Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1061

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

279
Из всего ухуд ш
ается вышесказанного п
р ед о
ставл яет можно сделать текст вывод, что электронные о
тн о
ш ен и
ю учебники о
б л
ад ает обладают практической зави си м
о сти ценностью. Они способны не только и
зучен и
я предоставлять всего информацию разнообразными такж е
способами, но также о
д н
и м
дают о
тн о
ш ен и
ю больше возможностей для н
ац ел ен н
о го самостоятельной работы. Поэтому тео р
и и
грамотно д
и д
акти чески м
и созданный электронный чтен и
и учебник может уж есто чи ть стать ко н
тр о
л я
ключевым звеном в п
о л
учен и
ю технологиях информационного обучения, п
р ед усм о
тр еть повышая эл ектр о
н н
ы й
конкурентоспособность специалистов п
р и
н ц
и п
XXI века.
Безусловно, о
б учен и
я обучение степ е
с использованием электронного д
р уги е учебника способствует развитию р
азм ещ ен учебной н
ац ел ен н
о го самостоятельности и познавательной ко н
тр о
л ьн ы
х мотивации. В отличие от классического варианта бумажного учебника, в электронном пособии материал изложен не линейно, а иерархически структурирован. При этом электронный учебник обладает удобной, интуитивно понятной навигацией. Удобная навигация позволяет быстро перемещаться по разделам учебника при помощи интерактивного оглавления и кнопок быстрого перехода, осуществлять поиск в учебном материале, по ключевым словам.
Электронный учебник аккумулирует в себе все основные дидактические, методические, научные и информационные и справочные материалы, необходимые преподавателям для подготовки и проведения всех видов и форм занятий, а также для самостоятельного изучения предметов или подготовки к занятиям, проводимым под руководство преподавателей и получению дополнительной информации и справочных данных по какой-либо дисциплине.
Кроме того, он предоставляет учащимся возможность решать проблемы самоконтроля по овладению материалом, а преподавателям – объективно осуществлять текущий и окончательный контроль за успехом учащихся.
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   79

Список литературы
1.
Приказ Минобразования России от 19.06.1998 № 1646 «О создании федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям
Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации».
2.
Алешкина
О.В.
Применение электронных учебников в образовательном процессе // Молодой ученый. – 2012. – № 11. – С. 389-391.
3.
Свалов Е.А. Электронный учебник как средство обеспечения продуктивного типа познавательной деятельности учащегося // Известия
Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2010. – № 2 (75). – С. 62-70.
4.
Тельнов Ю.Ф. Использование открытых образовательных ресурсов нового поколения в дистанционном обучении / Ю.Ф. Тельнов, Н.В. Комлева
Дистанционные образовательные технологии. Проблемы, опыт, перспективы развития. Сб. ст. / Под ред. Ф.Ф. Харисова. – М.: ФИРО, 2008. – С. 238-246.
5.
Феданов А. Адаптивные обучающие системы: современное состояние и перспективы развития / А. Феданов // Открытое образование. –2003.
– № 6. – С. 56-63.

280
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТПЕДАГОГИКИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА КЛИНИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ
Князева Л.И., Горяйнов И.И., Князева Л.А., Степченко М.А., Хардикова Е.М.,
Мещерина Н.С., Безгин А.В., Ивакин В.Е.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра внутренних болезней № 1
В настоящее время политика в области профессионального образования направлена на повышение его качества, при этом формирование и становление будущих специалистов базируется на развитии профессионально важных качеств и компетентности. В свою очередь, совершенствование высшего, в том числе медицинского образования, опирается на синтез обучения и воспитания, что позволяет выпускникам медицинского вуза наряду с профессиональными компетенциями быстро принимать решения и брать на себя ответственность за их выполнение, обладать необходимыми коммуникативными качествами, постоянно заниматься самообразованием для усовершенствования своей профессиональной деятельности, развивать исследовательские навыки; уметь не только выделять и ранжировать профессиональные проблемы, но и решать их; ставить перед собой новые задачи и находить наиболее рациональные способы их реализации; объективно оценивать собственные возможности, адекватно реагировать на изменение ситуации путем конструктивного подхода и перестраивать алгоритм своей деятельности; что позволяет быть конкурентоспособным в профессиональной сфере. И в этой связи необходимость формирования у обучающихся наряду с профессиональными, нравственно- этических качеств предполагает внесение изменений в традиционные технологии обучения. Главной задачей организации педагогического процесса является побуждение обучающихся к инициативности, творческому подходу и активной позиции при любой познавательной деятельности, воспитание ответственного отношения к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом, бережное отношение к личности.
Применение инновационных педагогических технологий в системе высшего профессионального образования позволяет совершенствовать организацию и качество педагогического процесса, развивать творческий подход, активную жизненную позицию, инициативность познавательной деятельности студентов. Одним из направлений таких технологий, вызывающих большой интерес у обучающихся, является артпедагогика - применение воспитательного воздействия на личность литературы, изобразительного искусства в целях оптимального решения образовательных задач в вузе.
Артпедагогика носит междисциплинарный, практико-ориентированный характер и в полной мере способствует интеграции знаний, что весьма важно для современного гуманитарного познания.


281
Следует подчеркнуть, что артпедагогика относится к инновационным технологиям, благодаря которым создаются благоприятные условия для социализации и самореализации личности обучающихся. Артпедагогика помогает развивать способность к самовыражению, умению свободно выражать свои чувства, усиливает эффект оптимизации мыслительной деятельности, воспитательного влияния на духовную сферу обучающихся [2].
На наш взгляд, артпедагогика в образовательном процессе на клинической кафедре обладает широкими возможностями, ориентированными на активизацию творческой составляющей личности, возрождение духовно- нравственных общечеловеческих ценностей, что в целом способствует повышению мотивации к обучению в вузе, совершенствованию подготовки будущего врача, вырабатывает наблюдательность, способность творчески решать задачи врачевания.
При этом надо помнить, что внедрение артпедагогики в образовательный процесс на клинической кафедре медицинского вуза напрямую зависит от личности преподавателя, уровня его мастерства, креативности, высокого интеллектуального и культурного потенциала, желания постоянного самосовершенствования. Для этого наряду с отличным знанием предмета и умением практически применять знания, необходима увлеченность своим предметом и способность обосновать базисную роль терапии в овладении врачебной профессией, наличие широкого научного кругозора, призвание к педагогической деятельности, увлеченность отечественной мировой культурой.
На нашей кафедре артпедагогика нашла достаточно широкое применение на лекциях и практических занятиях по ревматологии (ревматоидный артрит, остеоартроз, подагра, системная склеродермия), во время которых студенты в произведениях художественной литературы (И.С. Тургенева, А.С. Пушкина), выдающихся живописцев (Диего Родригеса де Сильва Веласкеса, флорентийского художника эпохи ренессанса Сандро Боттичелли и др.) ведут диагностический поиск необыкновенно выразительных, тонко и точно очерченных признаков различных заболеваний, обсуждаемых на практических занятиях, что потенцирует приобретение навыков ассоциативного мышления и эстетического развития личности будущих врачей. Артпедагогика дает возможность преподавателю создать проблемную ситуацию, разрешить которую должны обучающиеся. При этом проводится обсуждение и клинических особенностей заболевания, что позволяет развивать логическое и клиническое мышление. Важной особенностью артпедагогики наряду с приобретением профессиональных компетенций является возможность приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям; что в конечном итоге способствует воспитанию гармонически развитой личности, обладающей способностью творческого подхода к решению профессиональных задач.
Методы артпедагогики стали неотъемлемой составляющей при проведении олимпиад по терапии на нашей кафедре. Задания и вопросы с включением приемов артпедагогики вызывают неподдельный интерес и непередаваемые эмоции у соревнующихся, желание не только совершенствовать


282 профессиональную подготовку, но и стремление пополнять свой запас знаний литературы и искусства.
Олимпиада на кафедре внутренних болезней № 1, как правило, представлена тремя основными последовательными этапами, включающими тестовый контроль, предусматривающий знание теоретических вопросов и основных понятий дисциплины, проверку эрудиции, интеллекта, логического мышления. В процессе второго этапа участникам предоставляется возможность установить правильный диагноз, наметить дифференциально-диагностический поиск, лечебные мероприятия у конкретного больного, показать практические умения при обследовании пациента, умение клинически мыслить, правильно оценить данные лабораторных и инструментальных методов исследования.
Одним из этапов олимпиады являются задания по теме: «Медицина в искусстве и литературе», базирующиеся на диагностике синдромов заболеваний, запечатленных на картинах отечественных и зарубежных художников [3], например, итальянского художника, реформатора европейской живописи XVII века Микеланджело Меризи да Караваджо; а также в литературных произведениях (французского писателя-сказочника Шарля Перро, великого чешского писателя-сатирика, Ярослава Гашека и др.), что в полной мере способствует формированию нравственно-эстетических качеств будущего конкурентоспособного специалиста. Использование артпедагогики содействует и становлению активной гражданской позиции, так как на олимпиаде широко представлены произведения русского поэта, драматурга и прозаика А.С. Пуш- кина; классиков русской литературы И.С. Тургенева и Н.А. Некрасова.
Многолетний опыт подготовки и проведения не только кафедральных, но и межрегиональных олимпиад показывает высокую эффективность использования артпедагогики для развития креативного мышления у обучающихся, стимулирования мотивации студентов к изучению терапии, смежных дисциплин, расширения мировоззрения и информированности в различных областях знаний (искусство, литература).
Проведение олимпиады с использованием элементов артпедагогики позволяет не только оценить выживаемость знаний, осуществить проверку практических умений и владений на основе использования элемента соревновательности, но и выявить творческих, инициативных, эрудированных студентов, способных в дальнейшем в полной мере реализовывать в процессе обучения профессиональные и социальные контексты их будущей деятель-ности
[1].
Следует отметить, что на нашей кафедре полностью используется потенциал студентов – победителей олимпиад, которые после окончания вуза прошли постдипломное образование, в настоящее время являются преподавателями вуза, в том числе на нашей кафедре.
Таким образом, применение элементов артпедагогики в педагогическом процессе способствует активизации творческих проявлений личности обучающихся, умению находить неординарные решения в проблемных ситуациях; потенцирует процессы самопознания, саморазвития и


283 самореализации; оказывает воспитательное влияние на духовную составляющую обучающихся; стимулирующее влияние на личностную активность не только студентов, но и преподавателей.
Список литературы
1.
Воспитание ценностных ориентаций у будущих врачей / Л.И. Кня- зева и др. // Межд. журнал прикладных и фундаментальных исследований. –
2016. – № 2. – С. 297-301.
2.
Кульницкая, И.Ю. Роль артпедагогики в современном образовании /
И.Ю. Кульницкая // Мир науки, культуры, образование. – 2014. – № 2 (45). –
С. 12-13.
3.
Предметная олимпиада по клинической лабораторной диагностике как способ формирования у студентов профессионально-мотивированного мышления / Л.Н. Кирпиченок, Е.И. Скребло, Е.С. Головко, Т.В. Тихон // Вестник
КГМУ. – 2010. – Т. 11, № 3. – С. 125-132.
ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Кобзарь А.Н.
ФГБОУ ВО «Читинская государственная медицинская академия»
Минздрава России, г. Чита
Кафедра медицинской физики и информатики
Введение. Медицина нередко использует результаты экспериментальных достижений в области естественно-математических наук. Многие современные диагностические методы, основанные на применение физических принципов, законов, явлений, процессов, требуют математической обработки.
Следовательно, математика вооружает врача знанием основ методов исследования, диагностики, профилактики, лечения людей, распространенных в современном мире, основанных на результатах статистических методов обработки медико-биологической информации.
В настоящее время, согласно стандартам третьего поколения, будущие специалисты медицинского профиля изучают в медицинских вузах интегративную дисциплину «физика, математика». Несмотря на то что математика в медицинских вузах не является профилирующим курсом, она необходима и важна для профессиональной деятельности будущего специалиста медицинского профиля, имея интегративные связи с медико-биологическими дисциплинами в медицинском вузе [1; 2].
Анализ диссертационных исследований, научно-педагогической литературы, изучение образовательной практики в медицинском вузе, результаты констатирующего этапа эксперимента позволяют сформулировать
противоречиемежду значимостью математики как обязательного компонента медицинского образования будущего врача и недостаточной мотивацией студентов к изучению математики в медицинском вузе.