Файл: 1. Русский романтизм история, основные течения, периодизация Романтизм.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Водяницы — водяные девы прислужницы Водяного живут в реках, озерах или колодцах. Не злобны, но проказницы. Майская ночь или Утопленница.
МЕРТВЕЦ (упырь, заложенный покойник, умрун). Упырь - практически ничем не отличаются от человека, у него острые зубы, и больше напоминают акулью пасть, нежели человеческую. Майская ночь или Утопленница. Страшная месть
Колдун. Страх перед колдунами покоился в народе на верованиях, что все они состоят в самых близких отношениях с нечистой силой и что черти исполняют все их поручения. Колдуны разделялись на природных и добровольных, хотя разницы между ними не было никакой, кроме того, что последних якобы труднее «распознать» в толпе и уберечься от них. Ночь перед Рождеством. Страшная месть.
Эпикуреизм_и_анакреонтика_в_поэзии_К._Батюшкова'>11. Эпикуреизм и анакреонтика в поэзии К. Батюшкова
В кругу поэтов "Вольного общества", переводивших и с увлечением читавших произведения прогрессивных мыслителей, возник глубокий интерес Батюшкова к классикам античной и западноевропейской прогрессивной философии. Его привлекает античное материалистическое мировоззрение. Даже в 1817 г., в период душевного кризиса, Батюшков сочувственно цитирует мнение Сенеки о том, что Эпикур заслуживал громкой известности, хотя его деятельность упорно старались замолчать враги.
Эпикуреизм—философскоеучение,исходящееизидейЭпикураиегопоследователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных. Стихотворение «Мои пенаты» принадлежит к ряду произведений первого периода творчества К.Н. Батюшкова. К этому времени определяется облик Батюшкова-поэта, виднейшего представителя «легкой поэзии». Поэт создает стихотворения, в частности «Мои пенаты», воспевающие радости земной жизни, дружбу, любовь, которые сочетаются с утверждением личности и ее права на жизнь в соответствии с внутренними потребностями.
Данное произведение написано в свойственной духу анакреонтики манере
(как и, впрочем, ряд таких стихотворений как «Веселый час», «Счастливец», «Мадагаскарская песня». Анакреонтика Батюшкова — это использование мифологических образов с тем, чтобы придать поэтический колорит обстановке поэта-отшельника, понимающего всю условность нимф, эротов, амуров, хлой, делий и т. п. Батюшков продолжал традицию своих предшественников, прежде всего Державина. У последнего образы античности появляются среди самой прозаической обстановки современности. Батюшков — замечательный знаток античности. Он вводит в свои стихи исторические и мифологические имена этого мира. В стихотворении «Мечта» вспоминаются зефиры, нимфы, грации, амуры, Анакреонт, Сапфо, Гораций и Аполлон, а в стихотворении «Совет друзьям» — нимфы, Вакх, Эрот. У него есть стихи «К Мальвине», «Послание к Хлое», «К Филисе». Однако обилие античных имен, исторических и мифологических в стихах о современности, несомненно, привносит стилистический разнобой.
12. «Петербургские повести» Н. Гоголя: гротеск и карнавальная культура цикла
Гротеск – это жанр (тип художественной образности, образ, стилевой прием), в котором несопоставимые элементы составляют целостную эстетическую систему. В поле гротеска совмещаются категории прекрасного и безобразного, комического и трагического, фантастического и реального. В каком-то смысле гротеск есть фантастическое допущение.
Третий гоголевский цикл – реального изображения Петербурга – не как парадного города с торжеством и балами, архитектурой, а как город сумасшествия, гротеска и маленьких людей, город, где все парадоксально противоположно. Красота – грязь, и главным способом выражения гротеск, во всем! Состоит из 5 произведений: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Записки сумасшедшего”, “Шинель”. Разные по содержанию, но с единой проблематикой. Главным героем здесь выступает сам Петербург. В нем воплощены силы зла (это то, что получилось от разгула нечисти). Это мир парадоксов – здесь ненормальное – нормально, красота – отвратительна, где как в “Невском” – “все дымит обманом, кроме фонаря” и здесь нет житья бедному честному человеку, как в “Шинели”. Все его герои либо сходят с ума, либо погибают. И весь цикл – как вопль негодования против тех, кто опошлил, осквернил. При этом Гоголь использует прием сочетания фантастического и реально-бытового, причем граница очень тонкая и получается, что все уродства этого города так ужасны, что их изображение как гротеск и при этом только такое изображение дает возможность увидеть все уродство. Особенно ярко гротеск проявляется в “Носе”.
