Файл: Определить, можно ли заданную диссертационную работу считать системой действий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 572

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2 имеет заголовок, полностью соответствующий решаемой в ней первой задаче: «Исследование условий и причин порообразования при сварке плавлением тонкостенных оболочек из ОДС сталей».

  • В качестве отдельного раздела главы методика не выделена. Но перед описанием каждого эксперимента методика его проведения приведена. Указаны режимы и условия сварки образцов, их конструкция, технология их подготовки к сварке. Выбраны методы контроля качества и критерии его оценки, приборы для исследования.

  • Теоретические исследования в данной главе имеются, они описаны в последнем разделе главы, после экспериментов, которые показали необходимость теоретических исследований. Методом конечных элементов строилась математическая модель температурного поля в зоне сварки, и расчётным путём определялось время нахождения металла сварочной ванны в жидком состоянии.

  • Экспериментальные исследования проведены. Исследовался состав газа внутри пор масс — спектрометрическим анализом сваренных образцов, определялись размеры, кинетика роста методом рентгеновского анализа, а также температурные и иные условия образования пор.

  • Экспериментальные данные обработаны и представлены в виде диаграмм и графиков.

  • Гипотеза в работе не формулировалась.

  • По результатам главы 2 сделаны 3 вывода. В каждом из них отражены результаты экспериментов и расчёта. Объект каждого вывода показан чётко: в первом выводе сформулирована основная причина образования пор, во втором — показан механизм их образования, в третьем приведены сравнительные данные времени образования пор и пребывания металла сварочной ванны в жидком состоянии при сравниваемых способах сварки.

  • Строим системную схему анализируемой главы (рис. 10).

    Диссертационная работа после решения всех поставленных задач должна заканчиваться заключением.

    Заключение должно содержать краткие выводы по результатам НИР, разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов НИР, оценку технико-экономической эффективности внедрения или народнохозяйственную, научную, социальную значимость работы.
    Решение задачи 1



    Рис. 10. Системная схема главы 2 диссертации к примеру решения задачи 4
    Исходя из требований этих нормативных документов, целесообразно заканчивать диссертацию разделом «Заключение», в котором чётко выделены два подраздела: «Выводы» и «Рекомендации», имеющие соответствующие подзаголовки. Фактически такое разделение уже практикуется, хотя и в неявной форме. Чёткость рубрикации частей заключения должна способствовать чёткости формулировок выводов и рекомендаций.

    Выводы. Основная, весьма распространенная ошибка в формулировках выводов заключается в том, что вместо «суждений, логически вытекающих из посылок» диссертант перечисляет действия, в результате которых получены эти посылки: «экспериментально проверено...», «предложена концепция...», «разработана установка...» и т.п., ничего не говоря о сущности и научной либо практической эффективности этой проверки, концепции, установки.

    Пример 5. В диссертации на тему «Формирование профессионально- экологической готовности курсантов военных вузов» один из выводов сформулирован следующим образом: «Исходя из установленных

    теоретических предпосылок и практических оснований, была разработана концепция и спроектирована модель системы совершенствования профессионально-экологической подготовки курсантов вузов РХБЗ, включающая подсистемы обучения профессиональным и специальным дисциплинам, между компонентами которых установлены межпредметные взаимосвязи».

    Анализируем этот вывод. Основой вывода являются выражения «разработана концепция» и «спроектирована модель». Следовательно, концепция и модель являются объектами вывода. Однако в формулировке вывода не показана сущность этих объектов. Сказано только, что модель системы включает подсистемы. И ничего не сказано об эффективности этих объектов. Очевидно, что эта формулировка выводом не является.

    Следующий вывод в этой же работе занимает треть страницы, что делает его неудобочитаемым и трудно понимаемым. В нём приведён длинный перечень блоков, с помощью которых велась разработка комплекса средств. Здесь, даже трудно выделить объект вывода. Поэтому такую формулировку никак нельзя считать выводом.

