Файл: 1. Русский романтизм история, основные течения, периодизация Романтизм.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Я видел тень блаженства. Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением, Нет, я не Байрон.
Это воспевающие байронические мотивы. Писал о разочаровании, о жажде смерти, о нежелании быть человеком. («Небо и звезды», «Ночь 1, 2»). Это – романтическая личность, а его творческие работы – дневник. В 15 лет пишет «Молитву». Молится не тому, во что верит христианин. Поэт не может быть им, так как поэзия питается не церковными легендами, а земными страстями.
Любовная лирика. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная. Если для лирического героя все серьезно, и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы. Лирика полна драматизма. Много предательств.
Сушкова – первая любовь, пронизана юношеской обидой на ее неверность.
Лопухина – стихи полны искренности и чистоты.
Иванова – стихи эмоциональны и чувствительны.
«Нищий» - одно из самых пронзительных стихов, посвящ. Сушковой: мученный голодом бедняк, в ответ на мольбу – камень
«Я не унижусь пред тобой» - авторская исповедь, монолог проникнут разочарованием.
«Тамара» - образ коварной женщины в облике ангела
«Любовь мертвеца» - посвящено Щербатовой – последнее увлечение поэта. Говорит, что в загробной жизни не найдет успокоения от земных чувств.
Философская лирика. Какую бы тему поэт ни затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. «Молитва», «Мой демон», «Демон», «Ангел»,
«Выхожу один я на дорогу» - лирический герой предстает в образе одинокого путника, которым считал себя в жизни поэт. Он всегда ощущал свое острое одиночество и независимость. Удаление от людского общества наконец-то внесло в его душу покой и умиротворение. Созерцание природы и звездного неба настраивает на возвышенные мысли. Однако, поэт отмечает, что и в состоянии сна в природе не прекращается пульсация жизни («звезда с звездою говорит»). Он с горечью признается, что так и не может обрести согласия с самим собой. Его продолжают мучить неразрешимые вопросы и сомнения.
Родина в лирике. В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью.
«Родина», «Листок», «Мцыри», «Как часто, пёстрою толпою окружён», «Нет, я не Байрон», «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Прощай, немытая Россия…»,
Одиночество в лирике. Мотив одиночества является основным мотивом большей части произведений Лермонтова. Мотив одиночества раскрывается в произведениях Лермонтова через традиционное противопоставление героя бездушной толпе. Он раскрывает тему одиночества личности в несправедливом, враждебном мире, тему одиночества поэта среди толпы, одиночества юноши, разочарованного в любви. Лирический герой часто отождествляется с самим поэтом. Он страдает от невозможности найти «родную душу», единомышленника, того, кто бы его понял. Страдает от безысходности и предчувствия собственной трагической гибели («Листок», «Сосед», «И скучно и грустно», «Не смейся над моей пророческой тоской…», «Парус», «Как часто пестрою толпою окружен», «Три пальмы»).
10. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя: миф, сказка, рок
Цикл повестей Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» представляет собой сборник уникальных произведений, наполненных народными поверьями, сказочными событиями и фантастическими историями. В цикл входит 8 повестей.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» - первая книга Николая Васильевича Гоголя, она была опубликована в 1831- 1832 годах. К написанию «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь был вынужден прибегнуть из-за тяжёлого финансового положения. Первый том цикла был издан в 1831 году, а второй – год спустя. Произведения Гоголя сразу же приобрели большую популярность. «В народных сказаниях и преданиях Гоголь черпает сюжеты и мотивы для своих повестей: истории о папоротнике, расцветающем в Иванову ночь, о таинственных кладах, о продаже души чёрту, о полётах и превращениях ведьм и т. д.
В сборник входят восемь повестей, объединенных одним местом действия – хутор Диканька. Внимание обращено на диковинные истории, в которых реальность переплетается с фантастикой.
Писатель использует прием мистики для того, чтобы подчеркнуть победу добром над злом. Под мистикой подразумевается вера в другой сверхъестественный мир, населенный добрыми и злыми силами. Сам писатель верил в существование такого мира, был человеком суеверным, и поэтому произведение выглядит очень правдоподобно.
