Файл: Стратегии воспитания, рекомендуемые в каждом возрасте на основе периодизации психического развития Д. Б. Эльконина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рефлексия проявляется в трех сферах: деятельности и мышлении; коммуникации и кооперации; самосознании.

Согласно современным исследованиям (Е. Л. Горлова) центральным психологическим новообразованием младшего школьного возраста является произвольное внимание, понимаемое вслед за Выготским как функция структурирования воспринимаемого (от восприятия) и представляемого (памятью), характеризуемая умением произвольно отметить фигуру и фон.

Внимание в общей психологии рассматривается как состояние сосредоточенности и концентрации сознания на чем-либо. Образно словами К. Д. Ушинского внимание называют дверью в сознание человека. Внимание всегда направлено либо на внешний, либо на внутренний объект, а, следовательно, оно избирательно. Выбор объектов внимания зависит от многих факторов: новизны объекта для человека, его красочности, динамичности, существующей потребности у субъекта. К свойствам внимания относится его сосредоточенность как углубленность сознания, что подразумевает одновременное отвлечение от других объектов и обеспечивает качество познания. Устойчивость внимания — длительность его сохранения на объекте. Скорость переноса внимания с одного объекта на другой называют переключением внимания.

Рассеянность — противоположное вниманию свойство. Это неспособность человека длительно удерживать внимание на объекте познания.

Выделяют следующие виды внимания:

— произвольное (целенаправленное);

— непроизвольное (непреднамеренное), вызванное признаками внешнего объекта — контрастность, движение, яркость и др.;

— послепроизвольное, сочетающее в себе признаки произвольного и непроизвольного внимания.

Младшие школьники часто от взрослых слышат призыв быть внимательным, не отвлекаться. Но что значит быть внимательным, как достигнуть такого состояния ребенок не знает. Важно научить ребенка приемам организации своего внимания, а не просто требовать от него данного умения, которое только формируется. И воспитывать на этой основе внимательность как личностное качество. Внимание детей отличается неустойчивостью. Ребенка раннего возраста легко отвлечь, предложив ему другой предмет или просто убрав нежелательный объект из поля зрения. В дошкольном возрасте такая стратегия переключения внимания малоэффективна, так как у ребенка уже имеются относительно устойчивые воспоминания. В младшем школьном возрасте появляется произвольность внимания, которая становится средством перевода психических функций в разряд высших.


В этой связи данный возраст называют возрастом глобального опроизволивания всех психических функций.

Опроизволивание ярко проявляется в развитии памяти — центральной психической функции сознания ребенка младшего школьного возраста. Память — это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память и внимание — необходимые слагаемые успешного учения. Только в младшем школьном возрасте намеренное использование средств запоминания позволяет ребенку увеличить объем запоминаемого в сравнении с дошкольным возрастом, где объем произвольного и непроизвольного запоминания примерно одинаков. В ходе обучения педагог учит ребенка приемам произвольного запоминания с помощью установления ассоциаций с уже ранее известным, составления плана запоминаемого текста, его логического структурирования, специальных мнемотехнических приемов, а не простого многократного повторения материала.

Продолжается и опроизволивание эмоций, что находит свое отражение в появлении такого феномена, как «интеллектуализация аффекта», когда ребенок становится способным встать во внеситуативную позицию по отношению к эмоционально заряженным ситуациям и найти способ выхода из них. Ярким примером этого является детское сочинительство, новый культурный вид деятельности для данного возраста, где ребенок в специфической обстановке (в коллективе детей) придумывает сюжет по определенным правилам. Чаще всего украдкой от взрослых дети совместно придумывают и рассказывают друг другу страшные истории. Как считает М. В. Осорина, дети таким образом в символической форме прорабатывают страхи. Совместное «бояние», вызванное произвольно, намеренно, выступает средством контроля своего эмоционального состояния. С той же целью дети совместно предаются и магической практике. Все способы овладения своими эмоциональными состояниями, страхами перед неизвестным способствуют переводу «страшных мест» в разряд «страшно интересных», о которых хочется больше узнать. В дальнейшем благодаря такой практике и по мере овладения научными понятиями происходит перестройка конкретно-образной картины мира ребенка в научную картину.

Опроизволенность эмоций к концу возраста позволяет ребенку не показывать во вне то, что он переживает на самом деле. От взрослого требуется особая внимательность к состоянию детей этого возраста, пониманию того, что он реально переживает. Часто в оценке состояния ребенка учитель ориентируется на модель «правильного поведения», как должен вести себя ребенок в случае провинности, проявлять признаки раскаяния (опустить голову, не смотреть в глаза взрослому, произносить извинения). Если ребенок так не делает, то ему приписывают бесчувствие и т. п. Яркий пример конфликта внутреннего раскаяния и внешнего поведения ребенка 11 лет, реакции «умного» взрослого на его неподобающий поступок описан в повести Германа Гессе «Душа ребенка».



