Файл: View metadata, citation and similar papers at.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лист белой бумаги, который требуется сложить по палам.

Первую страничку мы никак не заполняем, она остается чистой, на ней после завершения диагностической работы будут записываться сведения о ребенке. На остальных страницах этой некой книжечки, наверху печатными буквами прописываем название каждого рисунка, который предстоит нарисовать испытуемому, соответственно: «Нехорошая девочка/мальчик,

«Хорошая девочка/мальчик», «Я». Мальчик или девочка пишем в зависимости от пола ребенка.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8

Анализ и интерпретация результатов исследования




В ходе этого исследования был выдвинут ряд задач, помогающих формированию самооценки у младших школьников:

  • определить развитие самооценки личности младшего школьника;

  • корректировать работу классного руководителя в соответствии с определенной самооценкой личности младшего школьника;

  • постановка применения педагогом технологий обучения и воспитания, способствующих стимулированию адекватной самооценки младшего школьника;

  • оценка учителем уровня сформированной адекватной самооценки у младших школьников.

Бравший в своей деятельности за основу единство и взаимосвязь, взаимодействие всех элементов, создающих единую систему действий, учитель на каждом этапе старается побудить учеников к самооценке. Первоначально нужно узнать на какой ступени развития находится самооценка, определить, какие затруднения могут испытывать младшие школьники, что может помешать им оценить себя в целом в разных видах деятельности.

На подготовительно-диагностическом этапе педагог обязан близко

сотрудничать с педагогом-психологом, использовать разные диагностические

методики, наставления педагога-психолога.

Чтобы решить исследовательские задачи, были выполнены исследования на базе Гимназии № 47 г. Екатеринбурга. Гимназия № 47 г. Екатеринбурга осуществляет подготовку по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Характеристика группы: в диагностиках

участвовало 20 человек в возрасте 8-9 лет, из которых 10 девочек и 10 мальчиков. Самооценка у детей определялась с помощью диагностических методик: «Лесенка», «Нарисуй себя», «Методика Т. В. Дембо-С. Л. Рубинштейна».

Результаты, полученные по методике «Лесенка», представлены в таблице 2.

Таблица 2 Показатели самооценки учащихся по методике «Лесенка»



п/п.

Ф.И.

Место

1

Ольга Б.

1

2

Александр Ф.

4

3

Полина З.

4

4

Юлия М.

3

5

Екатерина Г.

5

6

Валентина В.

3

7

Григорий Л.

5

8

Денис З.

5

9

Максим И.

4

10

Илгар Н.

4

11

Владимир Г.

5

12

Светлана С.

5

13

Юлия В.

5

14

Никита К.

5

15

Дарья О.

4

16

Яна П.

2

17

Анна Р.

4

18

Кирилл Б.

4

19

Валерий М.

4

20

Александр Р.

5

Результаты, полученные по методике «Лесенка»
свидетельствуют о том, что 40% ребят, а именно 8 учащихся, поставили себя на 5 ступень, что свидетельствует о завышенной самооценке.

Людям с завышенной самооценкой характерна демонстративность, командование людьми, неадекватная реакция на замечания учителя, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха. Чаще всего это характерно для детей в первом классе и считается для них возрастной нормой.

Беседуя с такими детьми, они говорили: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я очень красивый», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними».

Часто бывает, что у ребенка не получается рассказать про свой выбор, чаще всего он просто молчит, улыбается или делает задумчивое лицо. Это обусловлено тем, что у таких детей слабо развита рефлексия.

50% детей, поставили себя на 3 и 4 ступень, которая показывает, что они имеют адекватную самооценку. У таких детей сформировано благоприятное отношение к себе, они научились оценивать свою деятельность и самого себя: «Я добрый, потому что кормлю зимой птиц», «Я хороший, потому что добиваюсь успехов в спорте», и т. д. Это считается нормальным вариантом развития самооценки.

10% учащихся поставили себя на 1-2 ступеньку, что говорит о их низкой самооценке. Симптомами заниженной самооценки можно назвать: беспокойность, нерешительность, отказ от упражнений повышенной сложности. Обычно это связанно с некой психологической проблемой ребенка.

В разговоре такие дети часто говорят: «Я и ни плохой и ни хороший, потому что я бываю очень добрый (когда помогаю бабушке), бываю злым
(когда обижаю младшую сестру)». У таких детей налицо трудности во взаимоотношениях с родными. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что очень плохо читаю, а учительница и папа меня ругают за это».

В этом случае у ребенка нет ситуации успеха и благоприятного отношение к школе; а так же трудности в межличностном отношении со взрослыми людьми.

Наглядно результаты представлены на рисунке 1.








50%







40%


































10%






Рис. 1. Показатели самооценки у младших школьников по методике

«Лесенка»
Глядя на результаты, которые получились, можно сделать вывод, о том, что у 50% испытуемых самооценка находится на адекватном уровне, а у 40% испытуемых преобладает завышенная самооценка.

Высокая и средняя ступень самооценки является нормальной для младших школьников, это связано в большой степени с их результатами в познавательной деятельности и с педагогической оценкой учителя и близких родственников ребенка.

Результаты по методике «Нарисуй себя».

Результаты, которые получились в исследовании «Нарисуй себя», представлены в