Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1075
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Список литературы
1.
Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев. – М.: «Знание». – 1991. – 80 с.
2.
Осадченко,
И.И.
Категориальная разобщенность понятий
«Технология обучения» и «Методика обучения» / И.И. Осадченко // Наука и образование. – 2010. – № 8. – С. 102-108.
3.
Педагогика и психология высшей школы: Учебн. Пособие /
А.В. Духавнева и др. // Под. ред. М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д.:
Феникс, 2002. – 544 с.
4.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. –
СПб.: «Питер». – 2002. – 720 с.
5.
Федотова, Г.А. Профессионально ориентированные технологии обучения в высшей школе: Учеб. пособие. / Г.А. Федотова, Е.Ю. Игнатьева. –
Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2010. – 104 с.
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Кузнецова А.А.
312
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет
Минздрава России, г. Курск
Кафедра психологии здоровья и нейропсихологии
Проблема субъектогенеза, профессионального и личностного роста имеет длительную историю изучения. Однако до настоящего момента многие вопросы решены весьма неоднозначно. Существует множество подходов к изучению вопросов профессионализма педагога, доминирующим в настоящее время является компетентностный.
В связи с этим в настоящее время актуальными являются несколько вопросов непрерывности педагогического образования преподавателя медицинского вуза.
Первый заключается в том, что до недавнего времени система дополнительного педагогического образования на нормативном уровне была сориентирована на достижение соответствия количественным показателям
(минимальный объем программы 16 часов, периодичность не реже одного раза в год), не несущих в себе содержательного и качественного компонента, а также возможности непрерывности педагогического образования.
В настоящее время деятельность преподавателя в высшей школе нормативно регулируется положениями Федерального Закона № 273-ФЗ от
29.12.2012г., должностное соответствие преподавателя высшей школы регламентируется профессиональным стандартом, утверждённым приказом
Минтруда РФ № 608н от 08.09.2015 г., который формулирует требования к квалификации, трудовые функции. Это документ, в котором прописаны все знания, умения и навыки, необходимые преподавателю для успешного выполнения своих рабочих обязанностей, то есть акцент смещается на содержание дополнительного образования.
Второй вопрос заключается в неоднозначности трактовки педагогических компетенций преподавателя медицинского вуза, преподавателя-врача, отсутствием утверждённой Национальной рамки квалификаций, которая являлась бы «связующей между квалификациями по образованию и профессиональными квалификациями» [1].
Условно преподаватели высшей медицинской школы в аспекте содержания деятельности могут быть разделены на две категории. «В первую входят преподаватели, имеющие, в основном, базовое педагогическое образование. Во вторую включены преподаватели общепрофессиональных и профессиональных модулей по медицинским специальностям, как правило, имеющие только медицинское образование» [2]. Проанализировав кадровый состав ведущих медицинских вузов страны в долевом соотношении по категориям, преподаватели соотносятся 30% к 70%. Повышение какой педагогической квалификации необходимо осуществить во второй группе преподавателей? На устранение этого рассогласования и должна быть направлена система дополнительного профессионального (педагогического) образования, особенно преподавателя-врача.
Но проблема не в повышении, а в том, что педагогической квалификации у преподавателей второй категории, как правило, нет, а повышение
313 квалификации не меняет статуса их квалификации (формирование или совершенствование нескольких компетенций, но не овладение компетенциями педагогической деятельности в целом). Программа профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы» элиминировала данные противоречия, однако с 2013 г. данная программа утратила нормативно- правовой статус (Приказ Министерства образования и науки России № 1129 от
09.10.2013). На устранение данных противоречий в настоящее время направлена система подготовки кадров высшей квалификации, реализующаяся в настоящее время (по окончании аспирантуры выпускники могут быть допущены до двух видов профессиональной деятельности: научно-исследовательской и преподавательской) [3].
Третий вопрос в том, что преподаватели клинических кафедр медицинских вузов, будучи врачами, обязаны повышать квалификацию по специальности.
