Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 996
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Список литературы
1. Бухарина, Т.Л. Педагогические основы профессиональной ориентации молодёжи на медицинскую профессию / Т.Л. Бухарина. – Оренбург:
Издательский центр ОГАУ, 1997. – 216 с.
2. Бухарина, Т. Л. Руководство по формированию профессиональной направленности студента-медика в условиях билингвизма / Т.Л. Бухарина,
Е.А. Иванова, Т.В. Михина, С.Г. Заболотная, И.А. Коровина. – Екатеринбург:
УРО РАН, 2006. – 242 с.
3. Коровина, И.А. Реализация самообразовательной деятельности как фактора формирования профессиональной направленности студента-медика /
И.А. Коровина. – М.: Дом педагогики, 2015. – 158 с.
4. Коровина, И.А. Студенческое научное общество как одна из эффективных форм становления профессиональной направленности студента- медика / И.А. Коровина // Сборник материалов VII Всероссийской научно- практической электронной конференции с международным участием «Язык.
Коммуникация. Культура». – Курск, 2013. – С. 115-118.
ВОСПИТАНИЕ КАК АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ
НА КАФЕДРЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ № 1
Борисова Н.А., Мальцева Г.И., Хлебодарова Е.В., Понкратов В.И.,
Москалюк М.И., Яковенко Л.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра внутренних болезней № 1
В настоящее время под процессы воспитания и социализации студентов в высшей школе объединяют социально-педагогическую поддержку формирования, становления и развития высоконравственного гражданина
России, который принимает судьбу Отечества как свою личную, в полной мере осознает ответственность за настоящее и будущее своей родины. Все это должно
94 быть создано на основе богатых духовных и культурных традициях Российской
Федерации. Следует подчеркнуть, что в сфере высшего профессионального образования отмечается отчетливая тенденция к переходу от квалифицированной модели, достаточно жестко привязанной к объекту и месту труда, к компетентной [2]. Именно поэтому выпускник медицинского вуза, владея профессиональными компетенциями, в то же время должен развивать в себе организаторские способности, научиться принимать верные и быстрые решения, брать на себя ответственность за их выполнение в той или иной конкретной ситуации. При этом молодой специалист должен обладать рядом коммуникативных качеств, находить пути постоянного самоусовершенствования профессиональной клинической практике, обладать креативностью, иметь исследовательские навыки, так как конкурентоспособность выпускника в современных условиях напрямую зависит и от умения проявлять активность, инициативу, коммуникабельность [3].
Следует отметить, что перед высшими учебными заведениями России всегда стояла задача подготовки выпускников с уровнем квалификации, адекватным спросу на специалистов определенной профессии. Именно сегодня эта проблема стоит еще более остро [2]. Профессия врача по-прежнему остается одной из самых востребованных в России. И сегодня, как много лет назад, врач сохраняет свой сан жреца, а вместе с ним и свою все возрастающую ответственность. В будущем медицинская наука станет еще точней, приумножится ее оснащение, но рядом с нею, как и сегодня сохранит свое место врач классического типа, – тот, от которого зависит правильная и своевременная диагностика, лечение и прогноз того или иного заболевания в свете сформированных у него теоретических и клинических умений и навыков, базирующихся на доказательной медицине и современных клинических рекомендациях по ведению пациентов с различной терапевтической патологией.
И, как и прежде, он будет утешать страдальцев, и ободрять павших духом. И появятся новые чудеса. И появится новая ответственность. Медики стран будут, как и сегодня, связаны единой врачебной моралью. В настоящее время высказывание Андре Моруа не теряет своей актуальности для современного поколения врачей, так как "...завтра, как и сегодня, человек в медицинском халате будет спасать жизнь страдающему, кто бы он не был – друг или недруг, правый или виноватый. При этом жизнь врача останется такой же, как и сегодня,
- трудной, тревожной, героической и возвышенной".
В настоящее время, когда профессия медика становится поистине массовой, а технические средства обследования все глубже входят в непосредственные отношения между врачом и больным, актуальным является вопрос о необходимости сохранить в личности врача то особое, отличающее его от других специалистов, что наряду с профессиональными знаниями влияет на успех лечения больного [2]. Кроме этого выпускнику необходим определенный набор социальных компетенций, которые должны воспитываться у студентов начиная с первого курса. Именно они помогут врачу легко установить с пациентом именно те взаимоотношения, которые будут основаны на взаимном
95 уважении доброжелательном отношении, что, зачастую, помогает быстрее разобраться в сложных вопросах диагностики и дифференциальной диагностики, получить лучший эффект от применения медикаментозных средств.
