Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 976

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

33
Работа с тематическими кроссвордами (их составление и разгадывание) позволяет улучшить качество знаний и повысить интерес к изучаемой науке. При составлении кроссвордов оптимизируется память, внимание, мышление. Этому способствует: разнообразное содержание информации; творческий подход; эффект новизны и неожиданности, что является мощным стимулом; логическое построение кроссвордной сетки; включается механизм воспроизведения информации и ее кодирование в виде ключевых слов; тренируются все свойства внимания такие как объем, устойчивость, концентрация и переключение внимания; активизируются такие качества памяти как скорость, полнота, точность, долговременность, готовность.
Познавательные процессы, разворачивающиеся в ходе учебной деятельности, почти всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Поэтому при обучении необходимо создание только положительных эмоций.
Это объясняется тем, что эмоциональные состояния и чувства оказывают регулирующее влияние на процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, личностные проявления (интерес, потребности, мотивы).
Положительные эмоции закрепляют и эмоционально окрашивают наиболее удачные и результативные действия [1, 6].
В результате проведенных исследований было выявлено, что современные студенты активно используют инновационные технологии в процессе обучения, причем время, потраченное на изучение медицинской и другой информации разделилось между группами приблизительно одинаково. В то же время у студентов есть насущная потребность в более технологически усовершенствованной методике обучения. При проведении параллели между студентами лечебного и медико-профилактического факультетов было выяснено, что первые более активно стремятся к инновациям. Этому, несомненно, способствует их высокая оснащенность ПК, широкий доступ к сети
Интернет.
В процессе исследования выявили высокую ознакомленность студентов с медицинскими сайтами и использование ими сайта КГМУ.
Сайт кафедры биохимии пополнен лекционным материалом, заданиями для самоподготовки, кроссвордами по соответствующим темам, каталогам сайтов ведущих медицинских журналов, крупных клиник, НИИ, сайтов МЗ РФ, библиотек.
Полученная информация будет использована для усовершенствования существующих методик обучения. Это позволит двигаться в ногу со временем и постоянно повышать качество выпускаемых специалистов.
Список литературы
1. Козлова Н.Н. Модернизация в России и конфликт ценностей. – М.:
Владос, 1994. – 391 с.
2. Кошелева С.В. Педагогическая психология. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005.
– 94 с.


34 3. Лосенок С.А. К вопросу об обучении студентов медико- профилактического факультета по программе «Экстремальная и военная медицина» / С.А. Лосенок, И.И. Коломоец, Д.С. Наседкин // Окружающая среда и здоровье населения. Сборник трудов II Всероссийской научно-практической дистанционной интернет-конференции, посвященной 75-летию КГМУ. Под редакцией А.М. Черных. – 2010. – С. 170-172.
4. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. – СПб.:
Питер, 2007. – 208 с.
5. Особенности преподавания военной эпидемиологии на медико- профилактическом факультете /И.И. Коломоец, Д.С. Наседкин, С.А. Лосенок,
А.С. Чуев // Окружаюая среда и здоровье населения. Сборник трудов
II Всероссийской научно-практической дистанционной интернет-конференции, посвященной 75-летию КГМУ. Под редакцией А.М. Черных. – 2010. –
С. 167-170.
6. Педагогическое образование и подготовка преподавателя по многоуровневой системе в Европе и США: материалы международной конференции. – М.: ГКШВ, 1993. – 384 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Аккуратов Е.Г.
ФГКВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище
противовоздушной обороны» МО РФ, г. Ярославль
Кафедра тактики и общевоенных дисциплин
Одним из приоритетных направлений современного этапа развития системы военного образования является развитие информационной образовательной среды, обеспечение доступности электронных образовательных ресурсов для непрерывной профессиональной подготовки военнослужащих в течении всего срока службы. Эта единая для Минобороны
России информационная образовательная среда военного образования должна включать информационные ресурсы: электронные библиотеки, базы данных, электронные учебники и др.
Всего военно-учебными заведениями за последние два года было разработано более 12 тысяч электронных учебников и учебных пособий, большинство из которых имеют интерактивную визуализацию учебного материала, содержат трехмерные модели реальных объектов, вооружения и военной техники, стереоэффекты работы узлов и механизмов, видеоматериалы для освоения обучающих курсов, что максимально приближает визуализацию учебного материала к формированию у обучаемых практических умений и навыков эксплуатации вооружения и военной техники.
Впервые в военно-учебных заведениях апробирована практика применения базовых электронных учебников. По одинаковым для всех вузов