Петербург становится не просто фоном для сюжетов произведений Н.В.Гоголя, а самостоятельным литературным героем. Это гротескный «отчужденный мир», в котором теряется пространственная и временная ориентация, мир одновременно реальный, осязаемый, но чужой, угрожающий и вселяющий страх. В контексте рассмотрения «Петербургских повестей» как обособленно организованной структуры наиболее значимы мотив города, перекликающийся с ним мотив заколдованного места и мотивы, связанные с рождением и смерти. Характерно, что в отличие от географического Петербурга, за пределы которого практически не выходит повествование, негеографическое, ирреальное пространство «странного» города оказывается незамкнутым. Примерно тоже происходит со временем жизни героев. В «Носе», «Шинели», «Невском проспекте», «Портрете» осуществляется условный цикл жизни, смерти и дальнейшего возрождения, что позволяет нам говорит о трансформации идеи воскресения. С мотивом воскресения перекликается мотивы прозрения, воздаяния и смирения.
Гротескные коллективные образы: Невский проспект, канцелярии, департамент (начало «Шинели», ругательство – «департамент подлостей и вздоров» и т.п.).
Гротескная смерть: веселая смерть у Гоголя – преображение умирающего Акакия Акакиевича (предсмертный бред с ругательствами и бунтом), его загробные похождения за шинелью. Гротескны переписывающиеся собаки в бреде Поприщина в «Записках сумасшедшего»
Гротеск у Гоголя не простое нарушение нормы, а отрицание всяких абстрактных, неподвижных норм, претендующих на абсолютность и вечность. Он как бы говорит, что добра надо ждать не от устойчивого и привычного, а от «чуда».
Конец „Шинели“ — эффектный апофеоз гротеска, нечто вроде немой сцены „Ревизора“. Гоголь: „Но кто бы мог вообразить, что здесь еще не все об Акакии Акакиевиче, что суждено ему на несколько дней прожить шумно после своей смерти, как бы в награду за непримеченную никем жизнь.
13. Народ и его роль в трактовке Пушкина в трагедии «Борис Годунов»
В композиции произведения народу отводится центральное место. Этот персонаж открывает трагедию, он же ее и завершает. Не отдельные герои произведения – Борис, Шуйский или Самозванец, а именно народ знаменует окончание трагедии Пушкина.
Государство держится на простых людях. Они основа всего, сила и мощь. Без них цари и бояре ничего из себя не представляют. Народ творит историю, является ее движущей силой. В исторической трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» одним из главных действующих лиц является народ. На страницах произведения автор демонстрирует, что причина гибели Бориса Годунова заключена в той огромной народной силе, которая восстала против него. Крестьяне поддержали незаконное восшествие на престол Бориса Годунова, но в результате его политики отвернулись, возненавидели, и правитель погиб. Народ погубил одного царя и помог другому, пусть и Лжедмитрию.
В глубине народных масс живет вечная тяга к свободе, к избавлению от тирании. Народ – стихия, он может в любой момент пойти восстанием против обидчиков и угнетателей. Он, как солома, которая вспыхивает от огня одной спички. Достаточно небольшого толчка, чтобы вся эта махина пришла в действие и кинулась защищать свои права.
Александр Сергеевич чувствует и показывает силу народа и обусловленною особенностями 17 века слабость его. Крестьяне могут легко свергнуть ненавистных тиранов и обидчиков, но вот обеспечить себя свободой они не в силах. И причина этого проста – необразованность, отсутствие политических знаний.
Цари и бояре пользуется этой темнотой народа, творят то, что считают нужным, и с легкостью присваивают себе те достижения, которые принадлежат простым людям.
Народ – не статичный персонаж, он показан в движении. Впервые мы сталкиваемся с народными массами в Сцене на Красной площади. Люди растеряны, они оказались без царя и еще не совсем понимают, что им теперь делать.
Дальше – на Девичьем поле – народ умоляет Бориса Годунова встать у руля огромного государства, править огромной массой крестьян. Правда, реплики в толпе – свидетельство тому, что большинству собравшихся совершенно все равно, кто будет царем. А пришли они сюда, чтобы просто поглазеть.
Но такого не скажешь об окончании трагедии, здесь уже народ – полноправный деятельный участник всех происходящих событий. Он уже не скрывает своей ненависти и накипевшей злобы и готов на расправу.
