Файл: Теоретические аспекты форм государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 275

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11.

Системный подход должен использовать все явления социокультурного мира учитывать всю гамму фактов как по вертикали (историческое прошлое данного народа его социальной системы – государства), так и по горизонтали (в рамках определенного этнокультурного мира и в определенное историческое время). Для характеристики форм правления необходимо, чтобы изучаемая форма правления государства была стабильна в определенное историческое время, когда факты известны и возможно их эмпирическое обобщение, так как постоянные изменения в формах правления трудноуловимы для современника, а на историка, изучающего государство, давит аберрация дальности. Расстояние до изучаемого явления должно быть оптимальным, когда процессы закончены и эмпирическая фактура известна и доступна.

Характеристика форм правления государств возможна не тогда, когда изучаются отдельные единицы, т. е. элементы формы правления, а когда анализируется системная связь между элементами, находящимися в постоянном изменении. Системный подход должен учитывать как системы высшего порядка (этнокультурный мир), так и систему низших элементов. Взаимодействуя, они или заимствуют социальные институты, или создают свои как для своего этнокультурного мира, так и для отдельных единиц, имеют общую и специальную зависимость частей и целого.

Например, для изучения формы правления во Франции определенного периода мы должны привлечь несколько методик. Если будем изучать само государство в X–XII вв., то поймем, что Франция указанного периода – это область Иль де Франс вокруг Парижа. Гасконцы, бретонцы, провансальцы и другие этносы не входили в состав этноса французов, а составляли самостоятельные единицы со своими социальными системами. Французский король считал себя первым в своем королевстве, но все понимали, что в Риме есть папа (апостол Петра), который и есть первый в христианском мире, а наш король всегда только второй. Власть многоярусна. Первая власть в Риме, вторая во Франции. А все объединены единым западным христианским миром.

В динамике система изменяется. Речь идет о положении короля и его королевства, вовсе не о государстве в его нынешнем понимании. Это, скорее, господство над территорией, а не существование государства. В динамике форма правления постоянно менялась как внешне, так и по содержанию. Франция XIX в. – единая нация.

Этнос в процессе унификации стал нацией, но институт главы государства и государство уже понимается раздельно. Но уже в начале XX века этносоциальная система стала изменяться, когда появляются выходцы из Алжира.


Поскольку возраст этносоциума французов в определенное историческое время с некоторыми корреляциями совпадает с процессами жизнедеятельности западноевропейского (в прошлом христианского) мира, то те же процессы с определенным временным допуском происходят и в Италии, и в Германии, и в других государствах этого мира. Появляется целый ряд европейских международных организаций, которые берут на себя роль координаторов (ЕС). Следовательно, в рамках единого этнокультурного мира мы можем применять синхронистический способ сравнения форм правления, а в рамках разных этнокультурных миров применяется диахронистический способ (по возрасту)12.

Анализ формы правления государства, т. е. его социальной формы как плода этнокультурного мира, невозможен без понимания диалектики жизнедеятельности живого потока действительности. В различных этнокультурных системах государственные формы имеют свои особенности и характерные признаки, неравные нетождественные другим формам. Характеристика каждой формы правления может быть конкретной и идентичной. Государства, как и формы правления, в обобщенном виде не существует. При ее изучении необходимо учитывать географию месторазвития в историческое время (квант развития социальный или этнический). Коллективы людей, живущих в разных географических ландшафтах (регионах), различаются не только языком, обычаями, отношением к истории, к добру и злу, но и социальными системами (государствами), которые они создают. Следовательно, форма правления государства в той или иной степени отражает явление живого потока (т. е. в основе этносоциального процесса), именно процесса, а не состояния, поскольку этническая система дискретна и постоянно меняется13.

Взаимодействие этнокультурного мира с окружающим географическим ландшафтом определяет тип хозяйствования и адаптации (т. е. его освоение и приспособление). Вырабатывается система мировоззрения (т. е. культурные идеалы), основанная на определенном мироощущении, как один из факторов этого освоения приспособления. Это происходит как в момент рождения (появления) системы и ее адаптации к природной среде (т. е. в процессе перехода из статики в динамику), так и на протяжении всего исторического времени жизнедеятельности живого потока, только в других формах. Следовательно, возраст системы т.е. напряжение в системе – один из факторов, определяющих социальное состояние государства и формы правления.



Процесс подъема и проявления активности в жизнедеятельности живого потока связан с появлением людей определенного качества, проявляющих пассионарность. Принцип правящего отбора в этот момент положительный и основан на качестве, а не на количестве. Носители этого отбора принимают свою систему идеалов как далекий прогноз деятельности, и возникает власть идеалократии. Вырабатываются стереотипы поведения, которые принимаются самой активной частью системы, чье мироощущение и мировоззрение совпадает с выдвинутым идеалом и при повторении в следующих поколениях создает традицию. «Лифты наверх» и правящий отбор создают ведущий слой и правящую группу.