35 военно-профессиональным дисциплинам разработано 40 базовых электронных учебников. Их применение в учебном процессе показало востребованность и высокую оценку как со стороны обучающихся, так и стороны профессорско- преподавательского состава. В настоящее время организована работа по совершенствованию имеющихся базовых электронных учебников и расширения перечня до 71 наименования [1].
Настоящая статья представляет собой краткий обзор современного состояния и перспектив развития электронных учебников.
На протяжении предыдущих десяти лет применение электронных учебников в учебном процессе составляет предмет энергичной дискуссии, а его полезность, в целом, никем в частности не опровергается. Ряд стран создали в этом направлении специализированные программы. Так, Южной Кореей в 2011 г. принят на государственном уровне план продвижения электронных учебников, согласно которому к 2015 г. все обучающиеся, начиная с первоклассников, должны были приступить к обучению с использованием электронных учебников. Семь лет прошло, однако за это время в сфере образования никакой
«электронной» революции в Корейской Республике так и не случилось. В одном из интернет-блогов, где дискутируется эта проблема, сами корейцы пишут, что потребуются еще долгие годы, чтобы дигитализация структуры образования обрела хоть какие-то реальные черты [2].
Углубленное исследование данного вопроса показывает, что главной причиной неудачи реформы стал чрезмерно простой подход к решению поставленных задач.
Неправильными, как выяснилось, стали два основополагающих положения. Во-первых, что за счет перехода на электронные учебники будет получена значительная экономия средств и, во-вторых, то, что новое поколение обучающихся, рожденное уже в цифровую эру (так называемое поколение Y), «на ура» примет представляющиеся новшества. Уже в ходе выполнения проектов перехода на электронные учебники разработчики столкнулись с серьезными и неожиданными проблемами. Открылось, что создание электронного учебника – это не просто оцифровка печатного издания.
Принципы создания печатного и электронного учебника существенно различаются.
В данный момент времени нет идеального цифрового гаджета-носителя электронного учебника. Каждый из двух альтернативных друг другу технологических пути, в частности 1:1 (one-to-one (каждому по одному), всех обучающихся учебное учреждение обеспечивает индивидуальным носителем электронных учебников) и BOYD (bring your own device (принести свой гаджет), каждый обучающийся использует электронные учебники в своме собственном гаджете), при широком применении реализовать не так просто и дешево.
«Поколение Y», с современными цифровыми технологиями «на ты» только в сфере развлечения и общения, и далеко не всегда готово к их применению для постоянного получения новых серьезных систематических знаний. Всего 12,8% студентов американских университетов оказывают предпочтение электронному учебнику взамен его печатного аналога. Как это ни покажется удивительным,