Исходя из этого, предлагаемая нами модель непрерывного педагогического образования «Преподаватель-врач» должна включать в себя модуль непрерывного медицинского образования, который можно использовать и как вариативный модуль повышения квалификации по специальным педагогическим компетенциям, что может решить вопрос о соответствии преподавателя второй категории требованиям профессионального стандарта
(рис. 1).
Рис. 1. − Модель непрерывного педагогического образования
преподавателя медицинского вуза.
Содержательный компонент
Временной, количественный компонент
Уровень образования и квалификации
Профессионально- должностной функционал
Компетенции преподавателей высшей школы
Повышение квалификации
Профессиональная переподготовка
НПО
НМО
Универсальный блок
Специальный блок
П
рофе сс иональн ы
й стан да рт
314
Итак, в основу проектирования модели непрерывного педагогического образования заложен принцип соотнесения компетенций с обобщёнными трудовыми функциями профессионального стандарта, спецификой квалификации, основного функционала по занимаемой должности и преподаваемой дисциплины, преломленный через количественные нормативы периодичности и объема). Важным условием является включение программы двух блоков: универсальный блок дисциплин или модулей, включённым во все программы повышения квалификации; специальный блок соответствующий трудовой функции и преподаваемой дисциплины.
Список литературы
1.
Караваева
Е.В.
Квалификации высшего образования и профессиональные квалификации: «сопряжение с напряжением» // Высшее образование в России. – 2017. – № 12 (218). – С. 5-12.
2.
Никишина В.Б., Кузнецова А.А., Природова О.Ф. Компетентностная модель повышения квалификации преподавателя медицинского вуза // Высшее образование в
России.
–
2018.
–
Т.
27.
–
№ 2.
–
С. 19-27.
3.
Природова О.Ф., Никишина В.Б., Кузнецова А.А.Моделирование системы непрерывного педагогического образования преподавателей медицинского вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом.
– 2017. – № 2 (26). – С. 60-68.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНТЕРНЕТА СТУДЕНТАМИ
МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Кузьмин В.П.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра социальной работы и безопасности жизнедеятельности
Стремительное развитие информационных технологий в последние десятилетия привело к качественным изменениям как в профессиональной, так и обыденной жизни людей. Ключевое место в информационной революции занимает Интернет. Преобладающей группой пользователей Интернета в России являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, представляющие студенческую аудиторию.
Данная группа составляет 48% от общего числа пользователей Интернета
[1].
Интернет-технологии находят свое применение и в социальной работе с молодежью.
Они представляют широкий выбор возможностей взаимодействия с молодыми людьми, а также комплексной работы с ними. С помощью интернет-технологий возможно распространение информации о деятельности социальных служб, проведение on-line
315 консультаций, дистанционное обучение, содействие в адаптации и реабилитации.
Между тем потенциал интернет-технологий как инструмента социальной работы с молодежью не использован в полной мере.
Кафедрой социальной работы и безопасности жизнедеятельности в сентябре – октябре 2018 года было проведено социологическое исследование с целью изучить особенности восприятия интернета студентами медицинского вуза. Использовался метод – анкетирование.
Объектом исследования выступили студенты курского государственного медицинского университета. Всего в исследовании приняли участие 300 человек.
Среди респондентов 62% женщин, 38% мужчин. Из них 65% студентов лечебного факультета; 10% – социальной работы; 15% – медико- профилактического дела; 10% студентов отделения лечебное дело медико- фармацевтического колледжа
Нами было выявлено, что подавляющее большинство респондентов
(85,1%) считают себя уверенными пользователями сети Интернет, 11% – профессиональными, 3,7% – начинающим пользователем. Респондентов, которые не пользуются сетью Интернет, не было выявлено.
67% опрошенных в качестве источника доступа к Интернету используют персональный компьютер, 25% – мобильный телефон, 8% – планшет.
Было установлено, что молодежь довольно много времени проводит в сети
Интернет: 45% респондентов от 1 до 4 часов в день; 44,6% – от 4 до 10 часов; 8%
– свыше 10 часов; 2,3% – менее часа.