14. Натуральная школа
Натуральная школа – обозначение возникшего в 40-е годы 19 века в России нового этапа в развитии русского критического реализма, связанного с творческими традициями Н.В.Гоголя и эстетикой В.Г.Белинского. Название «Н.ш.» (впервые употреблено Булгариным) укоренилось в статьях Белинского как обозначение того русла русского реализма, который связан с именем Гоголя. Формирование «Н.ш.» относится к 1842-1845 годам, когда группа писателей (Н.А.Некрасов,И.С.Тургенев и т.д) объединились под идейным влиянием Белинского в журнале «Отечественные записки». Несколько позднее там печатались Ф.М.Достоевский и М.Е.Салтыков.
Пропагандируя гоголевский реализм, Белинский писал, что «Н.ш.» сознательней, чем раньше, пользовалась методом критического изображения действительности, заложенным в сатире Гоголя. Вместе с тем он отмечал, что «Н.ш.» «… была результатом всего прошедшего развития нашей литературы и ответом на современные потребности нашего общества» .В 1848 году Белинский уже утверждал, что «Н.ш.» стоит теперь на первом плане русской литературы.
«Н.ш.» вызывала критику представителей разных направлений: ее обвиняли в пристрастии «к низкому люду», в политической неблагонадежности. В 50-е годы употреблялся термин «гоголевское направление». Позднее термин «гоголевское направление» стали понимать шире, чем собственно «Н.ш.», применяя его как обозначение критического реализма.
15. Литература декабризма.
Декабризм – явление политической истории, революционное движение. Но его можно рассматривать также как часть русской культуры. Декабристы стремились при помощи литературы распространять свои идеи и просвещать людей. Их поэзия имела определенную гражданскую миссию. А. Н. Радищев заложил традицию связи литературы и политики. Крупнейшими писателями-декабристами были В. Ф. Раевский, Ф. Н. Глинка, К. Ф. Рылеев, П. А. Катенин, А. И. Одоевский, В. К. Кюхельбекер, братья Н. А. и А. А. Бестужевы, А. О. Корнилович.
Задачей поэзии декабристы считали не высокопарность и красоту, а изложение высоких, правильных мыслей. Их творчество нашло отражение в лирических, лироэпических, эпических, драматических жанрах. Распространение получили гражданская трагедия, политическая ода, героическая поэма.
Большое значение имела идея самобытности, народности русской литературы. Декабристы выступали против подражания и за правдивое отражение обычаев и нравов народа. Они интересовались национальной историей, гордились прошлым государства, но исторические материалы и личности героев использовались ими только для воплощения необходимых политических идей.
МЕРТВЕЦ (упырь, заложенный покойник, умрун). Упырь - практически ничем не отличаются от человека, у него острые зубы, и больше напоминают акулью пасть, нежели человеческую. Майская ночь или Утопленница. Страшная месть
Колдун. Страх перед колдунами покоился в народе на верованиях, что все они состоят в самых близких отношениях с нечистой силой и что черти исполняют все их поручения. Колдуны разделялись на природных и добровольных, хотя разницы между ними не было никакой, кроме того, что последних якобы труднее «распознать» в толпе и уберечься от них. Ночь перед Рождеством. Страшная месть.
Эпикуреизм_и_анакреонтика_в_поэзии_К._Батюшкова'>11. Эпикуреизм и анакреонтика в поэзии К. Батюшкова
В кругу поэтов "Вольного общества", переводивших и с увлечением читавших произведения прогрессивных мыслителей, возник глубокий интерес Батюшкова к классикам античной и западноевропейской прогрессивной философии. Его привлекает античное материалистическое мировоззрение. Даже в 1817 г., в период душевного кризиса, Батюшков сочувственно цитирует мнение Сенеки о том, что Эпикур заслуживал громкой известности, хотя его деятельность упорно старались замолчать враги.
Эпикуреизм—философскоеучение,исходящееизидейЭпикураиегопоследователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных. Стихотворение «Мои пенаты» принадлежит к ряду произведений первого периода творчества К.Н. Батюшкова. К этому времени определяется облик Батюшкова-поэта, виднейшего представителя «легкой поэзии». Поэт создает стихотворения, в частности «Мои пенаты», воспевающие радости земной жизни, дружбу, любовь, которые сочетаются с утверждением личности и ее права на жизнь в соответствии с внутренними потребностями.
