Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1022

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Список литературы
1. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания
: Монография / Научн. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. – 214 c.
2. Рихновец А.А. Культурно-нравственное воспитание студентов вуза //
Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2805 3. Тучкова Т. Русская нравственная традиция в воспитании // Народное образование. – 2001. – № 8. – С. 272-274.
НАШ ВЗГЛЯД НА СИСТЕМУ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ
ХИРУРГОВ
Григорьев Н.Н., Бондарев Г.А., Мишустин В.Н., Бобровская Е.А,
Яковлева М.В., Кононенко К.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра хирургических болезней ФПО
Российское здравоохранение вступило в стадию значительных перемен.
Его эффективность во многом определяется квалификацией медицинского сообщества.
В нынешний период отмечается возрастание количества пациентов хирургического профиля, и при происходящем сокращении коечного фонда в условиях страховой медицины, актуальность постдипломного обучения врачей- хирургов в значительной степени возрастает [1, 2, 3].
При этом при смене хирургических коллективов поколенческого характера появляется большое количество молодых специалистов, находящихся в начале пути профессионального становления, что напрямую отражается на показателях общественного здоровья.
Характерными сложными вопросами постдипломного обучения хирургов в настоящее время являются следующие направления (разделы):
– медицина высоких технологий и взаимоотношения врача и больного;

162
– снижение уровня практической подготовки вследствие доминирования теоретического компонента;
– практическая значимость подготовки врача-хирурга в настоящее время недостаточна;
– недооценка наставничества в хирургии требует большего внимания;
– отсутствие современного положения о клинической больнице является предметом определенного напряжения между медицинскими вузами и администрацией ЛПУ;
– создание расширенной сети симультационных центров в системе постдипломного образования должно стать одним из центральных положений;
– требования к образованию, обучению, освоению профессиональных компетенций нуждаются в дальнейшем осмысливании.
Современные медицинские технологии, с одной стороны, увеличивают возможность правильно диагностировать и лечить больного, а с другой способствуют снижению практического опыта врачей, возникновению их некоммуникабельности, дистанцируя врача от пациента [4].
Программы обучения врачей-хирургов нередко акцентированы на пополнение теоретических знаний, достижений современных инструментальных технологий в ущерб клинической подготовке. В настоящее время имеет место недооценка больного как неотъемлемого и равноправного субъекта лечебно-диагностического процесса. При этом работа с больным человеком должна стать основой как в получении знаний, так и в приобретении практических умений.
Ушла в прошлое подготовка врачей в субординатуре и интернатуре по хирургии. Додипломная подготовка врачей хирургического профиля на данном этапе сведена к минимуму, что заставляет медицинские вузы искать пути оптимальной подготовки врачей-хирургов.
За последние десятилетия отмечается снижение престижа специальности врача, и хирурга в частности. Качество отбора претендентов по специальности хирургического профиля оставляет желать лучшего. Это в определенной степени связано с социально-экономической обстановкой в стране, отсутствием достойной оплаты труда, неустроенным бытом молодых специалистов, неполноценностью законодательных нормативов защиты практического врача.
Опубликованный на сайте Российского общества хирургов в 2018 году документ «Профессиональный стандарт «Врач-хирург» не в полной мере отражает спектр требований к опыту практической работы и наличию профессиональных компетенций.
Одной из важных проблем постдипломного образования является обучение врачебному искусству, что составляет суть клинической подготовки.
При изучении клинических дисциплин приоритет отдается информационным, а не обучающим моделям преподавания, что затрудняет полноценную практическую подготовку кадров.
С 2015 года документ «Наставничество в медицинской среде» лег в основу приказов ряда региональных министерств и комитетов здравоохранения о введении института наставничества. Это подчеркивает особенность подготовки