Интересна структура использования Интернета среди молодежи. В основном молодежь использует Интернет для учебы (92,6%) и поиска нужной информации (89,4%), а также для развлечения (69,7%), отдыха (54,3%), саморазвития (49%), работы (22,3%).
На вопрос: «Читаете ли вы в Интернете (или скачиваете из Интернета) книги или какие-либо тексты»? получены следующие ответы: учебную литературу (37,444%), художественную литературу, книги из электронных библиотек (22,9%), специальную литературу, научные тексты (16,29%), тексты на информационно-новостных порталах (7,92%), интернет-версии газет и журналов (4,405%), другие книги или тексты (8,81%).
Следующий блок вопросов посвящён изучению использования социальных сетей современной молодёжью.
Нами было выявлено, что подавляющее большинство (95,8%) ответивших студентов ежедневно посещают социальные сети в Интернете; 2% респондентов несколько раз в неделю; по 0,69% – 1 раз в месяц и реже 1 раза в месяц. Только
0,69% опрошенных не пользуются услугами социальных сетей.
В нашем исследовании была изучена посещаемость социальных сетей студентами (см. таблицу 1).
Мы использовали сравнительный анализ исследований 2015 года (автор
Немцев А.В., научный руководитель Кузьмин В.П.) и 2018 года (автор
Кузьмин В.П.)
Таблица 1
316
Посещаемость социальных сетей студентами
№
Социальная сеть
Ответившие в
2015 году (%)
Ответившие в
2018 году (%)
1
Одноклассники
36 6,535947712 2
ВКонтакте
99,7 44,11764706 3
Мой мир на Mail.ru (Мэйл Ру)
----
2,941176471 4
Facebook (Фэйсбук)
18,6 3,267973856 5
Google+ (Гугл плюс)
----
4,575163399 6
Instagram (Инстаграм)
-----
32,35294118 7
Twitter (Твиттер)
10,6 4,901960784 8
Живой Журнал / Live Journal
3,7 0,326797386 9
Другое
2,9 0,980392157
Из таблицы 1 следует, что самой популярной социальной сетьюу опрошенных студентов является «ВКонтакте» (первое ранговое место). На втором месте в 2015 году «Одноклассники», в 2018 году – «Instagram».
Значительно меньше студенты пользуются такими социальными сетями, как:
Мой мир на Mail.ru, Facebook, Twitter, Живой Журнал.
Менее 1% (в 2018 году) опрошенных указали «другое»: WhatsApp и
Ask.fm.
С целью выявления структуры использования социальных сетей, был задан вопрос: «С какой целью вы используете социальные сети?».
Было выявлено, что 93,7% респондентов используют социальные сети для общения, 72,3% для развлечения (игры, музыка фильмы); для заполнения свободного времени (36%); для получения новых знаний (36%); для поиска новых знакомств (14%).
Следующий блок вопросов касался интернет-технологий используемых в социальной работе.
Было выявлено, что более половины опрошенных считает, что интернет- технологии в работе с молодежью используются, но недостаточно (56%); 34,6%
– используются в достаточной мере. 8,6% респондентов считают, что интернет- технологии не используются. 0,9% опрошенных указали другие ответы:
«используется, но не умело», «не правильно используются».
Опрос показал, что студенты знакомы со следующими интернет- технологиями, используемыми в социальной работе: страницами учреждений в интернете (72,6%), сайтами социальных служб (46,9%), государственным порталом «Гос. услуги» (44,6%), консультативной помощью врачей и специалистов различного рода (29,4%), дистанционным обучением в рамках реабилитации инвалидов (8,6%).
По результатам опроса 28% студентов пользовались услугами консультирования по Интернету, 10% не пользовались, но хотели бы. Основным способом предоставления консультативной помощи респонденты считают видео-консультации (58%) и общение в режиме «вопрос-ответ» через тематические форумы, чаты (66,3%), менее всего, выделяют переписку
317 специалиста и клиента по электронной почте (39,1%).
Из представленных выше результатов исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Уровень активности молодежи в сети Интернет высокий.
