Файл: Анализ внедрения цифровых технологий городского управления в хмаоюгре.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

3.1 Информационная поддержка хозяйствующих субъектов округа

3.2 Информатизация процессов управления социальной сферой

3.3 Информационная поддержка деятельности исполнительной и законодательной власти округа

3.4 Информатизация процессов эффективного природопользования и охраны окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа

3.5 Основные направления информатизации органов местного самоуправления)

Нормативно-правовые аспекты внедрения цифровизации в городское управление

2 АНАЛИЗ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ХМАО—ЮГРА

2.1 Общая характеристика социально-экономического положения и внедрения цифровых технологий в ХМАО-Югра

2.2 Анализ внедрения цифровых технологий в систему регионального управления и территориального планирования ХМАО-Югра

2.3 Итоговая оценка процесса внедрения цифровых технологий в систему регионального управления и территориального планирования в ХМАО-Югра. Предложения по совершенствованию

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ



В настоящее время основными объектами внимания территориальных органов управления являются:

– хозяйствующие субъекты различной ведомственной подчиненности и форм собственности, в том числе, субъекты, имущество которых принадлежит округу;

– региональные ресурсы: финансовые, трудовые, товарные, природные, информационные;

– окружающая среда;

– население округа.

К каждому из этих объектов органы управления применяют два вида воздействия: руководят (распоряжаются) либо координируют (создают условия).

Процессы, обеспечивающие реорганизацию системы хозяйствования и новые требования, предъявляемые со стороны юридических и физических лиц к информации, существенным образом должны изменить и изменили ролевые функции всех участвующих в этом процессе и, в первую очередь, органов управления. На первый план выдвинулись функции управления имуществом, ресурсами, социальной сферой. Немалое значение приобрели функции, связанные с развитием предпринимательской и коммерческой деятельности и ряд других, ранее не присущих централизованной системе управления. С другой стороны, немаловажное значение, с точки зрения налогообложения, формирования бюджета и бюджетной политики, имеют и взаимоотношения органов территориального управления с хозяйствующими субъектами различных форм собственности.

Изменилась и предметная область информатизации территориального уровня, которая включает:

информатизацию законодательной и исполнительной власти как представителей коллективного собственника на территории и юридического лица, ответственного за установление цивилизованного порядка в отношениях между всеми собственниками на территории и поддержание устойчивого функционирования узаконенного механизма хозяйствования;

информационную поддержку деятельности хозяйствующих субъектов региона в части обеспечения информацией всех видов их деятельности;

информатизацию процессов управления социальной сферой;

информатизацию процессов эффективного природопользования и охраны окружающей среды в части обеспечения информацией органов территориального управления для оценки состояния природных ресурсов и воспроизводства жизненной (природной) среды населения;

информатизацию деятельности органов местного самоуправления.

Важной задачей информатизации округа является правовая информатизация, обеспечивающая создание условий удовлетворения информационно-правовых потребностей органов власти и управления государственных и общественных предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий. Она осуществляется на основе Концепции правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28.06.93 г. №966.


Кроме того, в качестве отдельного направления региональной информатизации выделяется «Создание и обеспечение эффективного функционирования региональной инфраструктуры информатизации», как совершенно новой отрасли, формирующей информационную, программно-техническую, организационную, телекоммуникационную инфраструктуру региональной информатизации.

С учетом сложившейся структуры управления округом каждая из выделенных предметных областей информатизации рассматривается по трем уровням:

– информатизация управления округом в целом (государственное управление);

– информатизация управления городом (городским хозяйством) окружного значения (местное самоуправление);

– информатизация управления административно-территориальной единицей округа.

Состав и содержание конкретных проектов информатизации на каждом уровне существенно зависит от принятой в округе схемы делегирования полномочий каждому из органов управления, которая определяется Конституцией Российской Федерации, федеральным за коном. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, уставом Ханты-Мансийского автономного округа.

Декомпозиция основных направлений в Концепции информатизации производится, исходя из принятых основных направлений социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа.

При описании и детализации Концепции информатизации использована следующая структуризация:

– направление информатизации;

– поднаправления информатизации;

– проекты информатизации.

3.1 Информационная поддержка хозяйствующих субъектов округа


Информационная поддержка деятельности хозяйственных субъектов округа ориентирована, прежде всего, на предоставление информационных услуг по всем видам деятельности (производственной, экономической, коммерческой) хозяйствующим субъектам, формирование (согласование) схем развития и размещения каждого из отраслевых комплексов, определение налоговой и кредитной политики по отношению к ним.

Все множество хозяйствующих субъектов, рассматриваемых при определении основных концептуальных положений данного направления информатизации, можно условно раз бить на две группы:

товаропроизводители;

хозяйствующие субъекты, поддерживающие производственную и социальную инфраструктуру округа.