Следует отметить, что понимание своей причастности к решению важнейших медицинских задач вызывает у студентов постоянный интерес к овладению знаниями и навыками столь трудной, но почетной профессии. Так, участие в работе научной школы «Иммунологические и гемодинамические аспекты внутренней патологии», созданной на кафедре внутренних болезней
№ 1, развивает любовь к избранной профессии, формирует определенный подход к творческой работе, учит выполнять ее на высоком уровне. Уже в течение нескольких лет студенческий научный кружок кафедры внутренних болезней № 1 занимает 1 место в рейтинговой оценке деятельности кафедр клинического профиля. Совершенствование социальных компетенций студентами осуществляется при выполнении многолетних научно- исследовательских работ. Следует отметить, что при подготовке к докладу и выступлению студент получает опыт систематизации и обобщения материала, овладевает искусством аргументированной полемики. Так, большинство молодых сотрудников кафедры прошли путь от защиты курсовой, дипломной работы до защиты кандидатской и даже докторских диссертаций.
Помимо индивидуального подхода в реализации учебной и воспитательной функций на кафедре практикуются методы, формирующие способность работы в коллективе, что находит отражение в оценке социальной компетентности выпускника. Это работа в студенческих группах при решении конкретных задач (ситуационные задачи, «case-study» и т.д.) на практических занятиях; участие в командном первенстве ежегодных тематических олимпиад.
Команда студентов Курского государственного медицинского университета, подготовленная сотрудниками кафедры внутренних болезней № 1, заняла
1 место в первой Федеральной олимпиаде по терапии «Золотой стетоскоп»
(г. Москва), второе место в Первой Всероссийской олимпиаде имени
Н.С. Короткова (май, 2016 г., город Курск), третье место во Всероссийской олимпиаде имени Н.С. Короткова (май, 2018 г., город Саратов).
Формирование социальной компетентности у студентов старших курсов продолжается непосредственно в отделениях. Именно здесь принцип сотрудничества ориентирует преподавателя и студентов на воспитание у обучающихся взаимной ответственности, сопереживания, взаимопонимания в процессе преодоления трудностей при обследовании пациента, постановке диагноза, проведении диагностического поиска и назначении лечения. Особенно следует подчеркнуть, что именно в палатах студенты учатся выстраивать правильные взаимоотношения между врачом и больным, их родственниками.
При этом имеет значение не только духовный, но и внешний облик врача.
Одежда, выражение лица, манера держать себя также отражают некоторые аспекты личности врача и, в частности, степень его заботы, внимания к больному, способность к сопереживанию. Опрятность врача всегда
96 ассоциируется в представлении больного с хорошей его профессиональной подготовкой, вызывает приятные впечатления у его родственников, помогает установлению с ними хороших, доброжелательных отношений. особенно следует отметить, что беседа врача с больным – это и наука, и настоящее искусство. Овладеть им в совершенстве врачу невозможно без высокой культуры речи и социальных компетенций.
Следует отметить, что преподаватели вуза, в том числе сотрудники кафедры, являются для обучающихся на нашей кафедре студентов, хорошим примером для подражания.
Таким образом, важными задачами профессионального воспитания на кафедре внутренних болезней № 1 является не только формирование профессиональных компетенций, но и обеспечение процесса социализации обучающегося. Эти процессы должны проводится на фоне внедрения иновационных методов преподавания, что находит свое отражение в заинтересованности студентов, как в освоении практических навыков, так и в систематизации, а также рациональном использовании полученных на кафедре знаний. По нашему мнению, именно это позволит будущему врачу в полной мере исполнить свой профессиональный и гражданский долг, поступать в любой жизненной ситуации именно так, как этого потребуют интересы человека, народа и его Родины.
Список литературы
1. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. –
2005. № 9. – С. 34-42.
2. Щипачева, Н.В. Качество образования в системе Высшей школы: социологический аспект / Н.В. Щипачева // Автореферат на соиск. уч. ст. канд. социол. наук. – Екатеринбург, 2005. – 16 с.
РОЛЬ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ
К ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
Бровкина И.Л., Крюков А.А.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Деканат факультетов стоматологического, медико-
профилактического дела и ВСО
В настоящее время симуляционное обучение является обязательным компонентом профессиональной подготовки специалиста-медика, уже накоплен достаточный опыт применения имитационных методов в образовании, в том числе и медицинском.
