Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1067
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
284
Все вышеизложенное обусловливает актуальность рассматриваемой проблемы исследования, касающейся учебной мотивации будущих врачей в процессе изучения курса математики в медицинском вузе.
Целью исследования заключается в определение методик, позволяющих эффективно и достоверно оценить мотивацию будущих врачей при изучении математики в медицинском вузе.
Методы исследования: сравнительно-сопоставительный теоретический анализ, опрос, анкетирование, статистическая обработка данных, практическая апробация результатов и выводов исследования.
Результаты. В ходе консультации с компетентными психологами, были адаптированы и апробированы в ходе эксперимента диагностические методики, позволяющие а) оценить «мотивацию учения» студентов-медиков и б) изучить отношения студентов-медиков к изучению математики в медицинском вузе.
Опишем данные диагностические методики более подробно.
Для оценки «мотивация учения» студентов-медиков можно использовать
адаптированную анкету А.С. Маркова [3].
Перед анкетированием студентам необходимо дать следующие инструкции по заполнению бланков ответов (см. таблицу 1): «Уважаемые студенты, ответьте, пожалуйста, на ряд утверждений, касающихся мотивов вашего обучения. Каждому утверждению дается 5 балльная шкала оценок, отметьте вашу оценку значимости утверждения, которые определяют ваше отношение к учебной деятельности. Оценка 5 отражает максимальное значение утверждения».
Таблица 1
Бланк ответов «Главное в учебе для меня…»
№ п/п
Утверждение
Оценка
1
Стать высококвалифицированным специалистом
1 2 3 4 5 2
Больше узнать нового, расширить свои знания
1 2 3 4 5 3
Хорошо усвоить текущий учебный материал, особенно по математике
1 2 3 4 5 4
Получить нужную обществу и важную для государства профессию
1 2 3 4 5 5
Отлично и хорошо учиться, как можно лучше закончить медицинский вуз
1 2 3 4 5 6
Убежденность в правильности выбора профессии, ее соответствии моим интересам и желаниям
1 2 3 4 5 7
Приобрести новые знания и получить удовлетворение от процесса обучения
1 2 3 4 5 8
Избежать наказания за упущения в учебе
1 2 3 4 5 9
Принести полученной профессией пользу обществу 1 2 3 4 5 10
Быть примером для других студентов-медиков
1 2 3 4 5
285 11
Осознавать, что успешная учеба позволит стать высококвалифицированным специалистом, профессионалом
1 2 3 4 5 12
Использовать дополнительные источники информации и глубже изучать учебные дисциплины, особенно математику
1 2 3 4 5 13
Не запускать занятия в медицинском вузе, особенно занятия по математике
1 2 3 4 5 14
Осознавать, что работа в сфере медицины и выбранная профессия – высокий общественный долг
1 2 3 4 5 15
Получить ободрение преподавателей и сокурсников 1 2 3 4 5 16
Желание в полной мере овладеть избранной профессией специалиста медицинского профиля и стать отличным врачом
1 2 3 4 5 17
Стремление к самообразованию и совершенствованию профессиональных знаний
1 2 3 4 5 18
Получить престижную профессию с хорошей зарплатой и социальными льготами
1 2 3 4 5 19
Осознавать важность избранной профессии для общества
1 2 3 4 5 20
Иметь хорошее положение в обществе и утвердить себя как личность
1 2 3 4 5 21
Осознавать, что выбранная профессия в наибольшей степени отвечает моим склонностям, способностям, жизненным устремлениям
1 2 3 4 5 22
Как можно больше узнать нового, используя дополнительные источники информации
1 2 3 4 5 23
Стремиться хорошо учиться и закончить медицинский вуз
1 2 3 4 5 24
Осознавать ответственность за будущую деятельность специалиста медицинского профиля, ее важность для укрепления здоровья россиян
1 2 3 4 5 25
Стремление не подвести друзей-сокурсников, поддержать свой престиж в коллективе
1 2 3 4 5
Ключи к анкете «мотивация учения»:
✓ профессиональные мотивы – 1, 6, 11, 16, 21;
✓ познавательные мотивы – 2, 7, 12, 17, 22;
✓ прагматические мотивы – 3, 8, 13, 18, 23;
✓ социальные мотивы – 4, 9, 14, 19, 24;
✓ мотивы личного престижа – 5,10, 15, 20, 25.
