Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1077
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
319
Никакой уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебной мотивации в образовательном процессе.
Высокая позитивная мотивация может компенсировать недостаточные способности, но никакой уровень знаний и способностей не может заменить отсутствие мотива к обучению. «Каждый человек рождается для какого-то дела и имеет свои обязанности в жизни» – Эрнест Миллер Хемингуэй. Для поддержания принципа мотивационного обеспечения учебного процесса необходимо, чтобы студенты видели ближайшие и конечные цели обучения, понимали значение теоретических знаний и практической подготовки в становлении их будущей профессии. Важнейшим составляющим является профессиональная подготовка преподавателя и эмоциональное изложение материала. Основная задача педагога – научить обучающегося учиться. Учиться правильно определять цели, формировать задачи, находить решения к их выполнению. Быть компетентным, т.е. научиться получать знания и приобретать необходимый опыт для профессиональной самостоятельной деятельности, позволяющей выносить обьективные суждения и принимать точные, единственно правильные решения в конкретной ситуации.
Нами проведены исследования мотивированности к обучению студентов по методике диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и
В.А. Якунин в модификации Н.Ц. Бадмаевой).
Данный тест состоит из 34 вопросов и характеризует коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, социальные и творческие мотивы к самореализации. Обработка и интерпретация результатов исследования проводилась согласно ответов на вопросы по 5-ти балльной шкале, где 1 – это не имеет никакого значения, 2 – небольшое, 3 – имеет определенное значение, 4 – важное и 5 – очень важное. Все показатели мотивов были разделены на 7 блоков: коммуникативные мотивы, мотивы избегания, престижа, профессиональные, социальные, мотивы творческой самоотверженности и учебно-познавательные.
В исследовании приняли участие 1021 студентов 1, 2 и 3 курсов лечебного факультета КГМУ.
По результатам исследования наиболее значимым мотивом в учебном процессе является желание стать высококвалифицированным специалистом, его выбрали 806 респондентов. Желание приобрести глубокие и прочные знания заняло вторую рейтинговую позицию как очень важный мотив, за него высказались 629 студентов. Максимальным баллом в мотивации обучения 613 участников исследования назвали ответ: «учусь, потому что мне нравится избранная профессия». Несколько меньше – 609 респондентов, очень важным в мотивации считают понимание, что работа с людьми, требует глубоких и всесторонних знаний. 582 человека считают желание в полной мере использовать природные способности к выбранной профессии очень высоким стимулирующим фактором. Более половины участников исследования 557 человек определили, что обеспеченность успешности будущей профессиональной деятельности и получение знаний для достижения цели своих желаний является важным стимулом. Желание принести большую пользу
320 обществу 492 участника исследования считают одним из важнейших компонентов мотивации обучения. Высоким стимулом в учебе для 442 ремпондентов является желание занять более высокое служебное положение.
Никакого значения не имеют или незначительное в мотивационном плане такие пункты, как: не отставать от других 517 человек, группа, где ты обучаешься станет лучшей в университете 420 человек, быть на хорошем счету у преподавателей (276 студентов), добиваться одобрения родителей и окружающих (254 человека). Практически не имеющим мотивации является пункт теста: избежать осуждения и наказания за плохую учебу (574) респондента. Необходимость окончить университет, чтобы у знакомых не изменилось мнение, как о способном, перспективном человеке, 478 человек считают маловажным в мотивации к обучению. Анализ результатов исследования по выделенным 7 блокам показал, что наибольший процент среди участников исследования получила шкала «профессиональные мотивы»-61%.
«Социальные мотивы, как стимулирующий фактор в учебном процессе, занимает второе место (42%), коммуникационный и учебно-познавательный блоки набрали по 41%, мотивы творческой самореализации – 32%, мотивы престижа 26% и мотивы избегания 20%.
Выводы. Мотивация студентов является одним из важнейших компонентов учебного процесса.
1.
Наиболее значимыми стимулирующими мотивами обучения являются «профессиональные и социальные».
2.
