Файл: Медицинские информационные системы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 522

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проектирование и разработка МИС – сложный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Поиск решений, снижаю­щих сложность и трудоемкость процесса проектирования и практической разработки такой системы, является в настоящее время одной из приоритетных задач разработчиков, занятых в такой специфичной области как медицина. Существует множество различных подходов для решения этой задачи.

Основополагающий аспект проектирования системы – это выбор системы управления базами данных (СУБД). Кроме того, МИС должна соответствовать современным технологиям программирования. В настоящее время, в основном, используются СУБД, использующее тех­нологию «клиент-сервер».

Обычно на построение современной МИС затрачивается по времени 2-3 года.



1.5. Структура МИС



МИС включают в себя:

  • административно-финансовую систему;

  • клиническую информационную систему;

  • информационную систему аптеки;

  • информационные системы лабораторий и диагностических отделений;

  • информационные системы других вспомогательных подразделений.

Рассмотрим структуру типовой информационной систе­мы медицинского учреждения. В информационной системе медицинского учреждения можно выделить следующие подсистемы: пациент, персонал, учреждение.
Подсистема «Пациент» предназначена для автоматизации работы с пациентами, т.е. работы с медицинскими картами, проведения диагностических и лабораторных исследований и т.д.

В данной подсистеме можно выделить следующие модули:

1) общебольничная база данных;

2) система хранения медицинских снимков;

3) программы работы со снимками;

4) экспертные системы;

5) подсистемы сопряжения с медицинским оборудованием;

6) подсистемы сопряжения с другими информационными системами.
Общебольничная база данных – «сердце» информационной системы, основная её часть. Она предназначена для обработки всевозможной информации, используемой медицинским учреждением – электронных медицинских карт пациентов, результатов диагностических исследований и т.д.

Основная ее часть – компьютерная медицинская карта пациента.
Система хранения снимков предназначена для длитель­ного хранения медицинских снимков, получаемых при об­служивании пациентов.

Программы обработки медицинских снимков предназначены для улучшения качества, выделения информативных объектов и анализа медицинских снимков, получаемых при работе медучреждения. Данные программы необходимы для повышения качества обслуживания пациентов, сокращения риска неправильной интерпретации информации, уменьше­ния времени на анализ снимков и т.д.
Экспертная система – это своего рода электронный помощник

, позволяющая врачам повысить качество меди­цинского обслуживания пациентов. Мощные системы спо­собны по описанию болезни и различного рода анализам определить заболевание, предсказать дальнейший ход развития болезни, методы ее лечения с учетом противопоказа­ний конкретным группам пациентов и т.д.
Подсистемы сопряжения с медицинским оборудованием предназначены для подключения медицинского оборудова­ния к автоматизированным рабочим местам врачей, что позволяет обмениваться с ними данными, производить автоматизированную обработку данных с медицинского обо­рудования и т.д.
Подсистемы сопряжения с другими информационными системами предназначены для обмена медицинской и иной информацией между информационными системами различных медицинских учреждений. Для взаимодействия между разнородными МИС необходимы стандартизованные про­токолы обмена. Для обмена медицинскими данными можно использовать стандарт HL7, для кодирования диагнозов –ICD-10 (или ICD-9), для обмена медицинскими снимками –DICOM 3.0.
Примерный состав автоматизированных рабочих мест (АРМ) информационной системы включает:

АРМ главврача,

АРМ заместителя главврача по медицинской части,

АРМ врача-рентгенолога,

АРМ врача-диагноста,

АРМ врача-клинициста,

АРМ ординаторской отделения (в первую очередь хирургического),

АРМ врача-лаборанта,

АРМ врача-регистратора.
Надо сказать, что эффективная работа АРМов может быть достигнута только при соединении их в локальную вычислительную сеть.

Локальная вычислительная сеть внутри учреждения может быть построена либо на основе Ethernet (10мб/с или 100 Мб/с) или на основе FDDI (100 Мб/с).

Рассмотрим вопросы МИС на уровне оказания первичной медико-санитарной помощи. Одну из главных ролей здесь может сыграть АРМ врача-рентгенолога. Это относится к пациентам с тяжелыми травмами, когда возникает необходимость быстрого получения рентгеновского снимка. При использовании беспленочной технологии снимок будет получен практически моментально после съемки
, чего не может быть достигнуто при использовании общепринятого использования фотопленки.

Другим примером улучшения качества оказания первичной медико-санитарной помощи может служить использование экспертно-справочных систем врачей-диагностов. Такие системы помогают врачу быстро и правильно поставить диагноз, а также написать протокол обследования. Данный фактор также немаловажен как для врачей, так и для пациентов.
В состав МИС входит система хранения и передачи медицинских снимков, построенная по многоуровнему принципу. Система имеет сопряжение с медицинской аппаратурой, что позволяет избавиться от использования фотопленки и термобумаги. Медицинские снимки, полученные с диагностической аппаратуры, могут подвергаться предварительной обработке и последующему анализу группой программных средств.

Схема взаимодействия составных модулей в МИС представлена на рисунке.



1.6. Основы функционирования
Карельской медицинской информационной системы (КМИС)



Рассмотрим основы функционирования МИС на примере Карельской медицинской информационной системы (КМИС), успешно внедрённой в медицинские учреждения России.

Карельская медицинская информационная система пред­назначена для автоматизации работы медицинских учреждений независимо от принадлежности (государственное или ведомственное) и специализации. При этом она разработа­на с учетом возможности ее использования в поликлинике, многопрофильном стационаре с различными клинически­ми и диагностическими отделениями, санатории.

Основное назначение КМИС – внедрение электронно­го документооборота с возможностью групповой работы над различными документами – электронной амбулатор­ной картой (в поликлинике), электронной историей болез­ни (в стационаре или санатории) и т.д.

При этом цель систе­мы – улучшение качества медицинской помощи и повы­шение эффективности труда медицинских сотрудников за счет комплексной автоматизации всех возможных видов деятельности в ЛПУ – от внутреннего документооборота, организации медицинской помощи до организации пита­ния и учета сотрудников.

Разработка системы основывается на научном подходе. Многие решения, используемые в различных программах или подсистемах, основаны на комплексном анализе име­ющегося отечественного и зарубежного опыта в проекти­ровании и эксплуатации аналогичных программных про­дуктов.

При создании КМИС преследовались две ключевых задачи –обеспечить возможность полного электронного до­кументооборота с высокой и стабильной производитель­ностью в течение длительного срока эксплуатации и приме­нение мощной подсистемы безопасности, основанной на средствах групповой работы. Именно поэтому в качестве программной платформы выбрана система Lotus Notes/ Domino, являющаяся, фактически, мировым стандартом для разработки мощных и безопасных корпоративных информационных систем.

Информационная система выполнена на основе объект­но-реляционного мультиплатформенного подхода. Основ­ная часть построена на базе объектно-ориентированной СУБД Lotus Notes/Domino версии 6.5.Х. (поддерживаются версии 7.0.Х). В качестве реляционной составляющей ис­пользуется SQL-сервер Microsoft SQL Server 2000 (в настоя­щее время идет работа по включению поддержки Microsoft SQL Server 2005). Информационная система базируется на модульной структуре. В состав системы входят несколько тщательно разработанных взаимосвязанных подсистем, та­ких как