Для изучения отношения студентов-медиков к изучению математики в
286 медицинском вузе можно использовать адаптированную методику Г.Н. Ка-
занцевой [4].
ЛИСТ ОПРОСНИКА
Вопрос 1. Нравится ли вам изучать математику в медицинском вузе?
(Да, нет) ___________________
Вопрос 2. Подчеркни причины, характеризующие ваше отношение к
математике в медицинском вузе (см. Таблицу 2). Допиши недостающие.
(Если Вы дали положительный ответ на первый вопрос, отметки по второму
вопросу сделайте, пожалуйста, в левой части таблицы. В противном случае – в
правой части таблицы).
Таблица 2
Причины, характеризующие отношение студентов медицинского вуза к математике в медицинском вузе
№ п/п
Утверждение
№ п/п
Утверждение
НРАВИТСЯ изучение математики в медицинском вузе, потому что…
НЕ НРАВИТСЯ изучение математики в медицинском вузе, потому что…
1
Математика интересна
1
Математика не интересна
2
Нравится, как ее преподают в медицинском вузе
2
Не нравится, как ее преподают в медицинском вузе
3
Математику нужно знать всем
3
Математику не нужно знать всем
4
Математика нужна для будущей работы
4 математика не нужна для будущей работы
5
Математика легко усваивается
5
Математика трудно усваивается
6
Математика заставляет думать
6
Математика не заставляет думать
7
Математика считается выгодным, нужным предметом
7
Математика не считается выгодным, нужным предметом
8
Математика требует наблюдательности, сообразительности
8
Математика не требует наблюдательности, сообразительности
9
Математика требует терпения
9
Математика не требует терпения
10 Математика занимательна
10
Математика не занимательна
11 Товарищи интересуются математикой
11
Товарищи не интересуются математикой
12 Интересны отдельные факты
12
Интересны только отдельные факты
13 Родители считают математику важным предметом
13
Родители не считают математику важным предметом
14 Хорошие отношения с преподавателем по математике
14
Плохие отношения с преподавателем по математике
287 15 Преподаватель часто хвалит
15
Преподаватель редко хвалит
16 Преподаватель интересно объясняет математический материал
16
Преподаватель неинтересно объясняет математический материал
17 Получаю удовольствие при изучении математического материала
17
Не получаю удовольствия при изучении математического материала
18 Знания по математике необходимы для будущей профессиональной деятельности врача
18
Знания по математике не играют существенной роли для будущей профессиональной деятельности врача
19 Математика помогает развивать общую культуру
19
Математика не способствует развитию общей культуры
20 Математика влияет на изменение знаний об окружающем мире
20
Математика не влияет на изменение знаний об окружающем мире
21 Просто интересно
21
Просто неинтересно
По каждому из 21 факторов подсчитывался коэффициент значимости К з
, определяемый по следующей формуле:
К
з
=
N
n
n
_
−
+
; где N – объем выборки, n
+
– количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке слева, n
– количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке справа.
Коэффициент значимости может изменяться в пределах от – 1 до +1.
1 ... 30 31 32 33 34 35 36 37 ... 79
Вопрос 3. Почему вы вообще изучаете математику в медицинском
вузе? (Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ или допиши
недостающий).
Причины: 1) это мой долг; 2) хочу стать грамотным; 3) хочу быть полезным гражданином; 4) не хочу подводить свою группу; 5) хочу быть умным и эрудированным; 6) хочу добиться полных и глубоких знаний; 7) хочу научиться самостоятельно работать; 8) все учатся и я тоже; 9) родители заставляют; 10) нравится получать хорошие оценки; 11) чтобы похвалил преподаватель медицинского вуза;
12) чтобы товарищи со мной дружили;
13) для расширения умственного кругозора; 14) заставляет преподаватель по математике в медицинском вузе.