    Пример 6. В диссертации на тему «Проектирование и реализация системы спецкурсов по единой проблеме как инновационного способа совершенствования УИРС в вузе» вывод 2 изложен в следующей редакции: «Одним из важнейших направлений совершенствования УИРС на историческом факультете педагогического вуза является внесение инновационных изменений в её структуру путём комплексной системы приобщения каждого студента к научному творчеству».



    Проведём анализ этого вывода. В этой формулировке также можно выделить два объекта «направление совершенствования» и «инновационные изменения», причём сущность этих объектов, характеризующие их признаки, не показаны.

    С учётом этих замечаний можно предложить следующие правила формулировки выводов.

    1. В выводе обязательно должно присутствовать название его объекта, который разработан, предложен, установлен, определён и т.п. в результате исследований.

    2. В выводе должны быть показаны все существенные признаки этого объекта, позволяющее специалисту составить представление о его сущности.

    3. В выводе должна быть показана эффективность (научная, техническая, экономическая, социальная, экологическая или др.) объекта данного вывода.

    4. Научная новизна работы должна быть показана в составе выводов, даже если она приводилась в другом разделе работы. при этом после всех формулировок выводов следует указать, что выводы, например, 3, 4 и 6 составляют научную новизну работы, заключающуюся в том-то (конкретно).

    5. В составе выводов обязательно должен быть вывод ( или несколько выводов), показывающий, что цель работы достигнута. В этом случае объектом вывода может быть эффективность работы в целом.

    Относительно последнего правила следует заметить, что его можно выполнить, если цель работы сформулирована в соответствии с сущностью понятия «цель», как ожидаемый результат работы.

    Рекомендации. В подразделе «Рекомендации» следует привести сведения о предполагаемом или возможном освоении результатов работы (внедрении, использовании в научных и методических разработках), а также о путях дальнейшего усовершенствования этих результатов, возможном продолжении исследований и направлениях их.

    Научная новизна работы. Выводы и формулировка научной новизны - это лицо диссертации, именно по ним судят о качестве работы при первом знакомстве с ней.

    Этот вопрос, на первый взгляд, кажется тривиальным. Однако при выполнении диссертационных работ повсеместно встречается глухая стена непонимания сущности этих, казалось бы, аксиоматичных, понятий: выводы и научная новизна.

    Рассмотрим несколько примеров.

    Пример 7. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук на тему «Аграрный университетский комплекс в системе высшего профессионального образования». Научная новизна: «Раскрыты экономические, политические и социокультурные предпосылки и современное состояние проблемы интегрирования вузов в университетские комплексы. Реализована концепция фундаментализации учебных дисциплин, впервые ставшая предметом специального педагогического исследования» (всего 6 пунктов в том же стиле). Выводы: «Выдвинута, теоретически разработана и экспериментально подтверждена концепция теории и методики формирования современного аграрного университетского комплекса в системе высшего профессионального образования России». Всего 8 выводов, половина из них в том же духе.


    Пример 8. Диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук на тему «Влияние вакуумно-диффузионного упрочнения на стойкость штампового инструмента для горячего деформирования». Научная новизна: «Теоретически обоснован метод расчёта коэффициентов взаимной диффузии в бинарной системе при вакуумной металлизации из паровой фазы». Всего 5 пунктов, из них три - методологически не верны.

    Пример 9. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук на тему «Подготовка студентов технических вузов к инновационной профессиональной деятельности». Научная новизна: «...заключается в разработке и реализации процесса подготовки студентов технических вузов к инновационной деятельности». И всё. Но это, же просто повторение названия темы работы! Выводы по этой работе столь многословны, что их просто невозможно цитировать. В выводах автор работы приводит анализ материалов работы, который должен быть в тексте соответствующих глав, а не предлагаться в качестве выводов.

    Следует иметь в виду, что для примеров выбраны в целом хорошие диссертационные работы, содержащие действительно ценные с научной и практической точек зрения результаты, фактически обладающие научной новизной, которая скрыта за неумелыми формулировками.