Например, в повести «Ночь перед Рождеством» мистика входит в обыденный мир героев, ведь, как известно, в это время темные силы активизируются. Поэтому эта повесть напоминает сказку. Здесь даже главный герой имеет непростое происхождение. Ведь его мать – ведьма Солоха. Возможно, именно поэтому он побеждает самого черта, сумев оседлать его и заставить полететь во дворец к царице за черевичками.
В «Ночи перед Рождеством» Гоголь показывает нечистую силу в комической форме, и поэтому она не кажется страшной, как в других повестях. Здесь темные силы занимаются скорее проказами, чем по-настоящему вредят кому-то. Черт сердится на Вакулу за рисунок и пытается подбить ему руку. А для того, чтобы жители Диканьки не нашли правильную дорогу, он крадет луну, однако потом упускает ее.
В других повестях тоже есть мистика, но она более зловещая. Так, в повести «Вечер накануне Ивана Купала» мистикой овеян уже сам праздник. В народных поверьях гласится, что в этот день можно найти папоротник, который принесет счастье. Главный герой по имени Петрусь при помощи нечистой силы получает цветок, но в результате ему придется дорого заплатить за связь с мистикой. Автор показывает, что человек не должен жертвовать душой даже ради счастья. В «Вечере накануне Ивана Купала» Бисаврюк – тоже гуляка. Он вызывает чувство неприкрытого страха. Это «дьявол в человеческом образе», «бесовский человек». Эту повесть, как и многие другие из цикла «Вечеров…», можно рассматривать как религиозное поучение.
В основе повести «Сорочинская ярмарка» лежит история о черте «в красной свитке» [3, 9–34]. Героем рассказа о свитке является черт, которого выгнали из пекла. Заскучал черт и «давай с горя пьянствовать. Угнездился в том самом сарае, который, ты видел, развалился под горою и мимо которого ни один добрый человек не пройдет теперь, не оградив наперед себя крестом святым, и стал черт такой гуляка, какого не сыщешь между парубками. С утра до вечера то и дело, что сидит в шинке!..» [3, 9–34]. Пропив все деньги, нечистый заложил красную свитку шинкарю. Рассказчик обращает особое внимание на качество чертовой одежды: «сукно такое, что и в Миргороде «не достанешь! а красный цвет горит, как огонь, так что не нагляделся бы!» [3, 21]. Когда же черт пришел к шинкарю за свиткой, ее у того в сундуках не оказалось, потому что ее похитил цыган. И пошла чертова одежда гулять по свету. В данном случае мы имеем дело с неким заменителем черта. Красивая одежда – вечный соблазн для человека, символ материального благополучия. Перед нами суеверный рассказ, контаминирующий признаки былички и легенды.
По жанровым признакам история о красной свитке напоминает быличку, потому что:
1) в ней описывается столкновение человека с потусторонним миром;
2) она является свидетельским показанием;
3) представляет собой исключительный случай;
4) случай, описанный в быличке, страшен и оканчивается, как правило, трагически для того, кто сталкивается с демоническим существом.
В «Майской ночи» Гоголь разворачивает сказочный сюжет о мачехе и падчерице, который в скрытом виде присутствует в повестях «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купалы». В «Майской ночи» молодая жена сотника, «румяна и бела собою», оказывается суровой мачехой, страшной ведьмой, способной превращаться в иные существа и творить зло: она сводит со свету панночку. Сказочный сюжет дополняется быличками о ведьмах и русалках. Русалки – мифологические и фольклорные человекоподобные существа. Прекрасная добрая панночка терпит издевательства ведьмы-мачехи. Не выдержав, она бросается в пруд и становится русалкой. Вместе с другими русалками она пытается наказать мачеху, утаскивает ее в воду, но та коварна и хитра. Мачеха обернулась русалкой. А бедная панночка «не может плавать вольно, как рыба, она тонет и падает на дно, как ключ». Историю о панночке-русалке рассказывает молодой казак Левко.
