Файл: Анализ внедрения цифровых технологий городского управления в хмаоюгре.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
3.1 Информационная поддержка хозяйствующих субъектов округа
3.2 Информатизация процессов управления социальной сферой
3.3 Информационная поддержка деятельности исполнительной и законодательной власти округа
3.5 Основные направления информатизации органов местного самоуправления)
Нормативно-правовые аспекты внедрения цифровизации в городское управление
может приводить к выводу о том, что в регионе с каждым годом улучшается уровень качества жизни и действует эффективное муниципальное управление.
В Приложении 2 отражена статистика численности мужчин и женщин ХМАО-Югры в период с 2017 по 2021 год, проанализировав данные, можно сделать вывод о том, что доли мужчин (48,7%) и женщин (51,3%), таким образом, гендерный дисбаланс в регионе составляет 2,6%, что можно оценить как относительно низкий уровень дисбаланса.
В Приложении 3 отражена численность населения по возрастным группам в регионе ХМАО-Югра за 2017-2021 гг., из проанализированных данных можно сделать вывод о том, что в основном, в структуре населения преобладает зрелое трудоспособное население в возрасте от 30 до 64 лет, динамика молодого населения снижается из года в год, что можно связать с уровнем детской смертности, динамика пожилого населения возрастает, что связано с эффективной работой институтов здравоохранения, пенсионной реформой, социальной политикой региона в отношение старости.
Проанализируем показатели рождаемости, смертности и естественного прироста в ХМАО-Югра за период с 2017 по 2021 год, статистические данные отразим в Приложении 4. Из таблицы видно, что рождаемость имеет тенденцию к снижению, уровень смертности повышается, однако естественный прирост имеет положительную тенденцию, поскольку уровень рождаемости превосходит уровень смертности, однако, если наблюдаемая тенденция продолжит свое развитие, естественный прирост региона может стать отрицательным. Причинами низкой рождаемости могут быть низкая развитость институтов здравоохранения, культура и мировоззрение населения, экономическое и политическое положение региона, гендерный дисбаланс, а также одним из существенных признаков является увеличение доли зрелого и пожилого населения.
В Приложении 5 отражена ожидаемая продолжительность жизни в регионе, данный показатель отражает общий уровень благосостояния населения в социальном и экономическом аспекте
, влияние политики на жизнь населения. Из таблицы видно, что как у мужчин, так и у женщин снижается уровень продолжительности жизни, что можно связать с проблемами в регионе, связанных с трудовой, социальной сферой.
В Приложении 6 отразим показатель миграции населения в ХМАО-Югре, уровень прибывания и выбывания мигрантов несет нисходящую динамику, уровень прибывших превосходит уровень выбывших мигрантов.
https://72.rosstat.gov.ru/ofs_demp_hmao
написать про цифровые технологии, дописать 2-3 страницы дополнительно
бюджетной обеспеченности и т.п. Все показатели приводятся в динамике (минимум три периода), рассчитываются темпы роста (снижения) показателей. Делаются выводы об основных социально-экономических проблемах развития территории. Обязательно должны быть приведены:
4). Масштабные изменения в экономике за последние 5-10 лет (появление или закрытие крупных предприятий, инфраструктурные проекты).
Региональное стратегическое планирование подразумевает под собой долгосрочный процесс разработки и организации планов для обеспечения социально-экономического потенциала региона, развития региональной инфраструктуры и достижение определенных целей, способствующих реализации поставленных задач в системе регионального управления. Плетнева Александра Евгеньевна. "ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА" Общество, экономика, управление, vol. 6, no. 3, 2021, pp. 77-81.
Процессы информатизации и цифровизации как мероприятия по внедрению цифровых технологий в систему регионального управления в ХМАО-Югре стоит рассматривать как элемент стратегического планирования изучаемого региона, поскольку благодаря перечисленным процессам правительство региона стремится к социально-экономическому развитию территории. Цифровые технологии могут найти свое место в различных отраслях регионального управления и стратегического планирования. Рассмотрим для этого более подробно документ «О стратегии цифровой трансформации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
https://depit.admhmao.ru/dokumenty/hmao/7796913/
Необходимо провести исследование документов стратегического планирования, изучаемого региона или АТО и их проверку на соответствие требованиям 172-ФЗ от 28.06.2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Анализируется региональная и местная нормативная-правовая база стратегического планирования. Приводится краткое описание стратегии (концепции, программы или другого документа стратегического планирования со сроком действия не менее 10 лет), действующего в данном регионе или АТО:
По итогам раздела необходимо сделать общий вывод относительно эффективности организации процессов стратегического управления АТО или региона, общей рациональности форм и методов регионального и территориального управления и планирования, достижения установленных целей и задач территориального развития.