2. У абсолютного большинства студентов имеются собственные гаджеты для выхода в Интернет и практически все считают себя довольно уверенными пользователями
3. Используя Интернет, студенты видят в нем возможность для поиска информации, общения, развлечений и чтения учебной литературы.
4. Отношение молодежи к интернет-технологиям положительное.
Большинство молодежи высказывается за развитие инновационных интернет- технологий.
5. Социальные сети популярны среди молодёжи, способствуя их киберсоциализации.
Список литературы
1. Разгоняева Е.В. Особенности восприятия Интернета студентами технического вуза / Е.В. Разгоняева, Е.А. Дегальцева // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2014. – № 6 (14). – С. 240-242.
МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Кулабухов А.С., Толкачева И.В., Шульгина Л.Н., Богданова Е.И.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра сестринского дела
Мотивация учебной деятельности является существенно необходимой для эффективного обучения студентов. В последние годы отмечается снижение интереса студентов к учению. Это является причиной низкой успеваемости и снижает эффективность осуществления учебного процесса. На повышение качества профессиональной вузовской подготовки значительное влияние оказывает учебная мотивация.
Цель исследования: определить наиболее значимые мотивации студентов в учебном процессе.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данному вопросу.
2. Провести исследования среди студентов.
3. Проанализировать результаты исследования.
4. Определить и сформулировать выводы по результатам исследования.
Предмет исследования: мотивация учебной деятельности студентов лечебного факультета медицинского вуза на примере
Курского государственного медицинского университета (КГМУ).
318
Объект исследования: студенты лечебного факультета, обучающиеся на 1,
2, 3 курсах КГМУ.
Учебная мотивация – это система факторов, вызывающих активность индивида, направленную на овладение знаниями, умениями и навыками.
Впервые термин «мотивация» употреблен А. Шопенгауэром в статье «Четыре принципа достаточной причины (1900-1910). Начало изучению причин активности человека положили древнегреческие мыслители Сократ, Платон,
Аристотель и др. Понимание происхождения и сути мотивации менялось в процессе развития общества. И в настоящее время существует разная трактовка этого понятия. К.К. Платонов обозначает мотивацию как совокупность мотивов, определяющих поведение, М.М. Магомед-Эминов – побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность, как процесса психической регуляции конкретной деятельности, В.К. Вилюнас –совокупность процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. Выделяют мотивацию экстринскую (внешнюю), инстринскую (внутреннюю), а также положительную, основанную на положительных стимулах и отрицательную на отрицательных, материальную, включающую различные виды материальных поощрений и нематериальную, основанную на признании человека коллективом, награждении грамотами и т.д.
В учебной деятельности превалирующим является внутренняя мотивация, когда потребность в знаниях способствует выработке обобщенного способа действия и приводит к достижению желаемого результата. Мотивация способствует самостоятельному активному приобретению знаний. Учебный процесс – это многогранный, сложный вид целенаправленного взаимодействия преподавателя и обучающегося в ходе которого обсуждаются и решаются вопросы воспитания и образования.
Мотивация учебной деятельности зависит от индивидуальных способностей студентов, уровня развития студенческой группы, организации учебного процесса, преподавателей и их отношения к студентам, программ обучения и т.д. Выбор профессии является одним из важнейших решений в жизни человека. Правильно определиться в этом вопросе очень важно.
Достаточно сложно и трудно заниматься деятельностью, которая не приносит внутреннего удовлетворения. Ведь практически большую часть нашей жизни мы посвящаем работе.
В настоящее время абитуриенты имеют возможности подавать документы для поступления в несколько вузов, на разные специальности. И когда, не набрав нужного количества баллов, для поступления в желаемый вуз, человек идет учиться иной профессии в другое учебное заведение, потому, что там он прошел на бюджетное обучение, возникает достаточно не простая ситуация, при которой не действует важнейшая мотивация. Такому студенту необходимо для успешного получения знаний, умений, навыков будущей профессии убедить себя в необходимости такого выбора. В противном случае стать высококвалифицированным и компетентным специалистом будет трудно.