Термин «симуляционное обучение»трактуется, какосвоение и совершенствование технических и нетехнических навыков и умений с помощью реалистичной модели (биологической, механической, электронной, виртуальной
97 или гибридной). Выделяется ряд преимуществ симуляционных методик по сравнению с традиционными формами обучения [3]:
• клинический опыт в симуляционной среде без риска для пациента,
• объективная оценка достигнутого уровня мастерства,
• не ограничено число повторов отработки навыка,
• тренинг в удобное время, независимо от работы клиники,
• отработка действий при редких и жизнеугрожающих патологиях,
• часть функций преподавателя берет на себя виртуальный тренажер,
• снижен стресс при первых самостоятельных манипуляциях.
Впервые термин «симуляционное обучение» и обязательный порядок его проведения в рамках подготовки студентов, интернов и ординаторов был введен в «Государственной программе развития здравоохранения Российской
Федерации» утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 2511-p от 24 декабря 2012 года, на сегодняшний день актуальным является Постановление
Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 294 "Об утверждении госу- дарственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»".
В настоящее время об обязательном наличии симуляционного обучения и/или контроля при подготовке специалистов-медиков в законодательных актах говорится следующее: а) Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от
22 августа 2013 г. № 585н «Об утверждении порядка участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности» определяется, в частности, что допуск к участию в оказании медицинской помощи гражданам могут получить лишь те обучающиеся, которые имеют практические навыки участия в оказании медицинской помощи гражданам, в том числе приобретенные на моделях
(симуляторах) профессиональной и/ или фармацевтической деятельности [1, 4]; б) порядок проведения аккредитации специалистов, в том числе оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях при проведении аккредитации, подробно описан в приказе Министерства здравоохранения
России № 334н от 2 июня 2016 г. «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» [2, 4].
Согласно утвержденной процедуре первичной аккредитации выпускников второй этап реализуется в форме ОСКЭ (объективного структурированного клинического экзамена), проведение которого осуществляется с использованием тех же тренажеров, которые используются при симуляционном обучении. В связи с этим актуальность приобретает вопрос организации практического этапа экзамена или зачета промежуточной аттестации по дисциплинам (модулям) в которых завершается изучение ситуаций, вынесенных на второй этап первичной аккредитации специалистов, в виде максимально приближенном к ОСКЭ.
В Западных странах, из которых была заимствована модель аккредитации специалистов, медицинские школы используют ОСКЭ в качестве итогового экзамена и промежуточных экзаменов после клинических циклов. Вертикальная
98 интеграция дисциплин с ранним включением в программы обучения уже на начальных курсах клинических аспектов позволяет использовать методику
ОСКЭ уже после первого года обучения [3].
В то же время ОСКЭ может оказывать потенциальное негативное воздействие на процесс обучения, так как предполагает прохождение ограниченного количества практических испытаний. Поэтому наиболее правильной выглядит ситуация, когда в виде ОСКЭ будет организован практический этап экзамена, а теоретическое собеседование экзаменатора и студента останется в классическом виде.
В связи с наличием единых требований к первичной аккредитации специалистов (по всей стране используются типовые чек-листы алгоритмов ситуаций), необходимо формирование единых требований к образовательным программам (часы, курсы изучения), включающим материал о ситуациях, выносимых на первичную аккредитацию. Работа по созданию примерных ООП уже начата.
Таким образом, симуляционное обучение не является панацеей в решении проблем медицинского образования в Российской Федерации, но оно является эффективным и доступным инструментом для решения задач качественной практической подготовки обучающихся. Для того, чтобы эти технологии принесли максимальную пользу, необходимо всеобъемлюще понимать их положительные и отрицательные стороны, сформулировать задачи, решение которых без этих технологий невозможно.
Список литературы
1.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 августа 2013 г. № 585н «Об утверждении порядка участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности».
2.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
2 июня 2016 г. № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов».
3.
Специалист медицинского симуляционного обучения
/
В.А. Кубышкин, А.А. Свистунов, М.Д. Горшков и др. – М., 2016 г. – 321 с.