Гоголь-романтик, обратившись к украинскому фольклору, создает яркий экзотический мир, где реальное соседствует с ирреальным. Пафос цикла состоит в борьбе архаических и ветхозаветных ценностей с христианскими, поэтому особую роль в художественном мире Гоголя играют демонические персонажи, населяющие народную прозу. Большинство устных рассказов, которые использовал Гоголь («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Майская ночь, или утопленница», «Заколдованное место»), представляют собой суеверные рассказы, контаминирующие признаки былички и легенды. Если быличка, является свидетельским показанием о страшном случае, то легенда призывает быть бдительным, рассказывая о дьявольских искушениях, грехопадении, борьбе с бесами. В них явствен мотив о продаже души дьяволу.
Центральная тема, объединяющая все повести цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» – неизменное торжество добра над злом.
На примере своих героев Гоголь показывает, что деньги далеко не всегда являются синонимом счастья, земные страсти делают человека заложником тёмных сил, а добродетель и искренняя вера всегда спасут, даже в самой сложной жизненной ситуации.
Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» состоит из двух частей, каждая из которых содержит по 4 повести. Рассказчиком является выдуманный персонаж – пасечник Рудый Панько, который в своеобразной манере вводит читателя в самобытный и невероятно колоритный мир украинского села.
Мифологические существа, которые встречаются в произведениях
Черт- Образ злого духа в славянской мифологии и фольклоре. Он появился в дохристианской мифологии. Ночь перед Рождеством, Сорочинская Ярмарка, Вечер накануне Ивана Купала.
Ведьма - В славянской мифологии ведьмы — это колдуньи, вступившие в союз с дьяволом или другой нечистой силой ради обретения сверхъестественных способностей. У славян ведьмы представлялись в виде старух с растрепанными седыми космами, костлявыми руками, огромными синими носами. Они летали по воздуху на кочергах, помелах, в ступах и т. п.; Ночь перед рождеством, Вечер накануне Ивана Купала, Майская ночь или Утопленница.
УТОПЛЕННИЦА (водяница, лоскотуха. мавка, лобаста).
Это воспевающие байронические мотивы. Писал о разочаровании, о жажде смерти, о нежелании быть человеком. («Небо и звезды», «Ночь 1, 2»). Это – романтическая личность, а его творческие работы – дневник. В 15 лет пишет «Молитву». Молится не тому, во что верит христианин. Поэт не может быть им, так как поэзия питается не церковными легендами, а земными страстями.
Любовная лирика. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная. Если для лирического героя все серьезно, и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы. Лирика полна драматизма. Много предательств.
Сушкова – первая любовь, пронизана юношеской обидой на ее неверность.
Лопухина – стихи полны искренности и чистоты.
Иванова – стихи эмоциональны и чувствительны.
«Нищий» - одно из самых пронзительных стихов, посвящ. Сушковой: мученный голодом бедняк, в ответ на мольбу – камень
«Я не унижусь пред тобой» - авторская исповедь, монолог проникнут разочарованием.
«Тамара» - образ коварной женщины в облике ангела
«Любовь мертвеца» - посвящено Щербатовой – последнее увлечение поэта. Говорит, что в загробной жизни не найдет успокоения от земных чувств.
Философская лирика. Какую бы тему поэт ни затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. «Молитва», «Мой демон», «Демон», «Ангел»,
«Выхожу один я на дорогу» - лирический герой предстает в образе одинокого путника, которым считал себя в жизни поэт. Он всегда ощущал свое острое одиночество и независимость. Удаление от людского общества наконец-то внесло в его душу покой и умиротворение. Созерцание природы и звездного неба настраивает на возвышенные мысли. Однако, поэт отмечает, что и в состоянии сна в природе не прекращается пульсация жизни («звезда с звездою говорит»). Он с горечью признается, что так и не может обрести согласия с самим собой. Его продолжают мучить неразрешимые вопросы и сомнения.
Родина в лирике. В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью.