1.
Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев. – М.: «Знание». – 1991. – 80 с.
2.
Осадченко,
И.И.
Категориальная разобщенность понятий
«Технология обучения» и «Методика обучения» / И.И. Осадченко // Наука и образование. – 2010. – № 8. – С. 102-108.
3.
Педагогика и психология высшей школы: Учебн. Пособие /
А.В. Духавнева и др. // Под. ред. М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д.:
Феникс, 2002. – 544 с.
4.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. –
СПб.: «Питер». – 2002. – 720 с.
5.
Федотова, Г.А. Профессионально ориентированные технологии обучения в высшей школе: Учеб. пособие. / Г.А. Федотова, Е.Ю. Игнатьева. –
Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2010. – 104 с.
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Кузнецова А.А.
312
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет
Минздрава России, г. Курск
Кафедра психологии здоровья и нейропсихологии
Проблема субъектогенеза, профессионального и личностного роста имеет длительную историю изучения. Однако до настоящего момента многие вопросы решены весьма неоднозначно. Существует множество подходов к изучению вопросов профессионализма педагога, доминирующим в настоящее время является компетентностный.
В связи с этим в настоящее время актуальными являются несколько вопросов непрерывности педагогического образования преподавателя медицинского вуза.
Первый заключается в том, что до недавнего времени система дополнительного педагогического образования на нормативном уровне была сориентирована на достижение соответствия количественным показателям
(минимальный объем программы 16 часов, периодичность не реже одного раза в год), не несущих в себе содержательного и качественного компонента, а также возможности непрерывности педагогического образования.
В настоящее время деятельность преподавателя в высшей школе нормативно регулируется положениями Федерального Закона № 273-ФЗ от
29.12.2012г., должностное соответствие преподавателя высшей школы регламентируется профессиональным стандартом, утверждённым приказом
Минтруда РФ № 608н от 08.09.2015 г., который формулирует требования к квалификации, трудовые функции. Это документ, в котором прописаны все знания, умения и навыки, необходимые преподавателю для успешного выполнения своих рабочих обязанностей, то есть акцент смещается на содержание дополнительного образования.
Второй вопрос заключается в неоднозначности трактовки педагогических компетенций преподавателя медицинского вуза, преподавателя-врача, отсутствием утверждённой Национальной рамки квалификаций, которая являлась бы «связующей между квалификациями по образованию и профессиональными квалификациями» [1].
Условно преподаватели высшей медицинской школы в аспекте содержания деятельности могут быть разделены на две категории. «В первую входят преподаватели, имеющие, в основном, базовое педагогическое образование. Во вторую включены преподаватели общепрофессиональных и профессиональных модулей по медицинским специальностям, как правило, имеющие только медицинское образование» [2]. Проанализировав кадровый состав ведущих медицинских вузов страны в долевом соотношении по категориям, преподаватели соотносятся 30% к 70%. Повышение какой педагогической квалификации необходимо осуществить во второй группе преподавателей? На устранение этого рассогласования и должна быть направлена система дополнительного профессионального (педагогического) образования, особенно преподавателя-врача.
Но проблема не в повышении, а в том, что педагогической квалификации у преподавателей второй категории, как правило, нет, а повышение
313 квалификации не меняет статуса их квалификации (формирование или совершенствование нескольких компетенций, но не овладение компетенциями педагогической деятельности в целом). Программа профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы» элиминировала данные противоречия, однако с 2013 г. данная программа утратила нормативно- правовой статус (Приказ Министерства образования и науки России № 1129 от
09.10.2013). На устранение данных противоречий в настоящее время направлена система подготовки кадров высшей квалификации, реализующаяся в настоящее время (по окончании аспирантуры выпускники могут быть допущены до двух видов профессиональной деятельности: научно-исследовательской и преподавательской) [3].
Третий вопрос в том, что преподаватели клинических кафедр медицинских вузов, будучи врачами, обязаны повышать квалификацию по специальности.
