Файл: 1. Русский романтизм история, основные течения, периодизация Романтизм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Декабристская поэзия и проза начинается с 1816-1817 годов, когда активно вел свою деятельность «Союз спасения». Немного позднее «Союз благоденствия» уже пытался управлять литературой. В 1821—1825 годы она развивалась под влиянием республиканских идей П. И. Пестеля и К. Ф. Рылеева.

В центре творчества декабристов стоял образ поэта-гражданина, борца с деспотизмом. Декабристы старались выработать собственный стиль. Ему были характерны торжественные интонации, высокая насыщенность языка смыслом, гражданская патетика. Язык поэзии был схож с речами ораторов и проповедников. Многие слова имели значение символов, вызывали определенные ассоциации. Употреблялась политическая лексика. Имена исторических деятелей олицетворяли идеи героизма, доблести, чести. Церковнославянизмы делали речь торжественной. В произведениях есть элементы стиля классицистов. Он переосмысливался в революционном

ключе для создания гражданского романтизма с его героической патетикой, особой лексикой и терминологией, стремлением к народности.

После поражения восстания декабристов в 1825 году литературная деятельность продолжилась. Многие писали стихи на каторге, в тюрьмах, в ссылке под псевдонимами или анонимно. Среди них были:

Ф. Н. Глинка,

В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев,

А. И. Одоевский, В. Ф. Раевский.

Творчество декабристов сильно повлияло на русскую литературу 1810-1820 годов. Революционные и патриотические идеи, понимание литературы как двигателя политической борьбы привело к дальнейшему формированию реализма.

Почти все декабристы в какой-то степени обращались к поэзии, многие публиковали произведения до того, как становились членами тайных сообществ. Стихотворения Федора Николаевича Глинки «Письма русского офицера» с размышлениями об Отечественной войне 1812 года и о войне 1805—1806 годов были опубликованы до его вступления в «Союз спасения». После этого он состоял в организации «Союз благоденствия». Во время ссылки в Петропавловской крепости написал известное произведение «Песнь узника». Был отправлен на службу в Петрозаводск на десять лет. За это время создал большое количество стихов и поэмы «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой», «Дева карельских лесов».

В своей поэзии Ф. Н. Глинка переосмысливал библейские темы и мотивы, наполняя их политическим содержанием. Призывал к справедливости, борьбе за права угнетенных. После ссылки в произведениях поэта стало меньше вольнолюбивых идей, больше религиозных настроений.


Павел Александрович Катенин начал литературную деятельность в 1810 году. Известность получил благодаря переводам трагедий Корнела и Расина. Создал несколько оригинальных пьес, как театральный теоретик и критик утверждал принципы историзма в драматургии. Во время деятельности в «Союзе спасения» написал популярную среди декабристов песню «Отечество наше страдает...». Его баллады полемического характера «Ольга», «Убийца», «Наташа», «Леший» были наполнены национально-историческим содержанием. В творчестве П. А. Катенин совмещал романтические тенденции и поэтику классицизма.

Произведения Александра Александровича Бестужева (псевдоним Марлинский) занимают особое место в литературе декабристов. Начал деятельность в 1810 году, работал в самых разных жанрах. Выступал как критик, отстаивал принципы гражданского романтизма, утверждал патриотические устои русской словесности. Поэзия А. А. Бестужева была в духе гражданской лирики декабристов. В агитационных песнях использовал солдатский фольклор, выступал против самодержавия. После ссылки в его поэзии увеличилось значение внутреннего мира человека и его мыслей. Поздняя лирика перекликается с будущим творчеством М. Ю. Лермонтова.

Кондратий Федорович Рылеев в своих произведениях раскрыл все темы идеологии декабристов, связывал литературу с целями революционной борьбы. Во время Отечественной войны написал патриотические оды «Любовь к отчизне», «На погибель врагов». В них видны черты декабристской поэзии: восхищение мужеством народа, поиск национальной истории. В исторических думах переосмысливал прошлое, ориентируясь на цели общества настоящего. Стремился показать примеры борьбы против произвола, любви к родине. В 1823–1825 годах вместе с А. А. Бестужевым создал альманах «Полярная звезда». В соавторстве написали ряд агитационных песен, основываясь на традициях устного творчества.

