ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 22
501
“Young Scientist” . #4 (108) . February 2016
Economics and Management
лезных дорог, не учитывая затраты по объектам их функ- циональных филиалов, или на уровне ОАО «РЖД» в целом. Доходы и финансовый результат определяются только на уровне территориального филиала или ОАО
«РЖД» в целом.
В отличие от видов деятельности первой группы, во второй группе, согласно номенклатуре, обеспечивается постатейный раздельный учет прямых производственных расходов по видам деятельности в структурных подразде- лениях. Доходы, расходы и финансовый результат во этой группе определяются в рамках каждого структурного под- разделения ОАО «РЖД», выполняющего соответству- ющую работу.
Таким образом, одной из основных задач внедрения управленческого учета в ОАО «РЖД» является органи- зация раздельного учета затрат, который в свою очередь помогает обеспечить прозрачность калькулирования се- бестоимости услуг по каждому направлению деятель- ности, что способствует минимизации эксплуатационных издержек, принятию важных управленческих решений в установлении цен на продукцию и услуги, а также вло- жению собственных средств в инновационные техно- логии.
В заключении хотелось бы отметить, что правильное использование системы управленческого учета создает у компании и ее структурных подразделений солидный запас прочности и повышает ее эффективность, а значит усиливает ее способность к защите своих интересов и спо- собность получить большую прибыль или создать больший бюджет продвижения.
Литература:
1. Вахрушина, М. А. Бухгалтерский управленческий учет. — М.: Омега-Л, 2007. — 582 c.
2. Карпова, Т. А. Управленческий учет: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. —
351 с.
3. Каверина, О. Д. Управленческий учет: теория и практика: Учебник для бакалавров. — 2-е изд., перераб. и доп. —
М.: Юрайт, 2014. — 488 с.
4. Хорнгрен, Ч. Т. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: пер. с англ. / Ч. Т. Хорнгрен, Дж. Фостер. — М.:
Финансы и статистика, 1995. — 416 с.
5. Друри, К. Управленческий учет для бизнес-решений: Учебник / Пер. с англ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. —
655 с.
6. Мачерет, Д. А. Совершенствование методов планирования и регулирования эксплуатационных расходов. //
Экономика железных дорог, 2002, № 8. с. 15–28.
7. Учетная политика открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Утв. Приказом ОАО
«РЖД» от 31.12.2010 г. № 235.
8. Официальный сайт ОАО «РЖД». URL: http:// www.rzd.ru
Место и значение инвестиций предприятия
в системе его финансового менеджмента
Толмачева Ирина Вильевна, кандидат экономических наук, доцент
Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко (Молдова)
В научной статье описывается инвестиционная политика предприятия как основная из его направлений
деятельности. Рассмотрены формы инвестиций, возможности их финансирования, показатели эффектив-
ности инвестиционного проекта. Рассмотрены некоторые аспекты государственного регулирования инве-
стиционных процессов.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный проект, эффективность, финансовый менеджмент.
П
остановка проблемы исследования. Одно из приори- тетных направлений финансовой деятельности пред- приятия является его инвестиционная активность. Инве- стиционная активность хозяйствующего субъекта прямым образом влияет на его финансовые результаты. Необхо- димо руководству предприятия при осуществлении менед- жмента разрабатывать инвестиционную политику с целью повышения инвестиционной активности и улучшения фи- нансовых результатов.
Деятельность организации, хозяйствующего субъ- екта независимо от формы собственности предопреде- ляет необходимость ее анализа с точки зрения финансов.
502
«Молодой учёный» . № 4 (108) . Февраль, 2016 г.
Экономика и управление
Финансовое управление предусматривает систему мер, методов, направленных на эффективное управление фи- нансовыми ресурсами, их эффективным привлечение и размещением. Управление финансовыми ресурсами предполагает их использование, размещение, что и под- черкивает реализацию инвестиционной деятельности предприятия.
Система финансового менеджмента включает не- сколько направлений: управление активами, пассивами, финансовыми рисками, капиталом, антикризисное фи- нансовое управление при угрозе банкротства и управ- ление инвестициями. Все перечисленные направления системы очень важны в деятельности предприятия, ка- ждое из них отдельно влияет на его финансовые резуль- таты. Но даже в современной мировой экономике под- черкивается важность именно инвестиций в отрасли, предприятия.