Исходя из этого, предлагаемая нами модель непрерывного педагогического образования «Преподаватель-врач» должна включать в себя модуль непрерывного медицинского образования, который можно использовать и как вариативный модуль повышения квалификации по специальным педагогическим компетенциям, что может решить вопрос о соответствии преподавателя второй категории требованиям профессионального стандарта
(рис. 1).
Рис. 1. − Модель непрерывного педагогического образования
преподавателя медицинского вуза.
Содержательный компонент
Временной, количественный компонент
Уровень образования и квалификации
Профессионально- должностной функционал
Компетенции преподавателей высшей школы
Повышение квалификации
Профессиональная переподготовка
НПО
НМО
Универсальный блок
Специальный блок
П
рофе сс иональн ы
й стан да рт
314
Итак, в основу проектирования модели непрерывного педагогического образования заложен принцип соотнесения компетенций с обобщёнными трудовыми функциями профессионального стандарта, спецификой квалификации, основного функционала по занимаемой должности и преподаваемой дисциплины, преломленный через количественные нормативы периодичности и объема). Важным условием является включение программы двух блоков: универсальный блок дисциплин или модулей, включённым во все программы повышения квалификации; специальный блок соответствующий трудовой функции и преподаваемой дисциплины.
Список литературы
1.
Караваева
Е.В.
Квалификации высшего образования и профессиональные квалификации: «сопряжение с напряжением» // Высшее образование в России. – 2017. – № 12 (218). – С. 5-12.
2.
Никишина В.Б., Кузнецова А.А., Природова О.Ф. Компетентностная модель повышения квалификации преподавателя медицинского вуза // Высшее образование в
России.
–
2018.
–
Т.
27.
–
№ 2.
–
С. 19-27.
3.
Природова О.Ф., Никишина В.Б., Кузнецова А.А.Моделирование системы непрерывного педагогического образования преподавателей медицинского вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом.
– 2017. – № 2 (26). – С. 60-68.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНТЕРНЕТА СТУДЕНТАМИ
МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Кузьмин В.П.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра социальной работы и безопасности жизнедеятельности
Стремительное развитие информационных технологий в последние десятилетия привело к качественным изменениям как в профессиональной, так и обыденной жизни людей. Ключевое место в информационной революции занимает Интернет. Преобладающей группой пользователей Интернета в России являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, представляющие студенческую аудиторию.
Данная группа составляет 48% от общего числа пользователей Интернета
[1].
Интернет-технологии находят свое применение и в социальной работе с молодежью.
Они представляют широкий выбор возможностей взаимодействия с молодыми людьми, а также комплексной работы с ними. С помощью интернет-технологий возможно распространение информации о деятельности социальных служб, проведение on-line
315 консультаций, дистанционное обучение, содействие в адаптации и реабилитации.
Между тем потенциал интернет-технологий как инструмента социальной работы с молодежью не использован в полной мере.
Кафедрой социальной работы и безопасности жизнедеятельности в сентябре – октябре 2018 года было проведено социологическое исследование с целью изучить особенности восприятия интернета студентами медицинского вуза. Использовался метод – анкетирование.
Объектом исследования выступили студенты курского государственного медицинского университета. Всего в исследовании приняли участие 300 человек.
Среди респондентов 62% женщин, 38% мужчин. Из них 65% студентов лечебного факультета; 10% – социальной работы; 15% – медико- профилактического дела; 10% студентов отделения лечебное дело медико- фармацевтического колледжа
Нами было выявлено, что подавляющее большинство респондентов
(85,1%) считают себя уверенными пользователями сети Интернет, 11% – профессиональными, 3,7% – начинающим пользователем. Респондентов, которые не пользуются сетью Интернет, не было выявлено.
67% опрошенных в качестве источника доступа к Интернету используют персональный компьютер, 25% – мобильный телефон, 8% – планшет.
Было установлено, что молодежь довольно много времени проводит в сети
Интернет: 45% респондентов от 1 до 4 часов в день; 44,6% – от 4 до 10 часов; 8%
– свыше 10 часов; 2,3% – менее часа.