4.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ – ЭТО ВОПРОС
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ПРЕСТИЖА СТРАНЫ
Брянцев А.О., Поляков Д.В., Конопля Е.Н.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
1. Бухарина, Т.Л. Педагогические основы профессиональной ориентации молодёжи на медицинскую профессию / Т.Л. Бухарина. – Оренбург:
Издательский центр ОГАУ, 1997. – 216 с.
2. Бухарина, Т. Л. Руководство по формированию профессиональной направленности студента-медика в условиях билингвизма / Т.Л. Бухарина,
Е.А. Иванова, Т.В. Михина, С.Г. Заболотная, И.А. Коровина. – Екатеринбург:
УРО РАН, 2006. – 242 с.
3. Коровина, И.А. Реализация самообразовательной деятельности как фактора формирования профессиональной направленности студента-медика /
И.А. Коровина. – М.: Дом педагогики, 2015. – 158 с.
4. Коровина, И.А. Студенческое научное общество как одна из эффективных форм становления профессиональной направленности студента- медика / И.А. Коровина // Сборник материалов VII Всероссийской научно- практической электронной конференции с международным участием «Язык.
Коммуникация. Культура». – Курск, 2013. – С. 115-118.
ВОСПИТАНИЕ КАК АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ
НА КАФЕДРЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ № 1
Борисова Н.А., Мальцева Г.И., Хлебодарова Е.В., Понкратов В.И.,
Москалюк М.И., Яковенко Л.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра внутренних болезней № 1
В настоящее время под процессы воспитания и социализации студентов в высшей школе объединяют социально-педагогическую поддержку формирования, становления и развития высоконравственного гражданина
России, который принимает судьбу Отечества как свою личную, в полной мере осознает ответственность за настоящее и будущее своей родины. Все это должно
94 быть создано на основе богатых духовных и культурных традициях Российской
Федерации. Следует подчеркнуть, что в сфере высшего профессионального образования отмечается отчетливая тенденция к переходу от квалифицированной модели, достаточно жестко привязанной к объекту и месту труда, к компетентной [2]. Именно поэтому выпускник медицинского вуза, владея профессиональными компетенциями, в то же время должен развивать в себе организаторские способности, научиться принимать верные и быстрые решения, брать на себя ответственность за их выполнение в той или иной конкретной ситуации. При этом молодой специалист должен обладать рядом коммуникативных качеств, находить пути постоянного самоусовершенствования профессиональной клинической практике, обладать креативностью, иметь исследовательские навыки, так как конкурентоспособность выпускника в современных условиях напрямую зависит и от умения проявлять активность, инициативу, коммуникабельность [3].
Следует отметить, что перед высшими учебными заведениями России всегда стояла задача подготовки выпускников с уровнем квалификации, адекватным спросу на специалистов определенной профессии. Именно сегодня эта проблема стоит еще более остро [2]. Профессия врача по-прежнему остается одной из самых востребованных в России. И сегодня, как много лет назад, врач сохраняет свой сан жреца, а вместе с ним и свою все возрастающую ответственность. В будущем медицинская наука станет еще точней, приумножится ее оснащение, но рядом с нею, как и сегодня сохранит свое место врач классического типа, – тот, от которого зависит правильная и своевременная диагностика, лечение и прогноз того или иного заболевания в свете сформированных у него теоретических и клинических умений и навыков, базирующихся на доказательной медицине и современных клинических рекомендациях по ведению пациентов с различной терапевтической патологией.
И, как и прежде, он будет утешать страдальцев, и ободрять павших духом. И появятся новые чудеса. И появится новая ответственность. Медики стран будут, как и сегодня, связаны единой врачебной моралью. В настоящее время высказывание Андре Моруа не теряет своей актуальности для современного поколения врачей, так как "...завтра, как и сегодня, человек в медицинском халате будет спасать жизнь страдающему, кто бы он не был – друг или недруг, правый или виноватый. При этом жизнь врача останется такой же, как и сегодня,
- трудной, тревожной, героической и возвышенной".
В настоящее время, когда профессия медика становится поистине массовой, а технические средства обследования все глубже входят в непосредственные отношения между врачом и больным, актуальным является вопрос о необходимости сохранить в личности врача то особое, отличающее его от других специалистов, что наряду с профессиональными знаниями влияет на успех лечения больного [2]. Кроме этого выпускнику необходим определенный набор социальных компетенций, которые должны воспитываться у студентов начиная с первого курса. Именно они помогут врачу легко установить с пациентом именно те взаимоотношения, которые будут основаны на взаимном
95 уважении доброжелательном отношении, что, зачастую, помогает быстрее разобраться в сложных вопросах диагностики и дифференциальной диагностики, получить лучший эффект от применения медикаментозных средств.
