Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1063
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
274
Для исследования мы произвольно отобрали 40 студентов и предоставили им для самостоятельного дистанционного изучения тему «Функциональные пробы» и после провели оценочное тестирование. Получили результаты –
85-100 баллов (отлично «5») набрали 0 человек (0%); 71-84 балла (хорошо «4») –
4 человека (10%); 55-70 баллов (удовлетворительно «3») – 30 человек (30%);
0-54 балла (неудовлетворительно «2») – 6 человек (15%). Средняя оценка по изучению темы «3» удовлетворительно. Низкие показатели усвоения темы, возможно, связаны с тем, что при подаче материала для самостоятельного изучения мы не учли психологические особенности учеников, а именно особенности их восприятия.
В дальнейшем для улучшения качества усвоения материала мы решили использовать в обучении дифференцированный подход. Для дальнейшего исследования мы у 40 ранее отобранных студентов произвели тестирование по диагностике доминирующей перцептивной модальности С.А. Ефремцева. По его результатам разделили студентов на 4 группы в зависимости от типа восприятия:
аудиал (слуховой), визуал (зрительный), кинестетик (двигательный), дискрет
(мыслительный).
Восприятие информации окружающего мира, а в последующем ее осмысление и запоминание, зависит напрямую от органа чувств, который доминирует у индивида при ее получении. Для визуального типа характерным является получение информации с помощью зрения. Люди данного типа хорошо запоминают печатные тексты и наглядные графические пособия (схемы, изображения). Для аудильного типа характерно получение информации с помощью слуха. Аудиалы хорошо запоминают информацию в виде аудио лекций, дискуссий, чтения вслух, беседы. Для кинестетического типа характерным является получение информации с помощью активных движений скелетных мышц. Кинестетики запоминают информацию в виде практических занятий, экспериментов, в процессе которых они могут своими руками проверить информацию на практике. Кроме того, кинестетики не могут долгое время слушать внимательно, поэтому информация должна быть конкретной и с перерывами на выполнение заданий. Для дигиталов характерным является получение систематизированной информации с понятными причинно- следственными связями [3]. В зависимости от типа восприятия мы произвели подбор мультимедийных пособий для дистанционного обучения.
Далее 40 студентам предоставили для изучения разные типы методических рекомендаций по теме «Функциональные пробы». Для визуалов – презентации в формате ispring (мультимедийные пособия, содержащие подробные схемы, диаграммы и таблицы, текстовой материал минимален, а главные понятия выделены цветом), для аудиалов – аудио- и видеолекции, для кинестетов – практические рекомендации в виде презентации в формате ispring, для дигиталов
– помимо презентации с лекцией, содержащей схемы и таблицы, были предложены ситуационные задачи, которые позволяли в процессе их решения усвоить материал темы.
275
После самостоятельного изучения студентами материала было проведено оценочное тестирование, и мы получили результаты, согласно которым 85-100 баллов (отлично «5») набрали 8 человек (20%); 71-84 балла (хорошо «4») –
26 человек (65%); 55-70 баллов (удовлетворительно «3») – 5 человек (12,5%);
0-54 балла (неудовлетворительно «2») – 1 человек (2,5%). Средняя оценка по изучению темы «4» хорошо. Из полученных результатов мы видим, что средняя оценка по изучению темы возросла и, следовательно, дифференцированный подход в изучении материала является более эффективным. Но низкие результаты имеют место быть – 5 человек (12,5%) получили оценку
«удовлетворительно», 1 студент (2,5%) «неудовлетворительно». Причин этому может быть несколько: возможно отсутствовал доступ к сети Интернет, что не позволило получить информацию по данной теме, возможно наличие низких показателей обучаемости связано с отсутствием непосредственного контакта с преподавателем (мы не можем проверить, насколько ответственно студенты отнеслись к изучению материала), возможно связано с низкой мотивацией студентов.
При подготовке материалов для ДО необходимы материальные и интеллектуальные затраты. Необходимо ответственно и с творческим подходом относиться к этой деятельности, а для этого нужны высококвалифицированные кадры, прошедшие обучающие курсы по работе в современной информационно- образовательной среде, обладающие способностью ориентироваться в различных мультимедийных программах, создавать интерактивности и главное имеющие время на генерирование материалов. Интерактивность позволяет вовлечь слушателя в активное онлайн обучение, а это в свою очередь создает взаимодействие между преподавателем и учащимся и соответственно повышает его мотивацию.
В нашей стране применение дистанционных технологий постепенно набирает обороты, а интерес в его использовании для вузов является очевидным.
ДО позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении, помогает развить у обучающихся способность к самостоятельному изучению материала.
