Файл: View metadata, citation and similar papers at.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

View metadata, citation and similar papers at core.ac.uk brought to you byCORE


Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт педагогики и психологии детства Кафедра педагогики и психологии детства


Формирование самооценки у учащихся начальной школы



Выпускная квалификационная работа


Квалификационная работа допущена к защите

Зав. кафедрой Е. В. Коротаева



дата подпись

Исполнитель:

Стихина Елена Евгеньевна, обучающийся ПП - 41 группы
подпись




Руководитель:

Коротаева Евгения Владиславовна, д. п. н., профессор
подпись


Екатеринбург 2018

СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

САМООЦЕНКИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1.1. Анализ понятия самооценки; ее виды

1.2. Психолого-педагогические особенности развития самооценки

учащихся начальной школы

1.3. Возможности формирования самооценки у учащихся

начальной школы

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

2.1. Организация экспериментального исследования самооценки у

учащихся начальной школы

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

2.3. Практические рекомендации педагогу по повышению уровня

самооценки у учащихся начальной школы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. На сегодняшний день в системе развития образования происходят значительные изменения, касающиеся образования и воспитания личности ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования в качестве одного из приоритетных направлений определяет развитие способности ребенка соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свои поступки и поведение, проявлять самостоятельность и инициативность в жизнедеятельности [47].

В качестве наиболее сенситивного периода формирования самооценки ребенка выступает младший школьный возраст. Именно в этот период активно развивается самосознание ребенка, осознание им собственных мотивов действий и поведения, а также потребностей. Поэтому формирования самооценки у детей младшего школьного возраста выступает одной из ведущих воспитательно-образовательных задач.

Следует отметить, что в каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей.

В младшем школьном возрасте в качестве ведущего вида деятельности выступает учебная деятельность. Именно от того, как она протекает, зависит формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям

и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Данные положения предполагают становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и

содержательной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования.

В связи с этим, огромную роль в формировании самооценки у учащихся начальной школы играют родители и педагоги. Именно взрослые закладывают и развивают основы формирующейся объективной самооценки у ребенка.

Вопросам самооценки посвящено достаточно много исследований. Теоретические и практические аспекты изучения темы отражены в трудах как отечественных, так и зарубежных авторов (Л. И. Божович, В. И. Долгова, Л. С. Выготский, А. В. Захарова, Д. Б. Эльконин, А. И. Липкина, Л. И. Чернышова, Б. Г. Ананьев, В. С. Мухина, М. И. Лисина, К. О. Роджерс и др.).

Так, например, Л. С. Выготский [11] считал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться, оформляться самооценка. Именно в период младшего школьного возраста самооценка получает свое развитие за счет учебной деятельности, новой позиции позиции ученика, нового психического образования – рефлексии, которым ребенок только начинает овладевать. Именно в этот период ребенок впитывает, накапливает знания о других и о самом себе. По мнению А. И. Липкиной [30] у младших школьников обнаруживаются все виды самооценки (адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения), которые имеют свою специфику.

Таким образом, актуальность
темы исследования определяется противоречием между возросшей в системе образования необходимостью формирования у учащихся начальной школы объективной самооценки, оказывающей влияние на дальнейшую жизнедеятельность человека, и, требующимися практическими рекомендациями педагогу, оказывающему значительное влияние на формирование самооценки ребенка в процессе обучения.

Из указанного противоречия определилась цель, объект, предмет,

гипотеза нашего исследования.

Цель: выявить теоретические основания и изучить особенности формирования самооценки у учащихся начальной школы.

Объект: образовательный процесс учащихся начальной школы.

Предмет исследования: формирование самооценки у учащихся начальной школы.

Представленная цель достигается за счет реализации следующих

задач:


  1. рассмотреть теоретико-методологические основы изучения самооценки в работах отечественных и зарубежных авторов;

  2. выявить особенности самооценки детей младшего школьного возраста;

  3. организовать и провести эмпирическое исследование особенностей самооценки детей младшего школьного возраста;

  4. на основании полученных результатов разработать практические рекомендации педагогу по формированию объективной самооценки у учащихся начальной школы.

Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источников по обозначенной проблеме, эмпирические методы исследования в виде диагностики, количественного, качественного и сравнительно-сопоставительного анализа полученных данных.

Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций для педагогов, направленных на формирование объективной самооценки младших школьников, а также возможности дальнейшего использования рекомендаций педагогами начальной школы, педагогов дополнительного образования.

База исследования: учащиеся начальной школы Гимназии 47 г.Екатеринбурга.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



1.1 Анализ понятия самооценки; ее виды

В основе самопознания у каждого человека формируется определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое проявляется в самооценке. Самооценка представляет собой