Произвольность в общении со взрослым является шагом к «внутренней диалогичности», возможности одновременно удерживать две позиции — «действующего» и «наблюдающего». В этом возрасте ребенок открывает в себе собеседника, его сознание становится диалогичным, появляется внутренняя речь, что способствует возникновению потребности в уединении, нахождении укромных мест. Происходит освоение новых территорий, новых путей в знакомом пространстве. Ребенок тяготеет к походам, к разработке маршрутов движения, что непременно должен учитывать взрослый в воспитании у него самостоятельности, организованности, дисциплинированности, общей ориентированности во внешнем пространстве.

Младший школьный возраст — возраст появления такого нравственного качества как совесть. В. В. Розанов описательно определял совесть так: «никто не видит, никто не знает, а я все равно не сделаю». Возникновение совести возможно благодаря появлению личностной рефлексии, способности ребенка смотреть на себя глазами другого человека, оценивать себя и свои поступки с позиции другого.

Заканчивается младший школьный возраст кризисом 10—11 лет. Единого мнения о содержании и новообразовании этого кризиса нет.

Л. Б. Филонов выделяет кризис 11 лет как самостоятельный по содержанию и называет его кризисом негативизма. В этом возрасте, по мнению ученого, ребенок впервые серьезно начинает возражать взрослому и делает попытки эмансипироваться от него в сферах оценок поведения, в выборе друзей, среды обитания и в сфере самостоятельных отношений.

Исследования Е. Е. Кравцовой, Е. Л. Горловой дают основания говорить о появлении значенческого уровня рефлексии в кризисе 11 лет.

К. Н. Поливанова называет этот кризис предподростковым и со ссылкой на исследования Т. В. Драгуновой, Д. Б. Эльконина указывает на «чувство взрослости» как новообразование этого возраста. Чувство взрослости относится к особой форме самосознания — это отношение к себе как взрослому, представление о себе как о взрослом, желание быть и казаться взрослым.

Резюме. Социальная ситуация развития младшего школьника обусловлена овладением учебной деятельностью, целью и результатом которой является изменение самого субъекта этой деятельности. Центральным новообразованием учебной деятельности является рефлексия как умение отделять знаемое от незнаемого, по мере освоения ребенком системы понятий и теоретического мышления. Развитие мышления связано с овладением письменной речью, появлением произвольности внимания, опроизволением памяти и эмоций. Произвольность в общении со взрослым позволяет формироваться внутренней диалогичности, как возможности одновременно удерживать две функции — действия и наблюдения. Появление личностной рефлексии связано с возникновением совести, как способности смотреть и оценивать себя и свои поступки с позиции другого. Завершает возраст кризис 10—11 лет, к новообразованиям которого относят попытки эмансипироваться от взрослого в сфере самостоятельных отношений, появление значенческого уровня рефлексии и чувства взрослости, как особой формы самосознания. Относясь к себе как к взрослому, ребенок входит в подростковый возраст.



Психологическое развитие ребенка в период подросткового возраста (10/11—15 лет)

Переход к отрочеству отмечен изменением отношения ребенка к самому себе и взрослым. Осознание себя человеком, перешагнувшим границы детства, рождает у подростка потребность в изменении образа жизни. Эту потребность подросток реализует преимущественно в общении, которое помогает ему лучше понять самого себя. Общение подростка со сверстниками и взрослыми отличается. Сверстники создают атмосферу удовлетворения специфического для подростков «чувства взрослости», которое питает их психологическое развитие. Согласно Д. Б. Эльконину, интимно-личностное общение со сверстниками становится ведущим видом деятельности в подростковом возрасте.

Общение со сверстником как ведущий вид деятельности в подростничестве.

Любимое времяпровождение подростка связано с компанией сверстников. Это может быть переписка, «зависание» в глобальной сети или «тусовки» в неподконтрольных взрослым местах.

Подросток стремится стать членом группы, иметь сообщество для неформального общения. Решению этой возрастной задачи способствует подростковая субкультура. Она направлена на поддержание и укрепление чувства «Мы», которое необходимо подростку пережить в этом периоде. Часто для усиления чувства «Мы» подростки, как пишет В. С. Мухина, прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам. В неформальных подростковых объединениях появляется (или заимствуется из старших по возрасту групп) своеобразный сленг или «арго» — слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Сленг сокращает дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов группы общими знаками общения. Речь подростков может быть полностью сленговая (чтобы не поняли чужие), может иметь в обороте и пять-семь сленговых слов. Эти слова — достояние группы, они преступают нормы обыденной этики, освобождают от нормативной пристойности и дают ощущение раскрепощения в диалоге. Если в младшем школьном возрасте детская субкультура выполняла функции урегулирования отношений и саморегуляции, то подростковая субкультура направлена на сплочение, принадлежность к группе, идентификацию с ней, т. е. субкультура помогает удовлетворению основных социальных и психологических потребностей возраста.