В заключение можно сделать вывод о том, что дистанционное образование очень удобная, простая и доступная форма обучения, но использовать ее лучше как дополнение к традиционной и для лучшего восприятия необходим индивидуальный подход в обучении.
Список литературы
1. Абдуллаев С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизации образования. – 2007. – № 3. –
С. 85-92.
2. Авраамов Ю.С. Практика формирования информационно – образовательной среды на основе дистанционных технологий
//
Телекоммуникации и информатизация образования. – 2004. – № 2. – С. 40-42.
3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник /
М.И. Еникеев. – М.: Норма, НИЦ ИНФРА – М., 2013. – 640 с.
276 4. Ольнев А.С. Использование новых технологий в дистанционном обучении // Актуальные проблемы современной науки. – 2011. – № 1. – С. 96.
5. Осиленкер Л.Б. Высшее образование в информационном обществе – новые возможности и новые риски для населения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2005. – № 6. – С. 110-118.
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК –
ЛИТЕРАТУРА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Климова Л.Г., Ефремова Н.Н., Жиляева Л.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра микробиологии, вирусологии, иммунологии
Современная система образования все чаще использует информационные технологии и компьютерную телекоммуникацию. Особенно динамично развивается система дистанционного обучения, чему способствует ряд факторов и, прежде всего, оборудование учебных заведений мощным компьютерным оборудованием и развитием интернет-сообществ.
Сегодня особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией процесса обучения. Самой доступной формой автоматизации образования является использование компьютеров. Во многих учебных заведениях для упрощения процесса обучения внедряют электронные учебники и электронные учебные пособия. Сегодня активно идет процесс по созданию электронных учебников в свободном доступе и внедрения их в учебную деятельность.
Электронные учебники широко используются в дистанционном обучении в настоящее время как средство, наиболее полно отвечающее требованиям для эффективного обучения.
Электронный учебник можно использовать:
• для обучения, самоконтроля и контроля знаний;
• в качестве экзаменатора на выпускных и вступительных экзаменах;
• для проверки текущих знаний;
• как симулятор для самостоятельного изучения на компьютере.
Электронный учебник содержит систему тестов и учебных материалов, его можно рассматривать как литературу нового поколения, которая объединила преимущества традиционных учебников и возможности компьютерных технологий.
Рассмотрим основные понятия, касающиеся электронного учебника в образовании.
В соответствии ухуд ш
ается с инструкцией Министерства о
б ы
чн ы
й образования степ е
электронное издание н
ап р
авл ен н
о го представляет собой сборник м
и н
и стер ства текста и
зучен и
е
, графики, речи учеб н
и к
, музыки, видео, эл ектр о
н н
ы й
фотографий ф
о то гр аф и
й и другой информации [1]. о
б л
ад ает
Электронный учебник может учеб н
и к быть си м
ул ято р
выполнен на любом п
р и
н ц
и п
электронном носителе или д
р уги е размещен ко то р
ы е
в локальной или
277 глобальной ен ьш ая компьютерной сети. В зависимости от о
д н
и м
содержания эм о
ц и
о н
ал ьн
, объема и полноты и
зучен и
я представления учебных учеб н
и ка материалов тр уд н
о сть электронные образовательные и
зучен и
я публикации делятся на электронные учеб н
о м
учебники п
о н
яти й
, электронные учебные и
зучен и
е пособия, электронные м
о гут практикумы ф
о то гр аф и
й и другие виды [3]. д
о л
го е
Определение электронного учебника п
о вы ш
ая приводится тео р
и и
в Приложении 2 к приказу во зм о
ж н
о сть
№ 1646 Минобразования о
сущ ествл ять
России ц
ел о
стн ая от 19 июля 1998 г.: «
о тн о
ш ен и
ю
Электронный учебник – основное м
ул ьти м
ед и
а электронное текст учебное издание п
р еи м
ущ ества
, созданное на высоком о
сн о
ван н
о го научном учащ его ся и методическом уровне, со сто ят полностью соответствующее составляющей всего дисциплины о
б ъ
ем а
Государственного образовательного и
зучен и
е стандарта специальностей и м
о гут направлений вступ и
тел ьн ы
х
, определяемое дидактическими е и
гр ает диницами стандарта и программой» [1]. текст
Электронный текст учебник не может кар д
и н
ал ьн о
и не должен заменять эл ектр о
н н
ы й
книгу п
р и
н ц
и п
. Подобно тому, как чтен и
и просмотр фильма не заменяет эл ектр о
н н
о го чтение со зн ател ьн о
сти книги, также п
р ед усм о
тр еть и доступность электронного п
р еи м
ущ ества учебник степ е
а не должна заменять текст чтение и изучение обычного таки м
учебника д
о л
го е
, а, наоборот, должна эл ектр о
н н
ы е
проявлять у учащегося о
б учен и
я интерес д
и д
акти чески м
и к книге.
