Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1019
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
151
МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Горюшкин Е.И.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра физики, информатики и математики
Совершенствование системы образования за счет использования новых, а зачастую, инновационных подходов позволяет готовить специалистов, отвечающих современным требованиям динамически меняющейся обстановки.
Освоение знаний в рамках традиционного подхода не удовлетворяет потребности образования, т.к. меняется характер деятельности человека. Он все больше носит инновационный характер. В рамках последних ФГОС высшего образования наблюдается смещение в сторону компетентностного подхода к содержанию и определению результатов образования личности. Традиционные средства обучения необходимо дополнять электронными [5].
Любая деятельность студента в рамках вуза, так или иначе, связана с его информационной образовательной средой. Именно она является ближайшим внешним окружением, в котором проходит учебная деятельность и становление студента, как специалиста [4].
В научной литературе можно встретить разные определения понятия
«информационная образовательная среда (ИОС) вуза». Все их объединяет обсуждение компьютерных средств, с целью использования новых образовательных технологий или методик. Действительно, сегодня невозможно представить любую технологию без применения компьютера.
В дальнейшем исследовании будем придерживаться определения, данного
С.А. Назаровым. Он рассматривал ИОС вуза в качестве педагогической системы, состоящей из информационных образовательных ресурсов, компьютерных средств обучения, педагогических методов, технологии и приемов, направленных на формирование интеллектуально развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний и компетенций [3].
Каждый вуз сам определяет цели, стратегию развития и средства, необходимые для этого. И ИОС играет далеко немаловажную роль в достижении успеха. Таким образом, целью статьи является рассмотрение компонент ИОС, использующиеся в Курском государственном медицинском университете
(КГМУ). Основополагающим для данного исследования является описательный метод, состоящий из анализа публикаций в периодических изданиях, обобщения.
Также применен метод практического моделирования.
В последнее десятилетие наблюдается расширение использования различных компьютерных технологий в образовательной среде
(компьютеризация учебных учреждений, многообразие программного обеспечения для образования). Одним из компонентов ИОС вуза являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Количество ЭОР постоянно растет, однако это не позволяет улучшить образовательные результаты
152 обучающихся прямо пропорционально их количеству. Аналогичная картина отмечается и за рубежом.
В КГМУ к основным компонентам ИОС можно отнести следующие:
1.
Сайт КГМУ. В первую очередь, он является информационно- новостным ресурсом. Абитуриенты могут узнать основную информацию для поступления (приемная комиссия), ранжированные списки подавших документы, зачисленных и т.д. У студентов есть возможность познакомится: с новостями вуза; профессорско-преподавательским составом; учебно- методическими документами по дисциплинам; посмотреть электронный журнал.
За актуальностью информации, ее обновлением следят преподаватели кафедр.
2.
Портал КГМУ. Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность вуза.
3.
Библиотечные электронные фонды вуза. У студентов и преподавателей есть возможность самоорганизовать свою образовательную деятельность посредством доступа к библиотечным электронным фондам.
4.
Компьютерная техника и соответствующее программное обеспечение. На практических занятиях по информатике студенты учатся работать с текстовым, табличным редактором, созданием и заполнением баз данных, поиском профессиональной информации в интернете, работе в медицинской информационной системе Медиалог (данная система позволяет будущим врачам познакомится: с работой в электронной среде больницы; выписывать рецепты; электронные больничные листы; осуществлять запись, прием, осмотр пациентов и т.д.).
5.
Тестовая оболочка Adit Testdesk 2. Осуществление контроля является неотъемлемой частью учебного процесса. Преподаватель может создавать различные типы тестов (классический, адаптивный, опрос), используя различные виды тестовых заданий. Тесты используются для проверки уровня знаний студентов на текущем занятии, итоговом, зачетном, а также в качестве допускного предэкзаменационного тестирования. Результаты фиксируются на сервере и представляют определенный интерес для редактирования, как тестовой базы, так и материалов курса [1].
6.
