Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1065
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
291 открывает неограниченные перспективы для поиска и разработки эффективных форм и направлений в преподавании как иностранных языков, так и РКИ.
Список литературы
1.
Ковынева И.А. Интеграционные процессы в педагогике и лингвистике. // Историческая и социально-образовательная мысль /
И.А. Ковынева, О.И. Охотников, Н.Э. Петрова. – Том 7, № 5, часть 2. URL: http://www.hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/1715– 2015. С. 229-233 2.
Ковынева И.А., Петрова Н.Э. Междисциплинарная интеграция русского языка и профильных дисциплин в медицинском вузе при обучении иностранных студентов языку специальности (из опыта преподавания).
Современные проблемы науки и образования.
2015.
№ 1;
URL:http://www.science-education.ru/121-18541 3.
Колосницина, Г.В. Мультисенсорная технология обучения РКИ и построение на её основе учебных комплексов, включающих аудио- и видеоматериалы [Текст] / Г.В. Колосницина // Вестник ЦМО МГУ. – М., 2001. –
№ 2. – С. 9-13.
4.
Андреев, A.A. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях [Текст] / А.А. Андреев // Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1999. – 41 с.
5.
Богомолов А.Н., Ускова О.А. Дистанционное обучение: обзор оте- чественных и зарубежных технологий и методик [Текст]: учебно-методическое издание. / А.Н. Богомолов, О.А. Ускова. – М.: ЦМО – 2004. – 70 с.
6.
Денисова, Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам [Текст] / Л.Г. Денисова // Иностранные языки в школе. –
1999. – № 4. – С. 5-8.
7.
Киселёва, С.Н. Реализация принципов интенсивного обучения в учебнике русского языка как иностранного для подготовительного факультета
(начальный этап) [Текст] / Киселёва С.Н., Кухаревич Н.Е. // Вестник ЦМО МГУ.
– М.: РУДН, 1998 г. – № 1. – С. 3-5.
8.
Панарина, Н.А. Дистанционное обучение: к вопросу об основных понятиях [Текст] / Н.А. Панарина // Социологические исследования. – 2004. – № 4. – С. 116-120.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ –
ВАЖНЕЙШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Колосова Т.Ю., Кубасова Л.В.
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет
имени академика И.П. Павлова», г. Рязань
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра общей и фармацевтической химии
Введение. В настоящее время процесс получения медицинского образования трансформируется в высокотехнологическую сферу деятельности.
292
Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс становится все более актуальным, поскольку использование этих технологий позволяет повысить как уровень мотивации студентов, так и их познавательную активность, а также активизировать самостоятельную работу студентов. Эффективность же применения информационно-коммуникационных технологий в обучении напрямую определяется уровнем сформированности и развития информационной компетентности преподавателя.
Целью исследования является формулирование и систематизация условий, необходимых для развития информационной компетентности преподавателей высшей школы. Для этого необходимо конкретизировать понятие информационной компетентности и определить ее структурные компоненты.
Далее следует проанализировать возможности развития информационной компетентности преподавателей в условиях современного образовательного процесса и выявить условия ее наиболее эффективного развития.
Актуальность данного исследования обусловлена возрастающими требованиями к уровню информационной компетентности преподавателей и необходимостью в объективной оценке уровня ее развития в связи с недостаточностью методик ее совершенствования и отсутствием критериев оценки.
Методы исследования.Современное образование базируется на компетентностном подходе, который предполагает, что в процессе обучения человек приобретает конкретные знания и умения и развивает социально- важные и профессиональные качества, позволяющие ему стать успешным в жизни. Термин информационная компетенция означаетприобретённые и развитые в результате обучения конкретные знания, умения и навыки, полученные посредством использования компьютерных технологий, которые позволяют эффективно принимать решения в профессиональной деятельности.
Что в настоящее время подразумевается под термином информационная компетентность преподавателя вуза?Информационная компетентность преподавателя (ИКП) – это готовность преподавателя к взаимодействию со студентом в информационной среде с использованием цифровой формы представления информации. Эта готовность базируется на следующем:
– на свободном владении основами информационной грамотности и информационной безопасности,
– на наличии навыков использования компьютерной и мультимедийной техники,
– на желании изучить новые технологии обработки информации и использовать их в учебном процессе,
– на умении анализировать информацию и осуществлять поиск решений возникающих проблем.
В составе ИКП можно выделить несколько компонент или составляющих.
Мотивационная составляющая характеризует степень мотивационных побуждений преподавателя, наличие его интереса к работе и осознание им целей информационной деятельности. Когнитивная составляющая
293 показывает понимание принципов работы и возможностей технических устройств, предназначенных для поиска и обработки информации, умение классифицировать задачи с последующим решением, знание программных средств и умений их применять в профессиональной деятельности.
Деятельностная компонента – это владение современными методами поиска, сбора, систематизации и обобщения образовательной информации и умение использовать полученную информацию для профессионально-педагогической деятельности. Деятельностная компонента демонстрирует эффективность и продуктивность применения информационных технологий на практике.
Рефлексивная составляющая – это умение преподавателя анализировать и оценивать свою профессиональную деятельность в сфере использования информационно-коммуникационных технологий. Рефлексивная составляющая показывает стремление преподавателя к профессиональному росту [2].
ИКП формируется и развивается в процессе изучения компьютера и непосредственного применения информационных технологий как средства обучения. ИКП рассматривается как один из показателей профессиональной зрелости преподавателя, в которой можно выделить следующие этапы формирования:
– этап потребителя информации,
– этап пользователя компьютером,
– этап постановки и решения предметных задач на основе творческого подхода.
