Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1018

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

157 подготовки обучающихся используются объективные и субъективно- личностные методы, в том числе, оценку уровня освоения практических навыков и изучение удовлетворенности иностранных обучающихся организацией образовательного процесса. Субъективно-личностный подход позволяет переводить обучающихся из статуса пассивных потребителей содержания дисциплины по выбору в ранг активных субъектов профессионально- ориентированного образования.
Одной из важнейших задач подготовки высококвалифицированных кадров, является адаптация студентов к работе в среде, где важнейшим и ключевым условием успешной профессиональной деятельности является владение практическими методами, способами и конкретными инструментами для получения информации, которая позволит принять правильное решение с целью оказания медицинской помощи [1]. Для освоения практических навыков на кафедре студенты во время каждого занятия приобретают теоретические знания, подкрепленные практическими умениями в диагностике, описании, определении этиопатогенеза, клинической значимости и исходов представленных в препаратах патологических процессов.
Цель работы: изучить удовлетворенность обучающихся организацией образовательного процесса при изучении дисциплины по выбору: «Тропическая патология» и сопоставить с объективным показателем качества освоения практических навыков.
Материалы и методы. Проведено социологическое исследование удовлетворенности 100 обучающихся 5 курса международного факультета организацией образовательного процесса при изучении дисциплины по выбору
«Тропическая патология» в 2016-2018 учебных годах. Опрос проведен по разработанной на кафедре анкете.
Результаты исследования. О высокой мотивации изучения дисциплины
«Тропическая патология» свидетельствует тот факт, что 81% студентов назвали её очень важным предметом медицины, и только 2% опрошенных признались, что изучают ее для получения зачета.
Большинство иностранных обучающихся отмечают высокую значимость практических занятий для систематизации знаний и тренировки практических навыков. На протяжении трех лет исследования (2016, 2017, 2018 гг.) данный показатель остается стабильно высоким.
Обучающиеся высказали рекомендации по улучшению организации освоения практических навыков. 66% студентов высказались о необходимости увеличить количество макро- и микропрепаратов по дисциплине, а 34% добавили бы еще и компьютерные слайды, 15% студентов предложили расширить список изучаемых заболеваний за счет редко встречаемых тропических болезней, что уже учтено в программе по тропической патологии.
64% иностранных студентов при ответе на вопрос о достаточности учебно- методического обеспечения ответили утвердительно, 36% опрошенных дали отрицательные ответы. При этом по годам доля положительных ответов значительно отличаются: в 2016, 2017 и 2018 году соответственно: 32%, 65% и


158 95%. В данном случае рост показателя удовлетворенности связан с разработкой и изданием учебно-методического пособия по тропической патологии на английском языке.
На вопрос о предпочтении форм самостоятельной работы 25% выбрали работу с интернет-ресурсами; подготовку доклада – 28%, создание презентации, в которой используются возможности Интернета, предпочли 44% студентов.
В целом, организация элективного курса по тропической патологии устраивает 100% обучающихся.
Данное исследование помогло значительно повысить качество образовательного процесса на кафедре для иностранных студентов, способствовало развитию навыков самостоятельной работы с мультимедийными технологиями при подготовке к занятиям и зачету по дисциплине.
Компетентностный подход в подготовке специалистов усиливает практическую ориентированность образования, его мотивацию. Используется рейтинговая система учета и оценки знаний студентов по «Тропической патологии».
Анализ динамики результатов оценки уровня освоения практических навыков продемонстрировал стабильное улучшение среднего балла по навыкам в течение трех лет исследования с 3,6 (2016 г.) до 3,9 (2018 г.).
Таким образом, при работе с иностранными обучающимися на кафедре патологической анатомии интегрированы все сторон и участников образовательного процесса для подготовки специалиста - профессионала.
Активное и конструктивное взаимодействие участников образовательного процесса, развитие материально-технической, учебно-методической и научной базы кафедры, научный подход к развитию системы обучения студентов позволяют и в дальнейшем совершенствовать качество профессионально- ориентированного обучения в рамках дисциплин по выбору.
Список литературы
1. Возможность обучения студентов практическим навыкам на практических занятиях. Югай А.Л., Дорофеев А.Л., Могила Т.В., Лиенко В.А. //
Общая врачебная практика (семейная медицина): проблемы и перспективы
Материалы третьей научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры общей врачебной практики (семейной медицины) и поликлинической терапии ДВГМУ. – 2011. – С. 52-54.
КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО АНТРОПОЛОГИИ
Горяинова Н.В., Королев В.А., Бобынцева О.В., Бушуева О.Ю.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра биологии, медицинской генетики и экологии