Мультимедийные электронные пособия по дисциплине. На сегодняшний день существует большое разнообразие программ для создания электронных пособий. В КГМУ для этого используется программа российских разработчиков компании «iSpring». Данная программа (ISpring Suit 7) представляет собой надстройку, использующуюся совместно с PowerPoint. С помощью нее можно создать полноценный мультимедийный учебный комплекс, который можно запускать на компьютере или телефоне (планшете), загружать в интернет или систему дистанционного обучения. Проект может состоять из следующих объектов, которые могут быть дополнены видео- или аудиосопровождением [2]: a) книга. Наглядная демонстрация материала в формате электронной книги; b) каталог. Справочник терминов; c) временная шкала. Расположение материала в хронологическом
153 порядке; d) тест.
Как видим, информационная образовательная среда играет важную роль в жизни студента. Она должна представлять собой: гибкий, целостный, открытый, вариативный инструмент, который необходимо постоянно совершенствовать в соответствии с ФГОС. Не обладая должной информацией, невозможно получить качественное образование. На примере КГМУ было рассмотрено применение различных компонент ИОС, которые способствуют доступности образования и в свою очередь ведут к подготовке специалиста более высокого уровня.
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 79
Список литературы
1.
Горюшкин,
Е.И.
Роль информационно-коммуникационных технологий и икт-компетентности преподавателя в процессе обучения медицинской информатике и информатике / Е.И. Горюшкин, М.В. Чистяков //
Курск: ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России. – 2016. – Т. 2. – С. 417-419.
2.
Горюшкин, Е.И. Системный подход к улучшению уровня качества образования по информатике на примере КГМУ / Е.И. Горюшкин,
М.В. Чистяков // Информатизация непрерывного образования. – 2018. – М:
РУДН. – 2018. – Т. 1. – С. 42-45.
3.
Назаров, С.А. Педагогические условия проектирования личностно- развивающей информационно-образовательной среды технического вуза:
Автореф. дис. канд. пед. наук. – Ростов-н/Д, 2006. – С. 17.
4.
Остроумова, Е.Н. Информационно-образовательная среда вуза как фактор профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста //
Фундаментальные исследования. – 2011. – № 4. – С. 37-40 5.
Суворова, Т.Н. Развитие методической системы подготовки учителей к проектированию и применению электронных образовательных ресурсов на основе системно-деятельностного подхода: Автореф. дис. док. пед. наук. – М., 2016. – С. 40.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СТУДЕНТА ПО ИНФОРМАТИКЕ И МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКЕ
Горюшкин Е.И.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра физики, информатики и математики
Любая деятельность человека сегодня обязательно основывается на применении той или иной информационной технологии. А с учетом повсеместного использования электроники, компьютерная и информационная грамотность индивида особенная актуальна. Сфера медицины и образования не стали исключением. Согласно принятой «стратегии развития здравоохранения
Российской Федерации на долгосрочный период 2015-2030 гг.» одной из
154 приоритетных целей является развитие информатизации здравоохранения [2].
Обязательно развитие и внедрение информационных систем (технологий) в единое информационное пространство системы сферы здравоохранения.
Зачастую тяжело или вовсе невозможно внедрить новшества не имея определенных навыков работы. Почву для этого необходимо готовить еще на стадии обучения будущих врачей.
Цель данной статьи – показать способы формирования информационной компетентности студентов медицинских вузов в условиях модернизации и информатизации системы здравоохранения РФ. Основополагающим для данного исследования является описательный метод, состоящий из анализа публикаций в периодических изданиях, обобщения опыта.
Достижение поставленной цели информатизации здравоохранения возможно только в процессе обучения медицинской информатике
(информатике). Процесс обучения должен быть направлен не только на заинтересованность студента дисциплиной, но и сформировать определенные компетенции, которые будут актуальны в условиях современного рынка труда.