Система финансового менеджмента предполагает до- стижение главной цели — максимизация благосостояния собственников предприятия. [4, с. 12] Именно их благо- состояние подчеркивает уровень конкурентоспособности продукции, которую изготавливают. Данная цель косвенно также подчеркивает и важность ведения инвестиционной деятельности предприятия. Как это может быть взаимос- вязано? Хорошие финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта подчеркивают правильность всех его политик, в том числе и инвестиционной. Инве- стиционная политика направлена на реализацию системы мер, связанных непосредственно с вложениями капитала предприятия. Инвестиции можно трактовать как вло- жения капитала во всех его формах с целью получения до- хода или решения определенной социальной задачи. [4, с.
380]
Вложения капитала во всех формах реализуют по- средством различных форм: реальных и финансовых. Ре- альные инвестиции касаются вложения капитала в про- изводство, его развитие. Формами реальных инвестиций являются: приобретение имущественных комплексов, новое строительство, модернизация, инновационное ин- вестирование, прирост оборотных активов. Финансовые инвестиции предполагают вложение капитала в финан- совые инструменты, активы. Формами финансовых инве- стиций могут быть: вложения капитала в уставные капи- талы других предприятий, вложения капитала в денежные инструменты (депозитный вклад в коммерческом банке), вложения капитала в ценные бумаги, имеющие оборот на фондовых биржах.
Реальные инвестиции по моменту принесения дохода и преодоления точки безубыточности более длительные, а финансовые инвестиции практически доход приносят бы- стрее инвестору. В принципе ради дохода инвестор и раз- мещает капитал во всех формах с тем, чтобы не только развивать производство, выпускать конкурентоспособную продукцию, но и улучшать, в том числе и свое благосо- стояние. Это возможно путем проведения эффективного финансового менеджмента и получения по итогам опре- деленного финансового периода дивидендов, которые соб- ственник рассматривает как результат эффективных вло- жений.
Инвестор перед размещением инвестиций обязательно просчитает их эффективность, которая подтвердит по- лучение дохода. На наш взгляд к основным показателям определения эффективности относят: чистую приве- денную стоимость, индекс рентабельности, внутреннюю норму прибыли, период окупаемости. Основными из пе- речисленных показателей являются: чистая приведенная стоимость и внутренняя норма прибыли проекта. Чистая приведенная стоимость определяется как разность между суммой дисконтированных денежных потоков от реали- зации проекта и суммы инвестиционных затрат. Эта раз- ность должна быть положительной величиной, тогда можно говорить об эффективности реализации инвести- ционного проекта. Внутренняя норма прибыли рассчиты- вается в точке, когда чистая приведенная стоимость равна нулю и показывает насколько эффективно реализовывать инвестиционный проект. Конечно, кроме этих показа- телей, инвестор также рассчитывает и финансовое поло- жение или состояние предприятия для того, чтобы опре- делить инвестиционную привлекательность. Именно эти финансовые расчеты и являются фактическим подтверж- дением эффективности инвестиций. Поэтому можно отме- тить, что инвестор опирается на результаты финансовых расчетов при решении вопроса о размещении инвестиций.
Финансовый менеджмент также основывается на финан- совых расчетах и их результатах при разработке решений и их выполнении.
Вложения капитала во всех формах, прежде всего, в большинстве случаев осуществляются в денежной форме. Источниками инвестиций могут быть соб- ственные средства, так и заемные средства, привле- ченные из коммерческих банков. При выборе источника инвестор обязательно просчитывает их стоимость и вы- бирает наиболее дешевый. Но в большинстве случаев можно в частности отметить, что инвестор привлекает заемные средства с тем, чтобы уменьшить использование собственных средств и выводить их из оборота предпри- ятия. Но здесь необходимы финансовые расчеты, каса- ющиеся эффективности привлечения заемных средств.
Механизмом определения такой эффективности явля- ется эффект финансового рычага. Финансовый рычаг или леверидж указывает на уровень финансового риска невозврата кредита коммерческому банку. Но стоит от- метить, что в определенных экономических условиях, когда ресурсы коммерческих банков являются дорогими, то соответственно такой вариант привлечения автомати- чески отпадает. Например, сегодня ставка кредитования юридических лиц в нашем государстве в среднем около
12–15 %. [5, с. 43]
Инвестор, взяв кредит с такой ценой должен получить рентабельность выше 12–15 % иначе не стоит и думать привлекать кредитные ресурсы. Взвесив и проанализи- ровав сложные экономические условия в нашем государ-
503
“Young Scientist” . #4 (108) . February 2016
Economics and Management
стве, риски внешнего и внутреннего характера, можно констатировать, что такая стоимость кредита для наших хозяйствующих субъектов очень дорого и невыгодно. Ком- мерческие банки должны стремиться к снижению или уде- шевлению кредитных ресурсов, а не наоборот. Ставка ре- финансирования центрального банка на сегодняшний день — 3,5 %. [5, с. 43]
Получается, что коммерческие банки стремятся к полу- чению максимальной маржи и теряют из первоочередных задач — способствовать развитию отраслей промышлен- ности государства. Поэтому инвестор в основном получа- ется, должен рассчитывать на свои собственные ресурсы, то есть выводить их из оборота предприятия.