159
Проблема формирования личности с широким кругозором, высоким уровнем знаний и развитым интеллектом является основополагающей в современном воспитательном и образовательном процессах.
Культурно-нравственное воспитание – это совокупность средств, форм, принципов и методов, обеспечивающих развитие культурно-нравственных и эстетических основ формирования личности студента, процесс увеличения степени освоения индивидом социального опыта, ценностей и культурных традиций общества. В призме практики это означает формировать у молодого поколения устремленность к творческому началу в профессии, основываясь не только на материальной заинтересованности, но и на духовном воплощении своих потребностей и интересов [1, 3].
Культурно-нравственное воспитание должно осуществляться на протяжении всего обучения в вузе. Если в школьном образовании происходит более навязчивое формирование основ культуры, то уже в вузах личность является более осознанной и процесс культурно-нравственного воспитания становится менее навязанным и более осмысленным [2].
Обучение будущих специалистов в вузе должно быть направлено на выявление специфического культурно-нравственного потенциала в процессе преподавания всех дисциплин. В такой образовательной модели формирование культурно-нравственной личности осуществляется более широко и целостно – в единстве целостного образовательного процесса, а именно воспитании и обучении [1, 2].
Одной из уникальных дисциплин, способствующих всестороннему развитию личности, а также являющейся базой для других учебных дисциплин, служит антропология. В Курском государственном медицинском университете антропология преподается на первом курсе у студентов факультета клинической психологии.
Дисциплина «Антропология», в целом, является пограничной между точными и гуманитарными науками. С одной стороны, антропология направлена на формирование знаний о человеке, как биологическом виде, его происхождении и биологической изменчивости. С другой стороны, человек – существо биосоциальное, так как проявления его биологических закономерностей тесно связано с его биосоциальным развитием. В процессе изучения антропологии обучающийся должен получить знания о месте человека в современной системе органического мира, его происхождении, иметь представление о частных вопросах антропологии: постнатальный онтогенез человека, особенности функционирования генома, политипия. С точки зрения гуманитарных наук курс антропологии призван формировать представление о человеке с позиции единства его биосоциальной сущности, культуры, происхождения.
В связи с вышеизложенным, в рамках дисциплины «Антропология» становятся актуальными проблемы культурно-нравственного воспитания студентов. Основными задачами которого являются:


160 1. Формирование устойчивого интереса к профессии, чувства ответственности за выполнение профессиональных обязанностей.
2. Формирование ценностного отношения к языку и культуре, как собственного народа, так и народов других стран и национальностей.
3. Формирование нравственно-развитой личности.
4. Знакомство обучающихся с культурно-историческими и духовными ценностями народов разных стран и национальностей.
5.
Формирование потребности в самообразовании и самосовершенствовании.
6. Формирование основ культуры общения и межличностных отношений.
7. Формирование активной, творческой личности [1, 2].
Для реализации поставленных задач кафедрой биологии, медицинской генетики и экологии в рамках дисциплины «Антропология» проводятся организованные экскурсии в Курский музей археологии. Музейные коллекции обладают огромными возможностями эмоционального управления сознанием.
Сильные эмоции, такие как интерес, любопытство, удивление, способны стать платформой для активации процессов познания. При этом помимо репрезентативности и информационности, музей осуществляет экспрессивные действия на сознание человека.
Если во время аудиторных занятий преподаватель чаще всего использует абстрактно-логические понятия, то музей предоставляет для изучения конкретные предметы, которые являются современными посылками прошлого, позволяющие оценить значение культуры и истории, опираясь на современные реалии. Музейные экспонаты хранят в себе энергию исторических событий, что наиболее полно способствует эмоциональному восприятию.
Курский государственный областной музей археологии был создан в 1991 году в качестве филиала Курского областного краеведческого музея. А уже 12 августа 1993 года был преобразован в государственный областной музей археологии. Музей расположен в единственном в Курске светском здании середины XVIII века, так называемых «палатах Ромодановских». В фондах музея хранятся женские украшения, керамика, орудия труда, скульптуры и предметы воинского снаряжения, бытовая и хозяйственная утварь, монеты. В дополнение к коллекциям имеется большое количество чертежей и фотографий, сделанных в результате полевой фиксации находок.
Выставочные композиции музея способствуют формированию понятийного аппарата истории развития человечества у студентов первого курса.
В рамках дисциплины «Антропология» музейные экспонаты знакомят студентов с развитием культуры и быта жителей Курского края как отдельной этнографической зоны.
Таким образом, комплексное культурно-нравственное воспитание невозможно без расширения образовательного процесса. Одним из таких расширений может послужить организация экскурсионных занятий на базе


161 музеев, что в значительной мере позволит реализовать поставленные задачи воспитания и становления молодежи.
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   79