«Мотивы избегания и престижа» обладают незначительным стимулирующим эффектом в мотивации учебной деятельности.
1 ... 34 35 36 37 38 39 40 41 ... 79
Список литературы
1.
Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А Реан. – М., 2000.
– 304 с.
2.
Мартынова, Т.Н. Особенности системы целостных ориентаций студентов с различной мотивацией выбора исследования / Т.Н. Мартынова //
Социс. – 2004. – № 3. – С. 27-31.
3.
Щепкина, Е.А. Опыт историко-социологического анализа мотивации студентов / Е.А. Щепкина // Высшее образование в России. – 1997. – № 2. – С.
68-78.
4.
Ярулина, Л.Р. Развитие учебной мотивации студентов /
Л.Р. Ярулина // Соис. – 2007. – № 4. – С. 30-32.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ СФОРМИРОВАННОСТИ
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«КЛИНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА»
С ПОМОЩЬЮ РАБОТЫ В МАЛЫХ ГРУППАХ
Куляс В.М., Мельник А.В., Валигун Я.С., Зоркова Е.В.
321
ГОО ВПО «Донецкий национальный медицинский университет
им. М. Горького», г. Донецк
Кафедра трансплантологии и клинической лабораторной диагностики
Стремительное развитие медицинской науки и практики требуют от выпускников медицинских вузов мышления высокого уровня. Главным становится формирование общекультурных и профессиональных компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность и профессионализм. Реализация компетентностного подхода в обучении и стало основой изменения результата подготовки специалиста.
Под компетенцией понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Специалист, владеющий определенным набором профессиональных, личностных и других компетенций, может быть назван компетентным [3]. Компетентностный подход подготовки специалиста ‒ внепредметный, он не реализуется в полной мере только в рамках одного предмета. Формирование компетенций осуществляется, как правило, несколькими дисциплинами. Клиническая лабораторная диагностика занимает в медицине промежуточное положение между фундаментальными, теоретическими и клиническими, а также медико-профилактическими дисциплинами. Она проникает буквально во все медицинские дисциплины: хирургию, терапию, онкологию, нервные болезни, урологию, офтальмологию, эндокринологию, эпидемиологию, педиатрию, стоматологию, инфекционные болезни, медико-профилактические науки и др. Поэтому «Клиническая лабораторная диагностика» участвует в формировании профессиональных компетенций совместно с другими дисциплинами.
Согласно требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в результате освоения дисциплины
«Клиническая лабораторная диагностика» у студентов лечебного факультета 6 курса должны быть сформированы общепрофессиональные компетенции.
Студент, освоивший программу дисциплины, должен обладать готовностью к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач
(ОПК-7), он должен иметь представление о фундаменте и сущности знаний своей будущей профессии, знать возможности использования на практике естественнонаучных методов в различных видах профессиональной деятельности, уметь обобщать, анализировать информацию, ставить цели, искать методы достижения их, опираясь на естественнонаучные знания. Должен обладать способностью к оценке морфрфункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач (ОПК-9).
Цель работы ‒ количественная оценка результатов сформированности общепрофессиональных компетенций, формируемых студентами 6 курса
322 специальности 31.02.01. «Лечебное дело» в процессе освоения дисциплины
«Клиническая лабораторная диагностика» с помощью работы в малых группах.
Материалы и методы исследования.
Работа в малых группах относится к интерактивной форме обучения, при которой у студентов появляется возможность участвовать в работе, осваивая названные компетенции и практикуя навыки сотрудничества и межличностного общения. Для преподавателя главным становится не передача знаний, а стимулирование самостоятельной творческой деятельности, развитие самообразования и самоорганизации студентов. Поэтому именно во время проведения таких практических занятий преподаватель может оценить: сумел ли студент применить полученные знания в конкретной ситуации, сформировалась ли компетенция в процессе обучения или нет [1, 2, 4].