Не менее важное влияние оказывает на реализацию инвестиционного процесса в рамках предприятия и го- сударственное регулирование. Государство в данной си- туации выступает как регулятор, создающий инвестици- онные условия или наоборот условия, препятствующие инвестициям. Но даже в современных сложных экономи- ческих условиях проводится работа по привлечению ино- странных инвестиций. Во-первых, в государстве имеется законодательная база, которая обеспечивает достаточно льготные и лояльные условия для иностранных инвесторов и, в общем, инвесторов. Здесь можно выделить:
— закон «Об инвестиционной деятельности»;
— закон «Об иностранных инвестициях на территории
Приднестровской Молдавской Республики»;
— закон «О налоге на доходы организаций»;
— закон «О таможенном тарифе»;
— закон «О государственной поддержке инноваци- онных видов деятельности»;
— закон «О государственно-частном партнерстве»;
— постановление Правительства, утвердившего По- ложение о порядке создания и функционирования сво- бодных экономических зон.
Во-вторых, при детальном и глубоком анализе нор- мативно-правовых актов, можно отметить, в частности, к налоговым преференциям можно отнести следующее: организации с иностранными инвестициями, у которых более 50 процентов выручки образуется от реализации продукции собственного производства, имеют право в течение пяти лет после получения такого первого до- хода на понижение ставки налога на доходы на 10, 30 или 50 % в зависимости от сумм фактически внесенных иностранных инвестиций в уставный фонд или капитал организаций. Подобными льготами могут пользоваться и торговые предприятия, а также кредитные и страховые компании с иностранным капиталом. [2]
В области таможенных преференций можно выделить:
— таможенные льготы при ввозе имущества предпри- ятием с долей иностранных инвестиций в уставном фонде
(капитале);
— освобождение от уплаты таможенной пошлины. Ак- цизов и налога на импорт материальных ценностей и не- материальных активов, которые иностранный инве- стор ввозит в ПМР в качестве имущественного вклада при формировании или увеличении уставного капитала предприятия;
— освобождение от уплаты таможенной пошлины, ак- цизов и налога на импорт готовой продукции, сырья, полу- фабрикатов, комплектующих изделий, частей, ввозимых в ПМР предприятиями с иностранными инвестициями для собственных технологических нужд;
— освобождение от уплаты таможенной пошлины, ак- цизов и налога на импорт личного ввозимого в ПМР иму- щества иностранных специалистов, занятых на предприя- тиях с иностранным участием;
— таможенные льготы беспошлинного импортиро- вания продукции (работ, услуг) для собственного про- изводства и экспортирования продукции (работ, услуг) собственного производства предприятиями с долей ино- странных инвестиций. [3]
Также стоит отметить и гарантии государства относи- тельно стабильности осуществления инвестиционной де- ятельности, соблюдения прав и законных интересов ее субъектов:
— иностранные инвестиции не могут быть реквизи- рованы, национализированы, конфискованы или под- вергнуты другим аналогичным мерам принудительного изъятия. Кроме как по закону или на основании закона и только в обстоятельствах, не терпящих отлагательства, либо в случаях угрозы для экономической и национальной безопасности государства, с предоставлением справед- ливой компенсации;
— иностранным инвесторам после уплаты предусмо- тренных законодательством ПМР налогов, сборов и по- шлин, а также иных обязательных платежей гаранти- руется право перевода за границу денежных средств в иностранной валюте;
— при принятии новых законодательных актов, инве- сторы вправе в течение 5 лет руководствоваться законо- дательством, действующим на день осуществления инве- стиций. [1]
В-третьих, органы государственной власти со- вместно с Торгово-промышленной палатой ПМР про- вели три важнейших инвестиционных форума в 2009,
2010 и 2013 годах. География заинтересованных лиц, сторон и потенциальных инвесторов широка. В первом форуме принимали участие 50 иностранных организаций из 13 стран мира, на втором — 70 иностранных органи- заций из 18 стран мира, на последнем — 82 иностранные организации из 29 стран мира. Даже только по этим цифрам, можно отметить, что интерес к нашему госу- дарству со стороны иностранных инвесторов увеличи- вается, то есть инвестиционная привлекательность оче- видна. [6]
Резюмируя все выше сказанное, стоит отметить, что предприятия заинтересованы в реализации каче- ственной системы финансового менеджмента, которая включает несколько направлений, среди которых наи- более важное место занимают инвестиции. Объем и эф- фективность инвестиций автоматически сказывается
504
«Молодой учёный» . № 4 (108) . Февраль, 2016 г.