163 молодых специалистов по хирургии, подразумевая индивидуальную передачу мануальных навыков и хирургических технологий. Ни в одной другой специальности роль преподавателя-наставника не имеет столь большого значения, как в хирургии, где мастерство учителя передается ученику по принципу «из рук в руки».
Отработка практических навыков и совершенствование мануальной хирургической техники должны проводиться в центрах симуляционный подготовки и экспериментальных операционных. Однако до сегодняшнего дня отсутствуют стандарты практического тренинга и обязательные итоговые испытания, которые бы послужили допуском к самостоятельному выполнению хирургических вмешательств [4].
Участие в хирургических операциях клинических ординаторов и хирургов, не владеющих специализированными мануальными навыками на должном уровне, увеличивает потенциальный риск для пациента, длительность вмешательства и его себестоимость.
Создание в 2015 году рабочей группы Российского общества симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД, Российского общества хирургов и Российского общества эндохирургов должно способствовать повышению уровня постдипломной подготовки врачей-хирургов.
Таким образом, постдипломное обучение должно проводиться в соответствии с едиными стандартами и национальными клиническими рекомендациями, обеспечивая непрерывное формирование высокопрофессионального уровня врачей-хирургов.
Список литературы
1.
Актуальные вопросы технологии обучения хирургов
/
Н.Н. Григорьев, К.В. Кононенко, О.И. Охотников и др. // Медицинское образование ХХI века: компетентностный подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Сборник материалов. – 2017. – С. 367-371.
2.
Мещерякова, М.А. Учебный процесс вуза в системе управления качеством профессиональной подготовки врачей / М.А. Мещерякова. – М.: КДУ,
2006. – 140 с.
3.
Непрерывное медицинское образование врачей хирургических специальностей / С.А. Совцов, А.В. Федоров, М.Л. Таривердиев // Хирургия. -
2014. – № 2. – С. 42-49.
4.
Стандарт лапароскопического тренинга БЭСТА в повышении качества хирургической помощи / М.Д. Горшков, С.А. Совцов, Н.Л. Матвеев //
Московский хирургический журнал. – 2018. – № 3. – С. 127.
ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
В XX ВЕКЕ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ КУРСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Губарев В.М
1
., Овод А.И.
2
, Гришина О.В
1
.


164
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Музей истории университета
1
Учебно-методическое управление
2
Целью статьи является изложение главных страниц истории Курского государственного медицинского университета в связи с основными фактами и событиями истории высшего медицинского образования в России в XX веке.
Причем под словом «Россия» в статье подразумевается Российская империя и
СССР, включающий нынешнее постсоветское пространство.
В статье в соответствии с поставленной целью и по причине ограничения отсутствует полная история КГМУ, так как материал на данную тему неоднократно публиковался в юбилейных сборниках, начиная с 1985 г.
Сборники хранятся в музее истории КГМУ и желающие смогут с ними ознакомиться. В качестве примера можно привести книгу «От института к университету» [6].
Частое использование в тексте статьи термина «институт» обусловлено исторически, т.к. изначально в Курске был открыт именно медицинский институт, а статус медицинского университета вуз получил на много позже.
А теперь сделаем небольшой, но важный, экскурс в историю Российской империи и, в частности, Курской губернии, чтобы были понятны причины возникновения медицинского вуза в г. Курске.
В Российской империи в середине XIX века было восемь университетов, в составе которых были медицинские факультеты, осуществлявшие высшее медицинское образование. После революции в 1921 г. к существующим медицинским факультетам добавилось еще 16 новых факультетов. Особую роль играли медицинский факультет Московского университета и Военно- медицинской академии в С.-Петербурге [3, 12].
В Курской губернии при отсутствии собственного медвуза в основном работали, как в медучреждениях, так и аптеках выпускники Харьковского и
Московского университетов. С деятельностью Военно-медицинской академии
(ВМА) связано имя Н.С. Короткова, представителя купеческой семьи г. Курска, предложившего аускультативный способ измерения кровяного давления. В ВМА он учился в ординатуре по хирургии бесплатно, но и без жалования.
Образовательная система на медицинских факультетах того времени была устроена по германскому образцу. Такие должности, как профессор, доцент были заимствованы и сохранились в современных вузах именно оттуда. Было ученое звание доктора медицины, которое присваивалось на основе защищенной диссертации. В 1910 г. оно было присвоено Н.С. Короткову. В то время также была должность приват-доцента [5, 12].
В начале 20-х годов одной из главных задач нового социально- политического и государственного устройства страны стали коренные изменения в здравоохранении в соответствии с принципами, сформированными первым наркомом здравоохранения Н.А. Семашко. Прежде всего необходимо