Данное произведение написано в свойственной духу анакреонтики манере
(как и, впрочем, ряд таких стихотворений как «Веселый час», «Счастливец», «Мадагаскарская песня». Анакреонтика Батюшкова — это использование мифологических образов с тем, чтобы придать поэтический колорит обстановке поэта-отшельника, понимающего всю условность нимф, эротов, амуров, хлой, делий и т. п. Батюшков продолжал традицию своих предшественников, прежде всего Державина. У последнего образы античности появляются среди самой прозаической обстановки современности. Батюшков — замечательный знаток античности. Он вводит в свои стихи исторические и мифологические имена этого мира. В стихотворении «Мечта» вспоминаются зефиры, нимфы, грации, амуры, Анакреонт, Сапфо, Гораций и Аполлон, а в стихотворении «Совет друзьям» — нимфы, Вакх, Эрот. У него есть стихи «К Мальвине», «Послание к Хлое», «К Филисе». Однако обилие античных имен, исторических и мифологических в стихах о современности, несомненно, привносит стилистический разнобой.
12. «Петербургские повести» Н. Гоголя: гротеск и карнавальная культура цикла
Гротеск – это жанр (тип художественной образности, образ, стилевой прием), в котором несопоставимые элементы составляют целостную эстетическую систему. В поле гротеска совмещаются категории прекрасного и безобразного, комического и трагического, фантастического и реального. В каком-то смысле гротеск есть фантастическое допущение.
Третий гоголевский цикл – реального изображения Петербурга – не как парадного города с торжеством и балами, архитектурой, а как город сумасшествия, гротеска и маленьких людей, город, где все парадоксально противоположно. Красота – грязь, и главным способом выражения гротеск, во всем! Состоит из 5 произведений: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Записки сумасшедшего”, “Шинель”. Разные по содержанию, но с единой проблематикой. Главным героем здесь выступает сам Петербург. В нем воплощены силы зла (это то, что получилось от разгула нечисти). Это мир парадоксов – здесь ненормальное – нормально, красота – отвратительна, где как в “Невском” – “все дымит обманом, кроме фонаря” и здесь нет житья бедному честному человеку, как в “Шинели”. Все его герои либо сходят с ума, либо погибают. И весь цикл – как вопль негодования против тех, кто опошлил, осквернил. При этом Гоголь использует прием сочетания фантастического и реально-бытового, причем граница очень тонкая и получается, что все уродства этого города так ужасны, что их изображение как гротеск и при этом только такое изображение дает возможность увидеть все уродство. Особенно ярко гротеск проявляется в “Носе”.
Петербург становится не просто фоном для сюжетов произведений Н.В.Гоголя, а самостоятельным литературным героем. Это гротескный «отчужденный мир», в котором теряется пространственная и временная ориентация, мир одновременно реальный, осязаемый, но чужой, угрожающий и вселяющий страх. В контексте рассмотрения «Петербургских повестей» как обособленно организованной структуры наиболее значимы мотив города, перекликающийся с ним мотив заколдованного места и мотивы, связанные с рождением и смерти. Характерно, что в отличие от географического Петербурга, за пределы которого практически не выходит повествование, негеографическое, ирреальное пространство «странного» города оказывается незамкнутым. Примерно тоже происходит со временем жизни героев. В «Носе», «Шинели», «Невском проспекте», «Портрете» осуществляется условный цикл жизни, смерти и дальнейшего возрождения, что позволяет нам говорит о трансформации идеи воскресения. С мотивом воскресения перекликается мотивы прозрения, воздаяния и смирения.
Гротескные коллективные образы: Невский проспект, канцелярии, департамент (начало «Шинели», ругательство – «департамент подлостей и вздоров» и т.п.).
Гротескная смерть: веселая смерть у Гоголя – преображение умирающего Акакия Акакиевича (предсмертный бред с ругательствами и бунтом), его загробные похождения за шинелью. Гротескны переписывающиеся собаки в бреде Поприщина в «Записках сумасшедшего»
Гротеск у Гоголя не простое нарушение нормы, а отрицание всяких абстрактных, неподвижных норм, претендующих на абсолютность и вечность. Он как бы говорит, что добра надо ждать не от устойчивого и привычного, а от «чуда».
Конец „Шинели“ — эффектный апофеоз гротеска, нечто вроде немой сцены „Ревизора“. Гоголь: „Но кто бы мог вообразить, что здесь еще не все об Акакии Акакиевиче, что суждено ему на несколько дней прожить шумно после своей смерти, как бы в награду за непримеченную никем жизнь.
13. Народ и его роль в трактовке Пушкина в трагедии «Борис Годунов»
В композиции произведения народу отводится центральное место. Этот персонаж открывает трагедию, он же ее и завершает. Не отдельные герои произведения – Борис, Шуйский или Самозванец, а именно народ знаменует окончание трагедии Пушкина.