К первой группе относятся хозяйствующие субъекты нефтегазодобывающего, топливно-энергетического, нефтехимического, лесного и машиностроительного комплексов.

Интерес органов государственного и муниципального управления к этим структурам объясняется следующим:

– эти хозяйствующие субъекты являются основными источниками пополнения окружного и местных бюджетов;

– эти хозяйствующие субъекты, как правило, оформлены в виде акционерных обществ со смешанной формой собственности и интерес государственных и местных органов управления заключается в возможности управления своей долей собственности.

К основным проектам, реализуемым в этом поднаправлении информатизации, относятся:

– информационные технологии поддержки производственной, экономической и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов (предоставление информации по рынку труда, товарному рынку, фондовому рынку, законодательным актам и т.д.);

– информационные технологии разработки схем формирования, развития и размещения отраслевых комплексов.

Ко второй группе относятся хозяйствующие субъекты транспортного, жилищно-коммунального и градостроительного комплексов.

Предприятия этих комплексов работают, как правило, в определенных территориальных образованиях и взаимодействуют с местными органами власти и управления.

Информатизация градостроительного комплекса ориентирована, прежде всего, на решение проблемы комплексной застройки города с учетом имеющихся ресурсов,
инженерных коммуникаций, зеленых зон и т.д.

К основным проектам, реализуемым в этом поднаправлении информатизации, отноcятся:

– информационные технологии поддержки геоинформационной системы ведения городских кадастров;

– информационные технологии ведения генерального плана развития города и организации его исполнения;

– информационные технологии ведения городских земельных отводов;

информационные технологии плана капитального строительства и контроля его исполнения;

– информационные технологии ведения государственного градостроительного кадастра.

Вышеперечисленные проекты создаются для Главного управления архитектуры, подразделений капитального строительства городских мэрий.

Информатизация жилищно-коммунального хозяйства города предполагает информационную поддержку деятельности различных городских служб ЖКХ и ориентирована на развитие и поддержку инженерных коммуникаций города.

К основным проектам информатизации этого поднаправления можно отнести:

– информационные технологии ведения городских кадастров жилого и нежилого фондов;

– информационные технологии ведения городских кадастров тепловых сетей;

информационные технологии ведения городских кадастров водопроводных и канализационных сетей;

– информационные технологии ведения городских кадастров электрических сетей;

– информационные технологии ведения городских кадастров улично-дорожной сети;

– информационные технологии формирования муниципального заказа на коммунальные услуги и организации контроля за его исполнением;

– информационные технологии формирования муниципального заказа по перевозке пассажиров и организация контроля его выполнения;

– информационные технологии ведения городских кадастров газопроводов;

информационные технологии поддержки принятия решений в условиях чрезвычайных ситуаций на объектах коммунального хозяйства.



3.2 Информатизация процессов управления социальной сферой


Информатизация процессов управления в социальной сфере ориентирована, прежде всего, на внедрение экономических механизмов и информационных технологий, направленных на:

– смягчение негативных последствий бедности, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества;


– расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными и субсидируемыми социальными услугами.

В рамках этого направления следует рассмотреть проблемы организации непосредственного информационного обслуживания населения по широкому спектру таких вопросов, как деловая информация, коммерческая информация, информация о деятельности предприятий сферы услуг и т.д.

Проблема социальной защиты малообеспеченных слоев населения связана с ухудшением положения дел на потребительском рынке, ростом цен на товары и услуги первой необходимости, различной покупательной способностью населения и ориентирована, прежде всего, на информатизацию деятельности территориальных служб социальной защиты населения.

На обеспечение решения задач органов социальной защиты населения направлены следующие проекты информатизации по данной проблематике:

– формирование банка данных лиц, имеющих право на получение социальных льгот;

– организация назначения, перерасчета, выплаты пособий, компенсаций и других денежных выплат социального характера, а также осуществление учета выплаченных сумм;

– формирование банка данных на прибывающих в регион граждан, уволенных (увольняемых) с военной службы, в т.ч. нуждающихся в обеспечении жилой площадью, в трудоустройстве и получении гражданской специальности, в медико-социальной реабилитации;

– организация учета граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях;

назначение и выплата возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях;

Значительную роль в обеспечении социальной защиты населения округа играет региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу. Информатизация процессов управления в этой сфере осуществляется в направлении персонификации учета доходов и расходов в разрезе каждого застрахованного физического лица, автоматизированного ведения персональных лицевых счетов медико-социального страхования, решения задач анализа уровня заболеваемости, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в округе и т.д.

Работы в этом направлении развиваются в рамках соответствующих программ Фонда социального страхования Российской Федерации.