Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 996

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Список литературы
1. Бухарина, Т.Л. Педагогические основы профессиональной ориентации молодёжи на медицинскую профессию / Т.Л. Бухарина. – Оренбург:
Издательский центр ОГАУ, 1997. – 216 с.
2. Бухарина, Т. Л. Руководство по формированию профессиональной направленности студента-медика в условиях билингвизма / Т.Л. Бухарина,
Е.А. Иванова, Т.В. Михина, С.Г. Заболотная, И.А. Коровина. – Екатеринбург:
УРО РАН, 2006. – 242 с.
3. Коровина, И.А. Реализация самообразовательной деятельности как фактора формирования профессиональной направленности студента-медика /
И.А. Коровина. – М.: Дом педагогики, 2015. – 158 с.
4. Коровина, И.А. Студенческое научное общество как одна из эффективных форм становления профессиональной направленности студента- медика / И.А. Коровина // Сборник материалов VII Всероссийской научно- практической электронной конференции с международным участием «Язык.
Коммуникация. Культура». – Курск, 2013. – С. 115-118.
ВОСПИТАНИЕ КАК АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ
НА КАФЕДРЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ № 1
Борисова Н.А., Мальцева Г.И., Хлебодарова Е.В., Понкратов В.И.,
Москалюк М.И., Яковенко Л.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра внутренних болезней № 1
В настоящее время под процессы воспитания и социализации студентов в высшей школе объединяют социально-педагогическую поддержку формирования, становления и развития высоконравственного гражданина
России, который принимает судьбу Отечества как свою личную, в полной мере осознает ответственность за настоящее и будущее своей родины. Все это должно

94 быть создано на основе богатых духовных и культурных традициях Российской
Федерации. Следует подчеркнуть, что в сфере высшего профессионального образования отмечается отчетливая тенденция к переходу от квалифицированной модели, достаточно жестко привязанной к объекту и месту труда, к компетентной [2]. Именно поэтому выпускник медицинского вуза, владея профессиональными компетенциями, в то же время должен развивать в себе организаторские способности, научиться принимать верные и быстрые решения, брать на себя ответственность за их выполнение в той или иной конкретной ситуации. При этом молодой специалист должен обладать рядом коммуникативных качеств, находить пути постоянного самоусовершенствования профессиональной клинической практике, обладать креативностью, иметь исследовательские навыки, так как конкурентоспособность выпускника в современных условиях напрямую зависит и от умения проявлять активность, инициативу, коммуникабельность [3].
Следует отметить, что перед высшими учебными заведениями России всегда стояла задача подготовки выпускников с уровнем квалификации, адекватным спросу на специалистов определенной профессии. Именно сегодня эта проблема стоит еще более остро [2]. Профессия врача по-прежнему остается одной из самых востребованных в России. И сегодня, как много лет назад, врач сохраняет свой сан жреца, а вместе с ним и свою все возрастающую ответственность. В будущем медицинская наука станет еще точней, приумножится ее оснащение, но рядом с нею, как и сегодня сохранит свое место врач классического типа, – тот, от которого зависит правильная и своевременная диагностика, лечение и прогноз того или иного заболевания в свете сформированных у него теоретических и клинических умений и навыков, базирующихся на доказательной медицине и современных клинических рекомендациях по ведению пациентов с различной терапевтической патологией.
И, как и прежде, он будет утешать страдальцев, и ободрять павших духом. И появятся новые чудеса. И появится новая ответственность. Медики стран будут, как и сегодня, связаны единой врачебной моралью. В настоящее время высказывание Андре Моруа не теряет своей актуальности для современного поколения врачей, так как "...завтра, как и сегодня, человек в медицинском халате будет спасать жизнь страдающему, кто бы он не был – друг или недруг, правый или виноватый. При этом жизнь врача останется такой же, как и сегодня,
- трудной, тревожной, героической и возвышенной".
В настоящее время, когда профессия медика становится поистине массовой, а технические средства обследования все глубже входят в непосредственные отношения между врачом и больным, актуальным является вопрос о необходимости сохранить в личности врача то особое, отличающее его от других специалистов, что наряду с профессиональными знаниями влияет на успех лечения больного [2]. Кроме этого выпускнику необходим определенный набор социальных компетенций, которые должны воспитываться у студентов начиная с первого курса. Именно они помогут врачу легко установить с пациентом именно те взаимоотношения, которые будут основаны на взаимном