«Родина», «Листок», «Мцыри», «Как часто, пёстрою толпою окружён», «Нет, я не Байрон», «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Прощай, немытая Россия…»,
Одиночество в лирике. Мотив одиночества является основным мотивом большей части произведений Лермонтова. Мотив одиночества раскрывается в произведениях Лермонтова через традиционное противопоставление героя бездушной толпе. Он раскрывает тему одиночества личности в несправедливом, враждебном мире, тему одиночества поэта среди толпы, одиночества юноши, разочарованного в любви. Лирический герой часто отождествляется с самим поэтом. Он страдает от невозможности найти «родную душу», единомышленника, того, кто бы его понял. Страдает от безысходности и предчувствия собственной трагической гибели («Листок», «Сосед», «И скучно и грустно», «Не смейся над моей пророческой тоской…», «Парус», «Как часто пестрою толпою окружен», «Три пальмы»).
10. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя: миф, сказка, рок
Цикл повестей Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» представляет собой сборник уникальных произведений, наполненных народными поверьями, сказочными событиями и фантастическими историями. В цикл входит 8 повестей.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» - первая книга Николая Васильевича Гоголя, она была опубликована в 1831- 1832 годах. К написанию «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь был вынужден прибегнуть из-за тяжёлого финансового положения. Первый том цикла был издан в 1831 году, а второй – год спустя. Произведения Гоголя сразу же приобрели большую популярность. «В народных сказаниях и преданиях Гоголь черпает сюжеты и мотивы для своих повестей: истории о папоротнике, расцветающем в Иванову ночь, о таинственных кладах, о продаже души чёрту, о полётах и превращениях ведьм и т. д.
В сборник входят восемь повестей, объединенных одним местом действия – хутор Диканька. Внимание обращено на диковинные истории, в которых реальность переплетается с фантастикой.
Писатель использует прием мистики для того, чтобы подчеркнуть победу добром над злом. Под мистикой подразумевается вера в другой сверхъестественный мир, населенный добрыми и злыми силами. Сам писатель верил в существование такого мира, был человеком суеверным, и поэтому произведение выглядит очень правдоподобно.
Например, в повести «Ночь перед Рождеством» мистика входит в обыденный мир героев, ведь, как известно, в это время темные силы активизируются. Поэтому эта повесть напоминает сказку. Здесь даже главный герой имеет непростое происхождение. Ведь его мать – ведьма Солоха. Возможно, именно поэтому он побеждает самого черта, сумев оседлать его и заставить полететь во дворец к царице за черевичками.
В «Ночи перед Рождеством» Гоголь показывает нечистую силу в комической форме, и поэтому она не кажется страшной, как в других повестях. Здесь темные силы занимаются скорее проказами, чем по-настоящему вредят кому-то. Черт сердится на Вакулу за рисунок и пытается подбить ему руку. А для того, чтобы жители Диканьки не нашли правильную дорогу, он крадет луну, однако потом упускает ее.
В других повестях тоже есть мистика, но она более зловещая. Так, в повести «Вечер накануне Ивана Купала» мистикой овеян уже сам праздник. В народных поверьях гласится, что в этот день можно найти папоротник, который принесет счастье. Главный герой по имени Петрусь при помощи нечистой силы получает цветок, но в результате ему придется дорого заплатить за связь с мистикой. Автор показывает, что человек не должен жертвовать душой даже ради счастья. В «Вечере накануне Ивана Купала» Бисаврюк – тоже гуляка. Он вызывает чувство неприкрытого страха. Это «дьявол в человеческом образе», «бесовский человек». Эту повесть, как и многие другие из цикла «Вечеров…», можно рассматривать как религиозное поучение.