Следует отметить, что понимание своей причастности к решению важнейших медицинских задач вызывает у студентов постоянный интерес к овладению знаниями и навыками столь трудной, но почетной профессии. Так, участие в работе научной школы «Иммунологические и гемодинамические аспекты внутренней патологии», созданной на кафедре внутренних болезней
№ 1, развивает любовь к избранной профессии, формирует определенный подход к творческой работе, учит выполнять ее на высоком уровне. Уже в течение нескольких лет студенческий научный кружок кафедры внутренних болезней № 1 занимает 1 место в рейтинговой оценке деятельности кафедр клинического профиля. Совершенствование социальных компетенций студентами осуществляется при выполнении многолетних научно- исследовательских работ. Следует отметить, что при подготовке к докладу и выступлению студент получает опыт систематизации и обобщения материала, овладевает искусством аргументированной полемики. Так, большинство молодых сотрудников кафедры прошли путь от защиты курсовой, дипломной работы до защиты кандидатской и даже докторских диссертаций.
Помимо индивидуального подхода в реализации учебной и воспитательной функций на кафедре практикуются методы, формирующие способность работы в коллективе, что находит отражение в оценке социальной компетентности выпускника. Это работа в студенческих группах при решении конкретных задач (ситуационные задачи, «case-study» и т.д.) на практических занятиях; участие в командном первенстве ежегодных тематических олимпиад.
Команда студентов Курского государственного медицинского университета, подготовленная сотрудниками кафедры внутренних болезней № 1, заняла
1 место в первой Федеральной олимпиаде по терапии «Золотой стетоскоп»
(г. Москва), второе место в Первой Всероссийской олимпиаде имени
Н.С. Короткова (май, 2016 г., город Курск), третье место во Всероссийской олимпиаде имени Н.С. Короткова (май, 2018 г., город Саратов).
Формирование социальной компетентности у студентов старших курсов продолжается непосредственно в отделениях. Именно здесь принцип сотрудничества ориентирует преподавателя и студентов на воспитание у обучающихся взаимной ответственности, сопереживания, взаимопонимания в процессе преодоления трудностей при обследовании пациента, постановке диагноза, проведении диагностического поиска и назначении лечения. Особенно следует подчеркнуть, что именно в палатах студенты учатся выстраивать правильные взаимоотношения между врачом и больным, их родственниками.
При этом имеет значение не только духовный, но и внешний облик врача.
Одежда, выражение лица, манера держать себя также отражают некоторые аспекты личности врача и, в частности, степень его заботы, внимания к больному, способность к сопереживанию. Опрятность врача всегда
96 ассоциируется в представлении больного с хорошей его профессиональной подготовкой, вызывает приятные впечатления у его родственников, помогает установлению с ними хороших, доброжелательных отношений. особенно следует отметить, что беседа врача с больным – это и наука, и настоящее искусство. Овладеть им в совершенстве врачу невозможно без высокой культуры речи и социальных компетенций.
Следует отметить, что преподаватели вуза, в том числе сотрудники кафедры, являются для обучающихся на нашей кафедре студентов, хорошим примером для подражания.
Таким образом, важными задачами профессионального воспитания на кафедре внутренних болезней № 1 является не только формирование профессиональных компетенций, но и обеспечение процесса социализации обучающегося. Эти процессы должны проводится на фоне внедрения иновационных методов преподавания, что находит свое отражение в заинтересованности студентов, как в освоении практических навыков, так и в систематизации, а также рациональном использовании полученных на кафедре знаний. По нашему мнению, именно это позволит будущему врачу в полной мере исполнить свой профессиональный и гражданский долг, поступать в любой жизненной ситуации именно так, как этого потребуют интересы человека, народа и его Родины.
Список литературы
1. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. –
2005. № 9. – С. 34-42.
2. Щипачева, Н.В. Качество образования в системе Высшей школы: социологический аспект / Н.В. Щипачева // Автореферат на соиск. уч. ст. канд. социол. наук. – Екатеринбург, 2005. – 16 с.
РОЛЬ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ
К ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
Бровкина И.Л., Крюков А.А.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Деканат факультетов стоматологического, медико-
профилактического дела и ВСО
В настоящее время симуляционное обучение является обязательным компонентом профессиональной подготовки специалиста-медика, уже накоплен достаточный опыт применения имитационных методов в образовании, в том числе и медицинском.