    Рассмотрим особенности формулировки научной новизны работы. В примере 7 в формулировке научной новизны отмечены предпосылки проблемы интегрирования вузов, а также реализация концепции фундаментализации учебных дисциплин. Автор диссертации считает это новым, он указывает, что это «впервые стало предметом специального педагогического исследования». Такие указания не обязательны, новизна объекта, показанного в формулировке, предполагается по определению, поскольку речь идёт о научной новизне. Доказывать новизну в формули-ровке практически невозможно, новизну следует считать имеющейся, пока не доказано обратное. Но для этого необходимо знать сущность объекта формулировки. Не зная этой сущности, нельзя судить ни о новизне, ни о научности. В рассматриваемом примере совершенно не понятно, в чём именно заключаются упомянутые «предпосылки» и «концепция фундаментализации», что составляет их сущность.

    В примере 8 научную новизну автор диссертации видит в том, что «обоснован метод расчёта». Однако, совершенно непонятно, в чём заключается сам метод, чем и как он обоснован. Более того, непонятно о каком методе расчёта идет речь: об уже известном, но ранее не обоснованном, или о предложенном автором в результате теоретических выкладок. Очевидно, что в этом случае, как и в предыдущем, судить о научности метода расчёта и его обоснования, равно как и о новизне, практически невозможно.


    Пример 9, из-за практически полного отсутствия формулировки научной новизны, оставим без комментариев.

    Таким образом, основной недостаток формулировок научной новизны - это отсутствие в них описания объекта, полученного в результате исследований. Отсюда следует вывод: в формулировке научной новизны обязательно должно быть приведено описание объекта этой формулировки. Этот объект может представлять собой конкретную методику, модель, способ или установленное автором теоретическое положение, обоснование, концепцию, закономерность и т.п.

    Поскольку речь идёт о формулировке понятия «научная новизна», очевидно, что описание её объекта должно быть кратким. Однако, краткость - понятие относительное. Чтобы его конкретизировать, нужны некоторые правила, критерии краткости. Наиболее точно правила анализа и синтеза объектов отработаны в патентоведении, правда, лишь применительно к техническим объектам. С некоторыми допущениями попробуем применить эти правила в нашем случае.

    Основное юридическое значение для защиты объекта изобретения имеет его формула, которая представляет собой краткое словесное описание этого объекта, составленное по определённым правилам и выраженное через его существенные признаки. Существенным считается признак, оказывающий влияние на технический эффект изобретения. Проверить, существенен ли данный признак или нет, можно, мысленно удалив его из объекта и оценив, как изменится работоспособность объекта или обеспечиваемый им технический эффект.

    Понятия «формула» и «существенные признаки» можно позаимствовать для описания научной новизны в диссертационных работах. В этом случае можно будет говорить о формуле научной новизны. Заголовком формулы следует считать слова «Научная новизна». Никакие дополнительные пояснения здесь не нужны. Текст формулы научной новизны следует начинать с вводного слова: доказано, получено, установлено, определено и т.п. Затем должно быть приведено название объекта научной новизны, показывающее, что именно создано, доказано, предложено, установлено. После названия следует помещать соединительные слова, обозначающие переход к изложению существенных признаков объекта научной новизны: «..состоящий из...», «заключающийся в том, что...» и т.п. Далее должны быть показаны все существенные признаки объекта научной новизны с полнотой, достаточной для того, чтобы специалист мог понять сущность этого объекта. Существенность признаков следует при этом определять так же, как это делают для объектов изобретений: нужно мысленно удалить проверяемый признак из описания объекта научной новизны. Если после этого сущность объекта остается понятной, то данный признак не существенен, и его нельзя показывать в описании объекта научной новизны. Если при удалении признака сущность объекта становиться не ясной, затрудняется ее понимание, то данный признак существенен, и без него в описании объекта не обойтись.