165 было решить проблему всеобщей доступности и квалифицированной медицинской помощи населению. Однако имеющимся числом врачей эту проблему решить было невозможно. Начинается этап значительного увеличения подготовки врачей [12].
В период с 1918 г. до конца 20-х годов к имеющимся медицинским факультетам и институтам добавилось большое количество новых вузов, сейчас имеющих статус медицинских университетов и академий [8].
А именно следующие университеты: Астраханский, Воронежский,
Иркутский, Самарский, Омский, Уральский, Кубанский, Санкт-Петербургский педиатрический, Смоленский, Санкт-Петербургский химико-фармацевтический.
Медицинские академии: Амурская в Благовещенске, Казанская, Пермская фармакадемия. По решению Совета Народных Комиссаров РСФСР в 1918 г. в связи с тем, что город Юрьев был захвачен немцами, Юрьевский университет перевели в Воронеж с находившимся в его структуре медицинским факультетом.
В 1925 г. Совнарком утвердил положение о научных работниках высших учебных заведений. В этом же году была утверждена трехгодичная аспирантура для подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, в том числе по медицинским специальностям. В постановлении ЦИК СССР от 1932 г. указывалось на необходимость подготовки научно-педагогических кадров в наиболее мощных вузах с защитой диссертации. Защита диссертации на степень доктора медицины существовала и в прежней образовательной системе.
В январе 1934 г. Совнарком принял постановление об ученых степенях и званиях. Это событие считается днем рождения российской системы научной аттестации, и в частности в сфере медицины [13]. В 1951 г., через 16 лет после создания аспирантуры, она была открыта в Курском медицинском институте.
Первыми аспирантами были: А.Ф. Крутько – будущий ректор института,
Г.М. Ткаченко – первый из выпускников, ставший заведующим кафедрой биологии, проректором по учебной работе, А.Н. Боков – заведующий кафедрой в Ростове-на-Дону [6].
После Постановления Совнаркома РСФСР от 16 июня 1930 г. все медицинские высшие учебные заведения из ведения Народного комиссариата просвещения были переданы Комиссариату здравоохранения РСФСР.
Медицинские факультеты университетов реорганизовали в самостоятельные медицинские институты. С этого времени на территории РСФСР начинают открываться новые медицинские вузы [13].
С учетом изменившегося статуса и наименований в настоящее время в системе российского высшего образования работают следующие медицинские вузы, основанные в 30-е годы: Волгоградский, Ивановский, Башкирский,
Дальневосточный, Ижевский, Северный, Северо-Осетинский, Ставропольский,
Новосибирский. Также открывались медицинские вузы и в городах постсоветского пространства: Виннице, Алма-Ате, Ашхабаде, Самарканде
[8, 12, 13].


166
В 1934 г. на территории вновь образованной Курской области, включающей нынешнюю Белгородскую область, проживали 4815 тыс. человек, из них более 90% - в сельской местности.
Согласно приведённым историком
Курского здравоохранения
М.А. Язвиным данным [13], сеть лечебно-профилактических учреждений
Курской области состояла из 166 больниц с общим количеством коек в них 5985, амбулаторно-поликлинических учреждений в количестве 297, а также множества других учреждений. При всём этом, положение с медицинскими кадрами, особенно врачебными, было исключительно тяжелым. Согласно потребности не доставало 417 врачей. На одного врача в сельской местности приходилось 17426 жителей, охват родовспоможением при том уровне рождаемости в стационарах составлял 5,5%. Число врачебных посещений на одного жителя в год составляло в городах – 3,5, сельской местности – 0,39.
Решение задач по модернизации здравоохранения в Курской области предстояло в первую очередь заведующему Курским облздравотделом
А.Ф. Третьякову. А.Ф. Третьяков – уроженец Льговского уезда Курской губернии, выпускник медицинского факультета Воронежского университета.
Впоследствии его организаторские способности были востребованы на посту народного комиссара здравоохранения РСФСР, затем – первого министра здравоохранения СССР.
А.Ф. Третьяков, как и другие руководители области, прекрасно осознавал, что единственным выходом из кадрового кризиса может быть только создание в
Курске медицинского института, так как существующие в стране вузы не могли решить проблему дефицита врачей. В сентябре 1934 г. состоялось обращение советских органов Курской области в Совет Народных Комиссаров РСФСР и
Наркомздрав РСФСР с просьбой открыть медицинский институт. В постановлении Президиума Курского облисполкома от 2 сентября по этому поводу было записано: «…Признать необходимым организацию в Курске медицинского института, как научного медицинского центра, создающего условия для организации высококвалифицированной клинической помощи населению области». Этим вопросом заинтересовался лично Председатель
Совета Комиссаров СССР [4].
Вскоре Совет народных комиссаров РСФСР принял постановление № 89 от 9 февраля 1935 г. «Об открытии мединститута в гор. Курске», которое гласило: «1. Организовать мединститут в гор. Курске и принять его на госбюджет с 1 сентября 1935 года с контингентом приёма в 1935 году в 250 человек…» [13].
Как говорил в то время директор медицинского института, врач
В.И. Дешевой: «В Курске решено было открыть образцовый вуз, не повторяя тех ошибок, которые были характерны для ранее открытых медицинских институтов, когда они организовывались стихийно, почти при отсутствии материальной базы, часто без помощи Наркомздрава в оборудовании и укомплектовании квалифицированными кадрами» [4]. В соответствии с
Постановлением и сохранившимся эскизным проектом, разработанным в
Москве, предусматривалось выделение для вуза территории в 17 га, на которой