Термин «симуляционное обучение»трактуется, какосвоение и совершенствование технических и нетехнических навыков и умений с помощью реалистичной модели (биологической, механической, электронной, виртуальной
97 или гибридной). Выделяется ряд преимуществ симуляционных методик по сравнению с традиционными формами обучения [3]:
• клинический опыт в симуляционной среде без риска для пациента,
• объективная оценка достигнутого уровня мастерства,
• не ограничено число повторов отработки навыка,
• тренинг в удобное время, независимо от работы клиники,
• отработка действий при редких и жизнеугрожающих патологиях,
• часть функций преподавателя берет на себя виртуальный тренажер,
• снижен стресс при первых самостоятельных манипуляциях.
Впервые термин «симуляционное обучение» и обязательный порядок его проведения в рамках подготовки студентов, интернов и ординаторов был введен в «Государственной программе развития здравоохранения Российской
Федерации» утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 2511-p от 24 декабря 2012 года, на сегодняшний день актуальным является Постановление
Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 294 "Об утверждении госу- дарственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»".
В настоящее время об обязательном наличии симуляционного обучения и/или контроля при подготовке специалистов-медиков в законодательных актах говорится следующее: а) Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от
22 августа 2013 г. № 585н «Об утверждении порядка участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности» определяется, в частности, что допуск к участию в оказании медицинской помощи гражданам могут получить лишь те обучающиеся, которые имеют практические навыки участия в оказании медицинской помощи гражданам, в том числе приобретенные на моделях
(симуляторах) профессиональной и/ или фармацевтической деятельности [1, 4]; б) порядок проведения аккредитации специалистов, в том числе оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях при проведении аккредитации, подробно описан в приказе Министерства здравоохранения
России № 334н от 2 июня 2016 г. «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» [2, 4].
Согласно утвержденной процедуре первичной аккредитации выпускников второй этап реализуется в форме ОСКЭ (объективного структурированного клинического экзамена), проведение которого осуществляется с использованием тех же тренажеров, которые используются при симуляционном обучении. В связи с этим актуальность приобретает вопрос организации практического этапа экзамена или зачета промежуточной аттестации по дисциплинам (модулям) в которых завершается изучение ситуаций, вынесенных на второй этап первичной аккредитации специалистов, в виде максимально приближенном к ОСКЭ.
В Западных странах, из которых была заимствована модель аккредитации специалистов, медицинские школы используют ОСКЭ в качестве итогового экзамена и промежуточных экзаменов после клинических циклов. Вертикальная
98 интеграция дисциплин с ранним включением в программы обучения уже на начальных курсах клинических аспектов позволяет использовать методику
ОСКЭ уже после первого года обучения [3].
В то же время ОСКЭ может оказывать потенциальное негативное воздействие на процесс обучения, так как предполагает прохождение ограниченного количества практических испытаний. Поэтому наиболее правильной выглядит ситуация, когда в виде ОСКЭ будет организован практический этап экзамена, а теоретическое собеседование экзаменатора и студента останется в классическом виде.
В связи с наличием единых требований к первичной аккредитации специалистов (по всей стране используются типовые чек-листы алгоритмов ситуаций), необходимо формирование единых требований к образовательным программам (часы, курсы изучения), включающим материал о ситуациях, выносимых на первичную аккредитацию. Работа по созданию примерных ООП уже начата.
Таким образом, симуляционное обучение не является панацеей в решении проблем медицинского образования в Российской Федерации, но оно является эффективным и доступным инструментом для решения задач качественной практической подготовки обучающихся. Для того, чтобы эти технологии принесли максимальную пользу, необходимо всеобъемлюще понимать их положительные и отрицательные стороны, сформулировать задачи, решение которых без этих технологий невозможно.
Список литературы
1.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 августа 2013 г. № 585н «Об утверждении порядка участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности».
2.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
2 июня 2016 г. № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов».
3.
Специалист медицинского симуляционного обучения
/
В.А. Кубышкин, А.А. Свистунов, М.Д. Горшков и др. – М., 2016 г. – 321 с.
4.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ – ЭТО ВОПРОС
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ПРЕСТИЖА СТРАНЫ
Брянцев А.О., Поляков Д.В., Конопля Е.Н.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра пропедевтики внутренних болезней