Для успешного формирования ИКП необходимо выполнения ряда условий:
– создание преподавателем профессионально-ориентированных задач, которые мотивируют его овладеть информационными технологиями,
– обучение преподавателей с помощью средств мультимедиа и Интернет- ресурсов, стимулирующих процесс формирования ИКП,
– реализация творческих проектов по учебной специализации преподавателей с использованием информационных технологий.
В процессе развития ИКП можно выделить следующие стадии:
– использование информационных технологий для демонстрации печатных и графических документов,
– систематизация и обработка данных с помощью электронных таблиц,
– использование информационных технологий для демонстрации аудио- и видеоматериалов на лекциях и практических занятиях,
– создание презентации для чтения лекций,
– использование компьютерного тестирования,
– использование сети Интернет для участия в телеконференциях,
– использование сети Интернет для сбора информации,
– использование сети Интернет для доступа к научным, педагогическим, методическим данным [1, 3].
ИКП предполагает широкое использование компьютерной техники, электронных учебников и обучающих программ. Для того чтобы процесс
294 развития ИКП был наиболее эффективным, представляется целесообразным корректировка существующих рабочих программ дисциплин и практик. В учебных планах студентов должны преобладать практические и лабораторные занятия с использованием компьютера. Самостоятельная работа студентов должна включать творческие задания, связанные с поиском в сети Интернет, с созданием презентаций, с выполнением проектов. Современная образовательная среда должна быть интерактивной, то есть предусматривать развитие диалога между всеми участниками образовательного процесса. Планируя такие занятия, преподаватель проектирует интерактивную обучающую среду, а это невозможно без высокого уровня сформированности его информационной компетентности.
Максимальная эффективность развития ИКП безусловно предполагает освоение знаний и умений из области информатики и информационно- коммуникационных технологий, а также развитие коммуникативных способностей. Коммуникативная деятельность – это совместная деятельность преподавателя и студента, при которой реализуется обратная связь с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это важно, так как при работе в условиях интерактивной образовательной среды преподаватель должен уметь дифференцировать студентов в соответствии с их мотивацией к обучению и психологическими особенностями.
1 ... 31 32 33 34 35 36 37 38 ... 79
Основные результаты.Формирование информационной компе- тентности – достаточно длительный процесс, требующий систематического и комплексного подхода. Преподаватель должен быть способен ориентироваться в информационном пространстве, накапливать и анализировать полученную в сети Интернет информацию, осуществлять анализ своей деятельности и ее результатов.
Условиями формирования и эффективного развития ИКП являются проектирование преподавателями заданий для лекционных и лабораторно- практических занятий с использованием информационных ресурсов и компьютерных технологий, проектирование самостоятельной работы студентов с последующей презентацией ее результатов.
Исходный уровень ИКП позволяет осуществлять поиск, систематизацию, переработку и обмен информацией, самостоятельно работать с различными видами и источниками информации, и комбинировать их. Высший уровень ИКП
– это освоение новых технологий и грамотное использование их преподавателем в своей профессиональной деятельности.
Заключение. ИКП существенно влияет на процесс обучения в современном вузе. Преподаватель должен владеть информационной компетентностью и активно использовать компетентностный подход в информационно-обучающей среде. Интерактивная образовательная среда является основой для реализации обучения с использованием информационно- компьютерных технологий.
В условиях информатизации образования выдвигаются новые требования к личности преподавателя, характеру и содержанию его профессиональной деятельности. Градиентом развития современного образования является
295 подготовка преподавателей, обладающих высоким уровнем знаний не только в предметной области, но и в области информационно-компьютерных технологий, в вопросах по их внедрению и эффективному применению в образовательной практике.
Список литературы
1. Белин Н.А., Плотникова Е.Г., Цариев Е.А. Содержание профессиональной компетентности и ключевые компетенции успешной деятельности преподавателя военного ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1.
2. Кузнецова А.А., Ткачев В.Н. Критерии коммуникативной компетентности преподавателей высшей школы в условиях электронной образовательной среды // Коллекция гуманитарных исследований. – 2017, –
№ 5(8). – С. 30-37.
3. Салгараева Г.И., Токтагулова Г.Б., Ыскак Г.Т. Информационная компетентность преподавателя высшей школ
Ы
// Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6-1. – С. 198-202.
ТРУДНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ
ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Конищева Е.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра педагогики
Современные условия быстро меняющейся действительности предъявляют разнонаправленные требования к профессиональной деятельности всех специалистов. Не составляет исключение и педагогическая деятельность.
Педагогическая деятельность всегда относилась к числу быстро реагирующих на изменяющиеся потребности, запросы общества. При этом важно сохранять центральную линию, в основе которой не только обучение, но и воспитание будущего специалиста в ходе получения им высшего образования. В связи с этим необходимо проанализировать возможные риски, трудности, недостатки внедрения и использования электронной среды в образовательном процессе высшей школы с точки зрения его результативности. Нам представляется, что внедрение электронной образовательной среды может быть сопряжено с определенными трудностями со стороны организации педагогической деятельности. В связи с этим цель работы состоит в проведении теоретического анализа возможных источников трудностей в педагогической деятельности в условиях организации электронной образовательной среды.
Трудность – переживание и иногда понимание возникшего несоответствия между требованиями деятельности и возможностями личности [2]. Среди