Поэтическая деятельность декабристов внесла вклад в историю русской литературы. Она способствовала формированию человека нового типа, с сильным чувством собственного достоинства, решительностью и честью.
16. «Пиковая дама» А. Пушкина: карточная игра и моделирование конфликта.



«Пиковая дама» — одно из самых оригинальных творений А. С. Пушкина, в котором знаменитый автор покорил новую для себя высоту. Сюжет книги находится на стыке между романтизмом и реализмом, реальностью и вымыслом, мистикой и обыденностью.

В игре (Фараон) принимали участие двое игроков. В повести «Пиковая дама», во избежание шулерства, игра велась новыми картами – «каждый распечатал свою колоду». Когда игра велась между малознакомыми людьми, правила немного менялись. В повести Герман не называл своей карты, а просто выбирал ее из колоды и клал на стол рубашкой вверх. Чекалинский не знал, на какую карту ставит «понтер».

Карты — определенная культурная реалия. Семиотическая специфика карточной игры в ее сущности связана с ее двойной природой. Карточная игра представляет собой модель конфликтной ситуации. Когда в расстроенном воображении Германна карты обретают внеигровую семантику («тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлера, семерка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком»), то это — приписывание им значений, которых они в данной системе не имеют. Однако, с другой стороны, карты используются не только при игре, но и при гадании.

Таким образом, коммерческая игра, являясь интеллектуальной дуэлью, может выступать как модель определенного типа конфликтов.

1. Конфликтов между равными противниками, то есть между людьми.

2. Конфликтов, подразумевающих возможность полной информированности (вернее, достаточно полной) участников относительно интересующих их сторон конфликта и, следовательно, рационально регулируемой возможности выигрыша. Коммерческие игры моделируют такие конфликты, при которых интеллектуальное превосходство и большая информированность одного из партнеров обеспечивают успех.
17. Философское направление русского романтизма

Романтизм – философское, идейное и художественное направление в культуре конца 18 века — начала 19 века, главной отличительной чертой которого является особый художественный способ осмысления мира, а также утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, силы ее страстей и стремления к универсальности и свободе.

Романтизм представляет собой не только общекультурное движение и проявление особых традиций в искусстве, но и целостное мировоззрение, художественное сознание и способ философствования.

К философскому течению русского романтизма причислены романтики
, полагавшие, что место человека в мире предопределено свыше, его жребий предначертан на небесах и всецело зависит от общих законов мироздания, а вовсе не от социальных и психологических причин. Между этими течениями нет непроницаемых граней, а различия относительны: поэты разных течений не только полемизируют, но и взаимодействуют друг с другом. Четвертая разновидность русского романтизма сложилась позднее предыдущих — в 20—30-х годах. Первоначальной формой его организации было московское «Общество любомудров», возглавлявшееся Д.В. Веневитиповым и В.Ф. Одоевским. В «Общество...» ВХОДИЛИ будущие славянофилы А.И. Кошелев, И.В. Киреевский. Кружок занимался изучением немецкой философии: Канта, Фихте и особенно Шеллинга. «Любомудры» вовсе не чуждались политики. В январе 1825 года Рылеев оказался в Москве и, как позднее вспоминал Кошелев, на квартире у него Рылеев вел горячие беседы. В частности, подымался вопрос «о ликвидации правительства». Но после восстания 14 декабря 1825 года «любомудры» торжественно сожгли свои протоколы и стали заниматься только философией.

Русские философские романтики обходили стороной ту проблематику в «философии тожества» раннего Шеллинга, которая связана была с судьбами немецкого идеализма, с преодолением агностицизма и дуализма Канта. Они брали у Шеллинга то, что не могло не польстить всем романтикам: рассмотрение искусства в качестве высшего «органона философии»[1], преодолевающего противоречия между объективным и субъективным миром, сознательным и бессознательным, приравнивающего поэта к божественному началу, которое в своих созданиях как бы повторяет первоначальные творения всего сущего.