В данном разделе необходимо дать общую характеристику по следующим элементам регионального управления и планирования в анализируемом АТО или регионе:
Свойства и характеристики АТО, как объекта управления.
Действующие в АТО субъекты, объекты и уровни регионального управления.
Формы и институты регионального управления и территориального планирования, региональная политика, принятые в анализируемом АТО.
Принципы и установки стратегии территориального развития АТО.
Принципы организации экономики АТО. Оценка динамики ее развития.
В конце данного раздела необходимо провести SWOT-анализ АТО и сделать обоснование дальнейших направлений территориального развития, анализируемого АТО, а также предлагаемого набора мер по совершенствованию регионального управления и территориального планирования.
отредактировать
Принимая в 1996 году Концепцию информатизации, руководство Ханты-Мансийского автономного округа понимало, что сделан лишь первый шаг на большом, трудном и длительном пути широкого внедрения передовых информационных технологий, телекоммуникационных систем, формирования региональных информационных ресурсов, на пути перехода на качественно новый уровень не только сферы управления округом, но и всех других сфер жизнедеятельности, а также жизни населения.
Из ряда научно-методических документов, разработанных на федеральном уровне в Минсвязи России (а ранее – Роскоминформе), а также из опыта работ по информатизации регионов было известно, что необходимыми условиями успешного решения большинства проблем по информатизации региона являются:
– принятие Администрацией региона специального Постановления о проведении работ по информатизации;
– решение проблемы ресурсного обеспечения работ, включая разработку механизма финансирования работ по информатизации региона;
– назначение одного из руководителей Администрации региона ответственным за информатизацию в регионе с возложением на него функций заказчика систем и средств региональной информатизации;
– выбор (назначение) головной организации по информатизации региона,
назначение главного конструктора (руководителя) работ по информатизации региона;
– создание нормативной базы процесса информатизации;
– построение организационной структуры управления процессом информатизации региона.
Формирование организационной структуры управления отраслью информатизации в Ханты-Мансийском автономном округе началось с создания в системе органов исполнительной власти округа специального структурного подразделения по вопросам информатизации. Так, 18 марта 1997 года был создан Комитет по информационным ресурсам Администрации Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа. Главной задачей Комитета являлось информационное обеспечение органов государственной власти округа на основе интеграции информационных ресурсов с помощью территориальной информационной системы (ТИС) при взаимодействии с федеральными, региональными и муниципальными ин формационными системами. При этом главным направлением работы Комитета и явилась реализация Концепции информатизации округа. Большую работу по формированию структуры Комитета, по определению его задач и функций на начальном, самом трудном, этапе его становления выполнила Маслова Наталья Рудегоровна, которая является все эти годы его председателем.
Заметным событием в деятельности Комитета по информационным ресурсам явилось создание в его структуре в 2000 году отдела ситуационного анализа. Это позволило значительно повысить уровень информационного обеспечения процесса стратегического анализа и планирования социально-экономического развития округа, осуществлять структуризацию решаемых проблем, оценивать варианты управленческих решений на основе современных информационных технологий и средств отображения информации.
Важнейшим результатом деятельности и характеристикой Комитета по информационным ресурсам явилось формирование нормативной базы информатизации, подготовка постановлений и распоряжений Губернатора, Президиума Правительства и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа по различным вопросам информатизации. По мере расширения функций и круга решаемых Комитетом задач, охвата процессом информатизации всё новых сфер жизнедеятельности округа требовалось документально и нормативно-обосновывать все проводимые мероприятия по информатизации. Яркой иллюстрацией расширения объема работ и активизации деятельности Комитета по информационным ресурсам в последние годы является существенный рост количества разработанных документов и характеристики документооборота Комитета.
В Приложении 2 отражена статистика численности мужчин и женщин ХМАО-Югры в период с 2017 по 2021 год, проанализировав данные, можно сделать вывод о том, что доли мужчин (48,7%) и женщин (51,3%), таким образом, гендерный дисбаланс в регионе составляет 2,6%, что можно оценить как относительно низкий уровень дисбаланса.