Под компетентностью будем понимать знания и навыки, которые может принимать индивид для решения профессиональных задач. Информационная компетентность представляет собой умение использовать методы и средства для сбора, хранения, обработки и передачи информации для решения профессиональных задач. Если обратиться к компетенциям федерального образовательного стандарта 3++ (ФГОС 3++) [3], то в рамках изучения дисциплины медицинская информатика студентам специализации «лечебное дело» или «стоматология» необходимо овладеть общепрофессиональной компетенцией, направленной на готовность решать стандартные вопросы профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности. Данная компетенция достигается за счет:
1) рассмотрения работы с текстовым и табличным редакторами;
2) создание и ведение базы данных на примере MS Access;
3) обучением поиска необходимой информации в сети интернет;
4) рассмотрения телекоммуникационных технологий и перспектив перехода к электронному здравоохранению;
5) работой в медицинской информационной системе (МИС)
«Медиалог».
Для освоения данной компетенции необходимо использовать комплексный подход без отрыва от практики. Это позволить улучшить подготовку будущих врачей в области информационной компетентности и применять на практике приобретенные знания и навыки.
Знания, полученные студентами при работе с текстовым и табличным редакторами, а также навыки поиска медицинской информации в сети интернет студенты применяют не только при написании статей или курсовых проектов, но и при изучении дисциплины «научно-исследовательская работа студента» [1].
155
Во время изучения дисциплины «медицинская информатика» ряд тем посвящены медицинским информационным системам и автоматизированному месту врача (АРМ). Рассмотрев, что они собой могут представлять в теории, а также автоматизированное рабочее место врача и методику работы с базами данных, студентам предлагается на практике сначала разработать структуру своей базы данных «больница», а затем реализовать ее с помощью программы
MS Access. Поиск необходимой информации, организация отчетов способствует получению основных навыков работы с базами данных. Ее логическим продолжением служит работа студентов в МИС «Медиалог» (см. рис. 1).
Рис. 1. Окно с данными при работе программы «Медиалог».
Данная МИС используется в ряде медицинских учреждений города
Курска. Медицинская информационная система «Медиалог» состоит из модулей, каждый из которых призван автоматизировать определенные виды деятельности врача, начиная с внесения пациента в базу данных, постановки
(записи) на прием, выпиской электронного больничного листа, рецепта и т.д., и заканчивая различными отчетами.
Информатизация общества, развитие технологий, постоянная смена требований к уровню специалиста на рынке труда говорит о том, что будущий врач обязательно должен обладать необходимыми знаниями в области информатизации здравоохранения. В ФГОС 3++ овладение информационной грамотностью выделяется как одна из ключевых компетенций. Вузы должны выпускать специалистов с достаточными знаниями и навыками использования информационных технологий. Достичь их можно, изучая такие дисциплины, как
«информатика» и «медицинская информатика» с продолжением «научно- исследовательской работы студента».
Таким образом, достигается
156 преемственность в обучении, а специалисты будут обладать необходимыми знаниями для информационной поддержки профессиональных решений и готовностью их применять на практике.
Список литературы
1.
Горюшкин,
Е.И.
Роль информационно-коммуникационных технологий и икт-компетентности преподавателя в процессе обучения медицинской информатике и информатике / Е.И. Горюшкин, М.В. Чистяков //
Курск: ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России. – 2016. – Т. 2. – С. 417-419.
2.
Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015 – 2030 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ucgb.org/documents/Strategija%20razvitija%20zdravoohranenija%20201 5-2030.pdf
3.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело
[Электронный ресурс].
–
Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/Spec3++/310501_C_3plus_12102017.
ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ
Горяинова Г.Н., Каплин А.Н., Дудка В.Т., Радионова О.И.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра патологической анатомии
Согласно закону «Об образовании» университет имеет возможность определять содержание образования, разрабатывать, принимать и реализовывать образовательные программы в рамках образовательного стандарта. Большое внимание при оценке деятельности любого образовательного учреждения и подразделения отводится использованию инновационных технологий. Одним из инновационных направлений работы на международном факультете является проектирование, создание и реализация дисциплин по выбору для иностранных обучающихся в соответствии с рекомендациями Министерства Здравоохранения
РФ и иностранных государств. В течение нескольких лет на кафедре студенты изучают дисциплину по выбору «Тропическая патология». При оценке качества