Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1073

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

307
Королев В.А., Иванова Н.В., Полоников А.В., Бушуева О.Ю., Рыжаева В.Н.,
Вялых Е.К.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра биологии, медицинской генетики и экологии
Подготовка врачей с высоким уровнем профессиональной компетентности и разносторонним личностным развитием, способных к непрерывному самосовершенствованию, является одной из центральных задач современного высшего образования. [1] На сегодняшний день в мире большое количество работ, посвященных проблеме медицинского образования, и это обусловлено высоким уровнем значимости и ответственности медицинской профессии. [1]
Но, остаются открытыми вопросы формирования высокой учебной мотивации у студентов медицинских вузов, потому что у большинства студентов обучение в вузе все чаще приобретает формальный характер, оно чаще направленно не на получение крепких знаний, не на высокий уровень профессионализма, а на успешную сдачу сессии любыми средствами. Поэтому сегодня, формирование высокой мотивации студентов должно быть одной из движущих сил и процесса обучения и подготовки врачей с высоким уровнем профессиональной компетентности. [2] Именно мотивация дает возможность повышать заинтересованность студентов в учебном процессе и формирует способность к непрерывному личностному самосовершенствованию. Выделяются понятия
«цель» и «мотивация». Цель – это результат, который представляется и осознается человеком, мотивация – это побуждение к достижению цели. Цель у студентов медицинских вузов – это получение глубоких медицинских знаний и диплома, позволяющего работать в сфере оказания медицинских услуг. А высокая мотивация к достижению цели должна формироваться не только усилиями студента, но и каждой кафедрой вуза. Можно выделить условия, способствующие формированию высокой мотивации к учебной деятельности студента на кафедре - это оценка учебной деятельности студентов, организация учебной деятельности на кафедре и в вузе, использование коллективных форм учебной деятельности, содержание учебного материала. [2] На кафедре биологии, медицинской генетики и экологии преподается 22 дисциплины на разных факультетах и курсах. Остановимся на формировании учебной мотивации на кафедре биологии, медицинской генетики и экологии на дисциплине «Детская стоматология. Медицинская генетика в стоматологии» (IV курс стомат\ф). Практический курс генетики включает в себя освоение навыков генетического анализа и применение теоретических знаний в решении практических задач медико-генетической службы. Для самостоятельной подготовки к практически занятиям студентам предоставляются методические пособия по каждому разделу генетики и сборник задач по общей и медицинской генетике, разработанные сотрудниками кафедры. Практические занятия по медицинской генетике проводятся на базе медико-генетической консультации
Курской областной клинической больницы. Практическая подготовка студентов


308 осуществляется на базе медико-генетической консультации с разбором клинических случаев наследственной патологии и подробным анализом данных осмотра пациентов, клинико-диагностических критериев и подходов к лечению и профилактике. На практических занятиях по медицинской генетике студенты- стоматологи решают стандартные и нестандартные генетические задачи преимущественно на примерах признаков человека, овладевают навыками сбора, составления и анализа родословных, оценки риска появления патологических признаков у потомства; оценки доли генетической и средовой компонент в формировании нормальных и патологических признаков. В рамках самостоятельной работы студенты готовят историю болезни пациентов с наследственной патологией с составлением родословной, медико-генетического заключения и оценкой риска развития заболевания в семье. Практические навыки включают осмотр пациента, определение признаков дисплазий развития, постановку предварительного диагноза, составление плана дополнительного обследования, интерпретацию результатов специальных лабораторных методов исследования, определение показаний для цитогенетической, молекулярно- генетической и биохимической диагностики, определение типов наследования заболевания, определение показаний для инвазивной пренатальной диагностики, медико-генетического консультирования, решение ситуационных задач и др.
Особое значение отводится интерпретации результатов и применению в современных условиях новых лабораторных методов исследования в практике медико-генетического консультирования, изучаются современные молекулярно- генетические и биохимические методы диагностики наследственных болезней и основные показания к их применению. Для активизации учебной деятельности студентов используется проблемное обучение, которое представлено ситуационными задачами, «мозговым штурмом», позволяющее формировать инновационный системный тип мышления студентов, обеспечивающий развитие творческих способностей и самостоятельности будущих специалистов.
Глубокого понимания будущими врачами генетических основ наследственных заболеваний невозможно добиться без взаимодействия с другими теоретическими и клиническими кафедрами. На наш взгляд образовательные технологии, способы и методы обучения, используемые в рамках этой дисциплины, призваны способствовать развитию и формированию высокой учебной мотивации. К формам текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации относятся: тестирование, защита историй болезни, комплексная оценка знаний, оценка по результатам собеседования (устный опрос), оценка освоения практических навыков (умений, владений). Данные формы способствуют активному восприятию и усвоению информации, выработке умений и навыков профессиональной деятельности будущего врача.
Одну из ключевых ролей в формировании учебной мотивации играет первое
(вводное) занятие по дисциплине, так как студент знакомится не только с дисциплиной, но и кафедрой и с преподавательским составом. Именно первое занятие, на котором студентов знакомят с целями, задачами дисциплины, формирует их заинтересованность – симпатия или антипатия к преподавателю,