В основе повести «Сорочинская ярмарка» лежит история о черте «в красной свитке» [3, 9–34]. Героем рассказа о свитке является черт, которого выгнали из пекла. Заскучал черт и «давай с горя пьянствовать. Угнездился в том самом сарае, который, ты видел, развалился под горою и мимо которого ни один добрый человек не пройдет теперь, не оградив наперед себя крестом святым, и стал черт такой гуляка, какого не сыщешь между парубками. С утра до вечера то и дело, что сидит в шинке!..» [3, 9–34]. Пропив все деньги, нечистый заложил красную свитку шинкарю. Рассказчик обращает особое внимание на качество чертовой одежды: «сукно такое, что и в Миргороде «не достанешь! а красный цвет горит, как огонь, так что не нагляделся бы!» [3, 21]. Когда же черт пришел к шинкарю за свиткой, ее у того в сундуках не оказалось, потому что ее похитил цыган. И пошла чертова одежда гулять по свету. В данном случае мы имеем дело с неким заменителем черта. Красивая одежда – вечный соблазн для человека, символ материального благополучия. Перед нами суеверный рассказ, контаминирующий признаки былички и легенды.
По жанровым признакам история о красной свитке напоминает быличку, потому что:
1) в ней описывается столкновение человека с потусторонним миром;
2) она является свидетельским показанием;
3) представляет собой исключительный случай;
4) случай, описанный в быличке, страшен и оканчивается, как правило, трагически для того, кто сталкивается с демоническим существом.
В «Майской ночи» Гоголь разворачивает сказочный сюжет о мачехе и падчерице, который в скрытом виде присутствует в повестях «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купалы». В «Майской ночи» молодая жена сотника, «румяна и бела собою», оказывается суровой мачехой, страшной ведьмой, способной превращаться в иные существа и творить зло: она сводит со свету панночку. Сказочный сюжет дополняется быличками о ведьмах и русалках. Русалки – мифологические и фольклорные человекоподобные существа. Прекрасная добрая панночка терпит издевательства ведьмы-мачехи. Не выдержав, она бросается в пруд и становится русалкой. Вместе с другими русалками она пытается наказать мачеху, утаскивает ее в воду, но та коварна и хитра. Мачеха обернулась русалкой. А бедная панночка «не может плавать вольно, как рыба, она тонет и падает на дно, как ключ». Историю о панночке-русалке рассказывает молодой казак Левко.
Гоголь-романтик, обратившись к украинскому фольклору, создает яркий экзотический мир, где реальное соседствует с ирреальным. Пафос цикла состоит в борьбе архаических и ветхозаветных ценностей с христианскими, поэтому особую роль в художественном мире Гоголя играют демонические персонажи, населяющие народную прозу. Большинство устных рассказов, которые использовал Гоголь («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Майская ночь, или утопленница», «Заколдованное место»), представляют собой суеверные рассказы, контаминирующие признаки былички и легенды. Если быличка, является свидетельским показанием о страшном случае, то легенда призывает быть бдительным, рассказывая о дьявольских искушениях, грехопадении, борьбе с бесами. В них явствен мотив о продаже души дьяволу.
Центральная тема, объединяющая все повести цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» – неизменное торжество добра над злом.
На примере своих героев Гоголь показывает, что деньги далеко не всегда являются синонимом счастья, земные страсти делают человека заложником тёмных сил, а добродетель и искренняя вера всегда спасут, даже в самой сложной жизненной ситуации.
Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» состоит из двух частей, каждая из которых содержит по 4 повести. Рассказчиком является выдуманный персонаж – пасечник Рудый Панько, который в своеобразной манере вводит читателя в самобытный и невероятно колоритный мир украинского села.
Мифологические существа, которые встречаются в произведениях
Черт- Образ злого духа в славянской мифологии и фольклоре. Он появился в дохристианской мифологии. Ночь перед Рождеством, Сорочинская Ярмарка, Вечер накануне Ивана Купала.
Ведьма - В славянской мифологии ведьмы — это колдуньи, вступившие в союз с дьяволом или другой нечистой силой ради обретения сверхъестественных способностей. У славян ведьмы представлялись в виде старух с растрепанными седыми космами, костлявыми руками, огромными синими носами. Они летали по воздуху на кочергах, помелах, в ступах и т. п.; Ночь перед рождеством, Вечер накануне Ивана Купала, Майская ночь или Утопленница.
УТОПЛЕННИЦА (водяница, лоскотуха. мавка, лобаста).