95 уважении доброжелательном отношении, что, зачастую, помогает быстрее разобраться в сложных вопросах диагностики и дифференциальной диагностики, получить лучший эффект от применения медикаментозных средств.
Следует отметить, что понимание своей причастности к решению важнейших медицинских задач вызывает у студентов постоянный интерес к овладению знаниями и навыками столь трудной, но почетной профессии. Так, участие в работе научной школы «Иммунологические и гемодинамические аспекты внутренней патологии», созданной на кафедре внутренних болезней
№ 1, развивает любовь к избранной профессии, формирует определенный подход к творческой работе, учит выполнять ее на высоком уровне. Уже в течение нескольких лет студенческий научный кружок кафедры внутренних болезней № 1 занимает 1 место в рейтинговой оценке деятельности кафедр клинического профиля. Совершенствование социальных компетенций студентами осуществляется при выполнении многолетних научно- исследовательских работ. Следует отметить, что при подготовке к докладу и выступлению студент получает опыт систематизации и обобщения материала, овладевает искусством аргументированной полемики. Так, большинство молодых сотрудников кафедры прошли путь от защиты курсовой, дипломной работы до защиты кандидатской и даже докторских диссертаций.
Помимо индивидуального подхода в реализации учебной и воспитательной функций на кафедре практикуются методы, формирующие способность работы в коллективе, что находит отражение в оценке социальной компетентности выпускника. Это работа в студенческих группах при решении конкретных задач (ситуационные задачи, «case-study» и т.д.) на практических занятиях; участие в командном первенстве ежегодных тематических олимпиад.
Команда студентов Курского государственного медицинского университета, подготовленная сотрудниками кафедры внутренних болезней № 1, заняла
1 место в первой Федеральной олимпиаде по терапии «Золотой стетоскоп»
(г. Москва), второе место в Первой Всероссийской олимпиаде имени
Н.С. Короткова (май, 2016 г., город Курск), третье место во Всероссийской олимпиаде имени Н.С. Короткова (май, 2018 г., город Саратов).
Формирование социальной компетентности у студентов старших курсов продолжается непосредственно в отделениях. Именно здесь принцип сотрудничества ориентирует преподавателя и студентов на воспитание у обучающихся взаимной ответственности, сопереживания, взаимопонимания в процессе преодоления трудностей при обследовании пациента, постановке диагноза, проведении диагностического поиска и назначении лечения. Особенно следует подчеркнуть, что именно в палатах студенты учатся выстраивать правильные взаимоотношения между врачом и больным, их родственниками.
При этом имеет значение не только духовный, но и внешний облик врача.
Одежда, выражение лица, манера держать себя также отражают некоторые аспекты личности врача и, в частности, степень его заботы, внимания к больному, способность к сопереживанию. Опрятность врача всегда


96 ассоциируется в представлении больного с хорошей его профессиональной подготовкой, вызывает приятные впечатления у его родственников, помогает установлению с ними хороших, доброжелательных отношений. особенно следует отметить, что беседа врача с больным – это и наука, и настоящее искусство. Овладеть им в совершенстве врачу невозможно без высокой культуры речи и социальных компетенций.
Следует отметить, что преподаватели вуза, в том числе сотрудники кафедры, являются для обучающихся на нашей кафедре студентов, хорошим примером для подражания.
Таким образом, важными задачами профессионального воспитания на кафедре внутренних болезней № 1 является не только формирование профессиональных компетенций, но и обеспечение процесса социализации обучающегося. Эти процессы должны проводится на фоне внедрения иновационных методов преподавания, что находит свое отражение в заинтересованности студентов, как в освоении практических навыков, так и в систематизации, а также рациональном использовании полученных на кафедре знаний. По нашему мнению, именно это позволит будущему врачу в полной мере исполнить свой профессиональный и гражданский долг, поступать в любой жизненной ситуации именно так, как этого потребуют интересы человека, народа и его Родины.
Список литературы
1. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. –
2005. № 9. – С. 34-42.
2. Щипачева, Н.В. Качество образования в системе Высшей школы: социологический аспект / Н.В. Щипачева // Автореферат на соиск. уч. ст. канд. социол. наук. – Екатеринбург, 2005. – 16 с.
РОЛЬ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ
К ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
Бровкина И.Л., Крюков А.А.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Деканат факультетов стоматологического, медико-
профилактического дела и ВСО
В настоящее время симуляционное обучение является обязательным компонентом профессиональной подготовки специалиста-медика, уже накоплен достаточный опыт применения имитационных методов в образовании, в том числе и медицинском.
Термин «симуляционное обучение»трактуется, какосвоение и совершенствование технических и нетехнических навыков и умений с помощью реалистичной модели (биологической, механической, электронной, виртуальной