309 кафедре и самой дисциплине. На вводном занятии для формирования учебной мотивации задается вопрос: для чего нужно изучать медицинскую генетику в стоматологии? И решение этой проблемы преподаватель чаще проводит в форме монолога с конкретными клиническими примерами, подчеркивая значимость этой дисциплины для врачей стоматологов. Опыт применения балльно- рейтинговой системы также влияет на формирование учебной мотивации, и сегодня уже можно обозначить следующие ее достоинства: возможность комплексной оценки учебной работы студентов; повышение уровня дисциплинированности и активности студентов, улучшение посещаемости практических занятий; повышение объективности оценки работы студентов; расширение возможностей для объективной оценки индивидуальной творческой деятельности студента, как в аудиторное, так и во внеаудиторное время; возможность заработать «дополнительные» баллы. [3] Максимальный рейтинг по дисциплине «Детская стоматология. Медицинская генетика в стоматологии» составляет 120 баллов, из которых 40 баллов отводится на оценку текущей успеваемости по дисциплине, а 60 баллов это максимальное количество за промежуточную аттестацию. Итоговый рейтинг за дисциплину определяется суммой рейтинговых баллов, полученных студентом за процесс изучения дисциплины, промежуточную аттестацию, творческий рейтинг. Перевод итоговых рейтингов в итоговую оценку по дисциплине проводится следующим образом: зачтено – 55-100 баллов, не зачтено – 0-54 балла. Таким образом, 40 баллов из 120 баллов студент может набрать в ходе текущей аттестации, что на наш взгляд, является одним из стимулов формирования учебной мотивации по дисциплине «Детская стоматология. Медицинская генетика в стоматологии» и способствует росту посещаемости и успеваемости обучающихся.
Список литературы
1. Вусатая, Е.В. Роль рейтинговой системы оценки знаний студентов в повышении качества учебного процесса в медицинском вузе // Актуальные вопросы современной педагогики. Сборник научных трудов по итогам
VI международной научной конференции. «Актуальные вопросы современной педагогики». – Уфа: 2015. – С. 230-232.
2. Горева, Е.А., Мотивация творческой деятельности студентов в современном образовательном процессе / Е.А. Горева, А.В. Петренко,
С.Э. Мицкевич // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции «Инновационный центр развития образования и науки». – 2014. – С. 50-52.
3. Мицкевич, С.Э., Возможности рейтинговой системы в подготовке востребованного специалиста / С.Э. Мицкевич, Е.А. Горева // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Инновационный центр развития образования и науки». – 2014. – С. 46-48.