Заключение. На основании проведенного исследования можно утверждать, что для оценки «мотивация учения» студентов-медиков можно эффективно использовать адаптированную анкету А.С. Маркова, которая позволяет оценить профессиональные, познавательные, прагматические, социальные мотивы, а также мотивы личного престижа будущих врачей в процессе обучении в медицинском вузе. Как показали результаты проведенного исследования, для изучения отношения студентов-медиков к изучению математики в медицинском вузе можно эффективно использовать
288 адаптированную методику Г. Н. Казанцевой. При этом цель первого вопроса в данной методике заключается в выявление отношения студента-медика к изучению математики в медицинском вузе, второго – выявление причин отношения к математике в медицинском вузе, третьего – выяснение того, почему студент-медик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и др.), на основе чего делается соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения студента-медика к математике в медицинском вузе.
Список литературы
1.
Бирюкова А.Н. (Кобзарь А.Н.) Подготовка к решению профессиональных задач студентов медицинских вузов при обучении физике с учетом междисциплинарной интеграции: дисс. … канд.пед.наук / А.Н. Бирю- кова (А.Н. Кобзарь). – М., 2013. – 277 с.
2.
Ланина Л.В. Методика обучения студентов медицинских вузов математическим основам медико-биологических знаний: автореф. дисс. … канд.пед.наук / Л.В. Ланина. – Орел, 2013. – 23 с.
3.
Марков А.С. Формирование профессионализма как качества личности специалиста: дисс. … канд.псих.наук / А.С. Марков. – М., 2002. –
182 с.
4.
Методика изучения отношения к учебным предметам Н.Г. Казан- цевой URL: http://testoteka.narod.ru/ms/1/15.html. (дата обращения: 01.05.2018).
ДИСТАНЦИОННЫЙ МЕТОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
КАК ИНОСТРАННОГО
Ковынева И.А., Девдариани Н.В., Петрова Н.Э.
ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра русского языка и культуры речи
Рассматривая многостороннее, многоаспектное отражение мировых интеграционных процессов, нельзя не признать связь, взаимозависимость и взаимовлияние политики, экономики, науки и образования, нельзя не отметить
… интеграцию наук в рамках прикладных аспектов [1]. Методика преподавания русского языка как иностранного всегда находится в поиске наиболее эффективных способов обучения [2].
С развитием научно-технического прогресса, с переходом образования на цифровой формат происходит формирование интеграционного метода, который включает в себя компоненты различных методик, в том числе активно развиваемое в последнее время дистанционное онлайн-образование. Являясь одним из самых новых методов, дистанционное образование широко не использовалось в области преподавания русского языка как иностранного.
289
Перспективность данного направления обусловила актуальность изучения потенциальных возможностей дистанционного метода. В соответствии с вышеизложенным, была сформулирована цель нашего исследования – анализ дистанционного метода обучения русскому языку как иностранному (РКИ) для его дальнейшего практического применения. Осуществление цели предполагает решение следующих задач: изучение понятия «дистанционный метод обучения
иностранным языкам», выявление его достоинств и недостатков. Для решения поставленной задачи использовались методы теоретического анализа научно- методической литературы, сопоставление и сравнение полученных данных.
Несмотря на то, что для изучения РКИ имелось достаточное количество учебных материалов, видео - и аудиозаписей, самоучителей, заочных языковых курсов [3], на наш взгляд, при условии нерегулярных занятий с преподавателем, овладеть иностранным языком, в том числе русским как иностранным, не представляется возможным.
