Файл: Определить, можно ли заданную диссертационную работу считать системой действий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 571
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, структура формулы научной новизны будет иметь следующий вид:
-
вводное слово; -
наименование объекта научной новизны; -
соединительные слова; -
перечень существенных признаков объекта научной новизны.
Если в результате исследований получено несколько объектов научной новизны, то формула должна состоять из нескольких пунктов, каждый из них должен иметь такую же структуру. Пункты формулы следует нумеровать арабскими цифрами.
Можно ожидать, что такой подход вызовет возражения, основной аргумент которых обычно заключается в том, что формализация формулировок будет препятствовать творческому подходу к научной работе. С такими аргументами уже приходилось встречаться. Но предлагаемая формальная структура формулировки научной новизны никак не затрагивает методику выполнения самой работы и, следовательно, не может мешать творчеству, которое, безусловно, необходимо в процессе исследований. Формализуется лишь формулировка уже полученного результата исследований.
Рассмотрим примеры формул научной новизны по предложенной структуре.
Допустим, что в диссертационной работе изучалась связь параметров электрической цепи, состоящей из источника тока и проводника. Предположим, что никто до нас этого ещё не делал. Тогда формула научной новизны этого исследования может выглядеть следующим образом: установлено соотношение между параметрами электрической цепи, заключающееся в том, что сила тока прямо пропорциональна сопротивлению этого проводника.
Здесь объект - соотношение между параметрами электрической цепи, его признаки: «сила тока прямо пропорциональна напряжению» и «сила тока обратно пропорционально сопротивлению». Признаки эти существенны, поскольку удаление из описания объекта любого из них сделает соотношение параметров непонятным.
Вернёмся к рассмотренному примеру 3. По предложенной структуре формула научной новизны в этом случае могла бы выглядеть следующим образом.
-
Раскрыты предпосылки интеграции вузов в университетские комплекса, состоящие в том, что в составе такого комплекса может быть повышен уровень организации учебного процесса, системность и целостность его управления, может быть осуществлено сопряжения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, а также упрощена структура учебного заведения и уменьшены штаты вспомогательного персонала. -
Предложена и реализована концепция фундаментализации учебных дисциплин, заключающаяся в том, что на основе тенденций изменения содержания труда специалистов в современных условиях структурирована и систематизирована информация в учебных предметах, выявлены и спроектированы взаимосвязи между ними, конкретизированы образовательные цели учебных предметов и усовершенствовано их содержание.
Эта формула содержит два пункта, объектами которых являются предпосылки интеграции вузов и концепция фундаментализации учебных дисциплин. Показанные в формуле признаки этих объектов существенны, они дают представление о сущности этих предпосылок и концепции.
Таким образом, содержание раздела «Заключение», являющегося по отношению к содержанию всей диссертационной работы подсистемой, можно представить следующей системой, в которой системообразующим компонентом будут решения задач исследований.
Заключение по диссертационной работе Диссертационная работа после решения всех поставленных задач должна заканчиваться заключением. В диссертациях, имеющих прикладное значение, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертациях, имеющих теоретическое значение – рекомендации по использованию научных выводов.
Заключение
Выводы
1. Любую научно-исследовательскую, в том числе и диссертационную, работу следует считать системой действий, системообразующим компонентом которой должна выступать цель работы.
2. Компонентами научно-исследовательской работы, как системы, должны выступать действия, производимые при её выполнении и результаты этих действий. Между ними должны быть обеспечены чётко обозначенные причинно-следственные связи.
3. Практика преподавания дисциплины «Системный подход к научно-исследовательской работе» аспирантам показала, что большинство слушателей с практическими задачами, содержанием которых является системный анализ диссертационных работ, справляется на достаточно хорошем уровне. Это свидетельствует о том, что учебный материал дисциплины аспирантами в целом усваивается, что не может не сказаться положительно на качестве их будущих диссертаций. Следовательно, цель дисциплины «Системный подход к НИР» достигнута.
Рекомендации
1. Поскольку результат преподавания дисциплины «Системный подход к НИР» можно считать положительным, то эту дисциплину следует включить в планы подготовки аспирантов всех научных специальностей аспирантуры.
2. Во избежание противоречий между принципами системного подхода к НИР и сложившимися традициями подготовки диссертационных работ, целесообразна проработка принципов системного подхода на научно-методических семинарах при диссертационных советах и при кафедрах, ведущих подготовку аспирантов. Сочетание теоретического материала на основе системного анализа с практическим решением предложенных лектором задач по использованию системного подхода к оценке некоторых выполненных диссертационных работ позволило слушателям приобрести навыки и умения по составлению системных схем по каждому разделу диссертаций.
Выполненные решения были представлены на достаточно хорошем уровне. Поэтому можно считать, что цель программы, которая заключалась в повышении качества оформления и подготовки будущих диссертаций, достигнута.
Контрольные вопросы
-
Что называют системой?
Система – это такая целостная совокупность элементов, свойство которой определяется характеристиками этих элементов, связями между ними и окружающей средой.
Создаваемые людьми системы могут включать в себя и людей, и целые организации. На многие вопросы в рамках описанных ниже подходов просто невозможно ответить, рассматривая системы только лишь как совокупности сооружений, оборудования и компьютеров.