Таким кар д
и н
ал ьн о
образом, для создания электронного ф
о то гр аф и
й учебника п
о н
яти й
недостаточно взять о
тн о
ш ен и
ю хороший учебник, эл ектр о
н н
ы й
предоставить сл ед ую щ
и м
и ему навигацию (богатую р
еш ен и
я иллюстративным материалом) и перевести ее в р
еш ен и
я электронном п
о вы ш
ая виде на экран м
о ж
н о
компьютера.
Электронный о
д н
и м
учебник п
р о
вер ки не должен превращаться в ц
ел о
стн ая текст с картинками или справочник, д
и сц и
п л
и н
ы поскольку д
и д
акти чески м
и его функция состоит ви д
е в другом.
Электронный во зм о
ж н
о сть учебник вступ и
тел ьн ы
х должен максимально всего упростить понимание и запоминание эл ектр о
н н
ы й
наиболее что б
ы важных понятий и
н ф
о р
м ац и
о н
н ы
е и примеров, привлекая к учеб н
и к процессу си м
ул ято р
обучения слуховую и п
р и
н ц
и п
эмоциональную память. Тестовый о
сущ ествл ять компонент п
р о
ц ессе должен быть н
о сти ограничен - в конце п
р ед усм о
тр еть концов п
р о
см о
тр
, остается обычный п
р и
н ц
и п
учебник, бумага и ручка для учащ его ся углубленного и
ю л
я изучения материала учеб н
и к
, уже освоенного на компьютере. р
азр аб о
тке
Современный п
р о
ц ессе электронный учебник — это о
сн о
ван н
о го целостная дидактическая система, сл ед ует основанная р
еш ен и
я на использовании компьютерных тео р
и и
технологий и Интернета, п
о д
го то вки которая ен ьш ая направлена на предоставление гр ам о
тн о
учащимся индивидуальной и оптимальной текст учебной эл ектр о
н н
ы й
программы с помощью и
зучен и
е электронного курса п
р о
ц ессе обучения и
зл о
ж ен
Плюсы электронного ко н
тр о
л ьн ы
х учебника состоят в следующем:
• н
асто ящ ее
Электронные сл ед ует учебники позволят м
ул ьти м
ед и
а каждому учащемуся, вне эм о
ц и
о н
ал ьн зависимости д
о л
го е
от места проживания, ко н
тр о
л ьн ы
х немедленно увидеть результаты м
ул ьти м
ед и
а своих о
тл и
чи е
самостоятельных и контрольных м
атер и
ал работ, что повысит ко н
тр о
л я мотивацию м
и н
и стер ства к обучению.
•
Хорошая д
и сц и
п л
и н
ы подборка различного материала: что б
ы иллюстрации о
тн о
ш ен и
ю и анимации к тексту тео р
и и
, мультимедиа, различные для со сто ят изучения ко то р
ая и разноуровневые задания для м
атер и
ал проверки знаний в интерактивном п
р о
вер ки режиме и
зучен и
я
, компактность.
•
Прослеживается н
ац ел ен н
о го обратная связь, что б
о л
ьш и
н ство играет п
р еи м
ущ ества важную роль в м
о гут обучении
. Творческий подход, в д
и сц и
п л
и н
ы процессе и
ю л
я обучения, возможность учеб н
и ка дополнять и корректировать м
и н
и стер ства материал сл ед ует
•
Возможны кардинально н
ац ел ен н
о го новые модели обучения. кар д
и н
ал ьн о
Зона ухуд ш
ается работы с электронной д
о л
го е
формой учебника эм о
ц и
о н
ал ьн интересна п
р ед усм о
тр еть и привычна для современных ухуд ш
ается учащих ся.
Основным недостатком со зд ан н
о е электронных учеб н
и к
учебников является р
еал ьн о
й трудность чтения м
о гут больших м
атер и
ал текстов с экрана ен ьш ая компьютера, в результате чего тр уд н
о сть ухудшается о
тн о
ш ен и
ю
278 восприятие информации п
о д
б о
р ка
[4]. Для решения этой ф
о р
м о
й проблемы эл ектр о
н н
ы е
в учебниках должны гр ам о
тн о
быть реализованы два режима эл ектр о
н н
ы й
обучения о
б ъ
ем а
: текст и мультимедиа и
н ф
о р
м ац и
о н
н ы
е
. Текстовый режим п
р ед о
ставл яет можно эл ектр о
н н
ы й
назвать расширенным ухуд ш
ается аналогом книги, а мультимедиа – сл ед ую щ
и м
и аналогом со вр ем ен н
ы х
хорошо иллюстрированной тео р
и и
лекции или образовательного п
р ед о
ставл яет видео р
азм ещ ен
Таким образом, ко н
тр о
л ьн ы
х минусы электронных учебников эл ектр о
н н
ы е состоят и
гр ает в следующем:
•
Большинство и
ю л
я классов не оборудовано р
еш ен и
я должным чтен и
и образом.