Экономика и управление
на финансовых результатах деятельности предприятия, его конкурентоспособности. Предприятие непроводящее ак- тивную инвестиционную политику потеряет рынки, по- требителей и в конченом итоге получает вместо прибыли убытки. На уровень эффективности инвестиций влияет источник финансирования и его стоимость, здесь необ- ходим тщательный финансовый анализ для того, чтобы все-таки получить доход. И последнее, государственное регулирование инвестиционной деятельности главным об- разом влияет на инвестиционную активность хозяйству- ющих субъектов, именно государство создает условия реализации инвестиций, тем самым способствуя эффек- тивной деятельности хозяйствующего субъекта и реали- зации эффективного финансового менеджмента.
Литература:
1. Закон ПМР «Об иностранных инвестициях на территории Приднестровской Молдавской Республики»
(в редакции по состоянию на 08.04.13) // http://www.vspmr.org
/ legislation
/ laws
/ zakonodateljnie-akti- pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-v-sfere-promishlennosti-torgovli-privatizatsii-stroiteljstva-transporta- energetiki-i-svyazi / zakon-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-ob-inostrannih-investitsiyah-na-territorii- pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki. html.
2. Закон ПМР «О налоге на доходы организаций» (в редакции по состоянию на 03.12.14) // http://www.
vspmr.org / legislation / laws / zakonodateljnie-akti-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-v-sfere-byudjetnogo- finansovogo-ekonomicheskogo-nalogovogo-zakonodateljstva / zakon-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-o- naloge-na-dohodi-organizatsiy. html.
3. Закон ПМР «О таможенном тарифе» (в редакции по состоянию на 14.05.14) // http://www.vspmr.
org / legislation / laws / zakonodateljnie-akti-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-v-sfere-byudjetnogo- finansovogo-ekonomicheskogo-nalogovogo-zakonodateljstva / zakon-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-o- tamojennom-tarife. html.
4. Бланк, И. А. Финансовый менеджмент: учебный курс. — К.: Ника-Центр, Эльга, 2010. — 478 с.
5. Основные показатели деятельности коммерческих банков ПМР // Вестник Приднестровского республикан- ского банка. — 2015. — № 12. — с. 43.
6. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты ПМР: URL: http://www.old.tiraspol.ru (дата обращения
17.10.2015).
Совершенствование методики проведения внутреннего аудита
Тураев Абдурахим Нортожиевич, кандидат экономических наук
Ташкентский финансовый институт (Узбекистан)
Байбаева Мухайё Худайбергеновна, кандидат педагогических наук, доцент
Ташкентский институт ирригации и мелиорации (Узбекистан)
В
зависимости от поставленной цели внутреннего ау- дита, полноты охвата им проверяемых объектов и не- обходимости получения разнообразной, доказательной информации о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия внутренние аудиторы при проведении про- верок могут использовать различные методические приемы и технические способы аудирования. [1]
Метод внутреннего аудита — это совокупность способов и приемов познания его объекта. Общей методологической основой изучения объекта внутреннего аудита является ди- алектический метод познания. Для сбора необходимой ин- формации и ее изучения в контрольно-аудиторской деятель- ности с целью формирования обоснованных доказательств
(свидетельств) о достоверности показателей бухгалтерских отчетов предприятия используются общенаучные и соб- ственные методические приемы внутреннего аудита.
К общенаучным методическим приемам относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, аб- страгирование и др.
К собственным методическим приемам относятся: фак- тического контроля, документальной проверки, просле- живание, сканирование и др.
При выполнении процедур контроля внутренние ауди- торы часто пользуются приемами фактического контроля, к которым относятся инвентаризация, лабораторный анализ, экспертная оценка, контрольные проверки и устный опрос.
В ходе внутреннего аудита широко используют обсле- дование, контрольный обмер, контрольные дойки, кон- трольная уборка урожая, контрольный запуск сырья и основных материалов в производство, наблюдение за выполнением отдельных хозяйственных операций. [2]