Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1015
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
146
– oсуществлять поиск и использование инфoрмации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, прoфессиональногo и личностного развития;
– работaть в коллективe и команде, эффективно общаться с коллeгами, руководством, потребителями;
– брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;
– берeжно относиться к историческому наслeдию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;
– быть готoвым брать на себя нравственные oбязательства по oтношению к природе, обществу и человеку;
– оказывать пeрвую медицинскую помощь при нeотложных состояниях.
Как отмечают сами студенты, их участие в добровольческом движении способствует развитию таких качеств как милосердие, сострадание, терпение, ответственность, моральная устойчивость, так как проблемы других заставляют задуматься о жизни, о своем отношении к ней и окружающим людям.
Член волонтерского отряда Мельникова Анастасия, студентка группы
Ф 25, утверждает, что студенты-волонтеры, участвуя в добровольческой деятельности, проникаются атмосферой добра, учатся терпеливо, с улыбкой общаться и ухаживать за детьми с ОВЗ и пенсионерами, набираются опыта в оказании им помощи, отрабатывают профессиональные навыки разного характера.
Потянихина Софья, студентка группы Л 21, считает, работа в волонтерском отряде колледжа помогает осознать серьезность, ответственность и значимость будущей профессии, позволяет научиться работать единой командой, доверять друг другу, не подводить своих сотоварищей, стремиться быть добросовестными ответственными по отношению к окружающим людям, достойно и профессионально выполнять порученное дело, справляться с разными непредвиденными ситуациями, грамотно и достойно выходить из них.
Таким образом, волонтерская деятельность предполагает возможность развития высокого уровня толерантности и нaвыков общения, взaимодействия с различными категориями граждан, который будeт определять успешность в профeссиональной деятельности.
Список литературы
1. Гладунцова Е.Б. Клубная деятельность как форма работы по организации православного воспитания студентов медицинского профиля// Cб. материалов: Унивeрситетская наука: взгляд в будущee. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 81-летию
Курского гoсударственного медицинского университета и 50-летию фармацевтического факультета. В 3-х томах. Под ред. В.А. Лазаренко,
П.В. Ткаченко, П.В. Калуцкого, О.О. Куриловой. – 2016. – С. 265-268.
147
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Горшунова Н.К., Савич В.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра поликлинической терапии и общей врачебной практики
Аннотация. В работе представлены сведения о значении информационных технологий, электронных компьютерных методов представления информации в подготовке врача, их роль при прохождении повышения квалификации и получения дополнительных медицинских специальностей в системе непрерывного медицинского образования. Отражено мнение слушателей циклов по общей врачебной практике и гериатрии об эффективности информационных технологий.
Ключевые слова: информационная технология, электронные компьютерные методы, эффективность компьютеризации, непрерывное медицинское образование.
Введение. В условиях современного постиндустриального общества, называемого информационным, в педагогическом процессе кафедр медицинских вузов все шире используются информационные технологии и телекоммуникационные сети. Их применение обеспечивает широкий доступ к современным источникам информации на расстоянии. Пользователям сетей предоставляется возможность знакомиться с материалами, хранящимися на сервере и включенных в сеть компьютерах, обмениваться ими с другими учащимися и преподавателями.
С помощью информационных технологий в сетях создаются базы данных, размещаются сведения из виртуальных библиотек, появляется возможность совместной деятельности разных участников педагогического процесса, проведения дистанционного обучения, консультаций, дебрифингов, вебинаров и виртуальных консилиумов, дебатов и конференций. Источниками получения информации и средствами коммуникационного взаимодействия чаще всего служат интернет, его сайты и порталы.
С помощью Webсервера предоставляются сведения об организации обучения: расписание, графики занятий, консультаций, зачетов, а также тесты, структурированная информация по учебной дисциплине, презентации лекций или видеоматериалы, списки рекомендуемой литературы, ссылки на электронные порталы, ресурсы и библиотеки.
Информационные технологии и ресурсы служат основой для дистанционного обучения, с помощью которого обеспечивается широкая доступность к повышению квалификации и другим технологиям непрерывного образования [1]. Информационные технологии могут стать методической основой активного обучения: имитационных, ролевых и деловых игр, мозгового штурма, симулированного пациента, метода проектов и др.
Информационная технология должна обеспечивать высокий уровень обработки информации, регулярно обновляться. Из технических средств
148 производства и передачи информации могут использоваться аппаратные, программные и математические методы, с помощью которых она перерабатывается в информацию нового типа.
В последние годы сложился новый раздел обучающих технологий
«Информационные технологии в образовании», ставший базисом для дистанционного обучения.
Информационные технологии предоставляют возможности сбора, хранения, передачи, преобразования, анализа и применения разнообразной по своей природе информации, способствуют доступности образования, непрерывности его получения, развития личностно ориентированного обучения; закладывает основы для создания единой информационной среды (региона, страны и т.д.). Во многом формирование и реализация этих возможностей слушателями зависит от подготовленности педагога к работе в условиях информационного взрыва. Педагог, так же как и слушатель, должен сформировать в себе потребность к непрерывному повышению квалификации, непрерывному обучению. Нельзя не подчеркнуть важное значение информационных технологий в процессе самообразования.
Кроме образовательных важной целью информационных технологий является ее управленческий аспект. Она способна улучшить деятельность сотрудников, связанных в работе с принятием решений. В ходе этих технологий решаются следующие задачи: оценка состояния объекта управления, причины отклонений от планируемого статуса, анализ возможных решений и действий.