Интересна структура использования Интернета среди молодежи. В основном молодежь использует Интернет для учебы (92,6%) и поиска нужной информации (89,4%), а также для развлечения (69,7%), отдыха (54,3%), саморазвития (49%), работы (22,3%).
На вопрос: «Читаете ли вы в Интернете (или скачиваете из Интернета) книги или какие-либо тексты»? получены следующие ответы: учебную литературу (37,444%), художественную литературу, книги из электронных библиотек (22,9%), специальную литературу, научные тексты (16,29%), тексты на информационно-новостных порталах (7,92%), интернет-версии газет и журналов (4,405%), другие книги или тексты (8,81%).
Следующий блок вопросов посвящён изучению использования социальных сетей современной молодёжью.
Нами было выявлено, что подавляющее большинство (95,8%) ответивших студентов ежедневно посещают социальные сети в Интернете; 2% респондентов несколько раз в неделю; по 0,69% – 1 раз в месяц и реже 1 раза в месяц. Только
0,69% опрошенных не пользуются услугами социальных сетей.
В нашем исследовании была изучена посещаемость социальных сетей студентами (см. таблицу 1).
Мы использовали сравнительный анализ исследований 2015 года (автор
Немцев А.В., научный руководитель Кузьмин В.П.) и 2018 года (автор
Кузьмин В.П.)
Таблица 1
316
Посещаемость социальных сетей студентами
№
Социальная сеть
Ответившие в
2015 году (%)
Ответившие в
2018 году (%)
1
Одноклассники
36 6,535947712 2
ВКонтакте
99,7 44,11764706 3
Мой мир на Mail.ru (Мэйл Ру)
----
2,941176471 4
Facebook (Фэйсбук)
18,6 3,267973856 5
Google+ (Гугл плюс)
----
4,575163399 6
Instagram (Инстаграм)
-----
32,35294118 7
Twitter (Твиттер)
10,6 4,901960784 8
Живой Журнал / Live Journal
3,7 0,326797386 9
Другое
2,9 0,980392157
Из таблицы 1 следует, что самой популярной социальной сетьюу опрошенных студентов является «ВКонтакте» (первое ранговое место). На втором месте в 2015 году «Одноклассники», в 2018 году – «Instagram».
Значительно меньше студенты пользуются такими социальными сетями, как:
Мой мир на Mail.ru, Facebook, Twitter, Живой Журнал.
Менее 1% (в 2018 году) опрошенных указали «другое»: WhatsApp и
Ask.fm.
С целью выявления структуры использования социальных сетей, был задан вопрос: «С какой целью вы используете социальные сети?».
Было выявлено, что 93,7% респондентов используют социальные сети для общения, 72,3% для развлечения (игры, музыка фильмы); для заполнения свободного времени (36%); для получения новых знаний (36%); для поиска новых знакомств (14%).
Следующий блок вопросов касался интернет-технологий используемых в социальной работе.
Было выявлено, что более половины опрошенных считает, что интернет- технологии в работе с молодежью используются, но недостаточно (56%); 34,6%
– используются в достаточной мере. 8,6% респондентов считают, что интернет- технологии не используются. 0,9% опрошенных указали другие ответы:
«используется, но не умело», «не правильно используются».
Опрос показал, что студенты знакомы со следующими интернет- технологиями, используемыми в социальной работе: страницами учреждений в интернете (72,6%), сайтами социальных служб (46,9%), государственным порталом «Гос. услуги» (44,6%), консультативной помощью врачей и специалистов различного рода (29,4%), дистанционным обучением в рамках реабилитации инвалидов (8,6%).
По результатам опроса 28% студентов пользовались услугами консультирования по Интернету, 10% не пользовались, но хотели бы. Основным способом предоставления консультативной помощи респонденты считают видео-консультации (58%) и общение в режиме «вопрос-ответ» через тематические форумы, чаты (66,3%), менее всего, выделяют переписку
317 специалиста и клиента по электронной почте (39,1%).
Из представленных выше результатов исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Уровень активности молодежи в сети Интернет высокий.
