Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1002
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
110
РФ разрешены препараты надлежащего качества, зарегистрированные в установленном порядке. Фармацевтические и медицинские специалисты должны обеспечивать нахождение в обращении лекарственных препаратов только надлежащего качества. Необходимую информацию можно получать из различных источников.
По результатам проведенного исследования 25,96% медицинских специалистов ОП МО доступа к информации о фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных средствах не имеют.
30,29% респондентов информирует уполномоченная фармацевтическая организация – поставщик, 14,9% получают информацию от главного врача или заведующего отделением, 9,62% – отслеживают самостоятельно на сайте
Росздравнадзора, 19,23% опрошенных получают информацию из нескольких источников.
Ситуация с информированностью в сфере изменений в законодательстве обстоит лучше. Только 4,32% респондентов указали, что не имеют доступа к такой информации. 44,21% получают информацию из одного источника и в большинстве случаев (15,38%) это курсы повышения квалификации, 10,57% информируются главным врачом или заведующим отделением, 8,65% и 7,69% респондентов получают актуальную информацию об изменениях в законодательстве от медицинских и фармацевтических специалистов соответственно, самостоятельно информацию не отслеживает никто из опрошенных. Среди респондентов, получающих сведения об изменениях в законодательстве из нескольких источников (двух и более), наиболее популярными были средства массовой информации (27,88%), курсы повышения квалификации (22,59%), фармацевтические специалисты (16,82%), медицинские специалисты (14,42%) и главный врач\заведующий отделением (12,98%).
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 79
Заключение. Результаты проведенного исследования позволили выявить ряд существенных проблем при внедрении и использовании ИКТ в профессиональной деятельности специалистов ОП МО: низкая техническая оснащенность ПК; отсутствие доступа к сети Интернет и соответствующей подготовки, навыков работы с информацией профессионального характера и др.
С другой стороны, следует отметить и высокую мотивацию специалистов к формированию и совершенствованию компетенций, связанных с использованием ИКТ. Указанные проблемы требуют скорейшего решения с целью реализации поставленных государством задач по созданию эффективной системы лекарственного обеспечения населения, построенной на принципах всеобщности, рациональности, сбалансированности, открытости и информированности, а также ответственного отношения населения к своему здоровью [2].
Список литературы
111 1. Российская Федерация. Законы. Об обращении лекарственных средств
[Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 12 апреля 2010 г.
№ 61-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Российская Федерация. Министерство здравоохранения РФ. Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской
Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации [Электронный ресурс]: приказ от 13 февраля 2013 г. № 66 // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс».
3. Денисова Н.Г., Быстрова С.В., Тарасова Т.Д. Образовательный аудит как фактор повышения качества учебного процесса на кафедре фармации факультета последипломного образования // Сборник трудов Всероссийской научно- учебной конференции с международным участием, посвященной 82-й годовщине КГМУ. Под редакцией В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого,
П.В. Ткаченко, А.И. Овод, Н.Б. Дрёмовой, Н.С. Степашова. – 2017. –
С. 198-203.
СООТВЕТСТВИЕ КЛИНИЧЕСКОГО
И СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ
ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ
Валуйская Н.М.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра общей хирургии
Введение. Основной целью применения симуляторов в медицине является имитация человека в целом или его отдельных органов, фрагментов тела, опорно- двигательного аппарата, клинических ситуаций, в который предоставляется медицинская помощь, с возможностью многократной отработки навыков и последующим анализом достигнутых результатов [1, 2]. Важным моментом применения симуляционных технологий в образование является следующие. Все студенты находятся в одинаковых условиях и одномоментно всем гарантируется получение определенного навыка и умения. В процессе симуляционного тренинга включается рефлекторное обучение, которое позволяет развивать моментальное мышление и навыки принятия быстрых решений [3]. Посредством симуляционного обучения студентами приобретается практический опыт работы до начала самостоятельного общения с пациентами. Студенты младших курсов, которые готовятся к сестринской практике, до работы в стационаре должны овладеть базовым реанимационным комплексом и основами оказания неотложной помощи при основных критических состояниях. При переходе на старшие курсы студенты должны освоить практические навыки по общей хирургии. В перечень входит 123 практических навыка, которые осваиваются на
35 практических занятиях. Большое количество навыков требует надлежащего количества муляжей и фантомов. Клиническое моделирование также является
112 необходимым инструментом для повышения эффективности и качества оказания медицинской помощи населению в дальнейшем.
Цель исследования –обосновать необходимость сочетания клинического и симуляционного обучения в хирургической клинике.
Материалы и методы исследования. Объектом исследования являлись студенты3 курсалечебного факультета Курского государственного медицинского университета. Проведен анализ усвоения практических навыков студентами 3 курсалечебного факультета.
