Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Психолого-педагогические особенности развития самооценки учащихся начальной школы
Особенности самооценки у младших школьников
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Анализ и интерпретация результатов исследования
лист белой бумаги, который требуется сложить по палам.
Первую страничку мы никак не заполняем, она остается чистой, на ней после завершения диагностической работы будут записываться сведения о ребенке. На остальных страницах этой некой книжечки, наверху печатными буквами прописываем название каждого рисунка, который предстоит нарисовать испытуемому, соответственно: «Нехорошая девочка/мальчик,
«Хорошая девочка/мальчик», «Я». Мальчик или девочка пишем в зависимости от пола ребенка.
В ходе этого исследования был выдвинут ряд задач, помогающих формированию самооценки у младших школьников:
Бравший в своей деятельности за основу единство и взаимосвязь, взаимодействие всех элементов, создающих единую систему действий, учитель на каждом этапе старается побудить учеников к самооценке. Первоначально нужно узнать на какой ступени развития находится самооценка, определить, какие затруднения могут испытывать младшие школьники, что может помешать им оценить себя в целом в разных видах деятельности.
На подготовительно-диагностическом этапе педагог обязан близко
сотрудничать с педагогом-психологом, использовать разные диагностические
методики, наставления педагога-психолога.
Чтобы решить исследовательские задачи, были выполнены исследования на базе Гимназии № 47 г. Екатеринбурга. Гимназия № 47 г. Екатеринбурга осуществляет подготовку по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Характеристика группы: в диагностиках
участвовало 20 человек в возрасте 8-9 лет, из которых 10 девочек и 10 мальчиков. Самооценка у детей определялась с помощью диагностических методик: «Лесенка», «Нарисуй себя», «Методика Т. В. Дембо-С. Л. Рубинштейна».
Результаты, полученные по методике «Лесенка», представлены в таблице 2.
Таблица 2 Показатели самооценки учащихся по методике «Лесенка»
Результаты, полученные по методике «Лесенка»
свидетельствуют о том, что 40% ребят, а именно 8 учащихся, поставили себя на 5 ступень, что свидетельствует о завышенной самооценке.
Людям с завышенной самооценкой характерна демонстративность, командование людьми, неадекватная реакция на замечания учителя, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха. Чаще всего это характерно для детей в первом классе и считается для них возрастной нормой.
Беседуя с такими детьми, они говорили: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я очень красивый», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними».
Часто бывает, что у ребенка не получается рассказать про свой выбор, чаще всего он просто молчит, улыбается или делает задумчивое лицо. Это обусловлено тем, что у таких детей слабо развита рефлексия.
50% детей, поставили себя на 3 и 4 ступень, которая показывает, что они имеют адекватную самооценку. У таких детей сформировано благоприятное отношение к себе, они научились оценивать свою деятельность и самого себя: «Я добрый, потому что кормлю зимой птиц», «Я хороший, потому что добиваюсь успехов в спорте», и т. д. Это считается нормальным вариантом развития самооценки.
10% учащихся поставили себя на 1-2 ступеньку, что говорит о их низкой самооценке. Симптомами заниженной самооценки можно назвать: беспокойность, нерешительность, отказ от упражнений повышенной сложности. Обычно это связанно с некой психологической проблемой ребенка.
В разговоре такие дети часто говорят: «Я и ни плохой и ни хороший, потому что я бываю очень добрый (когда помогаю бабушке), бываю злым
(когда обижаю младшую сестру)». У таких детей налицо трудности во взаимоотношениях с родными. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что очень плохо читаю, а учительница и папа меня ругают за это».
В этом случае у ребенка нет ситуации успеха и благоприятного отношение к школе; а так же трудности в межличностном отношении со взрослыми людьми.
Наглядно результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Показатели самооценки у младших школьников по методике
«Лесенка»
Глядя на результаты, которые получились, можно сделать вывод, о том, что у 50% испытуемых самооценка находится на адекватном уровне, а у 40% испытуемых преобладает завышенная самооценка.
Высокая и средняя ступень самооценки является нормальной для младших школьников, это связано в большой степени с их результатами в познавательной деятельности и с педагогической оценкой учителя и близких родственников ребенка.
Результаты по методике «Нарисуй себя».
Результаты, которые получились в исследовании «Нарисуй себя», представлены в
Первую страничку мы никак не заполняем, она остается чистой, на ней после завершения диагностической работы будут записываться сведения о ребенке. На остальных страницах этой некой книжечки, наверху печатными буквами прописываем название каждого рисунка, который предстоит нарисовать испытуемому, соответственно: «Нехорошая девочка/мальчик,
«Хорошая девочка/мальчик», «Я». Мальчик или девочка пишем в зависимости от пола ребенка.