2. У абсолютного большинства студентов имеются собственные гаджеты для выхода в Интернет и практически все считают себя довольно уверенными пользователями
3. Используя Интернет, студенты видят в нем возможность для поиска информации, общения, развлечений и чтения учебной литературы.
4. Отношение молодежи к интернет-технологиям положительное.
Большинство молодежи высказывается за развитие инновационных интернет- технологий.
5. Социальные сети популярны среди молодёжи, способствуя их киберсоциализации.
Список литературы
1. Разгоняева Е.В. Особенности восприятия Интернета студентами технического вуза / Е.В. Разгоняева, Е.А. Дегальцева // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2014. – № 6 (14). – С. 240-242.
МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Кулабухов А.С., Толкачева И.В., Шульгина Л.Н., Богданова Е.И.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра сестринского дела
Мотивация учебной деятельности является существенно необходимой для эффективного обучения студентов. В последние годы отмечается снижение интереса студентов к учению. Это является причиной низкой успеваемости и снижает эффективность осуществления учебного процесса. На повышение качества профессиональной вузовской подготовки значительное влияние оказывает учебная мотивация.
Цель исследования: определить наиболее значимые мотивации студентов в учебном процессе.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данному вопросу.
2. Провести исследования среди студентов.
3. Проанализировать результаты исследования.
4. Определить и сформулировать выводы по результатам исследования.
Предмет исследования: мотивация учебной деятельности студентов лечебного факультета медицинского вуза на примере
Курского государственного медицинского университета (КГМУ).
318
Объект исследования: студенты лечебного факультета, обучающиеся на 1,
2, 3 курсах КГМУ.
Учебная мотивация – это система факторов, вызывающих активность индивида, направленную на овладение знаниями, умениями и навыками.
Впервые термин «мотивация» употреблен А. Шопенгауэром в статье «Четыре принципа достаточной причины (1900-1910). Начало изучению причин активности человека положили древнегреческие мыслители Сократ, Платон,
Аристотель и др. Понимание происхождения и сути мотивации менялось в процессе развития общества. И в настоящее время существует разная трактовка этого понятия. К.К. Платонов обозначает мотивацию как совокупность мотивов, определяющих поведение, М.М. Магомед-Эминов – побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность, как процесса психической регуляции конкретной деятельности, В.К. Вилюнас –совокупность процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. Выделяют мотивацию экстринскую (внешнюю), инстринскую (внутреннюю), а также положительную, основанную на положительных стимулах и отрицательную на отрицательных, материальную, включающую различные виды материальных поощрений и нематериальную, основанную на признании человека коллективом, награждении грамотами и т.д.
В учебной деятельности превалирующим является внутренняя мотивация, когда потребность в знаниях способствует выработке обобщенного способа действия и приводит к достижению желаемого результата. Мотивация способствует самостоятельному активному приобретению знаний. Учебный процесс – это многогранный, сложный вид целенаправленного взаимодействия преподавателя и обучающегося в ходе которого обсуждаются и решаются вопросы воспитания и образования.
Мотивация учебной деятельности зависит от индивидуальных способностей студентов, уровня развития студенческой группы, организации учебного процесса, преподавателей и их отношения к студентам, программ обучения и т.д. Выбор профессии является одним из важнейших решений в жизни человека. Правильно определиться в этом вопросе очень важно.
Достаточно сложно и трудно заниматься деятельностью, которая не приносит внутреннего удовлетворения. Ведь практически большую часть нашей жизни мы посвящаем работе.
В настоящее время абитуриенты имеют возможности подавать документы для поступления в несколько вузов, на разные специальности. И когда, не набрав нужного количества баллов, для поступления в желаемый вуз, человек идет учиться иной профессии в другое учебное заведение, потому, что там он прошел на бюджетное обучение, возникает достаточно не простая ситуация, при которой не действует важнейшая мотивация. Такому студенту необходимо для успешного получения знаний, умений, навыков будущей профессии убедить себя в необходимости такого выбора. В противном случае стать высококвалифицированным и компетентным специалистом будет трудно.