36 еще значительно большие трудности с использованием электронных учебников у профессорского-преподавательского состава. Совокупный анализ этого сектора проблем на примере преподавателей состава американских вузов приводятся в диссертационном исследовании (PhD) Wang Surii [5]. Часто неразрешимые проблемы созданы копирайтным правом. И это далеко не все проблемы, связанные с выполнением проекта электронный учебник.
На данном этапе проводятся энергичные исследования в попытке придать свежий импульс использования и развития электронных учебников. В связи с этим нужно отметим деятельность двух научно-исследовательских коллективов.
Первый – это группа японских специалистов, рекомендующих создать сплав и единого электронного учебника, находящегося в открытом доступе, в виде обучающей площадки под замысловатым наименованием «Творческий подход к высшему образованию с объектами изучения» (creative higher education with learning objects (CHiLO)) в формате EPUB3 [4]. Второй – это большой количество разработчиков в КНР, работающих в государственной программе по созданию цифрового обучения «Электронный портфель» (E-schoolbag). Особенностью этого проекта представляет не только соединение интернет-ресурсов с электронным учебником с, но и предоставление элементарного доступа к связанным с образованием службами, например, к электронной библиотеке [3].
Из вышеизложенного следует, что создание электронных учебников, несмотря на многолетнюю историю, находится еще на ранней стадии, а бюрократические попытки форсировать этот процесс обречены на дорогостоящие провалы. Требуется кропотливая и осмотрительная работа в режиме научно-практического эксперимента, чтобы электронные учебники внесли свой достойный вклад в прогресс образования, просвещения и культуры.
Список литературы
1. Панков, Н. А. Информационная образовательная среда для подготовки военных кадров / Н. А. Панков // Вестник военного образования. – 2017. –
№ 4 (7). – С. 5-11.
2
Hoel, T. E-Schoolbag in China – exploring research evidence for large scale deployment of e-Textbooks and services / T. Hoel // 2015 IEEE 15
th
International
Conference o Advanced Learning Technologies (ICALT). 6-9 July 2015. Hualien,
Taiwan. 6 p. PDF. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hoel.nu/publications/
Hoel_ICALT_2015_submitted.pdf (дата обращения: 12.11.2018).
3. Hori, M. Fusion of E-Textbooks, Learning Management Systems, and Social
Networking Sites: A Mash-Up Development / M. Hori // Advances in Intelligent
Systems and Computing / 9
th
International Conference on Genetic and Evolutionary
Computing, ICGEC 2015. Yangon, Myanmar. 26-28 August 2015. 2016. Vol. 338.
ISBN 9783319232065. P. 377-338. PDF. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cccties.org/wp/wp-content/uploads/2015/10/icgec2015.pdf
(дата обращения: 12.11.2018).
4. Hori, M. Learner Autonomy through the Adoption of Open Educational
Resources Using Social Network Services and Multi-media E-textbooks / M. Hori //


37
AAOU J. 2015. Vol. 10, N 1. P. 23-35. PDF. [Электронный ресурс]. URL: http://aaou.ouhk.edu.hk/files/journal/Vol10%281%29June2015.pdf
(дата обращения: 12.11.2018).
5. Wang, S. Perceived attributes and factors influencing instructors’ using e- textbooks in higher education / S. Wang // Universyty of Southern Mississippi.
Hattiesburg, Mississppi, USA. May 2015. 148 p. PDF. [Электронный ресурс]. URL: http://aquila.usm.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=101l&context=dissertations (дата обращения: 12.11.2018).
ОЦЕНКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ХИРУРГИЧЕСКОЙ
КЛИНИКЕ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ
Андрюхина Е.Г., Суковатых Б.С.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра общей хирургии
Введение. Проводимые реформы в образовании предполагают повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособность вузов. Ежегодно проводится рейтинг вузов России, основными критериями которого являются качественное обучение, научно-исследовательская деятельность, востребованность получаемых профессий на рынке труда и признание вуза за рубежом [1]. В борьбе за абитуриентов побеждают соответственно те вузы, которые занимают лидирующее положение как в России, так и в мире [2].
Немаловажное значение имеет своевременное выявление и решение проблем в процессе обучения внутри вуза. Одним из способов своевременного выявления недостатков педагогического процесса являются социологические опросы студентов, обучающихся на той или иной кафедре медицинского универси- тета [3].
Цель исследования – оценка педагогического процесса на кафедре общей хирургии глазами студентов, изучение уровня удовлетворенности качеством и организацией преподавания.
Материалы и методы исследования. Использован социологический метод опроса студентов после проведения летней производственной практики
«Помощник процедурной медсестры». На ответы студентов не влияли экзаменационные оценки. Респондентами явились 100 студентов третьего курса лечебного факультета Курского государственного медицинского университета.
Анкетирование проводилось путем ответов на 21 вопрос. Уровень удовлетворенности в каждом вопросе характеризовали баллы из расчета, что 10 соответствует наиболее полной степени удовлетворенности по данному показателю, 0 – наименьшей степени удовлетворенности. Анкеты разработаны менеджментом качества
Курского государственного медицинского университета.