В системе поддержки принятия решений большую роль сыграло широкое распространение персональных компьютеров, стандартных пакетов прикладных программ. Компьютерные информационные технологии стали широко использоваться при разработке экспертных систем, которые дают возможность специалисту получать консультации по любым вопросам. Внедрение информационных компьютерных технологий в учебный процесс прошло несколько этапов своего развития, среди которых выделяется электронизация − широкое применение электронных средств и вычислительной техники, математического моделирования в подготовке студентов. С появлением мощных компьютеров, программного обеспечения берет начало компьютерный этап информатизации образования, в котором широко используются автоматизированные системы обучения.
С дальнейшим развитием компьютеризации, созданием телекоммуникационных и мультимедийных технологий наступил третий, современных этап информатизации образования, способствующий творческому развитию обучаемых. Среди задач информатизации образования выделяют повышение качества подготовки специалистов, применение активных методов, повышение творческой и интеллектуальной составляющих процесса обучения, интеграция учебной и исследовательской деятельности, ее активация, способствующая мотивации к обучению и применению информационных технологий в профессиональной деятельности врачей различного профиля.
149
Огромное значение информационные технологии имеют в системах непрерывного образования педагога, проведения постоянно действующих семинаров, конференций, конкурсов, разработке системы индивидуальных консультаций, а также самообразования и профессионального общения [2].
Очень важным является создание в этих условиях предметных компьютерных программ, включение информационных технологий в методическую систему кафедр. Велика роль применения информационных технологий в формировании положительной мотивации слушателей через раскрытие их творческого потенциала. Информационные технологии могут быть использованы в различных вариантах проведения занятий: для осуществления контроля и оценки знаний в режиме онлайн, либо офлайн. Образовательные средства информационных технологий многочисленны и многообразны. По результатам исследований их предлагается разделить на средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы контроля знаний); средства практической подготовки (симуляторы, виртуальные пациенты, программы имитационного моделирования, тренажеры); вспомогательные средства (энциклопедии, глоссарии, мультимедийные учебные занятия); комплексные средства (дистанционные учебные курсы). По функциям и организации образовательного процесса выделяют информационно обучающие
(компьютерные программы, информационные системы); интерактивные
(электронная почта, электронные телеконференции); поисковые (каталоги, поисковые системы). По типу информации выделяются электронные и информационные ресурсы с текстовой, визуальной и аудиоинформацией.
Целью исследования стало определение значения информационных технологий в преподавании общей врачебной практики и гериатрии.
Материалы и методы. С помощью анкетирования 42 слушателей соответствующих курсов в системе непрерывного образования, проведено изучение отношения к компьютерным технологиям обучения, их эффективности, доступности и качества получаемых знаний. Анкета содержала следующие вопросы:
– укажите ваш пол и возраст;
– место вашего жительства (город, село);
– имеете ли вы личный компьютер дома, на работе;
– уровень вашей компьютерной грамотности;
– какие материалы по вашей профессии содержатся в памяти компьютера, клинические рекомендации, МКБ-10, справочники, приказы, электронные учебники, пособия;
– как часто вы используете компьютер с целью повышения собственной квалификации;
– какими виртуальными материалами, предоставленными вам на занятиях, пользуетесь (обучающие тесты, виртуальные лекции, видео-лекции, кейсы, материалы вебинаров, конференции);
– оцените, какие материалы вам более необходимы в последующей практической деятельности.
150
Результаты исследования. Анализ анкет показал, что среди респондентов превалировали женщины среднего возраста – 38 человек (46,3±2,1 года), остальные опрошенные были лица мужского пола (42,3±1,4 года). Все городские жители имели средний уровень владения компьютером (работа с пакетом
Microsoft Office), степень освоенности ЭВМ жителями сельской местности оставалась на примитивном уровне. Это объяснимо тем, что из 73,8% проживающих вне города, персональный домашний компьютер имели только
24% респондентов. Остальные использовали только индивидуальную ЭВМ на рабочем месте, тогда как городские жители имели возможность работать с компьютером как в домашних условиях, так и в офисе.
Все участники анкетирования использовали компьютер с целью повышения собственной квалификации преимущественно во время прохождения циклов обучения. Однако отмечалось наличие обширного материала по профессии в памяти компьютера, включая клинические рекомендации, МКБ-10, справочники, приказы, электронные учебники у респондентов сельской местности, тогда как городские жители преимущественно предпочитали использование ресурсов онлайн.
Среди виртуальных материалов у лиц и городского, и сельского вида проживания предпочтение было отдано видеолекциям и материалам вебинаров, конференций, тогда как обучающие тесты не были восприняты с должным энтузиазмом. Однако самыми полезными для повышения квалификации слушатели считают именно аудио-видео-лекции и клинические рекомендации.
Таким образом, представленный анализ анкет показал недостаточную компьютерную грамотность обучающихся врачей, недооценку ими некоторых видов компьютерных материалов, отсутствие каждодневного повышения собственной квалификации, ее эпизодический характер. Необходимо предложить программу по освоению компьютера и компьютерных технологий перед основными циклами повышения квалификации в системе непрерывного медицинского образования университета. А также усовершенствовать систему постоянной обратной связи сотрудников профильных кафедр с врачами соответствующего профиля.
Список литературы
1. Горшунова, Н.К. Инновационные технологии в подготовке врача в системе непрерывного профессионального образования // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 2. – С. 86-88.
2. Пащенко, О.И. Информационные технологии в образовании: учебно- методическое пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та. – 2013.
– 227 с.
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
НА ПРИМЕРЕ КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО