Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1070

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

301 удаленности, источников. Весьма целесообразным удаленный доступ к информации оказывается для сельской медицины. В сельских районах электронная медицинская библиотека может стать одним из наиболее эффективных путей использования информационного прогресса в клинической медицине [1]. Следует отметить, что реализация данной формы обучения требует технического обеспечения для поддержания информационных каналов. При отсутствии организованной и обоснованной системы критериев оценки освоения знаний, умений и навыков обучающимися или при нарушении логики построения учебных курсов, недостаточном внимании к обеспечению слушателей соответствующими методическими материалами преимущества дистанционного обучения легко превращаются в его недостатки.
Целью настоящего исследования явилось изучение отношения практических врачей к реализации дистанционного обучения при проведении курсов повышения квалификации. Для реализации проекта был проведен опрос
127 обучающихся по программам повышения квалификации по специальностям
«терапия», «гастроэнтерология» и «функциональная диагностика» с использованием анкеты, разработанной сотрудниками кафедры внутренних болезней ФПО Курского государственного медицинского университета.
Когорта испытуемых представлена врачами, работающими как в городских (49%) так и в районных (39%) медицинских организациях. Средний возраст участников опороса составил 44 года (среди работников городских больниц – 39 лет, центральных районных больниц – 48 лет). Профес-сиональный средний стаж специалистов также был меньшим у представителей городской медицины – 12 лет, в то время как стаж сельских врачей оказался большим в 2 раза – 23 года. Среди врачей терапевтического профиля подавляющее большинство составляют женщины (94%). Многие анкетируемые (61%) уже имели опыт дистанционного обучения в своей практике. Большинство врачей
(62%) располагают постоянным доступом к техническим средствам, необходимым для реализации дистанционных программ, с возможностью свободного выхода в интернет (50%). Остальные обучающиеся могут дистанционно обучаться только в домашних условиях.
В процессе анкетирования было предложено выразить свое отношение к дистанционному обучению. Большинство врачей позитивно настроены к внедрению новых технологий, доля таких обучающихся среди сельских специалистов достигает 85% (среди врачей городских больниц – 56%).
Негативное отношение отмечено у 25% представителей городского здравоохранения и у 7% работников районных больниц. Следует отметить, что врачи, имеющие опыт дистанционного обучения, реже проявляют отрицание
(15% против 23%) новых педагогических технологий, но чаще относятся безразлично (15% против 8%) к предлагаемым методикам. Доля опрошенных с позитивным восприятием в обеих подгруппах практически одинакова и составляет 70%.
При оценке психологической готовности врачей к участию в программах дистанционного обучения было установлено, что более подготовлены врачи


302 городских больниц (69%). Среди представителей сельского здравоохранения ровно половина опрошенных отметила только частичную готовность. Наличие опыта дистанционного обучение способствует увеличению доли врачей (65%), психологически готовых к предлагаемым образовательным технологиям. При отсутствии опыта 46% опрошенных указывают на частичную готовность.
В аспекте изучения видения врачами преимуществ и недостатков дистанционного обучения в программах повышения квалификации было предложено выбрать готовые позиции или указать другие варианты ответа.
Наиболее значимым преимуществом опрошенные считают возможность прохождения материала в индивидуальном темпе (70%) (см. рисунок 1).
Рис. 1 – Преимущества дистанционного обучения
Возможность постоянного повышения квалификации (58%) и доступность для широкого круга обучаемых (55%) также оказались в приоритете у большинства участников анкетирования. Возможность самоконтроля (27%) и свобода выбора вуза (27%) при реализации дистанционных форм обучения в качестве преимуществ оказались менее значимыми для опрошенных.
Особенностью медицинского образования является высокая потребность в контактной работе преподавателя и обучающегося. Проведенный опрос четко продемонстрировал эту необходимость. Среди врачей основным недостатком дистанционного обучения было признано отсутствие прямого очного общения с преподавателем (55%). Специфика медицины подразумевает освоение целого ряда практических умений и навыков, что весьма затруднительно реализовать дистанционно. Более половины опрошенных (52%) считают, что в рамках дистанционного образования невозможно обучить практическим умениям и навыкам (см. рисунок 2).
55%
27%
27%
58%
70%
доступность свобода выбора самоконтроль непрерывность образования индивидуальный темп обучения

303
Рис. 2 – Недостатки дистанционного обучения
Невозможность реализации потребности в коллективной работе в рамках дистанционного обучения как недостаток значима для 12% участников анкетирования. Наименее важным для врачей оказалась невозможность
«заставить» учиться под контролем при реализации дистанционных программ.
Следует отметить тот факт, что ни один из опрошенных не предложил своих вариантов преимуществ и недостатков дистанционного обучения, что может свидетельствовать об отсутствии к настоящему моменту четких представлений у врачей в аспекте обсуждаемой проблемы.
В ходе анкетирования предлагалось выбрать предпочтительную форму обучения: очная, очно-заочная или заочная. Все категории опрошенных, вне зависимости от наличия или отсутствия опыта дистанционного обучения, считают наиболее приемлемой очно-заочную форму (65%). Оптимальными с точки зрения врачей являются дистанционные курсы продолжительностью 36 часов и 54 часа. Целесообразность проведения 18-часовых программы отрицают все участники опроса.
Участникам опроса было предложено выбрать предпочтительную форму подачи информации в процессе дистанционного обучения. Наиболее востребованным оказалось проведение видео-разборов клинических случаев
(52%), 42% опрошенных предпочитают просмотр видеолекций и использование печатных материалов. Третьей по востребованности оказалась позиция использования программ на съемных носителях (33%). Наименьшей популярностью среди врачей пользуются ссылки на электронные источники информации (18%) и дистанционное тестирование (9).
Профессия врача была и остается динамичной не только в силу свое й специфики, но и самой природы человека. Последипломное образование и повышение квалификации медицинских кадров в современных условиях невозможно без внедрения информационно-коммуникацион- ных технологий. Дистанционные образовательные технологии с каждым го дом находят все более широкое применение в педагогическом процессе.
Результаты проведенного анкетирования продемонстрировало позитивное отношение и достаточно высокую психологическую готовность врачей
52%
12%
9%
55%
6%
невозможность обучить практическим умениям и навыкам отсутствие коллективной работы невозможность "заставить" учиться под контролем отсутствие прямого очного общения с преподавателем высокая стоимость


304 терапевтического профиля к широкому внедрению программ дистанционного обучения. Выявленные предпочтения в организации учебного процесса должны быть учтены при формировании образовательных программ.
1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   79

Список литературы
1.
Агранович Н.В., Ходжаян А.Б. Возможности и эффективность дистанционного обучения в медицине // Фундаментальные исследования. – 2012.
– № 3-3. – С. 545-547.
2.
Дудина А.А., Ульянова О.В. Современные педагогические подходы в системе последипломного образования врачей // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXXIX междунар. науч.-практ. конф. № 11(36). – Новосибирск: СибАК,
2014.
3.
Марухно В.М. Дистанционное образование в медицине //
Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С.
154-156.
4.
Хвостунов К.О., Лазарева О.Д. Дистанционное обучение в дополнительном профессиональном образовании специалистов: опыт медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2017.
– № 5.
ВЛИЯНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ
ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ НЕЙРОХИРУРГИИ
Королев А.Г., Гамазинов И.Н., Леонтьев Ю.А., Ласков В.Б.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра неврологии и нейрохирургии
Одной из важных проблем российского образования является недостаточная мотивация студента или ординатора при обучении, особенно при коммерческом характере отношений последнего с учебным заведением.
Понятное стремление вузов сохранить контингент учащихся, не терять места из- за отчисления и нести связанные с этим финансовые потери, а также конкурентная борьба за учащегося в образовательном пространстве иногда может перерастать в попустительство при экзаменационных испытаниях. Этот принцип может служить поощрением недостаточно ответственного отношения к учебе и понижает мотивацию к труду по освоению учебного материала. Не способствует повышению учебной мотивации также и увеличение численного состава учебных групп и расширение педагогической нагрузки на преподавателя: в таких условиях качество учебного процесса не может не пострадать, а оценка успешности усвоения учебного материала становится все более формальной, несмотря на внедрение симуляционных технологий и видимое ужесточение условий аттестации и сертификации.
Не способствует созданию должной мотивации к обучению и сокращение