Результаты исследования. Одной из положительных сторон учебного процесса на кафедре общей хирургии являются занятия в собственном кабинете практических навыков. Студенты на различных муляжах и фантомах закрепляют запланированные общеклинические навыки (определение группы крови и резус- фактора, осваивают методику забора крови и внутривенной инъекции, катетеризацию мочевого пузыря, постановку желудочного зонда, обработку различных видов ран, замену калоприемника, первую помощь при ожогах и отморожениях, и другие манипуляции). Отработка специальных навыков включает в себя выполнение катетеризации центральной и периферической вены, выполнение венесекции, плевральной пункции при пневмотораксе и плеврите, лапароцентез, основные приемы по иммобилизации переломов с использованием пневматических, вакуумных и лестничных шин. Кафедра общей хирургии располагает более чем 26 видами фантомов, имитирующие органы и части человеческого организма.
Перед каждым занятием преподаватель предоставляет краткую информацию по теме занятия: показания и противопоказания к данной манипуляции; методику проведения манипуляции, поясняет ход выполнения процедуры. Отработка практического навыка проводится на симуляторах под контролем преподавателя.
Затем обучающиеся должны посмотреть выполняемую процедуру в мультимедийном формате. На кафедре общей хирургии создано и используется 18 видеофильмов по темам практических занятий, которые используются в процессе симуляционного обучения.
Как правило, перед отработкой практических навыков проигрывается клиническая ситуация, требующая их применения. Для этих целей используются ситуационные задачи, созданные преподавателями кафедры по всему курсу общей хирургии. Одним из важных моментов подготовки студента-медика в симуляционном классе является развитие коллегиальности, умение слышать коллег, выразить и обосновать собственное мнение, работать в команде. Для вовлечения всех студентов в процесс выполнения манипуляции и заострения внимания одни студенты выполняют роль пациента, другие выполняют медицинскую помощь, третьи – назначаются экспертами, наделенными функциями аудиторов, для оценки правильности выполнения задания, что способствует повышению самооценки и мотивации студентов. Завершающим этапом занятия является обсуждение действий и полученных результатов. В ряде случаев манипуляцию приходится повторить с целью уточнения определенных моментов. Количество повторений, необходимых для освоения и закрепления
113 навыка и умения, зависит от сложности выполняемой манипуляции и индивидуальных особенностей обучающихся. В некоторых случаях обсуждение выполненных манипуляций проводится с применением видеосъемки, которая позволяет указать на неточности в выполнении манипуляции с целью их устранения. При такой организации учебного процесса каждый обучающийся имеет возможность оценивать свои ошибки. Как правило, частыми ошибками при выполнении данного сценария чаще всего являются: недостаточные коммуникативные навыки студентов, нарушение порядка выполнения манипуляций, отсутствие согласованности в работе команды. Заключительный контроль освоения обучающимися практических навыков проводится на зачете.
Динамика среднего балла по практическим навыкам за 5 лет была следующей:
2013-2014 гг. – 3,2; 2014-2015 гг. – 3,4; 2015-2016 гг. – 3,88; 2016-2017 гг. – 3,94;
2017-2018 гг. – 4,0. Результаты симуляционного обучения позволили повысить средний балл курсового экзамена по общей хирургии. Динамика среднего балла курсового экзамена была следующей: 2013-2014 гг. – 3,86; 2014-2015 гг. – 3,94;
2015-2016 гг. – 4,09; 2016-2017 гг. – 4,09; 2017-2018 гг. – 4,15.
Заключение.
Разработка и внедрение современной модели профессиональной подготовки студентов посредством включения симуляционного обучения позволила повысить клиническую компетентность, обучить работе в команде. Уровень владения клиническими навыками должен быть главным критерием оценки профессиональной квалификации врача в рамках непрерывного профессионального развития.
Список литературы
1.
Ефимов, Е.В. Первые результаты симуляционного обучения в курсе общей хирургии / Е.В. Ефимов // Перспективы науки и образования. – 2014. –
№ 2. – С. 134-137.
2.
Муравьев, К.А. Симуляционное обучение в медицине – переломный период / К.А. Муравьев // Фундаментальные исследования. – 2011. – Т. 10, № 3.
– С. 534–537.
3. Clinical simulation: importance to the internal medicine educational mission
/ P.E. Ogden, L.S. Cobbs, M.R. Howell, S.J. Sibbitt, D.J. Di-Pette // Am J Med. – 2007.
– Vol.120, № 9. – Р. 820-824.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И УСТАНОВОК
НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ
МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Василенко Т.Д., Селин А.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра общей и клинической психологии
114
В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья в России актуальна для всех групп населения, при этом особое внимание необходимо уделить отношению к здоровому образу жизни среди студентов.
