Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Психолого-педагогические особенности развития самооценки учащихся начальной школы
Особенности самооценки у младших школьников
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Анализ и интерпретация результатов исследования
исследователей (Л. И. Божович, В. И. Долгова, Л. С. Выготский, А. В. Захарова, Д. Б. Эльконин, А. И. Липкина, Л. И. Чернышова, Б. Г. Ананьев, В. С. Мухина, М. И. Лисина, К. О. Роджерс и др.).
Одним из сенситивных периодов развития самооценки является младший школьный возраст, который приходится на обучение в начальной школе.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она является важным регулятором поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием взрослого: дома – родителей, в школе – педагогов. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники).
Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей начальной школы, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.
В результате исследования нами решены следующие задачи:
В опытно-экспериментальной части работы нами было проведено исследование с использованием следующих диагностических методик:
Полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства респондентов преобладает адекватная самооценка, но, тем не менее, значительное количество опрашиваемых склонны к завышенной самооценке, что характерно для данного возраста. Так же имеет значение, что завышенная самооценка преобладает у мальчиков.
По результатам исследования были разработаны практические рекомендации педагогу и предложены упражнения по коррекции заниженной самооценки у учащихся начальной школы.
Важно отметить, что заниженная и неадекватная самооценка учащихся начальной школы требует внимания не только со стороны педагогов и родителей, но и со стороны психолога и социального педагога, т. к. у таких детей могут возникнуть проблемы в учебе и в общении с другими детьми.
Одним из сенситивных периодов развития самооценки является младший школьный возраст, который приходится на обучение в начальной школе.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она является важным регулятором поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием взрослого: дома – родителей, в школе – педагогов. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники).
Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей начальной школы, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.
В результате исследования нами решены следующие задачи:
-
рассмотрена самооценка как психологическая категория; -
выявлены особенности самооценки младших школьников; -
проведена опытно-экспериментальная работа по определению самооценки детей начальной школы; -
проанализированы результаты экспериментальной работы; -
разработаны практические рекомендации педагогу по повышению уровня самооценки у учащихся начальной школы.
В опытно-экспериментальной части работы нами было проведено исследование с использованием следующих диагностических методик:
-
Шкалы Дембо-Рубинштейн. -
Проба Де Греефе. -
Методика изучения самооценки «Лесенка». -
Проективная методика «Нарисуй себя».
Полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства респондентов преобладает адекватная самооценка, но, тем не менее, значительное количество опрашиваемых склонны к завышенной самооценке, что характерно для данного возраста. Так же имеет значение, что завышенная самооценка преобладает у мальчиков.
По результатам исследования были разработаны практические рекомендации педагогу и предложены упражнения по коррекции заниженной самооценки у учащихся начальной школы.
Важно отметить, что заниженная и неадекватная самооценка учащихся начальной школы требует внимания не только со стороны педагогов и родителей, но и со стороны психолога и социального педагога, т. к. у таких детей могут возникнуть проблемы в учебе и в общении с другими детьми.