Философский романтизм имел и русские корни, связан с романтизмом Жуковского и декабристов. Жуковский вообще для Одоевского с юности был ментором и наставником, а «Теон и Эсхин», «Невыразимое» тесно срастались с философскими построениями Одоевского. Все фантастическое у Жуковского Одоевский рассматривал как свое достояние. Двоюродный брат декабриста Александра Одоевского свою повесть «Бал» построил на мотивах упоминавшегося стихотворения подтем же названием (мотив — «плясало сборище костей»). Философский романтизм: Д. В. Веневитинов (гражданская и философская лирика), В. Ф. Одоевский (сб. новелл и философских бесед «Русские ночи», романтические повести «Последний квартет Бетховена», «Себастиан Бах»; фантастические повести «Игоша», «Сильфида», «Саламандра»), Ф. Н. Глинка (песни, стихи), В. Г. Бенедиктов (философская лирика), Ф. И. Тютчев (философская лирика), Е. А. Баратынский (гражданская и философская.

18.Драматургия Н.В.Гоголя

В 30-е годы наряду с работой над повестями Гоголь обращается к драматургии и создает свои комедии “Ревизор” (1835-1842) и “Женитьба” (1833-1841). Интерес к драматургии не был случайным. Сказалась не только присущая Гоголю с детских лет увлеченность театром, но и своеобразие его творческого восприятия действительности (острое ощущение жизненных коллизий), а также гениальное чувство комического в жизни, умение видеть комизм в обыденном.
Гоголь отстаивал обращение театра к “совершеннейшим произведениям всех веков и народов”, говорил о благотворном влиянии на людей таких великих писателей, как Мольер, Шекспир, Гете и др. Между тем театральный репертуар тех лет в основном состоял из переводных водевилей и мелодрам. Свои взгляды на театр писатель выразил в статьях “Петербургская сцена в 1835-1836 году”, “Петербургские записки 1836 года”, “О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности” (1845) и в особенности в “Театральном разъезде...” (1842).
Гоголь видел в театре “общественную трибуну”, называл его “кафедрой, с которой можно много сказать миру добра”. Драматургия должна стать народной, национальной, воплощающей явления современной социальной жизни, правдивые характеры. “Где жизнь наша? Где мы со всеми современными страстями и странностями? Хотя бы какое-нибудь отражение ее мы видели в нашей мелодраме! Но лжет самым бессовестным образом наша мелодрама”, — писал он, характеризуя театральное искусство своего времени.

В середине 30-х годов Гоголь работает почти одновременно над двумя комедиями из современной жизни — “Игроки” и “Женихи” (окончательное название “Женитьба”). “Игроков” нередко толковали как развлекательный водевиль. Здесь коренилась причина провалов в постановке этой очень своеобразной пьесы.

“Ревизор” — произведение новаторское. Этим во многом объясняется долгое непонимание истинных намерений автора зрителями и читателями. В наибольшей мере глубина новаторства проявилась в развертывании действия, в характере интриги. Апполон Григорьев заметил, что в “Ревизоре” интрига призрачна, миражна: в центре ее Хлестаков. Его появление в уездном городе завязывает действие, но он ведет интригу невольно, не прикладывая никаких усилий, даже не догадываясь, что его принимают за ревизора. Хлестаков — мнимый ревизор, а чиновники создают видимость, мнимость порядка.

Известно, что в одну из встреч в октябре 1835 года Пушкин передал Гоголю сюжет «Ревизора». Над текстом комедии писатель работал 7 лет. Осознавая всю силу театра, Гоголь занялся драматургией. Произведение Гоголя «Ревизор» было написано в 1835 году, а в 1836 впервые поставлено. Из-за отрицательной реакции публики на постановку «Ревизора» писатель покидает страну.