- 1 2 3 4 5 6 7 8
Анализ и интерпретация результатов исследования
В ходе этого исследования был выдвинут ряд задач, помогающих формированию самооценки у младших школьников:
-
определить развитие самооценки личности младшего школьника; -
корректировать работу классного руководителя в соответствии с определенной самооценкой личности младшего школьника; -
постановка применения педагогом технологий обучения и воспитания, способствующих стимулированию адекватной самооценки младшего школьника; -
оценка учителем уровня сформированной адекватной самооценки у младших школьников.
Бравший в своей деятельности за основу единство и взаимосвязь, взаимодействие всех элементов, создающих единую систему действий, учитель на каждом этапе старается побудить учеников к самооценке. Первоначально нужно узнать на какой ступени развития находится самооценка, определить, какие затруднения могут испытывать младшие школьники, что может помешать им оценить себя в целом в разных видах деятельности.
На подготовительно-диагностическом этапе педагог обязан близко
сотрудничать с педагогом-психологом, использовать разные диагностические
методики, наставления педагога-психолога.
Чтобы решить исследовательские задачи, были выполнены исследования на базе Гимназии № 47 г. Екатеринбурга. Гимназия № 47 г. Екатеринбурга осуществляет подготовку по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Характеристика группы: в диагностиках
участвовало 20 человек в возрасте 8-9 лет, из которых 10 девочек и 10 мальчиков. Самооценка у детей определялась с помощью диагностических методик: «Лесенка», «Нарисуй себя», «Методика Т. В. Дембо-С. Л. Рубинштейна».
Результаты, полученные по методике «Лесенка», представлены в таблице 2.
Таблица 2 Показатели самооценки учащихся по методике «Лесенка»
№ п/п. | Ф.И. | Место |
1 | Ольга Б. | 1 |
2 | Александр Ф. | 4 |
3 | Полина З. | 4 |
4 | Юлия М. | 3 |
5 | Екатерина Г. | 5 |
6 | Валентина В. | 3 |
7 | Григорий Л. | 5 |
8 | Денис З. | 5 |
9 | Максим И. | 4 |
10 | Илгар Н. | 4 |
11 | Владимир Г. | 5 |
12 | Светлана С. | 5 |
13 | Юлия В. | 5 |
14 | Никита К. | 5 |
15 | Дарья О. | 4 |
16 | Яна П. | 2 |
17 | Анна Р. | 4 |
18 | Кирилл Б. | 4 |
19 | Валерий М. | 4 |
20 | Александр Р. | 5 |
Результаты, полученные по методике «Лесенка»
свидетельствуют о том, что 40% ребят, а именно 8 учащихся, поставили себя на 5 ступень, что свидетельствует о завышенной самооценке.
Людям с завышенной самооценкой характерна демонстративность, командование людьми, неадекватная реакция на замечания учителя, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха. Чаще всего это характерно для детей в первом классе и считается для них возрастной нормой.
Беседуя с такими детьми, они говорили: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я очень красивый», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними».
Часто бывает, что у ребенка не получается рассказать про свой выбор, чаще всего он просто молчит, улыбается или делает задумчивое лицо. Это обусловлено тем, что у таких детей слабо развита рефлексия.
50% детей, поставили себя на 3 и 4 ступень, которая показывает, что они имеют адекватную самооценку. У таких детей сформировано благоприятное отношение к себе, они научились оценивать свою деятельность и самого себя: «Я добрый, потому что кормлю зимой птиц», «Я хороший, потому что добиваюсь успехов в спорте», и т. д. Это считается нормальным вариантом развития самооценки.
10% учащихся поставили себя на 1-2 ступеньку, что говорит о их низкой самооценке. Симптомами заниженной самооценки можно назвать: беспокойность, нерешительность, отказ от упражнений повышенной сложности. Обычно это связанно с некой психологической проблемой ребенка.
В разговоре такие дети часто говорят: «Я и ни плохой и ни хороший, потому что я бываю очень добрый (когда помогаю бабушке), бываю злым
(когда обижаю младшую сестру)». У таких детей налицо трудности во взаимоотношениях с родными. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что очень плохо читаю, а учительница и папа меня ругают за это».
В этом случае у ребенка нет ситуации успеха и благоприятного отношение к школе; а так же трудности в межличностном отношении со взрослыми людьми.
Наглядно результаты представлены на рисунке 1.
| ||||||
| 50% | | ||||
| 40% | | | |||
| | | ||||
| | | ||||
| | | 10% | |
Рис. 1. Показатели самооценки у младших школьников по методике
«Лесенка»
Глядя на результаты, которые получились, можно сделать вывод, о том, что у 50% испытуемых самооценка находится на адекватном уровне, а у 40% испытуемых преобладает завышенная самооценка.
Высокая и средняя ступень самооценки является нормальной для младших школьников, это связано в большой степени с их результатами в познавательной деятельности и с педагогической оценкой учителя и близких родственников ребенка.
Результаты по методике «Нарисуй себя».
Результаты, которые получились в исследовании «Нарисуй себя», представлены в