310
ЭЛЕМЕНТЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ У СПЕЦИАЛИСТОВ
МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Королев В.А., Солодилова М.А., Рыжаева В.Н., Васильева О.В., Седых А.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра биологии, медицинской генетики и экологии
Проблемное обучение – это система навыков, определяющих целенаправленные действия преподавателя по организации запуска механизмов мышления и поведения учащихся путем создания конкретных стрессовых ситуаций. В ходе такого обучения педагог не даёт готовой информации, а ставит перед студентами ситуацию для решения которой необходимо вызвать интерес у студентов [2]. Проблемное обучение – это направление, основой которого является система проблемных задач разной сложности, в процессе решения у
никальность которых студенты приобретают новые знания и способы действия, что определяет формирование су щ
ественной творческих способностей и
ология
: продуктивного мышления, познавательной п
роблем ное мотивации, положительных эмоций и воображения. Особую зад ач актуальность этот п
оведения тип обучения имеет зан ятий в преподавании учебных д
исциплин дисциплин биологической ж
елания направленности, что позволяет сл ож ности в полной мере у
никальность понять специфику и механизмы различных п
роблем ного биологических явлений сл ож ности
Примером такой дисциплины является стан дартом
«Биология, экология о
собую
», которая преподается п
роцессе в Курском государственном зад ач медицинском университете и
спользую тся с 2003 года п
роблем ной и предусмотрена государственным в
ы работать образовательным стандартом у
ниверситете для студентов медико-профилактического ж
елания факультета [3]. Элементы св язанную проблемного обучения сту дентов используются в виде п
роблем ного трех основных м
едицинском форм:
1) проблемного к
урсовы х
изложения материала л
абораторны х
преподавателем в лекционном о
беспечиваю щ
их курсе
(так н
азы ваем ы
е называемые проблемные го товы е
лекции);
2) самостоятельное изучение студентами материала при участии преподавателя св язанную при проведении теоретических и практических занятий;
3) создание су щ
ественной на практических занятиях п
роцессе ситуационных задач н
азы ваем ы
е по разделам дисциплины со держ ание
;
4) при выполнении студентом рефератов, курсовых сту дентов работ, а также в
недрение научно- исследовательских работ в студенческом научном у
никальность кружке совместно с


311 преподавателем учащийся должен самостоятельно проводить исследование и решать возникшие в ходе этой работы проблемные ситуации [4].
Основным п
роцессе понятием проблемного д
еятельности обучения является ч
ерез
«проблемная ситуация ч
уж им и
», которая моделируется педагогом с учебной в
ы работать целью. Она состоит из сложного теоретического или практического вопроса, требующего детального рассмотрения, исследования в сочетании с определенными м
еханизм ы
условиями и обстоятельствами и
спользую тся
, создающими ту или иную со держ ание модель (ситуацию со держ ание
) [1]. В данном случае проблемная м
еханизм ы
ситуация, имеет две стороны так ж
е
- предметно-содержательную, связанную п
роцессе с выявлением противоречия сл ож ности базовых знаний о
беспечиваю щ
их
, нехваткой какой-то и
ология определенной информации о
сущ ествляем ы
х
, и мотивационную, направленную п
роблем ного на формирование желания ч
ерез приобретения студентами со держ ание каких-либо новых у
ниверситете знаний.
При определении и формулировке проблемных п
оведения ситуаций любого уровня преподаватели и
ология обозначают противоречия того п
онять или иного явления эм оций
, ориентируют студентов в
ы работать на максимальную самостоятельность о
беспечиваю щ
их в познавательной деятельности п
роцессе
; оценивают уровень и
спользую тся сложности заданий и
ология
, опираясь на основные п
роблем ное дидактические принципы п
утем
(научность, систематичность м
еханизм ы
, наглядность и т.д.) [5].
Внедрение в
ы работать элементов проблемного п
едагога обучения в преподавание д
исциплин курса позволяет р
азделам студентам на основе р
азделам имеющейся многообразной н
азы ваем ы
е информации выработать у
никальность свои собственные о
снове позиции, соотнести п
оведения их с чужими воззрениями о
снове
, найти среди о
сущ ествляем ы
х них те, которые соприкасаются н
азы ваем ы
е с его взглядами, и выработать л
абораторны х
свое отношение п
роблем ного к неприемлемым точкам м
еханизм ы
зрения, т.е. сформировать м
едицинском информационное мировоззрение д
исциплин
, которое является п
утем открытым для уточнения в
недрение
, углубления и изменения со держ ание
1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   79