В то же время, попытки осуществить обучение языкам предпринимались постоянно, а с появлением всемирной сети Интернет эти возможности значительности расширились. Однако, на наш взгляд, до сих пор остается неразработанной методика дистанционного обучения иностранным языкам. Ее осуществление станет возможным при учете различных факторов, основным из которых является систематическое взаимодействие с опытным педагогом. Этому может способствовать применение телекоммуникационных технологий для обучения иностранным языкам в целом и русскому как иностранному в частности.
Отметим некоторые преимущества этой формы организации обучения:
– доступность (возможность изучать иностранный язык даже при отсутствии образовательных учреждений, преподавателей, оборудования);
– оперативность (способность получать необходимые данные с любых расстояний);
– вариативность (возможность выбора программ и направлений в обучении);
– удобный режим занятий (в любое свободное время и в любом возможном временном объёме);
Таким образом, дистанционная форма изучения иностранных языков предоставляет широкие возможности для получения необходимой информации, ее удаленной передачи, а также позволяет обучаемому принимать участие в разнообразных интерактивных телекоммуникационных проектах, общаться с носителями языка и с преподавателями удаленно. Помимо этого, различные обучающие платформы способствуют формированию единой образовательной среды и позволяют пройти обучение большому количеству людей [4].
Однако нельзя не остановиться на недостатках данной системы обучения, которые оказывают влияние на место дистанционного подхода среди иных методик и отношение к ней в процессе выбора наиболее оптимальной и эффективной. К ним можно отнести следующие:
290
– во-первых, возможность обучаться дистанционно есть не у всех
(отсутствие необходимых технических средств)
– во-вторых, отсутствие системы контроля изученного материала.
– в-третьих, недостаточное взаимодействие обучаемого и преподавателя, который сразу корректирует ошибки, указывает на достоинства.
Считаем, что, анализируя дистанционный метод обучения иностранному языку, необходимо остановиться на содержательной и методологической части курса. Особенно подчеркнем, что обучение русскому языку как иностранному дистанционно должно базироваться на такой основе, где передаются не только готовые знания, но одновременно обучаемых мотивируют к их получению в процессе учебно-познавательной деятельности.
Дистанционное обучение, являясь отличным от других методов, вместе с тем основывается на тех же принципах, что и другие методики. Это обусловлено прежде всего тем, что главной задачей обучения русскому языку как иностранному, как и любому другому иностранному языку, является коммуникация, где «общение – это лучшее обучение общению» [5].
Сегодня в образовании в целом, на различных его уровнях (школьное, дополнительное, профессиональное и т.д.) дистанционный метод завоевывает особые позиции, динамично развиваясь и совершенствуясь [6].
После принятие федерального закона об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях, все чаще в СМИ можно встретить дискуссии о возможностях использования дистанционно-образовательных технологий в образовательном процессе, причем чаще речь идет о вузах [7].
Однако, выбирая дистанционное обучение иностранным языкам, следует учитывать и оценивать достоверность следующих факторов:
– научность разработанных материалов курса;
– владение методикой преподавания иностранных языков;
– эффективность взаимодействия обучаемого и преподавателя, наличие интерактивной связи между ними;
– ступенчатость программы курса, ее многоуровненность, предоставление определенного модуля в соответствии с уровнем владения языком обучаемым;
– формирование умений и навыков по всем видам речевой деятельности
(уделяя особое внимание говорению как основной цели обучения языку).
Таким образом, современная образовательная система предлагает дистанционное обучение в качестве одной из наиболее эффективных форм получения различного образования. Однако следует подчеркнуть, что в настоящее время баланс между достоинствами и недостатками такого вида обучения приблизительно пропорционален. Дистанционный метод, а вместе с ним и соответствующая система обучение иностранным языкам и русскому как иностранному, представляют собой целенаправленный интерактивный процесс
[8], в котором обучаемые и преподаватель взаимодействую асинхронно, что на наш взгляд, не решает основной задачи обучения – коммуникации на изучаемом языке. При этом нельзя не отметить, что новый метод обучения находится в процессе развития, а современные технологии – та благодатная среда, которая