В Приложении 3 отражена численность населения по возрастным группам в регионе ХМАО-Югра за 2017-2021 гг., из проанализированных данных можно сделать вывод о том, что в основном, в структуре населения преобладает зрелое трудоспособное население в возрасте от 30 до 64 лет, динамика молодого населения снижается из года в год, что можно связать с уровнем детской смертности, динамика пожилого населения возрастает, что связано с эффективной работой институтов здравоохранения, пенсионной реформой, социальной политикой региона в отношение старости.
Проанализируем показатели рождаемости, смертности и естественного прироста в ХМАО-Югра за период с 2017 по 2021 год, статистические данные отразим в Приложении 4. Из таблицы видно, что рождаемость имеет тенденцию к снижению, уровень смертности повышается, однако естественный прирост имеет положительную тенденцию, поскольку уровень рождаемости превосходит уровень смертности, однако, если наблюдаемая тенденция продолжит свое развитие, естественный прирост региона может стать отрицательным. Причинами низкой рождаемости могут быть низкая развитость институтов здравоохранения, культура и мировоззрение населения, экономическое и политическое положение региона, гендерный дисбаланс, а также одним из существенных признаков является увеличение доли зрелого и пожилого населения.
В Приложении 5 отражена ожидаемая продолжительность жизни в регионе, данный показатель отражает общий уровень благосостояния населения в социальном и экономическом аспекте
, влияние политики на жизнь населения. Из таблицы видно, что как у мужчин, так и у женщин снижается уровень продолжительности жизни, что можно связать с проблемами в регионе, связанных с трудовой, социальной сферой.
В Приложении 6 отразим показатель миграции населения в ХМАО-Югре, уровень прибывания и выбывания мигрантов несет нисходящую динамику, уровень прибывших превосходит уровень выбывших мигрантов.
https://72.rosstat.gov.ru/ofs_demp_hmao
написать про цифровые технологии, дописать 2-3 страницы дополнительно
бюджетной обеспеченности и т.п. Все показатели приводятся в динамике (минимум три периода), рассчитываются темпы роста (снижения) показателей. Делаются выводы об основных социально-экономических проблемах развития территории. Обязательно должны быть приведены:
4). Масштабные изменения в экономике за последние 5-10 лет (появление или закрытие крупных предприятий, инфраструктурные проекты).
2.2 Анализ внедрения цифровых технологий в систему регионального управления и территориального планирования ХМАО-Югра
Региональное стратегическое планирование подразумевает под собой долгосрочный процесс разработки и организации планов для обеспечения социально-экономического потенциала региона, развития региональной инфраструктуры и достижение определенных целей, способствующих реализации поставленных задач в системе регионального управления. Плетнева Александра Евгеньевна. "ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА" Общество, экономика, управление, vol. 6, no. 3, 2021, pp. 77-81.
Процессы информатизации и цифровизации как мероприятия по внедрению цифровых технологий в систему регионального управления в ХМАО-Югре стоит рассматривать как элемент стратегического планирования изучаемого региона, поскольку благодаря перечисленным процессам правительство региона стремится к социально-экономическому развитию территории. Цифровые технологии могут найти свое место в различных отраслях регионального управления и стратегического планирования. Рассмотрим для этого более подробно документ «О стратегии цифровой трансформации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
https://depit.admhmao.ru/dokumenty/hmao/7796913/
Необходимо провести исследование документов стратегического планирования, изучаемого региона или АТО и их проверку на соответствие требованиям 172-ФЗ от 28.06.2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Анализируется региональная и местная нормативная-правовая база стратегического планирования. Приводится краткое описание стратегии (концепции, программы или другого документа стратегического планирования со сроком действия не менее 10 лет), действующего в данном регионе или АТО:
-
Название. Год утверждения, Период действия, Статус (кем и когда утвержден), Главная идея (краткая формулировка содержательной сути документа). -
Сценарии (наличие, названия, основные характеристики). -
Миссия и Главная цель (формулировки и общая оценка). -
Приоритеты и основные направления развития (определены ли, сколько, какие?). -
Стратегические задачи и мероприятия (общие формулировки, количество). -
Наличие флагманских проектов (общие формулировки, количество). -
Проработка пространственных аспектов (отражены ли, как?). -
Планы реализации и целевые программы (определены ли, какие?). -
Наличие созданных структур стратегического планирования и управления. -
Проработка вопросов регионального управления и территориального планирования в стратегических документах региона или АТО -
Количественные показатели и сведения о результатах реализации стратегических документов (на базе индикаторов, предусмотренных в стратегии, таблица типа «план – факт»). Уровень достижения намеченных целевых показателей. -
Анализ выполнения программ или проектов в рамках регионального управления и территориального планирования. Оценка доли выполненных и невыполненных программ и проектов.