Государство держится на простых людях. Они основа всего, сила и мощь. Без них цари и бояре ничего из себя не представляют. Народ творит историю, является ее движущей силой. В исторической трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» одним из главных действующих лиц является народ. На страницах произведения автор демонстрирует, что причина гибели Бориса Годунова заключена в той огромной народной силе, которая восстала против него. Крестьяне поддержали незаконное восшествие на престол Бориса Годунова, но в результате его политики отвернулись, возненавидели, и правитель погиб. Народ погубил одного царя и помог другому, пусть и Лжедмитрию.
В глубине народных масс живет вечная тяга к свободе, к избавлению от тирании. Народ – стихия, он может в любой момент пойти восстанием против обидчиков и угнетателей. Он, как солома, которая вспыхивает от огня одной спички. Достаточно небольшого толчка, чтобы вся эта махина пришла в действие и кинулась защищать свои права.
Александр Сергеевич чувствует и показывает силу народа и обусловленною особенностями 17 века слабость его. Крестьяне могут легко свергнуть ненавистных тиранов и обидчиков, но вот обеспечить себя свободой они не в силах. И причина этого проста – необразованность, отсутствие политических знаний.
Цари и бояре пользуется этой темнотой народа, творят то, что считают нужным, и с легкостью присваивают себе те достижения, которые принадлежат простым людям.
Народ – не статичный персонаж, он показан в движении. Впервые мы сталкиваемся с народными массами в Сцене на Красной площади. Люди растеряны, они оказались без царя и еще не совсем понимают, что им теперь делать.
Дальше – на Девичьем поле – народ умоляет Бориса Годунова встать у руля огромного государства, править огромной массой крестьян. Правда, реплики в толпе – свидетельство тому, что большинству собравшихся совершенно все равно, кто будет царем. А пришли они сюда, чтобы просто поглазеть.
Но такого не скажешь об окончании трагедии, здесь уже народ – полноправный деятельный участник всех происходящих событий. Он уже не скрывает своей ненависти и накипевшей злобы и готов на расправу.
14. Натуральная школа
Натуральная школа – обозначение возникшего в 40-е годы 19 века в России нового этапа в развитии русского критического реализма, связанного с творческими традициями Н.В.Гоголя и эстетикой В.Г.Белинского. Название «Н.ш.» (впервые употреблено Булгариным) укоренилось в статьях Белинского как обозначение того русла русского реализма, который связан с именем Гоголя. Формирование «Н.ш.» относится к 1842-1845 годам, когда группа писателей (Н.А.Некрасов,И.С.Тургенев и т.д) объединились под идейным влиянием Белинского в журнале «Отечественные записки». Несколько позднее там печатались Ф.М.Достоевский и М.Е.Салтыков.
Пропагандируя гоголевский реализм, Белинский писал, что «Н.ш.» сознательней, чем раньше, пользовалась методом критического изображения действительности, заложенным в сатире Гоголя. Вместе с тем он отмечал, что «Н.ш.» «… была результатом всего прошедшего развития нашей литературы и ответом на современные потребности нашего общества» .В 1848 году Белинский уже утверждал, что «Н.ш.» стоит теперь на первом плане русской литературы.
«Н.ш.» вызывала критику представителей разных направлений: ее обвиняли в пристрастии «к низкому люду», в политической неблагонадежности. В 50-е годы употреблялся термин «гоголевское направление». Позднее термин «гоголевское направление» стали понимать шире, чем собственно «Н.ш.», применяя его как обозначение критического реализма.
15. Литература декабризма.
Декабризм – явление политической истории, революционное движение. Но его можно рассматривать также как часть русской культуры. Декабристы стремились при помощи литературы распространять свои идеи и просвещать людей. Их поэзия имела определенную гражданскую миссию. А. Н. Радищев заложил традицию связи литературы и политики. Крупнейшими писателями-декабристами были В. Ф. Раевский, Ф. Н. Глинка, К. Ф. Рылеев, П. А. Катенин, А. И. Одоевский, В. К. Кюхельбекер, братья Н. А. и А. А. Бестужевы, А. О. Корнилович.
Задачей поэзии декабристы считали не высокопарность и красоту, а изложение высоких, правильных мыслей. Их творчество нашло отражение в лирических, лироэпических, эпических, драматических жанрах. Распространение получили гражданская трагедия, политическая ода, героическая поэма.
Большое значение имела идея самобытности, народности русской литературы. Декабристы выступали против подражания и за правдивое отражение обычаев и нравов народа. Они интересовались национальной историей, гордились прошлым государства, но исторические материалы и личности героев использовались ими только для воплощения необходимых политических идей.