При организации работы в малых группах важно разработать сценарий занятия, который включает теоретическую часть – индивидуальное групповое задание, экспериментальную часть – общее для учебной группы задание и отработку практических навыков – индивидуальное групповое задание. В процессе проведения такого практического занятия становится возможной самооценка студентами следующих критериев:
• умение анализировать информацию;
• умение определять приоритеты при решении проблем;
• умение интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной диагностики;
• умение установить предварительный диагноз на основании результатов биохимического обследования пациентов;
• знание химико-биологической сущности процессов, проходящих на молекулярном и клеточном уровнях в организме человека;
• знание основных механизмов регуляции метаболических превращений углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот;
• знание алгоритма назначения лабораторно-диагностических исследований в медицинской практике при разных нозологиях.
Основные результаты.
Нами был разработан такой сценарий для практической работы «Клинико- диагностические алгоритмы оценки метаболических процессов в организме».
Учебная группа разбивалась на три малых группы со своим докладчиком. При выполнении каждой части сценария студенты могли пользоваться конспектами лекций, учебниками, справочной литературой. После каждого этапа работы студент-докладчик, выходя к доске, отчитывался перед учебной группой о результатах выполненного группового задания. По окончании работы студенты по заранее составленным анкетам провели самооценку освоения компетенций.
Анализ анкет выявил, что 71% студентов умеют анализировать информацию;
80% из них интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной диагностики; умеют поставить предварительный диагноз на основании результатов биохимического обследования пациентов и проявляют знание алгоритма назначения лабораторно-диагностических исследований при
323 разных нозологиях 74%; осознают роль биохимических реакций, лежащих в основе процессов, протекающих в организме человека 87%. Умение же расставлять приоритеты при решении проблем проявили всего 52%. На удивление, самый низкий показатель получен при оценке критерия «знание химико-биологической сущности процессов, проходящих на молекулярном и клеточном уровнях в организме человека» – 22%. Знание основных механизмов регуляции метаболических превращений углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот выявлено у 47% студентов.
Анализируя полученные результаты, мы можем заключить, что освоение компетенций при изучении дисциплины «Клиническая лабораторная диагностика» вполне удовлетворительны. В то же время низкий процент по критериям «знание химико-биологической сущности процессов, проходящих на молекулярном и клеточном уровнях в организме человека» и «знание основных механизмов регуляции метаболических превращений углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот» указывает на то, что студенты имеют недостаточный образовательный уровень знаний фундаментальных дисциплин.
Большинство опрошенных нами студентов (80-86%) считают биологическую химию очень важной, но трудной для изучения учебной дисциплиной. Среди основных сложностей они отмечают недостаточное количество аудиторных часов, отводимых на освоение биохимии, невозможность интегрировать знания, полученные при изучении биохимии в общую систему знаний, так как такие дисциплины, как патологическая физиология, гистология и другие, изучаются позже.
Выводы.
Форма работы в малых группах показывает индивидуальность студентов, развитие их творческого потенциала, облегчает оценивание преподавателем профессиональных компетенций студента.
Компетентность в области клинической лабораторной диагностики, опыт применения полученных знаний, умений оценивать и интерпретировать современные лабораторные методы анализа для решения практических задач повышает конкурентоспособность будущего врача.
Список литературы
1. Андрющенко И.В. Инновационные обучающие технологии клинической кафедры / И.В. Андрющенко // Высшее образование в России. – 2013. – № 1. – C.
89-92.
2. Интерактивные методы обучения в вузе / Т.Д. Стрельникова,
Е.А. Некрасова, А.А. Пучнина и др. // Педагогические науки. – 2014. – № 1. –
С. 47-49.
3. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе:
Учебно-методическое пособие / А.И. Артюхина [и др.]; Под ред.
Е.В. Лопановой. Омск: ООО «Полиграфический центр КАН». ‒ 2012. ‒ 26 с.
4. Работа в малых группах как интерактивный метод обучения физике /
О.М. Иванова, Д.Э. Валуйский, О.А. Свекольников // Молодой ученый. – 2015. –
№ 2. – С. 30-36.