•
Не все могут р
еал ьн о
й приобрести необходимую технику для п
р и
н ц
и п
работы текст дома или иметь о
сущ ествл ять дорогостоящий планшет.
• и
ю л
я
Долгое эл ектр о
н н
ы й
просиживание у экрана п
р о
вер ки отрицательно влияет на зрение и тео р
и и
осанку эл ектр о
н н
о го учащихся.
•
Меньшая д
р уги е
степень усвоения д
и д
акти чески м
и учебного м
о ж
н о
текста с экрана со сто ят монитора, чем при чтении с бумажного д
р уги е носителя о
сн о
ван н
о го
(считается, что при чтении ко н
тр о
л я
с экрана степень ко н
тр о
л ьн ы
х усвоения о
тл и
чи е
текста на 25% ниже). о
д н
и м
Возможно, одним из наиболее уж есто чи ть важных со вр ем ен н
ы х
преимуществ является со вр ем ен н
ы х
возможность организации м
о ж
н о
виртуальной п
р и
н ц
и п
лабораторной работы, тесто вы й
которая по той или иной причине не такж е может д
и д
акти чески м
и быть выполнена что б
ы в реальной ситуации [5]. учеб н
и к
Чтобы п
о д
б о
р ка создать качественный о
б л
ад аю т электронный учебник, необходимо, п
о д
б о
р ка во-первых п
р ед о
ставл яет
, руководствоваться следующими эл ектр о
н н
ы е
дидактическими принципами: п
р ед усм о
тр еть а) классическими уж есто чи ть
(принцип наглядности, п
р и
н ц
и п
принцип доступности, принцип учеб н
и к систематичности си м
ул ято р
и последовательности, принцип о
сущ ествл ять связи теории с м
ул ьти м
ед и
а практикой о
б ы
чн ы
й
, принцип научности, д
р уги е принцип сознательности и активности, о
сво ен н
о го принцип и
гр ает прочности); б) личностно ориентированного обучения (принцип л текст ичностного о
б л
ад аю т
целеполагания обучающегося, ко н
тр о
л ьн ы
х принцип выбора студентом п
о м
о щ
ью индивидуальной учеб н
о м
образовательной траектории м
о гут
, принцип продуктивности чтен и
и обучения п
р и
н ц
и п
, принцип первич ф
о то гр аф и
й ности образовательной продукции д
р уги е обучаемого чтен и
и по отношению к изучаемому о
б л
ад аю т
материалу, принцип р
еал ьн о
й ситуативности тесто вы й
обучения, принцип эл ектр о
н н
ы й
образовательной рефлексии), а также р
еал ьн о
й принципами и
гр ает универсальности, интерактивности тр уд н
о сть и открытости.
Во-вторых, тесто вы й
следует во зм о
ж н
о сть придерживаться трех м
и н
и стер ства основных подходов: педагогического, и
зучен и
е основанного ко то р
ая на необходимости реализации р
азд ел ам в учебном процессе ко н
тр о
л ьн ы
х различных со вр ем ен н
ы х
дидактических целей; такж е информационного, направленного на создание о
б учен и
я своеобразной п
о н
яти й
обучающей среды д
р уги е
, и личностно ориентированного, нацеленного на о
б ы
чн ы
й соответствующие сл ед ует качества личности учащ его ся обучающихся, которые развиваются в о
б л
ад ает ходе ен ьш ая специально организуемой деятельности п
о м
о щ
ью
Таким образом, при и
зучен и
я разработке гр ам о
тн о
электронного учебника со зн ател ьн о
сти создатели сталкиваются с рядом эл ектр о
н н
ы й
трудностей всего
:
• желательно предусмотреть п
о н
яти й
возможность работы с вступ и
тел ьн ы
х учебником тео р
и и
в локальной сети, а учеб н
и ка также возможность размещения его в что б
ы
Интернете о
б ы
чн ы
й
;
• защита функции сл ед ует системного обучения, р
азд ел ам чтобы о
б л
ад ает случайные пользовательские и
зл о
ж ен ошибки не изменяли содержание п
р и
н ц
и п
учебника ко н
тр о
л я
;
• необходимость ужесточить п
р и
н ц
и п
требования к психолого-педагогическим о
б ы
чн ы
й аспектам си м
ул ято р
, обратить внимание на тр уд н
о сть коммуникативные стороны.