97 или гибридной). Выделяется ряд преимуществ симуляционных методик по сравнению с традиционными формами обучения [3]:
• клинический опыт в симуляционной среде без риска для пациента,
• объективная оценка достигнутого уровня мастерства,
• не ограничено число повторов отработки навыка,
• тренинг в удобное время, независимо от работы клиники,
• отработка действий при редких и жизнеугрожающих патологиях,
• часть функций преподавателя берет на себя виртуальный тренажер,
• снижен стресс при первых самостоятельных манипуляциях.
Впервые термин «симуляционное обучение» и обязательный порядок его проведения в рамках подготовки студентов, интернов и ординаторов был введен в «Государственной программе развития здравоохранения Российской
Федерации» утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 2511-p от 24 декабря 2012 года, на сегодняшний день актуальным является Постановление
Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 294 "Об утверждении госу- дарственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»".
В настоящее время об обязательном наличии симуляционного обучения и/или контроля при подготовке специалистов-медиков в законодательных актах говорится следующее: а) Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от
22 августа 2013 г. № 585н «Об утверждении порядка участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности» определяется, в частности, что допуск к участию в оказании медицинской помощи гражданам могут получить лишь те обучающиеся, которые имеют практические навыки участия в оказании медицинской помощи гражданам, в том числе приобретенные на моделях
(симуляторах) профессиональной и/ или фармацевтической деятельности [1, 4]; б) порядок проведения аккредитации специалистов, в том числе оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях при проведении аккредитации, подробно описан в приказе Министерства здравоохранения
России № 334н от 2 июня 2016 г. «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» [2, 4].
Согласно утвержденной процедуре первичной аккредитации выпускников второй этап реализуется в форме ОСКЭ (объективного структурированного клинического экзамена), проведение которого осуществляется с использованием тех же тренажеров, которые используются при симуляционном обучении. В связи с этим актуальность приобретает вопрос организации практического этапа экзамена или зачета промежуточной аттестации по дисциплинам (модулям) в которых завершается изучение ситуаций, вынесенных на второй этап первичной аккредитации специалистов, в виде максимально приближенном к ОСКЭ.
В Западных странах, из которых была заимствована модель аккредитации специалистов, медицинские школы используют ОСКЭ в качестве итогового экзамена и промежуточных экзаменов после клинических циклов. Вертикальная


98 интеграция дисциплин с ранним включением в программы обучения уже на начальных курсах клинических аспектов позволяет использовать методику
ОСКЭ уже после первого года обучения [3].
В то же время ОСКЭ может оказывать потенциальное негативное воздействие на процесс обучения, так как предполагает прохождение ограниченного количества практических испытаний. Поэтому наиболее правильной выглядит ситуация, когда в виде ОСКЭ будет организован практический этап экзамена, а теоретическое собеседование экзаменатора и студента останется в классическом виде.
В связи с наличием единых требований к первичной аккредитации специалистов (по всей стране используются типовые чек-листы алгоритмов ситуаций), необходимо формирование единых требований к образовательным программам (часы, курсы изучения), включающим материал о ситуациях, выносимых на первичную аккредитацию. Работа по созданию примерных ООП уже начата.
Таким образом, симуляционное обучение не является панацеей в решении проблем медицинского образования в Российской Федерации, но оно является эффективным и доступным инструментом для решения задач качественной практической подготовки обучающихся. Для того, чтобы эти технологии принесли максимальную пользу, необходимо всеобъемлюще понимать их положительные и отрицательные стороны, сформулировать задачи, решение которых без этих технологий невозможно.
Список литературы
1.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 августа 2013 г. № 585н «Об утверждении порядка участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности».
2.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
2 июня 2016 г. № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов».
3.
Специалист медицинского симуляционного обучения
/
В.А. Кубышкин, А.А. Свистунов, М.Д. Горшков и др. – М., 2016 г. – 321 с.
4.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ЭТО ВОПРОС
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ПРЕСТИЖА СТРАНЫ
Брянцев А.О., Поляков Д.В., Конопля Е.Н.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра пропедевтики внутренних болезней