Один из наиболее распространенных взглядов на организацию - системный взгляд.
Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Машины, компьютеры, телевизоры — все это примеры систем. Они состоят из множества частей, каждая из которых работает во взаимодействии с другими для создания целого, имеющего свои конкретные свойства. Эти части взаимозависимы. Если одна из них будет отсутствовать или неправильно функционировать, то и вся система будет функционировать неправильно. Например, телевизор не будет работать, если неправильно установлена настройка. Все биологические организмы представляют собой системы. Наша жизнь зависит от правильного функционирования многих взаимозависимых органов, которые все вместе представляют уникальное существо, каким являетесь вы.
Поскольку люди являются социальными компонентами, наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами. Точно так же, как и в биологическом организме, в организации части ее взаимозависимы.
Система никогда не бывает «вообще», система всегда конкретна (поэтому слово «система» пишется только в общетеоретических текстах, употребление слова «система» вдобавок к названию конкретной системы излишне).
Примеры систем: АЭС, ГЭС, самолёт, процесс, информационная модель, подход. Система может включать людей и организации.
-
Каковы основные признаки системы?
Основные признаки системы:
1.Целостность – несводимость свойств системы к свойствам входящих в нее элементов. Для системы первичным является признак целостности, т. е. она рассматривается как единое целое, состоящее из взаимодействующих частей, часто разнокачественных, но одновременно совместимых.
2.Элементы – наличие взаимосвязанных элементов.
3.Взаимосвязь и взаимозависимость элементов системы. Действия, изменения одного элемента системы ведет к действию, изменению другого элемента системы.
4.Взаимосвязь с окружающей средой.
Существуют открытые и закрытые системы, но только если система информационная.
Энергетическое взаимодействие обязательно с окружающей средой, материальное взаимодействие – это только норма, а информационное разделяет системы на открытые и закрытые.
5.Иерархичность. Каждая система состоит из подсистем, подсистемы, в свою очередь, также состоят из подсистем и так до бесконечности.
Система (ниже) → подсистема (система более низкого порядка) → подсистема подсистемы → …
Метасистема (система более высокого порядка) ← система
6.Эмерджентность – неожиданный случай. Системные эффекты непредсказуемы. Эмерджентность предполагает наличие таких качеств (свойств), которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности.
7.Уникальность.
8.Структура. Система есть совокупность взаимосвязанных элементов,
9.Целенаправленность. У всякой системы есть цель.
По происхождению системы делят на естественные и искусственные:
Естественные – живые.
Искусственные – системы, созданные человеком.
-
Что такое эмерджентность системы?
Эмерджентность - качество системы, присущее только ей, и существующее только пока система составляет одно целое.
В сложной системе присутствуют свойства, которые не могут быть получены из известных свойств элементов системы. Эти свойства вызваны наличием структуры в системе.
Эмерджентность объясняет сложные феномены в различных областях - таких, как термодинамика, биология и цифровые технологии. Эту концепцию используют для объяснения принципов развития городов и того, почему некоторые институты успешно функционируют в долгосрочной перспективе, а другие — исчезают. Это базовый принцип, лежащий в основе сложного коллективного поведения естественных систем, который частично объясняет то, как компьютеры достигают своей полезной сложности, несмотря на то, что их работа основана на нескольких простых процессах.
Эмерджентность измеряется коэффициентом эмерджентности. По коэффициент эмерджентности определяет степень детерменированности ситемы. Коэффициент равен единице при полностью детерминированной системе, равен нулю при совершенно случайной системе. Понижение уровня системности, также как и степени детерменированности системы приводит к ослаблению влияния факторов на поведение системы, то есть к понижению управляемости системы за счет снижения роли каждого отдельно взятого воздействующего на систему фактора.
-
Может ли совокупность действий представлять собой систему?
Функция АСУ ТП – это совокупность действий системы, направленных на достижение частной цели управления. Совокупность действий системы представляет собой последовательность операций, выполняемых частями системы. Функции АСУ ТП подразделяются на управляющие, информационные и вспомогательные.
Управляющая функция АСУ ТП – это функция, результатом которой являются выработка и реализация управляющих воздействий на технологический объект управления.
К управляющим функциям АСУ ТП относятся:
регулирование (стабилизация) отдельных технологических переменных;
однотактное логическое управление операциями или аппаратами;
программное логическое управление группой оборудования;
оптимальное управление установившимися или переходными технологическими режимами или отдельными стадиями (участками) процесса;
адаптивное управление объектом в целом (например, самонастраивающимся комплексно-автоматизированным участком станков с числовым программным управлением).
Информационная функция АСУ ТП – это функция системы, содержанием которой являются сбор, обработка и представление информации о состоянии АТК оперативному персоналу или передача этой информации для последующей обработки.
К информационным функциям АСУ ТП относятся:
централизованный контроль и измерение технологических параметров;
косвенное измерение (вычисление) параметров процесса (технико-экономических показателей, внутренних переменных);
формирование и выдача данных оперативному персоналу АСУ ТП;
подготовка и передача информации в смежные системы управления;