По итогам раздела необходимо сделать общий вывод относительно эффективности организации процессов стратегического управления АТО или региона, общей рациональности форм и методов регионального и территориального управления и планирования, достижения установленных целей и задач территориального развития.
2.3 Итоговая оценка процесса внедрения цифровых технологий в систему регионального управления и территориального планирования в ХМАО-Югра. Предложения по совершенствованию
В данном разделе необходимо дать общую характеристику по следующим элементам регионального управления и планирования в анализируемом АТО или регионе:
Свойства и характеристики АТО, как объекта управления.
Действующие в АТО субъекты, объекты и уровни регионального управления.
Формы и институты регионального управления и территориального планирования, региональная политика, принятые в анализируемом АТО.
Принципы и установки стратегии территориального развития АТО.
Принципы организации экономики АТО. Оценка динамики ее развития.
В конце данного раздела необходимо провести SWOT-анализ АТО и сделать обоснование дальнейших направлений территориального развития, анализируемого АТО, а также предлагаемого набора мер по совершенствованию регионального управления и территориального планирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
отредактировать
Принимая в 1996 году Концепцию информатизации, руководство Ханты-Мансийского автономного округа понимало, что сделан лишь первый шаг на большом, трудном и длительном пути широкого внедрения передовых информационных технологий, телекоммуникационных систем, формирования региональных информационных ресурсов, на пути перехода на качественно новый уровень не только сферы управления округом, но и всех других сфер жизнедеятельности, а также жизни населения.
Из ряда научно-методических документов, разработанных на федеральном уровне в Минсвязи России (а ранее – Роскоминформе), а также из опыта работ по информатизации регионов было известно, что необходимыми условиями успешного решения большинства проблем по информатизации региона являются:
– принятие Администрацией региона специального Постановления о проведении работ по информатизации;
– решение проблемы ресурсного обеспечения работ, включая разработку механизма финансирования работ по информатизации региона;
– назначение одного из руководителей Администрации региона ответственным за информатизацию в регионе с возложением на него функций заказчика систем и средств региональной информатизации;
– выбор (назначение) головной организации по информатизации региона,
назначение главного конструктора (руководителя) работ по информатизации региона;
– создание нормативной базы процесса информатизации;
– построение организационной структуры управления процессом информатизации региона.
Формирование организационной структуры управления отраслью информатизации в Ханты-Мансийском автономном округе началось с создания в системе органов исполнительной власти округа специального структурного подразделения по вопросам информатизации. Так, 18 марта 1997 года был создан Комитет по информационным ресурсам Администрации Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа. Главной задачей Комитета являлось информационное обеспечение органов государственной власти округа на основе интеграции информационных ресурсов с помощью территориальной информационной системы (ТИС) при взаимодействии с федеральными, региональными и муниципальными ин формационными системами. При этом главным направлением работы Комитета и явилась реализация Концепции информатизации округа. Большую работу по формированию структуры Комитета, по определению его задач и функций на начальном, самом трудном, этапе его становления выполнила Маслова Наталья Рудегоровна, которая является все эти годы его председателем.
Заметным событием в деятельности Комитета по информационным ресурсам явилось создание в его структуре в 2000 году отдела ситуационного анализа. Это позволило значительно повысить уровень информационного обеспечения процесса стратегического анализа и планирования социально-экономического развития округа, осуществлять структуризацию решаемых проблем, оценивать варианты управленческих решений на основе современных информационных технологий и средств отображения информации.
Важнейшим результатом деятельности и характеристикой Комитета по информационным ресурсам явилось формирование нормативной базы информатизации, подготовка постановлений и распоряжений Губернатора, Президиума Правительства и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа по различным вопросам информатизации. По мере расширения функций и круга решаемых Комитетом задач, охвата процессом информатизации всё новых сфер жизнедеятельности округа требовалось документально и нормативно-обосновывать все проводимые мероприятия по информатизации. Яркой иллюстрацией расширения объема работ и активизации деятельности Комитета по информационным ресурсам в последние годы является существенный рост количества разработанных документов и характеристики документооборота Комитета.