Многочисленные исследования показывают, что в 80-85% случаев у молодых людей наблюдаются нарушения в состоянии здоровья, данная статистика доказывает, что большинство юношей и девушек не ориентированы на сохранение своего здоровья.
Необходимо отметить, что здоровье студентов имеет большое социально- медицинское значение, так как им предстоит реализовать такие важнейшие социальные функции общества, как профессионально-трудовая, репродуктивная, социально-общественная, и др. И в первую очередь, это относится к студентам медицинского вуза – будущим специалистам здравоохранения, одной из задач профессиональной деятельности которых является формирование физического здоровья нашего общества. Овладение этой профессией требует не только усвоения определенного объема знаний и навыков, оно предполагает определенный жизненный настрой, предъявляет высокие требования к личностным качествам человека и далеко не в последнюю очередь – к его физическому и психическому здоровью. Формирование здоровьесберегающей ответственности студентов медицинского вуза – это целенаправленный процесс, результат которого зависит от воздействия как внешних, так и от внутренних факторов.
Обучение в медицинском вузе характеризуется определенным темпом жизни, высокой интенсивностью обучения, быстрым ритмом учебной деятельности и большими объемами информации, что обуславливает определенные нагрузки на здоровье студентов. Также корпоративная культура вуза из-за медицинской направленности предполагает заботу о своем здоровье, понимание своего здоровья как ценности и ведение здорового образа жизни
(ЗОЖ). Формирование ценностного отношения к собственному здоровью является важным направлением в воспитании будущих специалистов как медицинского, так и немедицинского направлений.
На формирование установок на ЗОЖ влияет целый ряд факторов. Наиболее значимыми составляющими, на наш взгляд, являются социальные факторы, гендерные особенности, а также личностные характекристики.
Компоненты установок на здоровый образ жизни, согласно
Р.А. Березовской, связаны между собой и представляют цельную личностную структуру:
• когнитивный компонент включает в себя степень осведомленности человека в сфере здоровья, знание основных факторов риска и антириска, а так же понимание роли здоровья для полноценной жизни;
• эмоциональный компонент представляет собой отношение человека к здоровому образу жизни, отношение человека к людям, соблюдающим здоровый образ жизни, а также чувства по поводу состояния собственного здоровья;
115
• поведенческий компонент определяет степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни;
• ценностно-мотивационный компонент: высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей, степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья, т.е. система жизненных стремлений, направленных на ведение здорового образа жизни.
При определенной профессиональной направленности ценностно- мотивационный компонент представлений о здоровом образе жизни меняется: медицинская специфика обучения формирует первостепенную ценность здоровья; кроме того, в ходе обучения студент начинает относиться к собственному здоровью более осознанно и внимательно.
Основными факторами, которые, как мы предполагаем, имеют значение в формировании установок на ЗОЖ у студентов медицинского вуза, являются внешние и внутренние. Внешними факторами выступают: длительность обучения от 1 до 5 или 6 курса и специфика обучения, а именно факультеты медицинского и немедицинского направления. К факультетам медицинского направления мы относим лечебный; к факультетам немедицинского направления мы относим фармацевтический и клинической психологии. К внутренним факторам, влияющим, на наш взгляд, на формирование установок на ЗОЖ мы отнесли: ряд личностных особенностей (стиль саморегуляции, жизненные ценности, эмоциональный интеллект, временная перспектива, учебная мотивация), а также гендерные различия.
На наш взгляд, в результате воспитания у мужчин и женщин в зависимости от гендерных представлений будут формироваться определенные стереотипы поведения, которые в дальнейшем будут иметь отражение и в установках на здоровый образ жизни.
Для понимания сути происходящего с установками на ЗОЖ у студентов медицинского вуза нами было проведено исследование, направленное на изучение формирования установок на здоровый образ жизни. Мы выдвинули ряд исследовательских гипотез:
1.
Гипотеза об установках на здоровый образ жизни у студентов медицинского вуза во взаимосвязи со спецификой обучения.
2.
Гипотеза об установках на здоровый образ у студентов медицинского вуза во взаимосвязи с длительностью обучения.
3.
Гипотеза об установках на здоровый образ у студентов медицинского вуза во взаимосвязи с гендерными различиями.
4.
Гипотеза об установках на здоровый образ у студентов медицинского вуза во взаимосвязи с личностными особенностями.
Исследование проводилось на базе КГМУ в 2016-2017 уч. г.
В нашем исследовании мы используем ряд методов, необходимых нам для получения соответствующей информации.
1.
Анкетирование, направленное на выявление особенностей отношения к ЗОЖ.
2.
Опросник отношение к здоровью (Р.А.Березовская).