305 учебных часов на освоение дисциплины в условиях наличия немалого числа различных циклов по формированию общекультурных и иных компетенций, которые не имеют прямого отношения к обучению профессиональных навыков.
Большой объем учебного материала, недостаточные навыки и мотивация к его самостоятельной переработке приводят к тому, что нередко уровень усвоения является весьма поверхностным, что не становится препятствием для перехода с курса на курс и получения диплома.
Изложенные причины свидетельствуют о том, что поиск путей повышения мотивации для освоения учебной программы остается в современных условиях важным требованием, обеспечивающим качество образования.
Если говорить конкретно о проблемах мотивации в отношении преподавания нейрохирургии, то и здесь особенности финансирования, борьба за сохранение каждого студента ограничивают отсев при сдаче экзаменов и зачетов, понижая планку требований к знаниям и умениям. Крайне мала длительность цикла по нейрохирургии, что никак не формирует мотивирование обучающихся на качественное усвоение учебного материала [1]. Фактор роста числа студентов в группе в меньшей степени коснулся ординаторов, но увлечение самостоятельной работой в ущерб непосредственному контакту ассистента с обучаемым также повлияло на уровень усвоения на этапе последипломного обучения [2].
Вместе с тем наш опыт показывает, что практическую подготовку студентов и ординаторов по нейрохирургии можно улучшить, используя активные методы обучения. Так, использование технологии деловых игр может в известной степени мобилизовать познавательную активность и улучшить отработку и обретение навыка профессиональной деятельности у студентов и ординаторов [3]. Условия деловых игр формулируются преподавателем на практическом занятии в присутствии обучаемых; они имитируют профессиональные ситуации (обычно ургентные), с которыми может столкнуться как врач общей практики, так и будущий нейрохирург.
Цель работы – изучение эффективности внедрения технологии деловой игры в повышении качества подготовки при преподавании нейрохирургии.
Материал и методы. Анализ ответов 40 анонимных опросников, посвященных выяснению отношения студентов и ординаторов к методике деловых игр, практикуемой на кафедре. В числе опрошенных было 28 студентов
6 курса лечебного факультета, а также 12 ординаторов (в том числе 7 ординаторов первого и второго года обучения и 5 нейрохирургов, завершивших обучение в ординатуре по нейрохирургии).
На кафедре неврологии и нейрохирургии Курского государственного университета в последние годы внедрены такие активные методы обучения, как работа в группах, деловые и ролевые игры. Цифровые данные подвергнуты рутинной статистической обработке.
Результаты нашего исследования показали, что практически все участвовавшие в опросе студенты и ординаторы одобрили практику деловой игры при обучении по нейрохирургии. Все 100% респондентов отметили, что участие в деловой игре дало возможность почувствовать значимость


306 профессиональных компетенций и мотивировало их на более интенсивное освоение учебного материала.
Вместе с тем практика предупреждения студентов и ординаторов о предстоящей деловой игре в связи с необходимостью предварительной подготовки к участию в профессиональной ситуации понравилась не всем. Так,
8% ординаторов и 11% студентов высказали в ответах недовольство в связи с необходимостью затрачивать дополнительное время на домашнюю подготовку.
Опрос показал, что участие в деловой игре в роли больного, пострадавшего и нейрохирурга позволяет лучше осознать необходимость овладения профессиональными компетенциями, понять причины формирования патологии, многообразие ее механизмов развития и клинических проявлений, обосновать выбор методов диагностики, лечения и самой организации лечебно- диагностического процесса.
Студенты и ординаторы были единодушны в том, что возможность ощутить себя в роли и больного, и врача-нейрохирурга открывает новые представления о различных аспектах нейрохирургии, которые до этого не возникали.
Заключение: по результатам проведенного опроса, деловая игра может обоснованно рассматриваться как метод повышения учебной мотивации студентов и ординаторов. Проведение деловых игр сопровождается повышением интереса к теме практического занятия и побуждает к более основательной подготовке. Симптоматично, хотя и невыполнимо высказанное участниками опроса пожелание иметь индивидуального наставника-преподавателя на весь период обучения нейрохирургии (100% ординаторов и 86% студентов). Практика использования деловой игры в процессе обучения нейрохирургии будет продолжена.
Список литературы
1. Берг H.A., Дегтярева H.A. Деловая игра как средство организации познавательной деятельности студентов в вузе // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2016. – № 4. – С. 61-67.
2. Королев, А.Г. Использование деловой игры для обучения при преподавании нейрохирургии / А.Г. Королев, И.Н. Гамазинов, Ю.А. Леонтьев //
Интегративные тенденции в медицине и образовании – 2018. Сборник научных статей / Науч.ред. проф. В.А. Иванов. – Т. 3. – Курск: МКУ «ИЦ «ЮМЭКС»,
2018. – С. 66-70.
3. Ласков В.Б., Алексеенко Ю.А. Опыт оценки педагогического процесса на кафедре в условиях модернизации образовательной сферы // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2017. – Т. 1. – № 2. – С. 83-88.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА
МЕДИЦИНСКАЯ ГЕНЕТИКА В СТОМАТОЛОГИИ