Именно правящая группа и ведущий слой составляют содержание формы правления государства; особенно при подъеме (т. е. при проявлении активности) в системе живого потока признак отбора не является ни имущественным, ни генеалогическим, он только один – возможность стать на службу обязанности, чтобы получить долю или должность от правителя. В процессе жизнедеятельности живого потока типы отбора меняются.

Именно тип отбора и качество правящего слоя, а вовсе не внешняя форма правления является основным и важнейшим фактором, который создает характеристику государства и содержание формы правления. Республика или монархия – не имеет существенного значения, это только внешняя оболочка. За внешней оболочкой может функционировать любая система. Форма есть выражение идеи, заключенной в содержании, как утверждал русский мыслитель В. И. Сергеевич. Поскольку основании природные (естественные) явления – этнос и география, то морализаторские оценки «плохо» или «хорошо», «лучше» или «хуже» отсутствуют. Терминологическое обозначение поста главы государства не является определяющим14.

Держим в уме и тот факт, что динамическая система живого потока (если он один, то становится систематизирующим) в процессе жизнедеятельности создает свой этнокультурный мир, т. е. систему ценностей и идеалов в определенной географической ойкумене. Народ может существовать как в социальной форме, т. е. иметь государство, так и осуществлять жизнедеятельность как единица целой системы на определенной территории, в рамках социального или культурного поля целого мира. Не имея государства,- это не умаляет достоинств народа. В данной системе народ просто прошел историческую темпоральность, и следовательно, его (народа) живой поток не проявляет потенции творчества, создавать и поддерживать государство.


Форма правления государств, находящихся в одном культурном мире и месторазвитии определяется более тесным уровнем системных контактов. Эти контакты и порождают схожесть форм правления одного мира именно по содержанию, а не по форме, поэтому при определении форм правления государства необходимо учитывать, к какому этнокультурному миру принадлежит то или иное государство.

Представляется, что понимание такого явления как форма государства, невозможно без учета следующих факторов:

1. География региона, где находится данный этносоциум, его ландшафтные хозяйственные особенности, т.е. месторазвитие. Взаимодействие этносоциальной системы и географии ландшафта при подъеме определяет тип хозяйства и стереотипы поведения. Это прямо или косвенно коррелирует с формой государства, создавая традицию.

2. Напряжение в этносоциуме (т. е. его темпоральность) и, как следствие, сложность составляющих его элементов, прямо или опосредованно давящих на социальную систему (государство и содержание формы). Стадия этносоциума – один из факторов, определяющих содержание формы правления государства. Созданная при высоких температурах динамической системы, форма государства несет в себе традицию правления.

3. Тип и качество правящего отбора, который проявляется в процессе жизнедеятельности живого потока (т. е. жизнедеятельности этносоциума) зависит от напряжения в системе. Возникают правящая группа и ведущий слой, которые и несут всю тяжесть каркаса социальной системы государства. По сути, напряжение в правящем отборе и есть содержание формы правления.

4. Культура и ее идеалы, которые принимаются правящим отбором в процессе создания государства, основаны не на количестве, а на качестве людей, принимающих данные идеалы культуры, и связаны с темпоральностью живого потока15.

Отнесение данного государства к определенному социальному или культурному полю. Только при таком отнесении могут быть поняты содержание и режим данной формы правления. Синхронистический (т. е. одновременный) принцип сравнения форм правления государств можно применять только в одном этнокультурном пространстве, учетом темпоральности системы, а если эти государства находятся в разных этнокультурах, то применяется диахронистический принцип.


В этнокультурном поле независимо от количества социальных систем (государств) создаются несколько иерархических уровней власти, которые доминируют одна над другой во времени и пространстве. Полный суверенитет принадлежит только целой системе (культурному миру), где точки доминирования власти в одной системе процессе исторического времени перемещаются (Западная Европа), или целой социальной системе, если социальный и этнокультурный мир совпадают по территории (Россия).

7. В процессе жизнедеятельности народов и государств возникают контакты заимствования. Уровень заимствований в социальных и культурных системах зависит от плотности и вариантов этнических контактов, что предопределено исторической судьбой нахождения системы этносоциума во времени и пространстве (регионе). Находясь одном этнокультурном поле и в определенное историческое время, заимствуются терминология и содержание формы правления. Народы, находящиеся в различных этнокультурных полях, чаще всего заимствуют только терминологию (т. е. филологию), внося свое содержание в чужую форму.