ.
Использованы методы системного, структурно-функционального анализа, социологические, экономико-статистические и другие.
В рамках исследования разработана анкета, включающая три информационных блока: социальная и профессиональная характеристика специалистов; отношение и степень готовности к использованию ИКТ в профессиональной сфере; профессиональные задачи, решаемые с помощью
ИКТ.
В анкетировании приняли участие 208 слушателей, обучающихся по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации
«Организация хранения, учета и отпуска лекарственных препаратов в медицинских организациях, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность».
Возраст опрошенных колебался в широком диапазоне от 22 до 70 лет.
Наиболее многочисленной (54,32%) была группа респондентов в возрасте от 46 до 59 лет. Доля специалистов до 25 лет – наименьшая (4,32%). Пенсионеров
(респондентов достигших 55 лет и старше) -–24,03%.
96,16% респондентов имели среднее специальное образование, 1,92% – высшее, 1,44% получили и среднее специальное образование и высшее, 0,48% не ответили на вопрос. Наиболее распространенными специальностями по сертификату были «лечебное дело» и «сестринское дело» (49,52% и 35,58% соответственно), сертификат по специальности «акушерское дело» имеют 12,5% опрошенных, 2,4% специалистов прошли подготовку по нескольким специальностям.
Ответы на вопросы второго блока анкеты позволили установить, что оснащенность рабочих мест специалистов ОП МО персональными компьютерами очень низкая – 3,3%. Именно данная проблема, на наш взгляд, должна быть решена в первоочередном порядке с целью реализации глобальных задач в области цифровизации здравоохранения. Частичное решение проблемы
– личные персональные компьютеры (ПК), домашний Интернет. Доступ к сети имеется у 59,13% респондентов, в т.ч. 30,28% пользуются ей ежедневно.
Уровень компьютерной грамотности как «низкий» оценивают 38,46% опрошенных, «средний» – 47,11% и только 7,69% респондентов считают себя уверенными пользователями ПК, 6,73% не ответили на вопрос.
На вопрос «Хотели бы вы повысить уровень компьютерной грамотности?» утвердительно ответили 89,90%. Среди тех, кто считает, что такой необходимости нет (3,84%), только 2 респондента оценили свой уровень пользователя как уверенный (свободно владею). Их возраст 22 и 23 года.
Противниками повышения уровня компьютерной грамотности оказались
109 респонденты 50 лет и старше, оценивающие свой уровень пользователя как низкий и средний.
Однонаправленно (выбрали только один вариант ответа) используют возможности сети Интернет 17,29% опрошенных: 7,69% – средство общения с друзьями и родственниками; 5,77% – источник информации профес-сионального характера; 1,92% – источник информации политического и экономического характера; 1,92% – используют для работы, 0% – средство отдыха и развлечения.
Шире возможности «всемирной паутины» используют более половины
(50,96%) участников опроса. Большая часть респондентов этой группы используют сеть Интернет и как источник информации, и как средство общения:
22,11% средство общения с друзьями и родственниками + источник информации профессионального характера, 5,28% – средство общения с друзьями и родственниками + источник информации политического и экономического характера, 4,32% – средство общения с друзьями и родственниками + используют для работы.
12,01% анкетируемых не рассматривают Интернет как средство общения, а видят в нем только источник различной информации: 8,65% – источник информации профессионального характера + используют для работы, 2,4% – источник информации политического и экономического характера + источник информации профессионального характера, 0,96% – источник информации профессионального характера + средство отдыха и развлечения, 31,73% не ответили на вопрос.
Особый интерес для нас представляло изучение отношения слушателей к образовательному процессу с использованием дистанционных образовательных технологий и возможности участвовать в таком учебном процессе.
На вопрос «Как вы оцениваете использование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе?» положительный ответ был получен от 69,71% опрошенных. Отрицательный ответ дали 0,96% респондентов и 11,06% – затруднились ответить, 18,27% не ответили на вопрос. Всегда есть возможность проходить обучение с использованием дистанционных образовательных технологий у 31,25% участников исследования, такая возможность есть периодически у 27,88%, 20,67% отметили, что не имеют возможности проходить обучение с использованием дистанционных образовательных технологий и 20,19% – не ответили на вопрос.
Положительным моментом, на наш взгляд, является результат анализа ответов на вопрос «Вызывало ли у вас затруднение участие в обучении с использованием дистанционных образовательных технологий?». Ответ «Нет, не вызывало» выбрали большинство опрошенных – 42,31%, присутствие незначительных затруднений отметили 21,15%. Отметили существенные затруднения и никогда ранее не обучались 8,65% и 6,25% соответственно, 0,96% выбрали несколько вариантов ответа.
В рамках третьего блока анкеты нами изучена возможность решения отдельных профессиональных задач с помощью ИКТ. В частности, в соответствии с действующим законодательством к обращению на территории